Исследовательская работа посвящена изучению традиционной русской куклы, как элементу исторической культуры русского народа.
В данной работе описана история появления и особенности русской куклы. Представлено разнообразие кукол и значение их в жизни людей в прошлом.
В работе приводятся результаты исследования, как люди используют кукол в настоящее время.
Работа включает план изготовления модели куклы- закрутки по традиционным технологиям.
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 35 КБ |
kukla_na_schaste_ili_puteshestvie_k_slavyanskim_kornyam.ppt | 2.55 МБ |
Шапошникова Кристина МОУ СОШ №7 г.Мончегорск
Выступление
На одном из уроков технологии мы изготовили из цветных ниток куколок Мартиничек. В русской деревне делались они для «закликания» весны. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. У наших предков были куклы- обереги. Воспоминания о таких куклах сохранились в сказках, где рассказывается о куколках — волшебных помощницах. Меня заинтересовала история возникновения куклы. Интересно было подробно узнать, какую роль играли они в жизни наших предков.
Для работы я выдвинула гипотезу: Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их разнообразием и использованием в жизни, то можно сказать, что кукла во все времена существовала не только в качестве детской игрушки.
В связи с этим у меня появилась необходимость в решении следующих задач:
1.Изучить научно-популярную литературу, материалы периодической печати и Интернет-ресурсы по теме исследования.
2.Исследовать роль кукол в жизни наших предков и современных людей. Проанализировать результаты исследования.
4.Научиться самой делать разные виды кукол.
5. Сделать вывод.
При ходе исследования я использовала методы: информационно – познавательный, анализ и обобщение.
Существуют мифы и легенды о появлении куклы. Если верить мифам, кукла появилась даже раньше людей. Мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, а те превращались в людей, встречаются у японцев, китайцев, индийцев. Верить ли легендам?
В музеях мира хранится множество фигурок, выполненных из глины, камня, рога и кости ещё в каменном веке. Это предшественники кукол-игрушек: идолы, истуканы, кумиры, божества. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина – фараона. Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.
Из книги И.Н Котова, А.С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» я узнала, что самые первые куклы делались из золы. Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Изучая историю кукол, я провела опрос одноклассников и знакомых, что они знают про куклу и их отношение к ней.
Оказалось, что 100% родителей, независимо, где они провели детство, имели кукол. Из опрошенных у 66% человек в детстве была любимая кукла, у 85% есть кукла и в настоящее время. А у 55% человек в семье есть кукла, которая бережется и передается из поколения в поколение как талисман. У 12% пап тоже есть куклы, небольшого размера мишки или пупсики, и все они являются талисманами, напоминающими о детстве. Но из истории происхождения куклы знают только 27% родителей.
На вопрос анкеты: «В какие игры Вы играли с куклой в детстве?», я получала такие ответы: оказывается, девочки разных поколений играли в одинаковые игры: «Дочки-матери», «Школа», «Больница», и другие. Еще кукла помогала приобретению навыков шитья, вязания и усидчивости. Среди опрошенных 77% человек шили одежду для кукол, а одна женщина сама вязала куклу.
В куклы играет 100% моих одноклассниц, 88% девочек используют куклу как игрушку, а 12% хранят их как талисман и элемент украшения своей комнаты.
Я сделала вывод, что кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, своеобразным напоминанием о детстве или предметом интерьера. Не только дети, но и взрослые искренне радуются, получая в подарок куклу. Многие люди долгие годы собирают такие игрушки и гордятся каждым новым пополнением своей коллекции.
Исследования подтверждают, что взрослые уделяли и уделяют куклам не меньше внимания, чем дети. Моя гипотеза, что кукла во все времена существовала не только в качестве детской игрушки, подтвердилась.
В ходе своего исследования я научилась работать с литературными источниками, собирать информацию, анализировать полученные данные и поняла, какое огромное значение имела старинная кукла в жизни моих предков. Я научилась делать старинную куклу-пеленашку и очень полюбила ее. У меня появилось новое прекрасное увлечение – старинные тряпичные куклы. Ведь их очень много разных видов, и в каждой куколке своя изюминка, своя загадка. Думаю, что в будущем я смогу написать большую исследовательскую работу о старинных тряпичных куклах.
Мне очень захотелось сделать свой оберег, которому можно довериться, с которым легче жить и преодолевать невзгоды.
Никто меня не любит
Сторож
Медведь и солнце
Рождественские подарки от Метелицы
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками