Христианские традиции возвращаются в жизнь современных людей. Многие стремятся знать и выполнять христианские традиции и обряды. Автор работы изучила и собрала материал по обряду крещения. В частности, узнала, что по традиции крестная мать дарит крестильную сорочку. Продаются готовые крестильные наборы, но будет гораздо лучше, если сшить или связать рубашку своими руками. Автор работы на основе анализа кроя крестильных сорочек, применяемых в старину и в наши дни, разработала выкройки и технологические карты по изготовлению крестильного набора для девочки.
Автор: Райх Яна Эдуардовна,
МБОУ СОШ № 2, 9 «А» класс
Руководитель: Каримова Елена
Николаевна, учитель МБОУ СОШ № 2
Геленджик - 2010-2011
Оглавление
3. Заключение……………………………………………………………….11 стр.
4. Список используемой литературы …………………………………….12 стр.
6. Приложения ……………………………………………………............ 13 стр.
Христианские традиции возвращаются в жизнь современных людей. Трудно сказать, являются ли наши современники по-настоящему верующими людьми, но многие стремятся знать и выполнять христианские традиции и обряды. Существует семь Таинств: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причастия, Брака, Священства и Елеопомазания. Крещение ребенка - одна из самых волнительных церемоний в жизни ребенка и его родителей. Это первое прикосновение к священному. Для маленького человечка крещение - это начало духовной жизни. Близкие друзья нашей семьи попросили меня стать крестной мамой ребенку – маленькой девочке Арине. Я никогда не принимала участие в обряде крещения, поэтому задалась вопросами: "Что делать?", "Как себя вести?" и "Что подарить на крестины?"
Из литературы и общения с верующими людьми я узнала, что быть крестной не только замечательно, но и необходимо осознавать всю ответственность, которую нужно нести за своего крестника. Обязанностью крестных родителей является духовное воспитание, поддержка и помощь на протяжении всей жизни.
По церковному обычаю, крестная мать покупает крыжму или "ризку". Это специальная ткань, или просто полотенце, в которое ребенка заворачивают, когда вынимают из купели. Кроме этого, крестная дарит крестильную рубашку и чепчик с кружевами и ленточками (для мальчика - с голубыми, для девочек, соответственно, - с розовыми). Крестильную рубашку хранят всю жизнь. Полотенце, по обычаю, не стирают после крещения ребенка, а используют, если ребенок заболел [11, 14].
Продаются готовые крестильные наборы, но гораздо лучше будет, если сшить или связать рубашку своими руками. Я решила изготовить крестильный набор для крестницы своими руками, но проблема в том, что в современных журналах и книгах по рукоделию я не нашла готовых выкроек и разработанной технологии изготовления крестильного набора.
ЦЕЛЬ: изготовить крестильный набор для девочки.
ЗАДАЧИ:
Для выполнения работы использовались следующие методы и приемы: анализ, сопоставление, обобщение, практическое выполнение работы - пошив крестильного набора. Были изучены предложения в магазинах города Геленджика, Новороссийска, Интернет-магазинов, литература по пошиву и вязанию одежды для детей, православным традициям и обрядам, проведен опрос рукодельниц. Был найден уникальный альбом моделей одежды для малюток, изданный в 1913 году в личном архиве рукодельницы- геленджичанки Яцун Н.В.
2.1. Некоторые сведения об обряде крещения
Обряд крещения ребенка (таинства) заимствован нашими предками у греков. Обязательным условием крещения в старину было иметь свидетелей при крещении, которые, соединялись с теми, кого крестили, духовным родством, служили бы наставниками в принятой вере. По правилам, при крещении у мальчика должен быть восприемник, а при крещении девочки – восприемница. Восприемник и восприемница между собою называются кум и кума, а в отношении к принятым ими от купели детей, крестным отцом и матерью.
Церковь издавна употребляла крещение погружательное. Спаситель был крещен на р. Иордан, Иоанном крестителем. Так крестился Великий Князь Владимир, и по прибытии из Корсуня в Киев, он повелел, чтобы все люди, вельможи и рабы, бедные и богатые, шли креститься. Народ толпами входил в реку Днепр, большие стояли в воде по грудь и шею, отцы и матери держали младенцев на руках; священники читали молитвы крещения, разделив народ на толпы, в которых мужчинам давали одно имя мужское, а женщинам одно
общее женское.
Обряд крещения на Руси происходил следующим образом. Священник читал молитвы. За тем следовало отречение крещаемого, если крестили младенца, то отречение крестных родителей, от сатаны. Они отрицались, дули и плевали три раза, обратясь назад, а после, обратясь на восток. Потом Иерей, помазав елеем, трижды погружал крещаемого в святую воду, произнося: «Крещается раб Божий: «Во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого духа, аминь; ныне и присно и во веки веков, аминь». Затем надевали на крещенного белую
одежду и крест.
При одевании крещаемого в белую одежду, пелся тропарь: «Ризу мне подаж светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш». После крещения следовало миропомазание, при произнесении слов: «Печать дара Духа Святого». Далее помазывалось все тело. После священник, обходил с крещаемыми и его восприемниками, трижды вокруг купели; прочитал Евангелие и, омыв тело, остригал волосы крестообразно, при чтении молитвы; залепив их в воск, отдавал восприемнику, а восприемник потом бросал их в купель, из которой выливали воду туда, где не ходили ногами.
При крещении ребенка, крестная снабжала его рубашечкою и головным убором, а крестный – крестиком. Каждый из крестных дарил подарок матери и ребенку, называемый в простонародье назубок. В других местах России, крестные снабжали ребенка, спустя несколько дней после крещения вещами, необходимыми для первых дней жизни ребенка.
После крещения бывал обед или пир для всех родственников и знакомых.
Родители крещаемого, не присутствовали при крещении своего ребенка. По совершении обряда (таинства) крещения, священник поручал крестным родителям заботиться о наставлении крестника или крестницы, в православной вере, и во всем, что нужно христианину [11, 14].
На Руси исстари существовали особые традиции подготовки к крестинам и их празднованию. Раньше крестины старались провести как можно скорее (иногда даже в день рождения или на другой день). К этому дню готовили ребёнку новую рубашку, пелёнку, свивальник, платок и крестик. Всеми этими приготовлениями занимались крёстные: крёстный папа готовил крестик, а крёстная мать - остальные принадлежности, которые особо украшались. Крестильную рубашечку украшали узкими полосками растительных орнаментов, древними узорами-оберегами, охраняющими благополучие ребёнка. А крестильной пелёнкой служила венчальная рубаха отца, которая переходила из поколения в поколение. В прошлом веке стали шить специальную крестильную пелёнку, тоже расшитую
тесьмой, галуном и кумачом [15].
2.2. Анализ возможных вариантов
Работая над проектом, я задалась вопросом, как выглядела крестильная сорочка в прошлом веке и какие сорочки используются при обряде крещения в наши дни. В фондах Государственного музея А.С. Пушкина хранится крестильная рубашка, которая, по преданию, принадлежала великому поэту [14]. Крой этой сорочки очень прост - в основе выкройка плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (приложение I). Я изучила литературу по изготовлению одежды для детей [3, 7, 8], журналы по вязанию. В личном архиве рукодельницы-геленджичанки Яцун Н.В. нашла альбом моделей одежды для малюток, изданный в 1913 году [1] (приложение II) и убедилась, что в наши дни используется при пошиве детской одежды, нижнего белья и легкого платья тот же крой, что 100 и более лет назад.
Был проведен анализ предложений товаров по интересующей меня проблеме в магазинах города Геленджика, Новороссийска, Интернет-магазинов [10, 12] и убедилась, что в продаже есть немало крестильных наборов, но мне хотелось бы, чтобы у крестницы был неповторимый и оригинальный комплект. Анализируя и сравнивая модели крестильных сорочек прошлого века и современных рукодельниц, я пришла к выводу, что крестильный набор можно связать, сшить и отделать вышивкой, прошвой или кружевом. Конструкция сорочки может быть простой, на основе выкройки плечевого изделия с цельнокроеным рукавом или более сложной, с втачным рукавом (приложение III, IV). Исходя из этого, мной были разработаны эскизы возможных вариантов крестильных наборов, состоящих из сорочки, головного убора и пеленки (приложение V).
Эскизы моделей 1-4 представлены на рисунках 1,2,3,4.
