Вложение | Размер |
---|---|
ornamenty.doc | 770.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Межшкольный Учебный комбинат
Конкурс «Моя малая Родина»
Традиционная материальная культура
Тема:Возникновение и изменение орнамента
«Аяк Хээзи»
Выполнила: Монгуш Аржаана Андреевна
Ученица 11а класса
Руководитель: Майны А.А
г.Ак – Довурак - 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………… 3
1. Основные особенности тувинского орнамента ……………………….. 5
2.Орнамент «Аяк Хээзи» ………………………………………………………………..6 3.Заключение………………………………………………………….7
4.Список литературу….……………………………………………..8
5.Приложения………………………………………………………… 9
Введение
Актуальность: Исследование истоков возникновения особенностей тувинского орнамента
Новизной данной работы является поэтапное усовершенствование творческих возможностей человека древних традиций при изготовлении орнаментов в духе современности.
Тува – это уникальный уголок планеты, где причудливо сочетаются и высокогорье с альпийскими лугами, и могучая сибирская тайга, и южные песчаные пустыни, где бродят стада северных оленей, бесшумно крадутся, высматривая добычу, снежные барсы и горделиво вышагивают двугорбые верблюды. Это прародина таких древнейших народов, как скифы, гунны, тюрки, чьи курганы, каменные изваяния и стелы с надписями разбросаны по всей ее территории.
Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.
Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.
Цель исследования: привести пример возникновения тувинского орнамента «Аяк-Хээзи» от природных объектов – Солнца и Луны.
Задачи:
1. Исследовать особенности орнамента
2. Охарактеризовать элемент тувинского орнамента «Аяк – Хээзи»
3. Проанализировать видоизменения в орнаменте «Аяк-Хээзи» с древности до наших дней.
4. Каким образом и где использовался данный орнамент
Объект исследования: Орнамент «Аяк – Хээзи»
Методы исследования:
1. анализ литературных сведений об орнаменте
2. анализ орнамента в национальной одежде, утвари и других предметах и приспособлениях.
Теоретическая часть
Основные особенности тувинского орнамента
Исследование ученых историков искусствоведов и записки путешественников подтверждают, что тувинский народ предпочитал орнаментальное искусство.
Истоки его в Туве связаны, как и других народов, с обрядовомогическим содержанием, с возникновением буддийской религии, хотя в нем присутствовали элементы творчестве эстетическое начало.
Любовь к орнаменту у тувинцев проявилось в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, они стремились придать художественную выразительность с отличным эстетическим вкусом, вписать в нее красочный узор.
Орнамент – один из наиболее устойчивых элементов народного искусства. Орнамент развивается и обогащается в результате как внутренних процессов. Одна часть новаций вскоре отмирает, другая – органически входит в культуру участвует в ее дальнейшем генезисе.
Название узоров разнообразны: кривые линии с завитками (чалбырааш хевирлиг), многолепестковая розетка (чечектеп), вписанные в треугольники маленькие треугольники (чадыр), мотив в виде линии, имеющий на одном конце развилку, а на другой изгиб (илбек), косая сетка (хана карак), зубчатый узор (хирээ бистеп), роговидный мотив (кошкар мыйызы), свастика (касс), кожемялка (эдирээ), коврик (олбук) и др.
Некоторые элементы осмысляются явлениями окружающей природы. Так, кривые линии с завитками на конце называются «чалбыыштап», что означает «языки пламени». Многолепестковая розетка «чечектеп», означает «цветковая». Другие орнаменты осмысляются по их сходству с предметами окружающего быта, например, название узора «чадырлап», состоявшего из треугольников с вписанными в них меньшими треугольниками, разъясняется как «чумы», а другой орнаментальный мотив в форме линии, на одном конце которой – развилка, на другом изгиб, носит название «илбек», т.е. вилка для извлечения мяса из котла; косая сетка – «хана-карак» переводится как «глаз решетки юрты»; а некоторые формы меандра именуются как «маска хээ», означающее «молотковый», свастику называют «кас», т.е. гусь. Часть орнаментальных мотивов имеет «геометрические» названия. Например «дорбелчин» - прямоугольная спираль, «тогерик» - круглая спираль, «торума» - треугольник и т.д.
Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его окраска имели свой символический смысл. Со временем значение многих орнаментальных узоров было забыто, но они сохраняют свои названия, часть из которых восходит к глубокому прошлому. Например, роговидный мотив «кошкарлап» в переводе означает «бараний»; развитие этого мотива началось еще в эпоху ранних кочевников, когда роль мелкого рогатого скота особенно возросла. Вероятно, в прошлом этому узору придавалось особое магическое значение, ныне этот мотив, хотя и не имеющий особой символики, остается излюбленным в работах тувинских мастеров. Символом счастья считается изображение узла «удазын» - одного из самых распространенных орнаментальных мотивов в прикладном искусстве тувинцев.
Орнамент «Аяк-Хээзи»
В выполнении форм линий, красок использовании исходных материалов отражено свое чувство красоты, свое понимание гармонии тувинского народа.
Считается, что в орнаменте «Аяк хээзи» выражены отражение солнца, луны, звезд Большой медведицы (показ плаката № 1 солнца, луны, звезд).
Во время раскопок древнетюркских курганов были найдены мужские и женские украшение, предметы утвари, где внутри круга изображены орнаменты с точкой и крестом (показ плаката №2).
