В нашем Доме детского творчества уже давно существует кукольный театр "Петрушка". Все свои спектакли юные артисты показывают при помощи ширмы, специально изготовленной для показа кукольных спектаклей. Ширма обтянута красочным полотном, выполненная в стиле лоскутного шитья. Недавно нам в объединение "Фантазеры" поступило предложение изготовить новую декорацию ("одежду") для ширмы, к спектаклю "Огневушка-поскакушка". В объединении мы занимаемся разными видами деятельности, в том числе росписью по ткани, и я решила выполнить декорацию в этой технике. После ознакомления со сценарием спектакля, я разработала несколько эскизов и, выбрав наиболее подходящий, приступила к работе.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий прект | 70 КБ |
prilozheniya.docx | 2.78 МБ |
«Первый шаг мир театральных декораций»
Субботина Дарья Максимовна
Пуровский район, г. Тарко-Сале
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Пуровский Дом детского творчества», 7 класс
I.Введение
Выбор и обоснование проблемы.
В Пуровском Доме детского творчества работает кукольный театр «Петрушка». Его участники принимают активное участие в творческой жизни ДДТ. Они готовят и показывают кукольные театрализованные представления для воспитанников детских садов и обучающихся Дома детского творчества. В их репертуаре в основном спектакли по мотивам русских народных сказок. Сценой театра "Петрушка" является ширма. На ней ставятся декорации, происходит действие спектакля. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них. Декорации актеры используют мало, в основном картонные картинки-декорации. И поэтому основное "лицо" спектакля - это несомненно сама ширма.
Руководитель кукольного театра Вета Дмитриевна Крахмаль предложила нам придумать декорацию для оформления спектакля "Огневушка-поскакушка и непослущный Ванюшка", а именно придумать "одежду" для ширмы, которая будет создавать настроение и иллюзию места действия.
Занимаясь в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры», я изучаю множество разных способов и техник рисования, в том числе батик. Мне нравиться необычные техники рисования, поэтому для выполнения декорации я решила использовать роспись по ткани и технику холодного батика.
Цель: разработать и изготовить декорацию для кукольного спектакля по сказке «Огневушка-поскакушка и непослушный Ванюшка».
Задачи:
Теоретические
- знакомство с историей и развитием театральных декораций;
- изучение требований, предъявляемым к декорациям кукольного театра;
- знакомство с методами росписи по ткани, выбор оптимального метода для выполнения декораций;
- знакомство с текстом и сценарием сказки, для которой изготавливаются декорации;
Практические
- разработка эскиза декораций;
- изготовление и приобретение инструментов и материалов для работы;
- отработка технических приёмов росписи по ткани;
- выполнение декораций в выбранной технике;
- подготовка декорации к применению.
Декорация - декорации, (франц. decoration, украшение). Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене.
В широком значении декорация - всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение.
Слово Декорация всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий.
Театрально-декорационное искусство - это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театральных декораций тесно связано с развитием театра, драматургии, изобразительного искусства.
Сценические представления обставлялись декорациями еще у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII ст. особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам.
2. Требования, предъявляемым к декорациям кукольного театра.
Декорация - неотъемлемая часть кукольного спектакля. Фон, на котором происходят основные события, называется задником. Задник вешается на двух стойках, соединенных горизонтальной планкой. Сценой для кукольного театра служит ширма. На ней ставятся декорации, происходит действие спектакля. Вся ширма драпируется тканью спокойного тона. На ткань могут быть прикреплены добавочные детали. Например, если на ширме летний лес или луг - к ширме крепятся цветы, если осень - листья и т.д.
Материалом для драпировки ширмы и задника могут служить сатин, штапель, бязь. Расписывается он анилиновыми красителями, темперой, масляными красками. Можно использовать аппликацию.
