Проект направлен на изучение значимости иконы Казанской Пресвятой Богородицы , развитие творческих способностей, воспитание трудолюбия и культуры , ответственности за результаты своего труда.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rybakova_alena.doc | 383.5 КБ |
МОУ"Средняя общеобразовательная школа с. Черкасское Вольского района Саратовской области"
Проектная работа
« Икона Казанская Пресвятая Богородица»
Выполнила:
Рыбакова Алена
8класс
Руководитель:
Пономаренко Наталия Владимировна,
Цели проекта: точно и четко выполнить технологические операции; усвоить приобретенные знания; оценить проделанную работу
Разделы пояснительной записки:
* Обоснование темы выбранного проекта.
* План организации по изготовлению проектируемого изделия.
* Изучение истории плетения ?
* Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений.
* Дизайн – анализ.
* Перечень технологической документации прилагаемой к изделию
* Характеристика используемых материалов
* Техника безопасности
* Расчетная часть
* Графическая часть.
* Технологическая часть.
* Экономическая часть.
* Итоги работы.
* Рекламный проект.
* Экологическая часть.
* Используемая литература
Обоснование темы выбранного проекта
В моей жизни есть два увлечения - кино и плетение бисером. Заниматься бисероплетением я стала в 5-м классе. Первые работы были очень простые: цветочки, бабочки, деревья и тд. Шло время, я перерабатывала разные темы. Но, встретившись с изображением иконы, Казанская Пресвятая Богородица я была поражена ее значимостью и величеством.
Дни памяти: Июль 8, Октябрь 22
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
...Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год - как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
План организации по изготовлению проектируемого изделия
Изучение истории плетения бисером
Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и - уже в наше время - леску, известны с древнейших времён. Ещё в Древнем Египте и Индии такими бусами украшали одежду, шею, руки, ноги… да, впрочем, всё, на что их можно надеть, пришить, привязать, вплести и так далее. В Индии такие изделия называются хар, в Эфиопии - чале, в Болгарии, Румынии и Молдове - гарданы и згарды, в Беларуси - пляценки и горлячки, на Украине - герданы и сыплянки, в Литве - каролинес, в Узбекистане - зебигардан, в Словении - нагрделники и, наконец, в России - ожерелки, цепочки, гайтаны и … "фенечки". Словом, где их только не носят и как их только не называют!
Стекло научились делать в Древнем Египте 4000 лет назад. И с тех пор женщины потеряли покой. Эти разноцветные блестящие шарикикого угодно сведут с ума. Все, что выглядело однообразно, скучно, серо: одежду, обувь, головные уборы и пр. - люди стремились разукрасить любыми доступными способами. Вышивали, разрисовывали, чего только не нашивали! И всё-таки о бисере не забывали никогда.
Чем богаче невеста, тем богаче убор.
Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным.
К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".
В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.
Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.
Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительностью, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.
Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны. В последние годы многие потянулись к Церкви, крестят детей, покупают иконы, молитвословы, лампады; молодежь венчается. . Есть разные приемы низания бисера и стекляруса, вышивки и ткачества, с помощью которых можно украсить оклады для икон, оплести флаконы для лампадного масла, коробочки для ладана, сделать закладку для библии, подвеску для крестика или ладанки и повесить в изголовье кроватки малыша. , первому причастию, именинам, Рождеству, Пасхе. Хороший подарок от крестин матери – украшенный ею и освященный в церкви оклад иконы для благословения молодых; свекровь может украсить для венчания иконы Спасителя и Богородицы. Это достойные подарки и вдвойне приятные, потому что выполнены своими руками.
Эскизы альтернативных работ.
Банк идей и предложений
Для выполнения всех икон требуется
большая гамма цветов бисера, поэтому
ее выполнение требует особой усидчивости
и аккуратности. Сложность состоит в
постоянном чередование цвета.
Работа выполнена с собственной схемы
сделанной в компьютере, с помощью
программы для редактирования фотографий
Photoshop
Дизайн - анализ
Исследовав все возможные эскизы икон, я решила выполнить икону Казанская Пресвятая Богородица. Конечно, это очень трудоемкая работа, требующая аккуратности и точности, но зато такая икона приведет в восторг того, кому будет подарена. А так как это нестандартная икона, я решила, что будет интересно выполнить такую работу. Предыдущие работы были объемные, трудоемкие, и я решила, что справлюсь. Это первая работа, выполненная по моей собственной схеме.
