Творческий проект разработан воспитанницей мастерской "Волшебные бисеринки" КОУ ДОД "Центр детского творчества" Достоваловой Кариной
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_biseropletenie_dostovalova_k.doc | 75.5 КБ |
Казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Тарского муниципального района Омской области
Творческий проект
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
Автор: обучающаяся 4 класса «Б»
Достовалова Карина
Руководитель: педагог дополнительного образования
Рарич Светлана Витальевна
Тара 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Приложение………………………………………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Идея данного проекта такова – мы попытались на основе изученного материала создать коллекцию творческих работ по технологии бисероплетения.
Актуальность состоит в том, что освоив технику бисероплетения, можно создавать оригинальные предметы интерьера, украшать трикотажные изделия. Мы надеемся, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность.
Цель проекта: создать коллекцию творческих работ, выполненных в технике бисероплетения.
Задачи проекта:
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Название «бисер» происходит от арабского «бусра» или «бусер». Так называли маленькие бусинки из непрозрачного матового стекла, изготовлявшиеся в Египте. Дословно «бусер» переводится как «фальшивый жемчуг»[2]. Это были маленькие, неправильной формы кристаллы стекла, которым во время обработки придавали округлую или многогранную форму.
Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания. Известно, что в Китае его изготавливали из фарфора, а на севере местное население вытачивало его из кости мамонта (до появления торгового). Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. [1] В Индии такие бусы и бисер производят до сих пор.
В разных временных отрезках и географических точках планеты, бисер выполнял различные функции:
Первоначально в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зерна, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в украшения. Использовались даже маленькие кусочки сталактитов из сумрачных пещер[2].
В то же время (приблизительно три тыс. лет до Рождества Христова) научились изготавливать бисер из обожженного песка с добавками жирной глины. Так, почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче.
Бусы из стекла были так же излюбленным украшением русских красавиц от Москвы до Киева. На Руси существовало свое производство бисера, стеклянных бус это подтверждают археологические находки бус (их найдено около 26 тысяч на территории Древней Руси). Их производство началось в начале XI века, и достигло своего расцвета к середине XIII века. Центрами производства становились Новгород, Друцк, Москва, Гнездов и т. д. [2] Бусы русского производства отличались от привозных техникой изготовления (использовалась техника накрутки и навивки), составом и цветом стекла.
В XIX веке увлечение бисером стало популярным среди всех сословий: от крестьян до барских домов. Украшались практически все домашние предметы: кошельки, коробки, головные уборы, кисеты, карточные наборы, скатерти, подсвечники, альбомы, письменные принадлежности, посуда.
История бисера неотрывно связана с историей стекла. Изготавливать стеклянные предметы древний человек научился еще в IV тысячелетии до нашей эры. В легенде рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». [2] Со временем мастерство совершенствовалось, и во II тысячелетии до нашей эры стали выплавлять прозрачное стекло, а в I тысячелетии нашей эры – цветное.
Самым древним был способ вытягивания стекла. В большом горшке из огнеупорной глины варили шихту, однородную смесь из кристаллов соды, кварцевого песка и растертого порошок мела. Температура в чане была недостаточно высокой для того, чтобы смесь до конца расплавлялась. Затем в разогретую массу опускали металлический стержень и вытягивали нить, которую сразу же наматывали на другой стержень меньшего диаметра. Из полученной остывшей спирали и формировали бусинки: соединившиеся в круг нити отрезали от стержня, еще раз нагревали на огне и вручную полировали.
В I веке до нашей эры изобрели новый способ получения стеклянных предметов, который лег в основу современного стеклоделия. Уже не нужно было вытягивать нить, а просто из капли стеклянной массы выдували нужные по размеру трубки стекла. Еще не остывшие, но отвердевшие трубки разрезали на части специальными ножницами, очищали их от осколков и помещали во вращающийся чан с толченым углем и мелом. Уголь и мел заполняли сквозное отверстие, и в таком виде бусинки складывали в горячий чан с песком. При невысокой температуре на бусинках сглаживались все неровности, и бисер получался ровным.
С падением Римской Империи, в Европе появилось несколько центров выплавки стекла. Центр бисерного производства находится в Венеции. Здесь еще в X- XII веках начинают делать посуду из стекла и украшения. Секреты хранились не хуже секретов изготовления шелка в Китае. Верховный суд Венецианской республики издал указ, дающий мастерам-стеклодувам ряд определенных «привилегий»: большое вознаграждение за хорошо выполненную работу и изощренную смертную казнь в случае разглашения секретов производства. Но уже в 1270 – 80 годах некоторые венецианские беглецы-стеклодувы организовывают в городах Италии свои мастерские.
