научно-исследовательская работа по МХК
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 337 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 г.ПАВЛОВО
СЕКЦИЯ: «Историческая тема в живописи»
Научно-исследовательская работа:
«Шедевры иконописи Никиты Павловца»
Авторы работы:
Квасова Анастасия 15 лет,
Калякина Ксения 15 лет
Руководитель
Герасимова Елена Львовна
учитель МХК МОУСОШ № 11
ОГЛАВЛЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Мы не случайно выбрали тему «Шедевры иконописи Никиты Павловца». В наше время экономических преобразований многие размышляют о будущем России. В современном обществе смяты нравственные ориентиры, происходит разрушение личности. Люди забыли о духовных ценностях , национальной культуре. Исследуя эту тему мы решили не только раскрыть многогранное иконописное творчество нашего земляка Никиты Павловца, но и обратить внимание, что иконопись Никиты Павловца является историей нашей великой страны. Общество, не знающее культурного наследия своего края, не может быть духовно нравственным.
Цель учебно-исследовательской работы: найти наибольшее количество сведений о жизни и творчестве Никиты Павловца и раскрыть огромный вклад в иконопись 17 века.
Главными задачами стали:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Исторические источники назвали 17 век «бунташным». И это не случайно: сложный, противоречивый период истории отмечен многочисленными большими и малыми бунтами, дворцовыми переворотами, лихими годами Смуты, смены правящей царской династии и церковным расколом. Иконописное искусство не могло остаться в стороне от общественных борений. Патриарх Никон выступил с суровой критикой новых веяний в написании икон. Из сочинения Павла Алеппского «Путешествия Антиохийского патриарха Макария в Россию в 17 веке: запрещение патриархом Никоном фриажских икон». «Во время проповеди Никон велел принести иконы старые и новые, кои некоторые из московских иконописцев стали рисовать по образцам картин франкских и польских. Так как патриарх отличался чрезмерной крутостью нрава и приверженностью к греческим обрядам, то он послал своих людей собрать и доставить к нему все подобные иконы, в каком бы доме ни находили их, даже из домов государственных сановников, что было исполнено. Никон выколол глаза у этих образов, после чего стрельцы, исполнявшие обязанности царских глашатаев, носили их по городу, крича: «Кто отныне будет писать иконы по этому образцу, того постигнет примерное наказание». В таких условиях развивалась русская иконопись 17 века.
В это время в селе Павлов Острог жил иконописец Иван Ерофеев, у которого был сын Никита. С детства Никита видел сгорбленную спину отца над большими и малыми досками, рядом лежали листы, прописи с изображением святых, горшочки с разведенными красками. С трех лет Никита помогал растирать краски в медной ступке и разводить их на яичном желтке в глиняных горшочках. Иногда отец позволял ему брать серебряную палочку, заставляя многократно повторять на бумаге плавные линии прорисей. Через много лет отец занемог от простуды и, чтобы выполнить в срок заказ, разрешил Никите покрыть охрой фон написанной иконы Бориса и Глеба, а заодно и прописать лещадки (плиты, тонкие квадратные кирпичи для выстелки полов). Тогда Никите было 9 лет, и он выполнил все столь усердно, что наблюдавший за его работой отец прослезился, когда увидел именно то, что хотел. Иван Ерофеев был искусным иконописцем и хотел, чтобы его талант передался и сыну. Уроки, которые он давал сыну, не прошли даром. С тех пор Никита часто дописывал за отцом фоны икон, нередко приписывая кружевной узор одежд, хотя знаменовал образы и писал лики святых отец.
В середине 17 века художественным центром страны становится Оружейная палата, во главе которой был поставлен один из образованнейших людей своего времени боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Мастера Оружейной палаты расписывали церкви и палаты, обновляли старую живопись, писали иконы и миниатюры, здесь работали и иностранные мастера. Активно строились церковные сооружения, поэтому требовалось большое количество иконописцев для росписи храмов, иконостасов. А также они писали иконы на заказы богатых купцов.
В Москву стягивалось большое количество художественных мастеров со всей Руси. Именно сюда и попал Никита Павловец.
К иконописцам предъявляли очень строгие правила. Из «Собора Русской Церкви»: «Подобает быть живописцу смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, не смехотворцем, несварливым, незатейливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно хранить душевную чистоту, приходить к отцам духовным и во всем исповедоваться и по их наставлению и учению жить в посте, и в молитве, и в воздержании со смиреннолюбием и с привеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса и апостолов. Если же кто из самих тех мастеров живописцев или их учеников начнет жить не по правильному установлению, таких отлучать и не велеть того касаться, чтобы боялись сказанного: проклят творящий дело Божия с небрежением». Неслучайно, чтобы приступить к написанию иконы, Никита постился и молился, как его отец, прося благословение Божие в его нелегком ремесле.
Примирить византийско-русские иконописные предания с началом новой живописи взяла на себя школа «царских жалованных живописцев», которые были на службе при Оружейной палате с 60-х годов 17 века. Царские жалованные живописцы указом царя Алексея Михайловича состояли на содержании и под охраной правительства.