Описание модели 1. Комплект, состоящий из платья и чепчика, связанные крючком их хлопчатобумажных ниток. Вязка ажурная. Схему вязания можно подобрать по журналам. Для меня это более трудоемкая работа, т.к. вяжу крючком я еще не достаточно быстро.
Описание модели 2. Рубашка из вискозы, на основе выкройки плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, с капюшоном. Низ рукавов, изделия, край капюшона отделаны капроновым кружевом. По горловине завязка из атласной ленты. Этот вариант достаточно прост, мне хотелось бы попробовать свои силы на более сложном изделии.
Описание модели 3. Комплект, состоящий из платья и чепчика, сшитый из батиста. Платье на фигурной кокетке с втачным рукавом. Кокетка, низ рукавов и платья, край чепчика отделаны вышивкой. Попробовать выполнить конструкцию платья с втачным рукавом, мне было бы интересно, но отделка вышивкой займет много времени.
Описание модели 4. Комплект, состоящий из платья и чепчика, сшитый из батиста. Платье на прямой кокетке с втачным рукавом. Кокетка, низ рукавов и платья, край чепчика отделаны шитьем и узкой атласной лентой. Комплект можно дополнить пеленкой, отделанной также шитьем и косой бейкой. Мне кажется, что такой комплект будет нарядным, оригинальным и удобным для малышки.
Был проведен анализ возможных вариантов по тем критериям, которые важны для сорочки и приемлемы для практического выполнения (таблице 1).
Анализируя варианты идей, я остановилась на комплекте с отделкой шитьем и атласной лентой, т.е. модели 4.
Таблица 1.
Учет основных требований к сорочке | Модель1 | Модель 2 | Модель 3 | Модель 4 |
Создание полезной и красивой вещи | + | + | + | + |
Экологичность материала | + | + | + | + |
Доступность конструкции (выкройки, схемы) | _ | + | + | + |
Доступность техники исполнения, умения и навыки | _ | + | _ | + |
Стоимость материала | + | + | + | + |
Время, необходимое на выполнение проекта. | _ | + | _ | + |
Получение новых знаний и умений | + | _ | + | + |
В магазине текстильной галантереи я выбрала хлопчатобумажное шитье белого цвета с розовыми цветами шириной 4 см, белую атласную ленту шириной 1 см, розовую атласную ленту шириной 3 см, косую бейку. Поработав над эскизами, я остановилась на варианте, представленном на рисунке 4. Платье на кокетке по линии груди с длинным втачным рукавом. Разрез по линии середины переда кокетки и вырез горловины обработаны косой бейкой, переходящей в завязки. По низу рукавов и изделия пришито шитье. По линии шва притачивания шитья настрочена атласная лента.
Чепчик по конструкции – круг, по краю чепчика пришито шитье. По линии притачивания шитья настрочена косая бейка, являющаяся одновременно кулиской, в которую затем вставляется резинка [8].
Пеленка квадратная, углы скруглены. Две стороны отделаны шитьем и косой бейкой. На уголке пеленки настрочена косая бейка-кулиска по линии, показанной на чертеже. В кулиску вставлена атласная лента шириной 3 см. Идея пеленки взята из альбома детской одежды 1913 года [1].
Выбирая материал для детского крестильного набора, необходимо обратить внимание на ряд свойств. Ткань не должна вызывать аллергии, быть приятной на ощупь, сохранять красивый внешний вид, быть прочной. Я выбрала набивной батист белого цвета.
Батист - мягкая, тонкая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон.
Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. Льняной выше качеством, из длинных ровных волокон. В старину батистовую пряжу вырабатывали в сырых подвалах, чтобы добиться высокого качества. Со временем нашли способ сохранять пряжу влажной, вводя в нее гигроскопичный глицерин [3].
Слово "батист" - французское. Ткань названа именем фламандского ткача Жана Франсуа Батиста из Камбре, первым получившего ее в XIII веке. В начале XX века лучшую ткань вырабатывали во Франции и Бельгии. На рубеже XIX-XX веков высоко ценился шотландский бумажный батист, или батистовый муслин [16].
Физические (гигиенические) свойства – направлены на сохранение здоровья человека. Батист не вызывает аллергии, обладает хорошей воздухопроницаемостью, гигроскопичностью.
Механические свойства - это отношение материала к воздействию на него различных внешних сил. Батист прочный, износостойкий материал.