В декорациях кукольного театра не должно быть мелких деталей, слишком ярких красок, чтобы не отвлекать внимание зрителя от кукол. Декорация должна быть обобщенной, создавать атмосферу, нужную для спектакля. Декорации должны быть легкими в использовании
3. Батик. Технология холодного батика
Батик - это не что иное, как техника росписи тканей с помощью воска и красителей. Также батиком называют уже расписанную ткань. Техника росписи интересна тем, что результат зачастую абсолютно не предсказуем. Поэтому каждое изделие уникально и неповторимо в своем роде. Скопировать или повторить изделие в точности просто невозможно. Поэтому этот вид искусства продолжает покорять и завораживать сердца. Очень красиво и эффектно батик смотрится в насыщенных и контрастных тонах. Текстура шелка заставляет краски блестеть, и они почти светятся. Но в общем рисунки могут быть любыми, простыми или сложными, реалистичными или абстрактными, экспрессивными или спокойными. Что делает батик таким притягательным так это удовольствие от работы с различными тканями и неисчерпаемые возможности, которые таят в себе воск и краски. Легкие складки ткани напоминают языки пламени костра, или песчаные барханы пустыни, или океанские волны. Кажется, это искусство живет столько, сколько живет человек. Ведь никто точно не знает, когда человек создав ткань, решил ее украсить.
История батика.
Понятие "батик" впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик "амбатик", что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. до н.э. Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). История прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.
Методы росписи тканей.
Существуют три основных метода росписи тканей - узелковый, горячий, холодный…батик.
Узелковый батик.
Легче всего в домашних условиях получить необычный узор способом узелкового окрашивания, потому что рисунок образуется в результате простейших операций: с помощью завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных фрагментов ткани перед крашением.
Горячий батик.
Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.
Холодный батик.
Более легкий и распространенный метод - холодный батик, это европейское изобретение эпохи модерна. Суть его в том, что рисунок создается с помощью контурной обводки специальным составом.
Хотя батик и сам по себе может заворожить красотой его часто украшают дополнительными декоративными материалами, такими как бисер, паетки, стеклярус, вышивка, и т.д. В основе батика лежит принцип резервирования, т.е. покрытия не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовывать узор.
Искусство батика тонкое, прихотливое, капризное. Ведь нанесенную краску уже не сотрешь ластиком, не замажешь. Как произведение искусства, батик можно увидеть на выставках и в салонах, батик используют в панно и в интерьере. В технике холодного батика используется в основном натуральный шелк, который художником прикрепляется к рамке и прозрачный резервирующий состав, наносящийся на ткань.
Техника росписи ткани в стиле холодный батик.
Стиль - "Холодный батик" - очень кропотливая техника, но изделия, которые художник изготавливает таким способом, очень красивы. Необходимо помнить, что изделия. выполненные в технике холодного батика должны быть надежно защищены от попадания влаги.
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.
Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава.
Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.
Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).
В местах замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.
После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять не закрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.
По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.
Выводы
III.Практическая часть
1. Разработка эскиза декораций
Мне предложили придумать декорацию для оформления спектакля «Огневушка-Поскакушка». Для того, что бы определиться с композиционным решением полотна, мне необходимо было познакомиться со сценарием сказки. Действия сказки происходят на опушке леса, недалеко от избушки. Поэтому основу моей композиции составил сказочный пейзаж. Я приступила к разработке эскизов. Затем выбрав самый подходящий для сценария спектакля эскиз, я приступила к воплощению идеи проекта.
2. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.
Для проекта была куплена ткань креп-сатин белого цвета, краски для росписи тканей, резервирующий состав и стеклянная трубочка.
3. Последовательность изготовления изделия.
и размеру.
Эти размеры соответствуют размерам ширмы.
машине
Заключение.
В ходе выполнения своей работы я познакомилась с историей и видами театральных декораций, узнала, что такое батик, изучила историю возникновения этого искусства, научилась работать в технике холодной росписи.
В процессе работы мною было изучено много различной литературы, которая очень помогла в выполнении моего проекта.
В начале работы передо мной стояла цель - создание декорации. Декорация была выполнена и применена в показе детского спектакля "Огневушка-поскакушка и непослушный Ванюшка", который прошел 31 марта в Доме детского творчества. Но данная декорация может быть использована не только в этом спектакле, так как пейзаж, который изображен на ткани может быть применен и в других постановках и спектаклях.
Выполнение этого проекта принесло мне огромное эстетическое удовлетворение, мне понравилось разрабатывать эскизы придумывать новые декорации и работать в технике батик. В дальнейшем я планирую продолжить свою работу над созданием декораций для кукольного театра «Петрушка»
Список литературы
Пустой колос голову кверху носит
Для чего нужна астрономия?
Три загадки Солнца
Любимое яичко
Кто чем богат, тот тем и делится!