Перед принятием нашего земляка на государеву службу его дарование было освидетельствовано жалованными царскими изографами во главе с самим Симоном Ушаковым, которые признали в нем хорошего мастера. Вскоре по указу Великого Государя Никите нужно написать образ Всемилостивого Спаса, Пречистую Богородицу и Иоанна Предтечу. Когда работа была закончена, со стороны учителя она получила одобрение, но были высказаны и замечания: учитель хотел, чтобы ученики писали правдивое, «зеркальное» изображение святых, поскольку «всякая вещь, представшая перед зеркалом, в ней свой образ напишет (С.Ушаков «Слово к люботщательному иконного писания»).
Никита с огромным воодушевлением принял замечания своего учителя. В дальнейшем своем творчестве он придерживался правил написания икон, которые преподнес ему Симон Ушаков. Лица святых стали не смуглыми, а телесного тона с румянцем и с классическим построением лиц, а так же появилась объемность построения, линейная перспектива, которая была открыта художниками эпохи возрождения.
В сотрудничестве с Симоном Ушаковым Никите Павловцу в 1674 году поручено было написать иконы «Спаса Вседержителя, стоящий в молении Никон де Андроник», «образ Алексея человека Божия», «образ Варлаама Хутынского».
Последней иконой в творчестве Никиты Павловца стала «Предста Царица», написанная по заказу княгини Софьи Алексеевны.
Проанализируем иконы Никиты Павловца того периода, когда он был изографом в Оружейной палате.
Знаменитая икона «Богородица Вертоград Заключенный», которая находится в Государственной Третьяковской галерее. Если мы обратимся к библейским сюжетам, то на иконе представлена сцена коронования Богоматери ангелами в райском саду, расположенном на берегу источника. Пресвятая Богородица молится в саду, а перед ней все деревья до земли склоняются. Сад представлен четырехугольником, огороженным невысокой балюстрадой и насажен рядами тюльпанов и гвоздик. Мария названа Вертоградом, взрастившая «яблоко жизни»- Иисуса Христа, а «Заключенный» поскольку до Рождества и после него оставалась Девой, то есть «источником запечатленным». Богородица являет образ церкви – Невеста Христова, в правой руке гвоздика – символ муки Христа. Икона напоминает произведение западноевропейской культуры, но она не имеет точных аналогов в христианском искусстве. Богородица на иконе изображена в полный рост, что приближает ее к монументальной живописи, ведь первые иконы, созданные византийскими мастерами, были большие, а русские иконописцы переняли этот опыт. Влияние новгородской иконописи здесь также присутствует: контрастность, насыщенность колорита, симметричность композиции. В изображении лика Богородицы присутствует школа Симона Ушакова. Никита Павловец демонстрирует свое умение мягко моделировать лицо и шею Богородицы, подчеркнуто округлость подбородка, припухлость губ, лирическое выражение лица, используется принцип линейной перспективы, а для фона использует западноевропейские гравюры. В иконе ощущается влияние строгановской школы живописи: пейзажная панорама, богатая орнаментика, затейливая каллиграфия.
В произведении наблюдается синтез достижений различных эпох и школ живописи. Эта икона не похожа ни на одну из икон других великих мастеров. Она не типична для русской церкви, но тем не менее ее можно назвать шедевром иконописи 17 века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования иконописного творчества Никиты Павловца и исторической эпохи 17 века, мы выяснили, что художественный вкус иконописца- нашего земляка рождался в мучительных размышлениях. С детства он постигал нелегкое ремесло иконописца, начиная с прорисей. Работа при Оружейной палате сделала его человеком известным, но он всю жизнь стремился к совершенствованию своего мастерства, учился у великих мастеров иконописи прошлых веков. Тяжелые испытания выпали на долю Никиты Павловца : потеря жены, а затем чудесное ее исцеление. Этот период он провел в полной безвестности в Макарьев-Желтоводском монастыре, расписывая его стены на сюжет Жития святого Макария.
Занкомство Никиты Павловца с Симоном Ушаковым и сотрудничество с ним оставили большой след в русском иконописном искусстве. Совместно ими были расписаны многие храмы в Москве, в том числе Успенский собор. Из собрания «Памятных книг Нижегородской губернии» упоминается, что 10 икон храма Воскресения села Павлово были написаны Симоном Ушаковым, а роспись старой соборной церкви выполнена его учеником – Никитой Павловцем.
Симон Ушаков оставил неизгладимый след в творчестве своего ученика, Никита Павловец старался перенят реалистическую манеру написания икон, но не копировал произведения своего учителя. Он имел художественное своеобразие икон.
В результате анализа творчества Никиты Павловца мы пришли к выводу, что иконы его «Богородица Вертоград Заключенный» 1670 год, «Чудо Георгия о змие, чудо Дмитрия Солунского», «Троица»1673 год по своему мастерству не уступают иконам Дионисия, Андрея Рублева, Феофана Грека.
Мы присоединяемся к мнению многих павловчан: на малой родине Никиты Павловца должен быть поставлен памятный знак иконописцу, который своим мастерством внес вклад в формирование русского искусства и прославил свой родной край.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1
«Чудо Георгия о змие, чудо Дмитрия Солунского»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
«Богородица Вертоград Заключенный»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
«Троица»
Марши для детей в классической музыке
Две лягушки
Чья проталина?
Рукавичка
Девочка-Снегурочка