В Введено-Готнянском сельском поселении на протяжении многих лет существует фольклорный ансамбль «Посиделки», под руководством директора Введено-Готнянского СДК Шершневой Инны Николаевны. Этот коллектив знаком жителям Ракитянского района и всей Белгородской области, по прекрасным концертным программам, наполненным самобытным народным творчеством.
Изучение культурного наследия этого творческого коллектива, а также, знакомство с фольклорной песней - цель исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_isledovatel_goncharova_a.n.rar | 225.3 КБ |
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Цыбулева»
Деятельность фольклорного ансамбля «Посиделки»
Подготовила ученица 3 а класса
Гончарова Анастасия
Руководитель Скирденко М.Н.
п. Ракитное
2012 год
Введение
Я являюсь участницей фольклорного ансамбля «Посиделки», созданного директором Введено-Готнянского СДК Шершневой Инной Николаевной. Этот коллектив знаком жителям Ракитянского района и всей Белгородской области, по прекрасным концертным программам, наполненным самобытным народным творчеством. Мне очень нравятся народные песни, костюмы и просто общение с замечательными участницами фольклорного ансамбля.
Фольклор - художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Я узнала, что термин этот впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание.
Современные дети не всегда имеют возможность изучать богатейшие традиции и опыт культурно-исторического наследия прошлого нашей страны. Я решила познакомить своих одноклассников с деятельностью нашего ансамбля.
Изучение культурного наследия этого творческого коллектива, а также, пропаганда фольклорной песни - цель исследовательской работы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Изучить самобытный народный костюм и песенный репертуар участников ансамбля;
3. Принять активное участие в работе народного фольклорного ансамбля «Посиделки»;
4. познакомить одноклассников с результатами выполненного исследования.
Мною выделен предмет исследования – деятельность фольклорного ансамбля «Посиделки».
Гипотеза исследования: коллективная деятельность ансамбля «Посиделки» способствует пропаганде русской народной песни, приобщению молодого поколения села Введенская Готня к народным традициям, развитию творческих способностей подрастающего поколения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
Глава 1. Творческая характеристика на «Народный самодеятельный коллектив» фольклорный ансамбль «Посиделки» Введено-Готнянского сельского Дома культуры
Фольклорный ансамбль «Посиделки» создан в 2002 году на базе Введено-Готнянского сельского Дома культуры. Руководителем коллектива является Инна Николаевна Шершнева – Лауреат 2 степени межрегионального конкурса профессионального мастерства «Лучший культработник Черноземья 2006 года».
В ансамбле 12 человек. Это истинные носители фольклора, в основном пожилые люди. Самой старшей участнице 80 лет.
За период творческой деятельности было собрано более 60-ти песен
с. В-Готня. Многие песни были восстановлены по крупицам. В репертуаре ансамбля свадебные, календарные, духовные, украинские песни.
Коллектив является постоянным участником всех мероприятий, проводимых не только в сельском Доме культуры, но и на районной сцене. Пропагандируя традиционную народную культуру своего села, ансамбль «Посиделки» часто выступает с концертами перед жителями сел Ракитянского района.
Коллектив принимал активное участие в юбилейных концертах, посвященных 350-летию п. Ракитное, 100-летию ст. Готня, 50-летию образования Белгородской области, 60-летию Великой Победы, в культурно-спортивных эстафетах.
Фольклорные экспедиции являются частыми гостями ансамбля «Посиделки». Старшим научным сотрудником отдела изобразительного искусства БГЦНТ Зотовой Ираидой Павловной (2004 год) было отмечено своеобразие фольклорных костюмов, особенности народного кроя и цветовые предпочтения; Алексеева Ольга Ивановна и студенты Белгородского института культуры (2005 год) приобрели ценный материал по песенному фольклору; Карачаровым Иваном Николаевичем и студентами отделения руководителей народного хора Белгородского государственного музыкального училища им. С.А. Дягтерева (2006 год) были записаны свыше 20 песенных образцов, сделаны аудиозаписи народных песен с. В-Готня, зафиксированы традиционные сельские обряды.
