МАОУ Апрелевская средняя школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Рецензия
на проектную работу
учащейся 3 «В» класса
Шароновой Ольги
по теме:
«Искусство танца».
Шаронова Ольга рассматривает данную тему с точки зрения важности эстетического развития людей, отображает культурное развитие разных народностей. В своей работе она старается максимально точно дать определение танца, его роли в развитие человечества. Доказывает важную роль танцевальной терапии в разрешении эмоциональных, душевных и физических проблем.
Тема раскрыта достаточно полно и последовательно. В своей работе Шаронова О. рассматривает и работает с понятийным аппаратом по данной проблеме.
Учитель начальных классов Р.А. Кукурузян
Вложение | Размер |
---|---|
tanec.doc | 54.5 КБ |
tanec_sharonovoy_1.ppt | 1.28 МБ |
Содержание:
Введение.
Основная часть
Понятие танца.
История появления танца.
Классификация танцев.
Народные танцы.
Бальные танцы. Вальс.
Современные танцы. Модерн.
Танцевальная терапия.
Заключение.
Библиография:
Фомин А.С. Понятие "танец" и его структура // Народный танец : Проблемы изучения. - СПб., 1991. - С. 69.
Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. - Л., 1983. - С.131.
Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. - М., 1908. - Вып. I. - С. 24.
24. Там же. - С.28.
Фомин А.С. Понятие "танец" и его структура // Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991.
Гривицкас В. Искусство танца: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1967
Введение.
Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз. (Фридрих Ницше).
Я танцую. Я люблю танцевать. Не понимаю тех людей, которые говорят, что не любят танцевать. Я им не верю. Ведь танец – это язык души, а душа есть у всех. Ведь танец – это красота, а чувства прекрасного развито у всех. Танец – это свобода, а к свободе стремятся все люди. Я пишу о танце, о том, что мне близко и чем я люблю заниматься. Итак, что такое танец?
Танец – это самый выразительный вид искусства, в котором посредством ритмичных движений и сменой выразительных положений человеческого тела достигается гармония движения и музыки. Музыка является неотъемлемой частью танца и в ней содержится вся магическая сила эмоционального движения создающего разнообразные фигуры.
Определить одним высказыванием, что такое танец невозможно, такое действие зависит от исторических и культурных контекстов. Американский хореограф М. Грэхем считает, что танец – это подлинное выражение душевных чувств, проявляющихся через движение тела.
Танец – возможно древнейшее из искусств появившееся намного раньше языка: почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танец отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, языком танца передавались сакральные тайны и даже излечивались болезни.
Танец существует, и существовал в разные времена и у разных народов, за долгую историю своего существования он постоянно изменялся, отображая культурное развитие разных народностей с добавлением нового.
Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Нет ничего похожего в мире, где один вид искусства мог бы демонстрироваться в различных жанрах, ведь танец может быть спортивным, социальным, религиозным, народным, культурным и современным.
Как было сказано выше, определить одним высказыванием, что такое танец невозможно, поэтому я постараюсь максимально полно рассказать о нём.
Законы танца сродни законам музыки. Простейшие построения танца складываются из чередований, контрастов, повторений, сопоставлений выразительных поз, сменяющихся в различных ритмах. Так возникает первоэлемент — танцевальный «темп».
Из темпов складываются па, затем образуются комбинации па, танцевальные предложения, периоды, соответствующие музыкальным построениям. Как сказала Мата Харри « Танец — поэма, в ней каждое движение — слово» .
Народное творчество является первоосновой танца, как искусства. Созданные отдельными представителями народа, танцы, получили массовое распространение, постепенно приобрели устойчивые формы.
Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, хороводы.
Национальное своеобразие танцевальной культуры находит свое выражение в специфических ритмах, позах, рисунках танца. При этом лучшие образцы танцев стали достоянием мировой культуры.
В историческом развитии танца постепенно определились основные его виды:
Народный танец – одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Такое разнообразие танцев родилось из характера народов, его жизни и образа занятий. Например танцы народов мира: аттан, варс, гопак, жемжурка, жок, зика, классические индийские танцы, краковяк, кочари, лезгинка, полька, танец живота, танцы цыган, трепак, узундере, хоровод, чардаш, яллы и другие.
Услышав про испанские танцы, практически каждый из нас представляет яркие наряды танцовщиц, мощные удары ног и звук гитары. Все эти особенности фламенко настолько тесно сплелись с понятием испанских танцев, что создается впечатление полного отсутствия на Пиренеях других танцевальных направлений. Однако, Испания богата на различные народные танцы, которые пользуются популярностью среди местного населения до сих пор.
Индийские танцы.
Танец Бхаратанатьям считается первым в мире танцем-театром. Согласно существующим письменным источникам он появился более пяти тысяч лет назад. Как любой классический танец Индии Бхаратанатьям носит не столько развлекательное, сколько сакральное значение. Однако, в нашей стране танец Бхаратанатьям для его более легкого восприятия преподносится зрителю в адаптированном виде.
Итальянский танец.
Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения. Но, несмотря на скорость, танцевальные па довольно просты. Называются танцевальные па в танцевальном наследии Италии балли.
Украинский танец.
Народный танец казачок известен своим весельем, бодростью, живостью. Особенно привлекателен в танце его игровой характер, притягивающий внимание зрителей.
Русский танец.
Русская плясовая вид народного танца. Включает хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур.
На смену древним танцам появились первые балеты. В свою очередь балет (ballet от лат. ballo — танцую) - вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах. Как правило, термин «балет» служит для обозначения вида искусства, сложившегося на протяжении XVI—XIX вв. в Европе (европейский классический балет), и получившего в XX в. распространение во всем мире. Многие страны Востока тоже имеют свой балет, основанный на собственной системе танца и пантомимы.
Изменялось общество – изменялось и танцевальное искусство. Появился вальс.
Король танцев – вальс возник на рубеже двух веков. Во Франции вальс приобрёл огромную популярность. Даже говорят, что вальс сравнивался с холерой. Увидев в нем подрыв устоев религии и общества, вальс был запрещен Людовиком 8-м. Но, продолжая жить в народе, танец перешел границу и, начал распространятся в странах Европы. Не сразу появился этот танец в России. Он, так же как и во Франции, считался весьма сомнительным. "Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности... чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие"- говорилось в танцевальном руководстве «Правила для благородных общественных танцев», изданные учителем танцеванья при Слободско-Украинской гимназии, Людовиком Петровским. Харьков, 1825. Но,
дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты, плавность и легкость. Сколько появлялось танцев! А вальс все живет. В чем секрет его успеха? В том, что в вальсе слились музыка и движения. Вальс выделился в самостоятельную группу - бальные танцы.
Бальные танцы - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах. К больным танцам относятся танго, ча-ча-ча и др.
С развитием цивилизации танец превратился в вид искусства, а соответственно и движения стали искусственными, имеющими мало общего с внутренним состоянием человека. Если в первобытном обществе переживания и эмоции рождали движения в танце, то в балете, например, определённая поза предназначалась для выражения душевных переживаний. Танец стал ничем иным, как набором заученных движений, исполняемых под музыку.
В начале 20-го века русская балерина Айседора Дункан отошла от классических канонов балетной школы и начала ставить эксперименты в танце, основной целью которых было выражение чувств, экспрессионизм. Она считала, что танец — это естественное продолжение человеческого движения, язык души. «Я открыла искусство танца — искусство, утраченное две тысячи лет назад» и в этом она была абсолютно права. Её проповедь обновлённой античности, «танца будущего», возвращённого к естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но и исторических и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей искусства стремившихся освободиться от академических догм. Источником вдохновения Дункан считала природу. Выражая личные чувства, её искусство не имело общих черт с какой-либо хореографической системой. Оно обращалось к героическим и романтическим образам, порождённым музыкой такого же характера. Техника не была сложной, но сравнительно ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие оттенки эмоций, наполняя простейшие жесты глубоким поэтическим содержанием. Дункан не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве. Импровизационность, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.К сожалению А. Дункан своим опытом самовыражения в танце поделиться не успела, но по её стопам пошли другие хореографы, соединившие танец с самопознанием.
Таким образом, образовалось новое танцевальное направление в хореографии - танец «модерн», основными принципами которого стали отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов.
Известно, что танцевальная или танцевально-двигательная терапия использует произвольные и хореографические движения для разрешения эмоциональных, душевных и физических проблем. Сила танца способна не только поднять настроение, но и обрести потерянную гармонию в отношении с окружающими, с самим собой и своим телом.
То, что тело и душа человека взаимосвязаны, не является ни для кого секретом, именно на этом принципе и строится работа танцевальной терапии. Кроме того, физическое состояние тела может также влиять и на чувства человека, как положительно, так и отрицательно. На эмоциональном уровне танец помогает людям почувствовать себя счастливее и увереннее, а в случаях постоянного стресса и длительных депрессий просто незаменим. С помощью спонтанных движений гораздо легче выразить гнев, страх, разочарование или потерю, эмоции, которые очень часто трудно передать словами. Кроме того, танцевальная терапия улучшает память, повышает познавательный интерес и мотивацию. Даже, если вы не ощущаете каких-либо физических или психических проблем, наверное, приходилось замечать, что танцевальные импровизации, будь то в одиночку дома, в кругу близких людей или на дискотеке, высвобождают эмоции, приносят чувство облегчения и приливы энергии.
Танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
Прислушайтесь к языку своей души — танцу!
Рисуем лошадь акварелью
Городецкая роспись
Валентин Берестов. Аист и соловей
Прекрасная химия
Убунту: я существую, потому что мы существуем