"Велика Россия наша и талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах, на весь мир молва идет!"
Цели и задачи проекта: вызвать интерес к народному искусству, развить художественный вкус и творческое отношение к выполняемой работе.
Старые народные промыслы не забываются и многие из них возрождаются в моделях современных модельеров.
Берется обычная в чем-то ткань и с помощью привычных и всем хорошо знакомых видов рукоделия преображается вдруг так, что глаз не оторвешь.
Для своего проекта я выбрала костюм - мастерицы "Гжель", который сочетает в себе фольклорный стиль и современность, что мне показалось очень интересным и необычным. По своему цветовому решению костюм также оригинален.
Выполнение проекта способствовало развитию и совершенствованию моих возможностей в области изготовления платяного изделия и проектной деятельности; овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Задуманный мною проект выполнен. Цвета хорошо сочетаются между собой. В целом получилось хорошее изделие. За работу я получила оценку "отлично". Народные промыслы и художественные ремесла - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которых обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.doc | 700.5 КБ |
gzhel.ppt | 483 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №6
городского округа Балашиха
Творческий проект по технологии
Возрождение традиций
народных промыслов Подмосковья
Выполнила: Кузьмичева Екатерина,
Ученица 9 класса
Учитель: Кочнова Д. Я.
2009
Творческий проект
Тема: «Возрождение традиций народных промыслов Подмосковья»
«Велика Россия наша и талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах, на весь мир молва идет!»
Цели и задачи проекта:
Усовершенствовать свои возможности в области технологии изготовления платяного навыки изделия и проектной деятельности, вызвать интерес к народному искусству, развить художественный вкус и творческое отношение к выполняемой работе.
Эскиз.
План выполнения творческого проекта
1. Обоснование проблемы и потребности.
2. Из истории Гжели.
3. Выбор модели.
4. Дизайн – анализ.
5. Выбор ткани.
6. Выбор оборудования.
7. Конструирование и моделирование изделия.
8. Раскрой изделия.
9. Технологическая последовательность изготовления изделия.
10. Безопасность труда
11. Себестоимость изделия.
12. Экологическое обследование
13. Рекламный проспект
14. Оценка качества и сложности проекта.
15. Защита проекта.
1. Обоснование проблемы и потребности.
В рамках изучения народных промыслов и художественных ремесел в школе проводился праздник. Ведущей должна была быть моя подруга. Так как нам очень нравятся изделия – фарфор и майолика Гжели, то мы решили, что ведущей праздника будет мастерица – Гжель.
2. Из истории Гжели
Есть в 60 км от Москвы местечко Гжель родина старинного гжельского промысла, где каждый житель уж если не гончар, то из семьи гончаров. А все дело в том, что недалеко от этого поселка, что на берегу реки Гжелки, находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин основа знаменитых бело-синих изделий.
А пришло оно от названия села подмосковного. Здешние места славились залежами хороших глин. Белого цвета – чудесная глина. Это о ней писал Михайло Ломоносов: «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства. Особенности географического положения, огромные запасы глин и специфика жизненного уклада способствовали возникновению и развитию керамического промысла. О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 г. В археологических раскопках найдены изделия, датированные VI-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в 1-й половине XIV в. Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора. Вторая половина XVIII века – полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.
Начало XIX в. – эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов. На рубеже XIX-XX вв., когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора. В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 г. в дер. Турыгино организована артель «Вперед, керамика». В 1936 г. артель переименована в артель «Художественная керамика» и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод «Художественная керамика». Здесь была разработана подглазурная мазковая роспись кобальтовой краской с теневой росписью на фарфоре. В послевоенные годы Турыгино и Бахтеево стали родиной бело-синего фарфора.