Время проведения репетиций – каждое воскресенье с 13 до 16-30. Репертуар подбирается из собранных и записанных песен села В-Готня, в результате коллективного обсуждения, и с учетом мнения каждого участника. Песни исполняются без музыкального сопровождения, лишь иногда используется балалайка. Точности исполнения каждой вокальной партии добиваемся путем обучения у наиболее опытных участниц коллектива, стараясь перенять их манеру исполнения.
Ансамбль «Посиделки» ведет активную концертную деятельность. Без его участия не обходится ни одно значимое мероприятие в селе. Так же ансамбль приглашают для выступлений на районной сцене. Очень распространенной формой деятельности коллектива являются вечера-встречи с ветеранами, с пожилыми людьми села, инвалидами и жителями других сел. Кроме этого, коллектив «Посиделки» обслуживает отдаленные хутора села В-Готня, выезжая туда с концертными программами.
Культурно-досуговые мероприятия коллектива включают в себя участие в юбилейных концертах, например, в день празднования 100-летия ст.Готня.
Все участники коллектива «Посиделки» еще являются и членами клуба любителей фольклора «Кумушки-голубушки», где обсуждаются вопросы, затрагивающие возрождение народных традиций, обычаев, обрядов, забытых старинных песен. Проводится работа по сбору и записи материала.
План работы коллектива составляется с учетом плана работы В. Готнянского СДК и коллективных пожеланий участников ансамбля. Доброй традицией является исполнение духовных стихов, песен выступление только в подлинных костюмах своего села, обучение подрастающего поколения, приезд фольклорных экспедиций.
После каждого концерта в коллективе происходит обсуждение, разбор и анализ выступления, учитываются отзывы зрителей. Если были допущены какие-то ошибки, то совместными усилиями участники решаюм, как их исправить.
Взрослый состав:
Детский состав:
ГЛАВА 2. Сценический костюм ансамбля «Посиделки» - самобытный костюм села Введенская Готня
Участники фольклорного ансамбля «Посиделки» выступают в подлинных костюмах, бережно хранят и передают своё культурное наследие молодежи.
В русских селах юго-западной части Ракитянского района, примыкающей к Борисовскому району, в том числе и в селе Введенская Готня, бытовал костюм, который с полным основанием можно назвать украинским (малороссейским).
Костюм состоял из рубахи с прямыми поликами, пришитыми по утку, юбки и корсета. Рубахи были гладкими у поликов, и с собранными рукавами. «Передня» (ворот) и рукава возле поликов и «чехлов» (манжет) собирались в «наборушки» - мельчайшие складки, набираемые на иглу по счету нитей и закрепляемые в двух местах для устойчивости. А также существовал более поздний вариант рубахи – с кокеткой, продублированной подоплекой, с планкой застежки и воротником – стойкой.
Народный костюм Самая старшая участница ансамбля «Посиделки»
Рукава рубах декорировались цветочным орнаментом по всему полю с использованием черных и красных нитей. Встречались также узоры с характерными для украинцев мотивами – вазонами с цветами и петухами.
Юбки шили из фабричных тканей, чаще всего красного или малинового цветов – сатина, ситца, кашемира, шалона («шалуновые» юбки). Традиционным украшением были нашитые на подол «букетовые» ленты, позумент, «гарусочки», золотная бахрома. В юбках из более дешевых тканей подол отделывался черным плисом с блестками и тесьмой, а чуть выше подола нашивался волан.
Фартук был непременным атрибутом костюма, по ткани и декору аналогичным юбке. Более старинным типом передника был холщовый, украшенный кружевом и вышивкой. Его носили с юбкой из домотканой шерсти коричневого цвета.
Основной нагрудной одеждой был корсет (корсетка) – украинская безрукавка. Его шили как из сатина, так и из более дорогих сукна, атласа, бархата. Корсеты были недлинными, до верхней части бедер, и сильно заужены в талии. Передняя часть была цельнокроеной, задняя – отрезной по спинке либо со складками от талии, либо со вставленными клиньями. Спереди корсеты украшались лентами контрастных цветов и позументом, декор также располагался по низу корсетов, сзади вдоль пояса и даже по швам. Некоторые корсеты имели пояс, вшитый в боковые швы и застегивающийся спереди на пуговицу.
Разновидностью верхней одежды была чинарка, в Введенской Готне её называли «казачка». Шили её из черного сатина на ватной подкладке, длинной до середины бедер. По крою это тот же корсет, только с рукавами. Праздничные чинарики украшали рядами разноцветных «гарусков», будничные могли быть без декора.