Технологические свойства - это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия. Ткань немного осыпается, поэтому после раскроя необходимо обметать срезы на оверлоке.
Эксплуатационные свойства: хорошо стирается, быстро сохнет. Нельзя выкручивать, гладить необходимо теплым утюгом.
Эстетические качества ткани также подходят для выбранного проекта. Это мягкая, легкая ткань, приятная на ощупь, имеет красивый внешний вид [6].
Для выполнения проекта я воспользовалась готовой выкройкой основы детского платья (выкройка основы, рукава) для девочки ясельного возраста [2].
Модель платья классическая расклешённая. Основа платья позволяет моделировать выкройку по своему вкусу. На момент крестин малышке будет 1 год. По таблице детских размеров я определила, что мне необходима выкройка 24 размера [13], (приложение VI).
Я перевела готовую выкройку, внесла модельные особенности в соответствии с эскизом модели - нанесла линию кокетки по линии груди и увеличила нижнюю часть платья методом параллельного расширения (3, 8), (приложение VII).
В литературе по пошиву одежды не дается технологической последовательности для конкретной модели, а только отдельные операции, поэтому технологическую последовательность разрабатывала самостоятельно [3,6,7,8].
Инструкционная карта 1. Изготовление сорочки.
№ | Последовательность операций | Оборудование и инструменты |
1 | Подготовить ткань к раскрою. Декатирование. | Ножницы, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
2 | Разложить крупные детали выкроек на ткани, закрепить булавками, обвести по контуру, обвести второй линией с учетом припусков на швы. | булавки, мелок, сантиметровая лента |
3 | Выкроить сорочку, проверить качество кроя. | Ножницы |
4 | Стачать плечевые вытачки кокетки спинки, начиная с широкого конца. | Швейная машина |
5 | Притачать кокетку спинки к нижней части спинки, образуя защипы по контрольным меткам. Ширина шва 10 мм, по лицевой стороне изделия. Шов притачивания заутюжить в сторону кокетки. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
6 | Настрочить атласную ленту, закрывая шов притачивания. Ширина шва 1мм, приутюжить | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
7 | Обработать разрез на кокетке переда косой бейкой, приутюжить. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
8 | Притачать кокетку переда к нижней части переда, образуя защипы по контрольным меткам. Ширина шва 10 мм, по лицевой стороне изделия. Шов притачивания заутюжить в сторону кокетки. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
9 | Настрочить атласную ленту, закрывая шов притачивания. Ширина шва 1мм. Приутюжить. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
10 | Стачать плечевые швы, ширина шва 10мм, заутюжить швы. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
11 | Обметать плечевые срезы. | Машина оверлок |
12 | Притачать по горловине шитье, образуя защипы через 20 мм. | Швейная машина |
13 | Обработать горловину косой бейкой, оставляя завязки 20см. | Швейная машина |
14 | Притачать по низу рукавов шитье по лицевой стороне, образуя защипы через 20 мм | Швейная машина |
15 | Настрочить атласную ленту по низу рукавов, закрывая шов притачивания. Ширина шва 1мм, приутюжить. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
16 | Втачать рукав в пройму изделия, припосаживая по окату между контрольными метками. Ширина шва 10мм | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
17 | Обметать срезы проймы | Машина оверлок |
18 | Стачать локтевой шов рукава и боковой шов изделия в один прием. Ширина шва 10мм. Заутюжить швы. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
19 | Обметать боковые срезы. | Машина оверлок |
20 | Притачать по низу платья шитье по лицевой стороне, образуя защипы через 40 мм | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
21 | Настрочить атласную ленту, закрывая шов притачивания. Ширина шва 1мм. | Швейная машина |
22 | Отутюжить изделие. | утюг, гладильная доска, проутюжильник |
Инструкционная карта 2. Изготовление чепчика.
№ | Последовательность выполнения работы | Оборудование и инструменты |
1 | Выкроить чепчик, круг диаметром 32 см | Ножницы |
2 | Притачать шитье по краю чепчика по лицевой стороне, образуя защипы через 30 мм, заутюжить. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
3 | Настрочить косую бейку-кулиску по краю чепчика, закрывая шов притачивания. Ширина шва 1мм, приутюжить. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
4 | Вставить резинку в бейку-кулиску. | Булавка |
Инструкционная карта 3. Изготовление пеленки.