В 1972 г. на базе существующих производств Гжельского, Фенинского, Турыгинского, Бахтеевского создано Производственное Объединение «Гжель». Был создан современный Гжельский стиль гжельской продукции с использованием синей кобальтовой подглазурной краски. Главной особенностью современных художественно-стилевых особенностей является возрождение старых народных элементов росписи на фарфоре с подглазурной кобальтовой краской. Стройная система новых, современных художественно-стилевых особенностей закреплена в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей-мастеров. ЗАО «Объединение Гжель» выпускает декоративно-прикладные изделия из керамики (фарфор, майолика, шамот, гончарные изделия), изготовленные с применением современных художественно-стилевых особенностей по предложенной и внедренной им технологии: предметы утилитарного и декоративно-художественного назначения; предметы сувенирно-подарочного характера; предметы украшения интерьера; скульптура малых форм и предметы церковно-культового назначения. По заказу предприятие выполняет эксклюзивные подарки и элитные подарки.
“Гжель” – один из традиционных российских центров производства керамики, который недавно отметил свой 650-летний юбилей.
Интересно, что еще в стародавние времена, когда гжельский промысел только зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными. Гжель никогда не была предметом роскоши, и гжельская посуда предназначалась для трактиров, постоялых дворов да домашнего обихода. Поэтому эти «живые» краски превосходно дополняли обстановку крестьянского дома: каравай только что вытащенного из печки хлеба, крынка с тёплым, только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках.
Сейчас художник для росписи имеет только одну краску кобальт, которая после обжига приобретает характерный для гжели синий цвет. Узоры пишут быстро, мазками, по поверхности изделия и покрывают глазурью.
К слову, гжельская роспись делится всего на три вида.
Орнаментальная: самые знаменитые это шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки». Ими и заполняют свободное пространство внутри изделия.
Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенской жизни, герои русских мифов и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и Синяя птица, русалки), природа и времена года.
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой.
У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой. Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание “белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба”.
Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими “размытыми”. Так рисуют многолепестковые цветки.
“Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.
“Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”.
Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры.
3. Выбор модели.
Старые народные промыслы не забываются и многие из них возрождаются в моделях современных модельеров.
Берется обычная в чем-то ткань и с помощью привычных и всем хорошо знакомых видов рукоделия преображается вдруг так, что глаз не оторвешь.
Сначала нам необходимо выбрать костюм, который мы собираемся изготовить. Для этого мы рассмотрели несколько вариантов.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
.
Вариант 4
Вариант 5
4. Дизайн – анализ
Вся представленная коллекция сочетает в себе фольклорный стиль и современность.
Для своего проекта я выбрала последний вариант. Костюм содержит в себе некоторые народные традиции, что мне показался очень интересным и необычным. По своему цветовому решению костюм также оригинален.
5. Выбор ткани
Для изготовления модели мне необходима белая шелковая ткань, прозрачная ткань для рукавов и ткань под гжель для отделки. Для данной модели легкая ткань креп-сатин и органза. Этот синтетический материал хорошо пропускает воздух, отличается повышенной мягкостью и простой в уходе. Его можно стирать при температуре воды 40 градусов. Он быстро сохнет и почти не мнется. За ним легко ухаживать.
6. Выбор оборудования, приспособлений, средств.
1. Швейная машина.
2. Оверлок.
3. Доска гладильная, утюг.
4. Нитки армированные (для машинных работ), №50 х/б (для ручных работ).
5. Игла ручная № 3, машинная игла № 90, булавки, ножницы, напёрсток.
6. Сантиметровая лента, линейка, мелок для раскроя.
Вспомогательные материалы: бумага для выкроек, картон для заготовок накладных карманов.
7. Конструирование и моделирование
Расчетная часть.
Название мерок | Мои мерки | Мерки по таблице |
Обхват груди | 82 | 84 |
Обхват талии | 64 | 66 |
Обхват бедер | 94 | 90 |
Высота груди | 23 | 25 |
Ширина груди | 28 | 28 |
Ширина спины | 31 | 32 |
Центр груди | 14 | 16 |
Длина плеча | 11 | 12 |
Длина рукава | 23 | 57 |
Длина изделия | 134 | 144 |
Для выполнения творческого проекта я решила использовать готовую выкройку из журнала «Бурда Моден». Фигура приближена к типовой. Есть расхождение в мерках, которое корректирую на выкройке.