Оттуда ясно, что уже 4 и 8 веках во время расцветания тюркских народностей культура и искусство было на высоком уровне. Об этом свидетельствуют и наскальные рисунки, письмена и рисунки на каменных стенах, памятниках. (Показать книгу «Художественное наследие тувинцев»).
Как же появился орнамент? «Аяк хээзи» (буквально «Пиаловый узор»). Наши предки брали пиалу из корня березы клали на бумагу, проводили круглую линию по окружности, получался круг, внутри его с точки середины рисовали крест с загнутыми под прямым углом концами и начинали рисовать узоры (плакат № 2 рис.2). Так, с помощью обыкновенной деревянной пиалы придуман был знаменитый узор «Аяк хээзи». Позднее начали говорить, что он в отражении солнца, луны, звезд Большой медведицы, затем всегда обращался с молитвой.
С тех пор, прошло много лет. В настоящее время орнамент «Аяк - хээзи» используется как украшение предметов домашней утвари (показать изделий и фотографий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.
Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.
Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур, как кочевых, так и оседлых.
В узорах на деревянных изделиях тувинские мастера сохранили значительно больше традиционных форм, чем в предметах из металла. Если в тувинском прикладном искусстве узоры на металле, прежде всего рассчитаны на восприятие при ярком свете дня, на открытом воздухе, то деревянная резьба и роспись – это главным образом украшение интерьера юрты.
Список литературы:
исследовательский институт языка, литературы и истории. М.:«Наука»1980.
традиции тувинского народа. Кызыл - 1999.
Приложения
Солнце. Луна. Большая медведица.
Луна и звезда большой медведицы.
Сияющая звезда.
Орнамент с крестом.
Маленькие треугольники (чадырлар).
Орнамент «Аяк-Хээзи».
Разработка открытого урока
по теме «Ритуальная ложка «Тос – карак»
Цели: Ознакомить учащимся ритуальную ложку « тос-карак»
Научить выполнять ложки «тос – карак»
Оборудование: Образцы ложек, плакаты, инструменты, шаблоны «тос – карак», технологическая карта.
Ход занятия
Здравствуйте ребята!
Кто мне скажет это какая ложка?
Как называется?
Сегодня будем знакомиться с ритуальной ложкой «тос – карак» и изготовить ее на древесине.
Лекция.
У тувинцев, которые занимались собиранием плодов и охотой, выращиванием скота и сеющим зерно, было много разнообразных обрядов. Некоторые люди совсем забыли об этих обрядах, некоторые перестали их проводить. Но некоторые, следуя традициям, проводят их. Тувинцы через поколения пронесли священные обряды предков. Новые обряды появились, когда в старину и ламаизм и православие, и после Октябрьской революции. Некоторые из них противоречили народным традициям и даже появились признаки оскорбления их. Большинство обрядов были запрещены сверху. Но народ старался следовать своим вековым традициям и обычаям Жертвоприношение белой, т. е. молочной пищей существовало вместе и параллельно с жертвоприношением кровью животных. Молоку, в отличии от крови, отводили - роль ежедневной жертвенной пищи.
Ежедневно после доек коров и кобылиц люди часть полученного молока в чистом виде либо в форме готового продукта - чая или кумыса, жертвовали Высшим Силам разбрызгивая "белую пищу". Для этой цели существовало специальное приспособление - ложки с тремя и девятью углублениями «уш-карак» и «тос-карак». Считалось, что простые люди могли приносить жертвоприношения ложкой с тремя углублениями (Солнцу, Земле и Воде). Ложкой с девятью углублениями имел право приносить жертвоприношения только шаман. Ежедневные утренние кропления осуществляются свежеприготовленным чаем или молоком только утреннего надоя, это делает хозяйка юрты. Из котла, в котором находится чай, хозяйка предварительно "демонстративно" попробовав чай, наливала его немного чашку и, выйдя из юрты, шепча слова благодарности, кропила ложкой в разные стороны.
Предполагалось, что каждое углубление «тос-карак» ложки девятиглазки предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. Все культы входили в состав культа Неба.
Прикочевав на летник-чайлаг, хозяева разбрызгивают кропилом девятиглазкой «тос-карак» молоко на четыре стороны света. Суть обряда -просьба-обращение к духам местности ниспослать благополучия и радости. Разбрызгивая молоко, тувинец поклоняется своей родине, земле.
Закрепление материала.
Фронтальный опрос
Вопросы
1.Кто имел право «уш - карак»? /простые люди/
2.Кто имел право «тос - карак»? /шаман/
3.Каждое углубление «тос - карак» к чему предназначалось?
/ для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. Все культы входили в состав культа Неба.
4.Прикочевав на летник – чайлаг, что будут делать хозяева?
/ Хозяева разбрызгивают кропилом девятиглазкой «тос-карак» молоко на четыре стороны света./
Практическая часть:
Вводный инструктаж.
Выполнение заданий
1.Выбрать заготовку
2.Изучить технологическую карту
3.Наносить рисунок по шаблону
Текущий инструктаж /правило техники безопасности/
4.Вырезать по контуру рисунка изделия
5.Отшлифовать изделия
6.Нарисовать геометрический орнамент и вырезаем орнаменты
7.Покрыть изделие лаком
8.Проконтролировать качество изделия.
Заключительный инструктаж.
Итог урока.
1. Оценка практической работы учащихся, разбор допущенных ошибок.
Домашнее задание.
Создать свой эскиз «тос – карак»
Разработка урока по теме
«Ритуальная ложка
«Тос – карак»
Галка в чужих перьях
Муравьиная кухня
Простые новогодние шары из бумаги
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Весёлые польки для детей