№ | Последовательность выполнения работы | Оборудование и инструменты |
1 | Выкроить пеленку квадрат 110 х110 см, скруглить углы. | Ножницы |
2 | Притачать шитье по двум сторонам пеленки по лицевой стороне, образуя защипы через 30 мм, заутюжить. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
3 | Настрочить косую бейку по краю пеленки, закрывая шов притачивания. Ширина шва 1мм, приутюжить. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
4 | Настрочить косую бейку-кулиску по намеченной линии. Ширина шва 1мм, приутюжить. | Швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник |
5 | Вставить атласную ленту в бейку-кулиску. | Булавка |
Себестоимость изделия - действительная стоимость, вложенная в изготовление данного изделия.
Материальные затраты на изготовление изделия меньше, чем стоимость в магазине.
№ | Материалы | Количество, м | Цена 1 м, руб | Сумма,руб. |
1 | Ткань батист | 2 | 110 | 220 |
2 | Шитье | 8 | 25 | 200 |
3 | Косая бейка | 8 | 6 | 48 |
4 | Лента атласная, ширина 1 см | 2 | 3 | 6 |
5 | Лента атласная, ширина 3 см | 2,5 | 6 | 15 |
6 | Нитки | 1 кат. | 10 | 10 |
Итого | 499 |
Целью моего проекта было изучение некоторых традиций обряда крещения и изготовление крестильного набора, состоящего из сорочки, чепчика, пеленки. Подарок готов, надеясь, что он порадует малышку и её родителей (Приложение VIII, IX). В ходе работы над проектом я проанализировала существующие аналоги, разработала собственный вариант, закрепила свои навыки по выполнению швейных работ, расширила знания по свойствам тканей, научилась пользоваться готовыми выкройками, разработала инструкционные карты по изготовлению крестильного набора. Разработанные выкройки и технологические карты можно использовать на уроках технологии в разделе «Пошив ночной сорочки» в 7-м классе. Материал по традициям обряда крещения можно использовать на уроках технологии, кубановедения и в курсе «Основы православной культуры»
Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Крестильная сорочка Пушкина
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Модели сорочек, представленные в «Альбоме моделей детской одежды, 1913»
ПРИЛОЖЕНИЕ II I
Авторские модели рукодельниц. Вязаные крестильные наборы.
ПРИЛОЖЕНИЕ IV.
Авторские модели рукодельниц. Cшитые крестильные наборы
ПРИЛОЖЕНИЕ V.
Модели сорочек, разработанные автором
Рис.1. Модель 1 Рис.2. Модель 2
Рис.3. Модель 3 Рис.4. Модель 4
ПРИЛОЖЕНИЕ V I
Таблица детских размеров
Название мерки | Мерка (в см) в зависимости от возраста (месяцы) | ||||||
1 | 3 | 5 | 8 | 12 | 18 | 24 | |
Рост | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 |
Обхват шеи | 22 | 23 | 23 | 24 | 24 | 25 | 25 |
Обхват груди | 38 | 42 | 42 | 46 | 46 | 50 | 59 |
Обхват талии | 39 | 42 | 42 | 45 | 45 | 48 | 48 |
Обхват головы по горизонтали | 38 | 41,5 | 41,5 | 45 | 45 | 48,5 | 48,5 |
Обхват головы по вертикали | 42 | 46 | 46 | 50 | 50 | 54 | 54 |
Длина туловища с головой по прямой линии | 38 | 40,5 | 43 | 45,5 | 48 | 50,5 | 53 |
Длина туловища | 24,5 | 26,5 | 28 | 30 | 32 | 33,5 | 35 |
Длина туловища от яремной выемки | 29 | 30,5 | 32 | 33,5 | 35 | 36,5 | 38 |
Длина ноги по прямой линии | 48,8 | 49 | 50,5 | 55 | 59 | 63,5 | 67,5 |
Длина руки | 18 | 19,5 | 21 | 22,5 | 24 | 25,5 | 27 |
Длина стопы | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ VI I
Моделирование основы платья
ПРИЛОЖЕНИЕ VII I
Готовое изделие: крестильная сорочка и чепчик
ПРИЛОЖЕНИЕ IX
Готовое изделие: крестильная пеленка
Кто самый сильный?
У меня в портфеле
Карандаши в пакете
Соленая снежинка
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея