История возникновения керамических игрушек в селе Нугуш, связь истории с современностью, мастерство нугушского мастера и интерес к её творчеству.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 233.75 КБ |
gracheva_issledovatelskaya.pptx | 1.34 МБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательное школа с. Нугуш
муниципального района
Мелеузовский район Республики Башкортостан.
Исследовательская работа на тему:
«История керамики села Нугуш»
Работу выполнила : ученица 10 класса
МОБУ СОШ с. Нугуш Грачева Анастасия
Руководитель: Муталлапова М.Х.
с. Нугуш – 2012
Введение.
Термин « керамика»- происходит от греческого слова
« керамос», что означает глина. Керамическими называют изделия из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Среди всех известных материалов по совокупности физико – химических, механических, и художественно - эстетических свойств керамика не имеет себе равных.
Керамические изделия , с древнейших времен и вплоть до наших дней занимают одно из ведущих мест в декоративно - прикладном искусстве всех народов мира. Исторические раскопки доказывают нам, что наибольшего расцвета производство этих изделий достигло в 14 – 15 веках. С развитием промышленной индустрии металлические, а затем пластик пришли на смену самой экологически - чистой посуде. Но никакой пластик, железо или любой другой материал не заменят игрушки из глины, и особенно « свистульки».
Многие области России славились и славятся глиняными поделками и игрушками. Это и Дымковская слобода под Вяткой, и Карго польская под Архангельском, Филимоновская игрушка под … и др.
В нашем селе живет много замечательных людей. Но та, о которой я хочу рассказать, человек особенный. Это Муталлапова Найля Хисматовна Она и есть герой моей работы – творец необычных изделий из обычной глины
Предметом ее мастерства являются «свистульки», колокольчики, обереги, фигурки мужчин и женщин в национальных костюмах. Но самый большой интерес представляют « свистульки» и очень звонкие по своему звучанию колокольчики. Свистульки представлены самыми разными фигурками
( диковинные дракончики, кошечки, птицы и др.) Увидев однажды эти поделки, я решила поближе познакомиться с этим человеком и изучить историю возникновения керамических изделий в села Нугуш.
В связи с этим у меня возникла основная цель данной работы:
Изучить историю возникновения керамики в с. Нугуш.
Цель: Изучить историю возникновения керамики в с. Нугуш.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.
Задачи:
Актуальность данной работы считаю, что очень важно изучить особенность возникновения и развития промысла, так же считаю необходимость сохранения народно – прикладного промысла.
Практическая значимость: Собранные материалы можно использовать на уроках географии, краеведения, истории, ИКБ, технического труда, а также на экскурсиях по с. Нугуш, и НП « Башкирия» и в музеях МОБУ СОШ с. Нугуш и НП « Башкирия»
Материал и методика исследования.
Материалом исследования послужили жительница с. Нугуш Муталлапова Найля Хисматовна с ее колоритными, неповторимыми игрушками из глины, также научно- популярные, энциклопедические и учебная литература, интернет и рассказы местного жителя Рыскулова Махиана Файзулловича и учителя географии.
Методика исследования - опрос - интервью и практическое занятие у мастера (лепка из глины). Во время работы производился подбор информации, опрос мастера, корреспондентская беседа со старожилом и уроженцем села Нугуш и учителя географии, анализ и сопоставление фактов, и их обобщение.
Одним из основных методов является опрос- интервью. Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании первичной социологической информации является человек, респондент - непосредственный участник исследуемых социальных процессов.
Был также использован метод практики. В основе лежит беседа с практической деятельностью, где мастер рассказывала и одновременно показывала на практике интересующие нас элементы, также отвечала на наши следующие вопросы:
Результаты исследования.
В своей работе хотелось показать особенность, уникальность и интерес к народному творчеству, которым занимается Найля Хисматовна.
Я много читала о гжеле, дымковской, коргопольской, филимоновской игрушках - все они связаны с обычаями и традициями жителей Центральной России, которые передаются с давних времен из поколения в поколение. А вот игрушки, сделанные в Башкортостане? Об этом я не где не нашла такой литературы. Но на практике такие игрушки есть. А откуда они? Это стало для меня основным материалом исследования. Тогда я решила как можно ближе познакомиться с мастером и узнать секреты этого мастерства. Но с начало я обратилась с вопросом к одному из старожилов нашего села Рыскулову Махьяну Файзулловичу. Вопрос был один, откуда керамика в Нугуше? Тогда он мне рассказал историю, что Нугуш отношения к керамике не имеет. Корни керамики уходят в 20 – годы 20-го столетия. Там где расположена современная наша улица Верхне 0 Ташевская, здесь был хутор, где в основном жили переселенцы из других мест. Среди них жил человек по Фамилии Пятайкин Сергей, который занимался обжигом глины, он изготавливал в основном глиняную посуду. У него была мельница. Но когда пришла Советская власть этот человек, как кулак был раскулачен. От него, как память остались черепки за околицей нынешней деревни. А в том месте, где стоял его, дом теперь живет, Муталлапова Н.Х. Тогда я отправилась непосредственно к мастеру, чтобы все - таки докопаться до истины.
По результатам интервью стало известно, что Муталлапова Найля Хисматовна коренная жительница деревни Верхне – Ташево (сейчас это одна из улиц нашего села).
На вопрос с чего такой интерес к глине? Она рассказала мне следующе. Наша деревня Верхне – Ташево стоит на берегу речки Таллы, где за околицей есть небольшая полянка. Полянку эту покрывает почти метровый слой золы. Когда мы были детьми, ребятишки со всей улицы собирались на этой поляне и играли, очень часто находили осколки битой керамики (мы их называем черепки). Часто разглядывала эти черепки, и интересовал один вопрос – откуда они? Когда уже выросла, вышла замуж, решили купить домик, где когда-то жили старики Логиновы. При домике был большой заброшенный огород. Заросший огород стали обустраивать и здесь тоже местами попадались осколки битой керамики. По словам местных старожилов, здесь еще в начале 20 века жил человек звали его Петайкин Сергей, который занимался изготовлением глиняных горшков, горшки он обжигал в больших печах, а чтобы золу не просто так выкидывать, он собирал у местных жителей кости и варил мыло т.е была у него мыловарня, также была у него мельница. Та улица, которая сейчас называется Верхне- Ташевская, назывался тогда хутор Мирский. Узнав эту историю, часто думала « если люди еще тогда могли примитивным образом делать посуду, значит, и я что - то смогу, надо попробовать».
Начала Найля Хисматовна с посуды, пробовала цветочные горшки. Но все это было не то, все это есть в магазинах. Решила попробовать сделать «свистульку». Лет 9 - 10 ушло на подбор состава глины, годится не каждая, бывает жирная, песчаная. Ее надо очистить добавляю белую глину, чтобы состав был крепкий. Но чтобы прийти к тому, что вы сейчас видите, ушло более 10 лет. Первые свои изделия обжигала сначала в обычной газовой духовке, потом в печи бани, но все это было не то. Тогда решили совместно с ЭПД Национального парка « Башкирия» отправить проект гранта, которую назвали « Не боги горшки обжигают» во Всемирный Фонд Защиты природы. К моему удивлению мы его выиграли и купили муфельную печь для обжига глины. Преимущество этой печи в том, что температура в этой печи достигает до 1000 градусов. При такой температуре испаряется не только физическая вода, но и химическая и каолин ( глина) обжигаясь превращается в силицием т.е кремний.
Каким образом Вы научились изготавливать « свистульки»?
Посуду или цветочные горшки – это было не то, все это есть в магазине, Китайские, Оренбургские и другие. Надо было придумать, что то другое, тогда я вспомнила, как в детстве мы покупали у заготовителя вторсырья глиняные игрушки и свистульки. Начала пробовать, сначала не получалось. Но в народе есть поговорка « Терпенье и труд, все перетрут». Так и делала их до тех пор, пока не засвистела игрушка. Два года ушло, чтобы сделать первую «свистульку». Такую, чтобы она звучала, свистела, была звонкой, привлекала свистом внимание людей.
Есть ли интерес на Вашу продукцию?
Люди интересуются часто. Особенно летом, когда много туристов иногда приезжают домой, спрашивают, покупают сувениры. Есть люди, побывавшие за границей особенно в США. Они говорят « вот если бы эту продукцию - да в Америку» , я им отвечаю « За морем телушка полушка, да дорог перевоз»
Хотели бы Вы научить своему ремеслу своих детей, учащихся школы?
Конечно же. Ведь это вымирающее ремесло, это действительно народный промысел и будет, очень жаль, если совсем утратятся ее секреты. Детей своих и свою племянницу я обучаю. Учу делать различные фигурки, свистульки. колокольчики, обереги и т.д. Они мне их помогают разукрашивать, ищут орнаменты, придумывают различные фигурки. Вместе мы обсуждаем, как это лучше сделать и как это на деле может получиться. Работаем, как говорится сообща. А вот для учащихся школы предложений нет, нет и со стороны Национального Парка. Хотя ребята многие интересуются, хотят научиться, но организовать это дома, нет возможности. Приходили как то года два три тому назад, но заниматься нет условий. А передать секреты с удовольствием передала бы.
Рекомендации:
Изучив и исследовав изделия народного творчества, я бы порекомендовала провести:
1.Мастер – классы на семинарах, проводимых в школе и НП « Башкирия»
2. Классные часы на тему народного творчества.
3. Изделия, изготовленные мастером выставлять в музеях школы и НП « Башкирия»
4. Учителям и методистам проводить экскурсии к мастеру.
Тезисы.
История керамики.
Грачева Анастасия
Ученица 10 класса Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы села Нугуш муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан. Руководитель: Муталлапова Минзаля Хисматулловна – учитель географии высшей квалификационной категории МОБУ СОШ с. Нугуш.
Термин « керамика»- происходит от греческого слова
« керамос», что означает глина. Керамическими называют изделия из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Среди всех известных материалов по совокупности физико – химических, механических, и художественно - эстетических свойств керамика не имеет себе равных.
Керамические изделия , с древнейших времен и вплоть до наших дней занимают одно из ведущих мест в декоративно - прикладном искусстве всех народов мира. Исторические раскопки доказывают нам, что наибольшего расцвета производство этих изделий достигло в 14 – 15 веках. С развитием промышленной индустрии металлические, а затем пластик пришли на смену самой экологически - чистой посуде. Но никакой пластик, железо или любой другой материал не заменят игрушки из глины, и особенно « свистульки».
Многие области России славились и славятся глиняными поделками и игрушками. Это и Дымковская слобода под Вяткой, и Карго польская под Архангельском, Филимоновская игрушка под … и др.
Цель: Изучить историю возникновения керамики в с. Нугуш.
Задачи:
Актуальность данной работы считаю:
1. Очень важно изучить особенность возникновения и развития промысла.
2. Так же считаю необходимость сохранения народно – прикладного промысла.
3. Так же считаю, что практическая значимость этой работы состоит в том ,что собранные материалы можно использовать на уроках географии, краеведения, истории, ИКБ, технического труда, а также на экскурсиях по с. Нугуш, и НП « Башкирия» и в музеях МОБУ СОШ с. Нугуш и НП « Башкирия».
Методика исследования - опрос - интервью и практическое занятие у мастера (лепка из глины). Во время работы производился подбор информации, опрос мастера, корреспондентская беседа со старожилом и уроженцем села Нугуш и учителя географии, анализ и сопоставление фактов, и их обобщение. В ходе опроса – беседы были заданы следующие вопросы:
Я много читала о гжеле, дымковской, коргопольской, филимоновской игрушках - все они связаны с обычаями и традициями жителей Центральной России, которые передаются с давних времен из поколения в поколение. А вот игрушки, сделанные в Башкортостане? Об этом я не где не нашла такой литературы. Но на практике такие игрушки есть. А откуда они? Это стало для меня основным материалом исследования. Тогда я решила как можно ближе познакомиться с мастером и узнать секреты этого мастерства. Но с начало я обратилась с вопросом к одному из старожилов нашего села Рыскулову Махьяну Файзулловичу. Вопрос был один, откуда керамика в Нугуше? Тогда он мне рассказал историю, оказывается поселок Нугуш отношения к керамике, не имеет. Корни керамики уходят в 20 – годы 20-го столетия. Там где расположена современная улица Верхне Ташевская, здесь был хутор, где в основном жили переселенцы из других мест. Среди них жил человек по фамилии Пятайкин Сергей, который занимался обжигом глины, он изготавливал в основном глиняную посуду. Об игрушках изготавливаемых Пятайкиным мне, к сожалению пока не удалось выяснить. А на том месте, где жил мастер Пятайкин теперь живет Муталлапова Найля . Но вот игрушки и свистульки в Нугуше есть. А откуда они? Тогда я обратилась к самому мастеру - изготовителю этих игрушек. Вопрос моего опрос – интерьвью с Рыскуловым М.Ф. правда ли, что здесь проживал мастер по керамике Пятайкин. Найля Хисматовна подтвердила и рассказала, чем мастер занимался, по ее предположению и словам ее соседа, тоже старожила Кунакбаева А.А. Пятайкин Сергей занимался изготовлением керамической посуды, а из золы, чтобы добро даром не пропадало, он изготавливал мыло. От него, как память и доказательство остались черепки битой посуды за околицей нынешней деревни. У него была так же мельница. Но когда пришла Советская власть этот человек, как кулак был раскулачен.
На вопрос с чего такой интерес к глине? Она рассказала мне следующе. Наша деревня Верхне – Ташево стоит на берегу речки Таллы, где за околицей есть небольшая полянка. Полянку эту покрывает почти метровый слой золы. Когда мы были детьми, ребятишки со всей улицы собирались на этой поляне и играли, очень часто находили осколки битой керамики (мы их называем черепки). Часто разглядывала эти черепки, и интересовал один вопрос – откуда они? Узнав историю про мастера Пятайкина С., часто думала « если люди еще тогда могли примитивным образом делать посуду, значит, и я что - то смогу, надо попробовать». Начала с посуды, пробовала цветочные горшки. Но все это было не то, все это есть в магазинах. Решила попробовать сделать «свистульку». Лет 9 - 10 ушло на подбор состава глины, годится не каждая, бывает жирная, песчаная. Первые свои изделия обжигала сначала в обычной газовой духовке, потом в печи бани, но все это было не то. Тогда решили совместно с ЭПД Национального парка « Башкирия» отправить проект гранта, которую назвали « Не боги горшки обжигают» во Всемирный Фонд Защиты природы. К моему удивлению мы его выиграли и купили муфельную печь для обжига глины. Преимущество этой печи в том, что температура в этой печи достигает до 1000 градусов. При такой температуре испаряется не только физическая вода, но и химическая и каолин ( глина) обжигаясь превращается в силицием т.е кремний.
Каким образом Вы научились изготавливать « свистульки»?
Посуду или цветочные горшки – это было не то, все это есть в магазине, Китайские, Оренбургские и другие. Надо было придумать, что то другое, тогда я вспомнила, как в детстве мы покупали у заготовителя вторсырья глиняные игрушки и свистульки. Начала пробовать, сначала не получалось. Но в народе есть поговорка
« Терпенье и труд, все перетрут». Так и делала их до тех пор, пока не засвистела игрушка. Два года ушло, чтобы сделать первую «свистульку». Такую, чтобы она звучала, свистела, была звонкой, привлекала свистом внимание людей.
Есть ли интерес на Вашу продукцию?
Люди интересуются часто. Особенно летом, когда много туристов иногда приезжают домой, спрашивают, покупают сувениры. Есть люди, которые побывали за границей, они часто говорят « вот если бы ваши игрушки да за границу» я им отвечаю « За морем полушка телушка, да дорог перевоз»
Хотели бы Вы научить своему ремеслу своих детей, учащихся школы?
Конечно же. Ведь это вымирающее ремесло, это действительно народный промысел и будет, очень жаль, если совсем утратятся ее секреты. Детей своих и свою племянницу я обучаю. Учу делать различные фигурки, свистульки. колокольчики, обереги и т.д. Они мне их помогают разукрашивать, ищут орнаменты, придумывают различные фигурки. Вместе мы обсуждаем, как это лучше сделать и как это на деле может получиться. Работаем, как говорится сообща.
Слайд 1
Работу выполнила: Ученица 10 класса МОБУ СОШ с. Нугуш Грачева Анастасия. Руководитель: у читель высшей категории Муталлапова М.Х. История керамики.Слайд 2
Цель работы . Изучить историю возникновения керамики в с. Нугуш .
Слайд 3
Дымковские игрушки .
Слайд 4
Дымковские игрушки .
Слайд 5
Каргопольская игрушка .
Слайд 6
Каргопольская птичка .
Слайд 7
Каргопольские свистульки
Слайд 8
Филимоновские зверюшки.
Слайд 9
Найля Хисматовна мне рассказала и научила делать игрушки.
Слайд 10
С чего такой интерес к глине?
Слайд 11
Первые работы. Не слишком удачно .
Слайд 12
Нугушские свистульки . Каким образом Вы научились изготавливать свистульки?
Слайд 13
Чтобы найти подходящую глину ушло более 10 лет!
Слайд 14
Почему свистульки, а не другие фигурки?
Слайд 15
Нугушская керамика . Игрушки в нац. к остюмах. Свистульки .
Слайд 16
Свистульки и колокольчики для обжига .
Слайд 17
Изделия обжигаются в муфельной печи, где температура достигается до 1000 градусов!
Слайд 18
Покраска изделий .
Слайд 19
Готовые изделия.
Слайд 20
Работаю вместе с детьми.
Слайд 21
Филимоновские зверюшки. Нугушские свистульки. Можно Давайте теперь сравним .
Слайд 22
Давайте теперь сравним . Нугушские куклы. Дымковские игрушки.
Слайд 23
Спасибо за внимание.
Сверчок
Упрямый зяблик
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Загадка Бабы-Яги
Просто так