Перечень технической документации,
1. Фотография.
2. Схема иконы.
3. Станок.
4.Эскизы альтернативных изделий.
Характеристика используемых материалов, оборудования.
Станок для плетения.
Чтобы изготовить станок, на деревянную раму крепим порожки из деревянных реек толщиной 2 – 6 см. На них в шахматном порядке на расстоянии 3 – 4мм. друг от друга набиваем гвозди так, чтобы они на 5мм выступали над деревом. На гвозди натягиваем нитки основы, но не слишком туго. Длина и ширина рамки для станка определяются размером изделия, количеством нитей основы должно быть всегда на 1 больше в 1-м ряду.
Нить основы может быть х/б №10
Нить утка может быть х/б №45
Ножницы для плетения бисером лучше применять маленькие (маникюрные) прямые.
Иголки для плетения бисером надо приобретать специальные, очень тонкие. Они удобны в работе.
Наперсток, Наперсток служит для проталкивания иголки через бисер и для предохранения пальца от укола. Его надевают на средний палец правой руки. Наперсток должен соответствовать толщине пальца, но не давить на него.
Техника безопасности при работе.
Работа с иголками.
1. Хранить иголку в определенном месте.
2. Во время работы иголки и булавки вкалывают в подушечку.
3. Обязательно найти потерянную иголку.
4. Кусочки сломанной иглы собрать и утилизировать.
5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мелкие предметы, стены и занавески.
6. Шить нужно только с наперстком.
Работа с ножницами
1. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
2. Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.
3. Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.
Расчетная часть.
Работа по ширине: 150 клеток.
Работа по длине: 160 клеток.
Размер готовой работы:33x38см.
Количество бисерин: 24000 штук
Графическая часть
Я не пользовалась журналами и книгами. Благодаря тому, что я уже давно занимаюсь бисероплетением, я смогла сделать схему сама, пользуясь компьютером и компьютерной программой Photoshop, предназначенной для редакции фотографий. С помощью этой программы я разбила фотографию на клеточки и, не распечатывая рисунка, подобрала цвет и плела с монитора.
Технологическая часть.
Прежде чем приступить к работе, натягивают, нити основы и слева на первой из них на расстоянии 20см от порожка закрепляем узелком рабочую нить. Набираем на рабочую нить необходимые по узору бисерины 1-го ряда. Проводим нить под основу слева направо таким образом , чтобы каждая бисерина оказалась между двумя нитями основы. Затем иглу с рабочей нитью протягиваем справа налево поверх нитей основы сквозь каждую бисерину. Нить хорошо натягиваем .
Закончив ткать, обрезаем нити основы у порожков и начинаем их закреплять.
Плетем петли и закрепляем их на иконе. В петли вставляем деревянную планку длиной 42см
Икона готова.
Экономическая часть.
Стоимость данной работы можно вычислить следующим образом:
Бисер 500р.
Нитки 3р.
Общая стоимость: 503р
Итоги работы.
Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области плетения бисером и проектной деятельности; овладению технологического мастерства , развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Задуманный мною проект по плетению иконы выполнен.Цвета хорошо сочетаются между собой. В целом получилось хорошее изделие. За работу я получила оценку «отлично».
Рекламный проспект.
Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Никогда не уничтожить потребности человека, который стремится к красоте. Надо стремиться, чтоб окружающий нас мир и дом были прекрасны. И поэтому, для того чтобы украсить дом, можно сделать что- нибудь своими руками. Например, сплести икону из бисера. Зачем покупать, если можно сделать самим. Чтобы увлечь детей и подростков данной работой , нужно чаще проводить тематические выставки: « Прекрасный мир своими руками», «Творческие работы детей». При виде работ у многих людей могут возникнуть желания самому сделать подобную работу. Но для этого, мы должны показать материал, из которого делается эта работа. Также можно предложить продемонстрировать выполнение и научить других.
Экологическая часть
Свою икону я плела хлопчатобумажными нитками. Нитки из натуральных волокон растительного происхождения, из хлопка. Это экологически чистый продукт, его производство не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека. Производство бисера не вызывает подозрения. При покупки бисера нам показали сертификат качества, который соответствует экологическим требованиям.
ИКОНА
Форма
Размер
Стоимость
Техническое изготовление
История
Материал
Швейня
Рисуем пшеничное поле гуашью
Сказочные цветы за 15 минут
Флейта и Ветер
Карты планет и спутников Солнечной системы