В селе Введенская Готня носили также «калтаны» из синего фабричного сукна.
Лапти носили в будни и на работу, в праздничные дни носили сапоги, а в более позднее время – ботинки «венгерочки» (то же, что и «румынки»).
«Златоглав» или «золотоглав», - как называли его в селе Введенская Готня, - головной убор, который носили на великие праздники. «Золотоглав» состоял из нескольких составляющих: сначала на голову надевали красный «почепушник», затем на лоб привязывали «золотоглав», прямоугольную твердую основу, обтянутую парчой, а сверху накидывали «дымку» - длинный газовый шарф, концы которого украшались лентами и узким позументом, а в центральной части к краю пришивалось серебряное кружево. «Золотоглав» надевала сваха со стороны жениха, невесту же после венчания повязывали платком без повивания.
Венчальный убор невесты в этом селе изготавливался из «дымки» - начиная от одного края шарфа, мастерица собирала «брыжи», перемежая их лентами. На лоб ниспадала первая оборка, на которую надевали венец. Конец шарфа свободно свисал в виде фаты; иногда он был так длинен, что невеста перекидывала его через руку. Венок представлял собой белые бумажные цветы в сочетании с красными цветами и зелеными листьями. Спереди венок украшался нитями с мелкими восковыми цветами.
В будни надевали ситцевые платки, повязывая обычным способом – под подбородком, с конусом надо лбом («со вуточкой», то есть конус, чуть выдвинутый вперед, напоминал утиный клюв). Из – под платка был виден идеальный пробор (прическа «с рядком»), которую добивались смазыванием головы репейным маслом. На праздники повязывали платок «бабочкой» - обматывали вокруг головы, оставляя сзади свисающий конец. Девочки и девушки до замужества носили украинские веночки с лентами.
Украшения: бусы из полевого шпата с монетами и без них, из жемчуга, а так же серебряные серьги с камнями из полевого шпата.
ГЛАВА 3. Творческая характеристика на руководителя фольклорного ансамбля «Посиделки» В-Готнянского СДК - Шершневу И. Н.
Шершнева Инна Николаевна родилась 29 мая 1975 году в г. Белгороде. Национальность – русская. Образование – высшее.
В 2001 году закончила Белгородскую Государственную Сельскохозяйственную Академию по специальности экономист по бухгалтерскому учету и аудиту.
С 2002 года работала в Введено-Готнянском Доме культуры художественным руководителем. С февраля 2004 года возглавляет данное учреждение культуры.
Инна Николаевна с детства увлекалась художественной самодеятельностью. Будучи студенткой, являлась участницей народного вокально-хореографического ансамбля «Белогорье», народного вокального ансамбля «Родные напевы» г. Белгород.
Ее увлечения помогли активно влиться в общественную жизнь села. Помимо таких черт, как ответственность, трудолюбие, инициативность в работе она имеет природный дар хорошего организатора. Так, за два года работы в Сельском Доме культуры она сумела вовлечь и молодое, и старшее поколение в культурную жизнь села.
Привлекая своим задором, обаянием, умением петь народные и современные песни она создала такие творческие коллективы как фольклорный ансамбль «Посиделки», клуб любителей народной песни «Вечерки», в котором участвуют жители села от 20 до 70 лет. Основой репертуара являются народные песни своего села, района и области, тем самым сохраняются и возрождаются народные традиции.
Много внимания Инна Николаевна уделяет приобщению к народному творчеству, современной культуре подрастающего поколения, создав хореографический ансамбль «Прялица», детский вокальный ансамбль «Веселые нотки», кукольный театр «Фенька».
Куклы, сделанные Шершневой И. Н.
Она активно включилась в работу по возрождению народных ремесел. Под ее руководством при сельском Доме культуры действуют кружок художественной обработки глины «Игрушка – потешка» и кружок художественной обработки ткани «Забава», владеет техниками: тестопластика, бисероплетение.
Созданные Инной Николаевной коллективы демонстрируют свое мастерство не только односельчанам, но и являются частыми гостями на сценах других Домов культуры Ракитянского района, принимают активное участие в районных конкурсах и фестивалях, занимая призовые места.
В 2003 году Шершнева Инна Николаевна стала дипломантом областного конкурса исполнителей народной песни «Красно солнышко».
Инна Николаевна принимает активное участие в общественной жизни села. Она является членом участковой избирательной комиссии.
В 2006 году Инна Николаевна стала победителем областного конкурса «Лучший культработник» и Лауреатом 2 степени Межрегионального конкурса профессионального мастерства «Лучший культработник Черноземья 2006 года».
ГЛАВА 3. Записки из бесед с руководителем фольклорного ансамбля «Посиделки» И.Н. Шершневой
«Народные песни веками бережно передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Но с годами что-то теряется, забывается. С помощью вот этих замечательных женщин удалось возродить некоторые забытые песни. Общими усилиями, по слову, по строчке вспомнили и записали почти утраченные песни…»
«Эти милые женщины сохранили в памяти народную песню и передают ее подрастающему поколению в надежде, что их наследие будет жить еще долго-долго. Остается только воспользоваться этим ценнейшим даром, а еще поучиться у старшего поколения их жизнелюбию, мудрости, умению переносить трудности и радоваться малому…»
«…Мы поем, собираем, возрождаем песни своего села, которое богато культурным и историческим наследием.
Введенская Готня начала свое существование в середине 17 века на хотмыжских землях боярских братьев Курбатовых. Поселились здесь вольные крестьяне с севера из-под Москвы. Москвиты село было введено указом царя для охраны территории от набегов кочевников. Отсюда, возможно, и идет его название. За три половины столетия эти места повидали немало сражений. Здесь всегда жили умелые, храбрые воины. Тому подтверждением является множество солдатских песен, которые у нас хорошо помнят. Это: «Последний нонешний денечек», «Среди гор крутых скалистых», «Как за речкою солдат», «Над озером чаечка вьется», «Ох. Да ты, калинушка» и многие другие.
Все эти песни нашли достойное место в репертуаре нашего ансамбля «Посиделки».
«Ансамбль «Посиделки» бережно хранит и возрождает старинные свадебные обычаи села, в нашем репертуаре есть реконструкция свадебного обряда, и множество свадебных песен. В ночь на кануне свадьбы в доме жениха пекут каравай. Сваха, обычно это крестная мать жениха, просит у его родителей благословения замесить каравай и исполняет песню «Середи было двора». А в доме у невесты тем временем пекут обрядовые булочки, которые называются «Шишки» и исполняют песню «Шишки». Песня «Утушки» исполняется в день свадьбы за столом для невесты. Песней «Кудрявчик» величают жениха. Одна из главных ролей на свадьбе принадлежит свахе. Она должна хорошо уметь петь, шутить, танцевать и сама вовлекать в веселье всех гостей. От ее умения зависит успех всей свадьбы. Ей и посвящается песня «Сваха богатая».
Очень интересный обычай у нас в селе танцевать на лавках. В разгар веселья это могут делать все желающие.
«Комарь» - одна из самых любимых наших песен. Без нее не обходится ни один праздник в селе. Она очень нравится детям, которые с удовольствием поют вместе с взрослыми».
«Во многом благодаря нашему замечательному коллективу В-Готнянский Дом культуры занимает 1 место среди сельских Домов культуры Ракитянского района уже много лет подряд. Мы ездим с концертами, выступаем у себя дома. К нам в гости каждый год приезжают фольклорные экспедиции и оставляют хорошие отзывы. Меняются времена, но остается неизменным уважительное отношение к духовному наследию своего народа. Ведь это так важно в наше время сохранить свою самобытность, свои корни…»
3.1. Репертуар фольклорного ансамбля «Посиделки»
Заключение
Народные песни и танцы способствуют всестороннему развитию личности. Нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить при помощи народного фольклора. Когда человек поет народные песни, он получает знания об окружающем нас мире, сведения о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах своей малой Родины. Песня и музыка помогает преодолевать языковой и культурный барьер, возникающий между поколениями.
Анализ деятельности фольклорного ансамбля «Посиделки» Введено-Готнянского сельского Дома Культуры, говорит о том, что коллективное творчество ансамбля напрямую влияет на пропаганду русской народной песни, активно приобщает молодое поколение села Введенская Готня к самобытной народной культуре, развивает творческие способности подрастающего поколения.
Кактусы из сада камней
Что есть на свете красота?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Снежная книга
Сочинение