8. Раскрой изделия.
1. Перед-1 деталь со сгибом.
2. Спинка-2 детали.
3. Переднее плотнище-1 деталь со сгибом.
4. Заднее плотнище-2 детали.
5. Рукав- 2 детали
6. Воротник-стойка-1 деталь
Уменьшенный чертеж деталей выкройки.
Раскладка деталей на ткани
Рукава
Корона
9. Технологическая последовательность изготовления изделия.
Раскрой.
1. Сложить ткань для раскроя на рабочем столе.
2. Разложить и приколоть булавками выкройки деталей платья к ткани.
3.Обвести контуры лекал деталей и наметить припуски на швы.
4. Раскроить изделие.
Подготовка кроя к работе.
Подготовка изделия к примерке.
1.Сметать боковые, плечевые срезы платья, срезы рукавов.
2. Сметать вытачки.
3. Сметать боковые срезы по намеченным линиям.
4. Сметать средний шов платья, оставляя при этом несметанный участок длиной 50см для молнии.
Проведение примерки.
Примерка делается для того, чтобы уточнить посадку положения линий фасона и правильность края, уточняется длина изделия.
Описание работы.
Заготовка деталей.
1. Заготовить все мелкие и отделочные детали: воротник (к верхнему воротнику притачать косую бейку, выполнить боковые срезы, верх воротника обработать тесьмой с фестончатым краем), съемный воротник (верх воротника отделан косой бейкой, нижняя часть – косой бейкой и тесьмой с фестончатым краем) вместе с фартуком (низ фартука отделан косой бейкой, тесьмой и воланом), деталь рукава из органзы (низ детали обработан косой бейкой).
2. Заготовить спинку, обработав вытачки.
3. Заготовить перед, обработав вытачки.
4. Заготовить юбку, обработав боковые швы, средний шов заднего полотнища, оставляя при этом нестачанным участок длиной 50см для молнии, низ юбки обработан широкой лентой.
5. Заготовить рукава (низ рукавов обработан косой бейкой и тесьмой с фестончатым краем).
Сборка изделия.
1. Соединить спинку и полочку по плечевым срезам.
2. Втачать воротник.
3. Стачать боковые срезы переда и спинки.
4. Втачать рукава в проймы, припосадив по окатам.
5. Соединить лиф с юбкой.
6. Притачать застежку – молнию.
7. Окончательно отутюжить изделие.
8. Пришить крючки.
10.Безопасность труда
Работа с иголками.
1.Хранить иголку в определённом месте.
2. Во время работы иголки и булавки выкладывать в подушечку.
3. Обязательно найти потерянную иголку.
4. Кусочки сломанной иглы собрать и выбросить.
5. Нельзя брать иглу в рот, вкладывать в одежду, мелкие предметы, стены и занавески.
6. Шить нужно только с напёрстком.
Работа с ножницами.
Правила тепловой обработки.
1.Во время работы утюг необходимо ставить на специальную подставку.
2. Шнур утюга не должен перекручиваться.
3.Нельзя оставлять утюг без присмотра.
При работе на швейной машине.
1. Плавно нажми пусковую кнопку и выбери оптимальный режим работы швейной машины.
2. Не наклоняй голову близко к вращающимся частям швейной машины, не касайся рукой вращающегося махового колеса, не держи ножницы и обрабатываемые детали возле вращающихся частей машины.
3. Не заправляй верхнюю и нижнюю нить при включенном моторе.
4.Нельзя чистить и смазывать машину во время ее работы.
5.При смене операции необходимо остановить машину.
6.Не принимай и не передавай через работающую машину какие-либо предметы.
Санитарно - гигиенические правила.
11. Себестоимость изделия
№ | Наименование | Цена за 1м, руб. | Расход материалов | Всего, руб. |
1 | Ткань «креп – сатин» | 190 | 1,5 | 285 |
2 | Ткань «органза» | 150 | 3 | 450 |
3 | Полотно «Гжель» | 52 | 3 | 156 |
4 | Лента атласная синяя | 7 | 2 | 14 |
5 | Тесьма голубая | 13 | 5 | 65 |
6 | Косая бейка синяя | 4 | 13 | 52 |
7 | Стразы, пайетки, бисер | 500 | ||
Итого | 1522 |
12. Экологическое обследование
Свою работу я выполнила из ткани и ниток из натуральных и синтетических волокон, которые не наносят вреда окружающей среде и здоровью человека.
13. Рекламный проспект
Загадочная русская душа. Ручная роспись в стиле «гжель» - отражение наших национальных традиций, истинно российские мотивы. Ощущение чистоты и свежести, звон бубенцов летящей по первому снегу тройки…
И легкий холодок от радостного предчувствия чего-то необычного.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки - быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и творенье -
Русская звонкая гжель.
14. Оценка качества и сложности проекта
Спецификация | Оценка | Пояснение |
Экономичность | Высокая | Аналогичная работа в художественном салоне стоит 8000р., экономия - 6000рубля. |
Эстетичность | Высокая | Изделие красивое, точно подобраны цвета ткани и отделки. |
Сложность | Высокая | Пошив требует большой внимательности, аккуратности и терпения. |
Быстрота изготовления | Высокая | Требует определенных затрат времени (65 часов) |
15. Итоги работы.
Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области изготовления платяного изделия и проектной деятельности; овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
Задуманный мною проект выполнен. Цвета хорошо сочетаются между собой. В целом получилось хорошее изделие. За работу я получила оценку «отлично».
Литература
1.Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О.П., Очинин и др. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 288 с.
2. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа №6 Городского округа Балашиха Творческий проект Возрождение традиций народных промыслов Подмосковья. Выполнила: Кузьмичева Екатерина Учитель: Кочнова Д. Я. 2009 г.Слайд 2
Творческий проект Тема: «Возрождение традиций народных промыслов Подмосковья» «Велика Россия наша и талантлив наш народ, О Руси родной умельцах, на весь мир молва идет!» Цели и задачи проекта: Усовершенствовать свои возможности в области технологии изготовления платяного изделия, навыки к проектной деятельности, вызвать интерес к народному искусству, развить художественный вкус и творческое отношение к выполняемой работе.
Слайд 3
План выполнения творческого проекта 1. Обоснование проблемы и потребности. 2. Из истории Гжели. 3. Выбор модели. 4. Дизайн – анализ. 5. Выбор ткани. 6. Выбор оборудования. 7. Конструирование и моделирование изделия. 8. Раскрой изделия. 9. Технологическая последовательность изготовления изделия. 10. Безопасность труда 11. Себестоимость изделия. 12. Экологическое обследование 13. Рекламный проспект 14. Оценка качества и сложности проекта. 15. Защита проекта.
Слайд 4
Обоснование проблемы и потребности. В рамках изучения народных промыслов и художественных ремесел в школе проводился праздник. Ведущей должна была быть моя подруга. Так как нам очень нравятся изделия – фарфор и майолика Гжели, то мы решили, что ведущей праздника будет мастерица – Гжель.
Слайд 5
Из истории Гжели Есть в 60 км от Москвы местечко Гжель - родина старинного гжельского промысла. Недалеко от этого поселка на берегу реки Гжелки находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин - основа знаменитых бело-синих изделий. Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства. В стародавние времена, когда гжельский промысел только зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными. Гжель никогда не была предметом роскоши, и гжельская посуда предназначалась для трактиров, постоялых дворов да домашнего обихода. Поэтому эти «живые» краски превосходно дополняли обстановку крестьянского дома: каравай только что вытащенного из печки хлеба, крынка с тёплым, только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках.
Слайд 6
Немного о Гжели Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и дере-венской жизни, герои русских мифов и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и Синяя птица, русалки), природа и времена года. Гжельская роспись делится всего на три вида. Орнаментальная: самые знаменитые это шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки». Ими и заполняют сво-бодное пространство внутри изделия.
Слайд 7
Гжельская роза Самый излюбленный узор – гжельская роза. Она написана крупно, широкими мазками. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого.
Слайд 8
Выбор модели Старые народные промыслы не забываются и многие из них возрождаются в моделях современных модельеров. Берется обычная в чем-то ткань и с помощью привычных и всем хорошо знакомых видов рукоделия преображается вдруг так, что глаз не оторвешь. Сначала нам необходимо выбрать костюм, который мы собираемся изготовить. Для этого мы рассмотрели несколько вариантов.
Слайд 9
Вариант 1
Слайд 10
Вариант 2
Слайд 11
Вариант 3
Слайд 12
Вариант 4
Слайд 13
Вариант 5
Слайд 14
Дизайн-анализ Вся представленная коллекция сочетает в себе фольклорный стиль и современность. Для своего проекта я выбрала последний вариант. Костюм содержит в себе некоторые народные традиции, что мне показался очень интересным и необычным. По своему цветовому решению костюм также оригинален.
Слайд 15
Выбор ткани Для изготовления модели мне необходима белая шелковая ткань, прозрачная ткань для рукавов и ткань «под гжель» для отделки. Для данной модели я выбрала легкую ткань креп – сатин, органзу и полотно под Гжель.
Слайд 16
Выбор оборудования 1. Швейная машина. 2. Оверлок. 3. Доска гладильная, утюг. 4. Нитки армированные (для машинных работ), № 50 х/б (для ручных работ). 5. Игла ручная №3, машинная игла №90, булавки, ножницы, напёрсток. 6. Сантиметровая лента, линейка, мелок для раскроя. Вспомогательные материалы: бумага для выкроек, картон для заготовок короны.
Слайд 17
Расчетная часть Для выполнения творческого проекта я решила использовать готовую выкройку из журнала «Бурда Моден». Фигура приближена к типовой. Есть расхождение в мерках, которое корректирую на выкройке.
Слайд 18
Технологическая последовательность изготовления изделия Раскрой Подготовка кроя к работе Подготовка изделия к примерке Проведение примерки Заготовка деталей Сборка изделия Окончательная отделка изделия
Слайд 19
Себестоимость изделия Наименование Расход Цена Ткань «креп – сатин» 1,5 285 Ткань «органза»150 3 450 Полотно «Гжель» 3 156 Лента атласная синяя 2 14 Тесьма голубая 5 65 Косая бейка синяя 13 52 Стразы, пайетки, бисер 500 Итого 1522(руб)
Слайд 20
Экологическое обследование Свою работу я выполнила из ткани и ниток из натуральных и синтетических волокон, которые не наносят вреда окружающей среде и здоровью человека
Слайд 21
Рекламный проспект Загадочная русская душа. Ручная роспись в стиле «гжель» - отражение наших национальных традиций, истинно российские мотивы. Ощущение чистоты и свежести, звон бубенцов летящей по первому снегу тройки… И легкий холодок от радостного предчувствия чего-то необычного
Слайд 22
Рекламный проспект Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки - быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка - глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и творенье - Русская звонкая гжель
Слайд 23
Оценка качества и сложности проекта Экономичность - высокая. Аналогичная работа в художественном салоне стоит 8000р., экономия -6478рублей. Эстетичность – высокая. Изделие красивое, точно подобраны цвета ткани и отделки. Сложность – высокая. Пошив требует большой внимательности, аккуратности и терпения. Быстрота изготовления –высокая. Требует определенных затрат времени(65 часов)
Слайд 24
Итоги работы Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области изготовления платяного изделия и проектной деятельности; овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе. Задуманный мною проект выполнен. Цвета хорошо сочетаются между собой. В целом получилось хорошее изделие. За работу я получила оценку «отлично».
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Простые летающие модели из бумаги
Городецкая роспись
Как Снегурочке раскатать тесто?