Изменения в тенденциях моды и искусства, возникшие в ХХ ст., приводят к постепенному исчезновению бисера из широкого обихода. Постепенно вытесняются мелкие бусины - их производство становится невыгодным. Современными центрами стеклоделия и бисера по-прежнему остаются Венеция, Яблонец (Чехия), Кауфбейрен (Германия). Привозят бисер так же из стран Азии.
Бисер – очень разнообразный материал. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы. Существуют различные виды классификации бисера.
Условно весь бисер можно разделить на 5 больших групп:
5.Оборудование для бисероплетения
Можно обойтись лишь бисером и нитью, но удовольствия от работы вы вряд ли получите, поэтому, определившись с видом работ, подберите оборудование.
Нитки. При нанизывании бисера, можно использовать леску, проволоку, вощеные или синтетические нитки. Проволоку используйте при изготовлении каркасов. Обычные нитки, из натуральных волокон, приятны в работе, не скользят, но недолговечны и не достаточно прочны.
Иглы. Выбирайте самые тонкие. Как вариант – рабочий конец нити закрепите клеем (ПВА). При работе с тонкими бисерными иглами незаменим нитковдеватель.
Ножницы. Обязательно возьмите тонкие и остро заточенные ножницы, можно маникюрные.
Пинцет. Он помогает в любой «тонкой» ручной работе. С его помощью сможете продеть жесткую нить, если работаете без иглы.
Шило. Незаменимо при изготовлении кулона или броши, для прокалывания отверстий в металлической или пластиковой основе.
Круглогубцы. Их используйте для загибания и закручивания концов проволоки в технике плетения.
Застежки. Широко представлены в магазинах, а можно использовать старые застежки, из «маминой шкатулки».
Клей. Необходим при работе с натуральными камнями для фиксации бисерных оправ.
Ткани. Для вышивки подойдут замша, шелк, бархат. Для обтягивания брошей, серег и кулонов – трикотин. [7,13]
Встречаются различные виды работ из бисера.
Низание - плетение из бисера началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину. Со временем эта техника развилась, такие изделия получались всё более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению.
Ткачество. Оно выполняется на специальном станке. Техника выполнения таких изделий не сложная, но требует терпения и внимания. Это старинная техника изготовления изделий. Для тканья используются узоры и рисунки вышивок крестом или тексты и орнаменты, нарисованные на бумаге в клетку.
Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно. Как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот материал в древнем искусстве.
Любовное, ласковое и очень уважительное отношение русского народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях:
На горе той стоит ёлочка,
Под горой стоит светёлочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горнице,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела, красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке иголочку.
Вышивки XVIII - XIX веков выполнены разными нитками. Иногда их дополняли блёстками, бисером. Вышивка бисером сочеталась с вышивкой серебряными или золотыми нитками, жемчугом, и поэтому делала одежду нарядной и праздничной.
Другие виды работ с бисером: вязание и вдавливание бисера в воск. Бисером выкладывали небольшие картины на воске - разогретые бисеринки вдавливали иглой в гладкую восковую пластину, и внешне работа отличалась от вышивки бисером только желтоватым фоном. [9, 11]
Так как я занимаюсь бисероплетением чуть больше года, моя коллекция творческих работ представлена в двух техниках работы с бисером: низания и вышивке бисером.
В технике низания Вашему вниманию представляю несколько букетов цветов. Эта работа, на мой взгляд, одна из самых кропотливых. Нужно быть предельно внимательной при выполнении элементов цветка. Но усилия того стоят. Цветы получаются как настоящие, так и хочется прикоснуться к ним и ощутить их аромат.
Картины, выложенные бисером, получились очень яркими, объемными. Преимущество вышивки бисером – картина со временем не выцветает, оставляя свои сочные краски на долгое время.
Фотографии выполненных работ представлены в Приложении .
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творим и мы.
Цветов касаюсь осторожно,
Они чаруют и ласкают взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы…
Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
(Андреева Анжела) [8]
Выполнив данную работу, пришли к следующим выводам:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ
Спасибо тебе, дедушка!
Осенняя паутина
Астрономический календарь. Апрель, 2019
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари