Мы пытаемся возродить старые традиции , вспоминать позабытое , растерянное , стали возвращаться к памяти предков. Оказывается , что обряды, ритуалы, обычаи- не суеверие, а символ сохранения человеческих ценностей: мира в семье, любви в природе, людской честности, добра, чистоплотности и сакральности.
Чуваши обладают поистине уникальной обрядовой культурой. Свидетельством тому являются материалы архива Чувашского гуманитарного института, архивы других городов, опубликованная литература, а также и поныне бытующие в народе обряды.
Исключительное почитание воды отразилась в верованиях, о чем свидетельствуют даже беглые перечисления атрибутов дохристианской религии чувашей.
Обряд и сказка являются одновременно результатом параллельного отражения действительности, но они не одинаковы, не променяют друг друга: сказка и обряд реализуют общую тему согласно законам, внутри которых существуют, развиваются и действуют сами .
Цель работы заключается в том:
1)Изучить свойства воды и ее заменителей в чувашском фольклоре.
2)Сравнить свойства воды с аналогичными свойствами в русском фольклоре.
В связи с интересом к своей истории и культуре, любви к чувашскому фольклору, любви к чтению чувашских сказок я захотела вплотную заняться этим вопросом, изучить его и понять.
В ходе работы над данной темой были определены следующие задачи:
1)Изучить и проанализировать имеющуюся по теме литературу.
.
В результате выполненной работы пришли к выводу:
1)Исключительное почитание воды отразилось у нашего народа исходя из верований и образа жизни.
2)В сказках вода, молоко и пиво делают юношу физически сильным, а вино, кроме того, бессмертным.
3)В обрядах эти же средства обладают специфическими возможностями: они служат основными атрибутами при жертвоприношении во время моления; натирания тела вином придает шаманские знания и способности; употребление молока обеспечивает юноше покровительство лестных духов и т.д.; вода превращает юношу в зрелого мужчину, а вино – символ крови жертвенного животного – приносит плодородие и избавление от смерти.
Богатырская вода. Перед поединком юноша в чувашских эпических сказках трижды пьет воду. В это время он может находиться в подземном мире, на труднодоступной горе ,а вода может быть в кадке или в бочке. В иных случаях указывается, что вода принадлежит антогонисту-змею. Юноша пьет эту воду по совету своего коня, а потом спит непробудным сном 12 суток. Купание в котле с кипящей водой, принадлежащий старику в сарае, также придает силу. Вода, способная придать богатырскую силу, в сказке «спасение Йываном матери и сестер» хранилось под горой, которую ударом копыта опрокидывает волшебный конь. Конь, как и паттор пьет воду перед походом. «Ну, Иван, дай мне 3 ведра воды, а сам выпей 2 кружки, - сказал». После чего конь поднимается в воздух.
Живая и мертвая вода. В качестве оживляющих средств молоко, вода живая и мертвая. В сказке «Рубашка изготовленная изо всех цветов на свете» девушки, желая оживить паттора, режут шестиаршинную кобылу. Выбросив оттуда все внутренности, они размещаются внутри скелета, к которому прилетают разные птицы. Таким образом девушкам удается поймать птичку, а через нее добыть живую и мертвую воду. При натирании мертвой водой тело паттора восстанавливается в одно целое, а от опрыскивание живой водой - оживает. «Мертвая вода как бы добивает, окончательно превращает в мертвеца. Только теперь он настоящий умерший, а не существо, витающее между двумя мирами, которое может вампиром. Только теперь, после окропление мертвой водой, эта, живая - будет действовать». Во время посвящения, которое у древних майя называлось «вторым рождением», жрец касался кропилам лица, и глаз и лба подростка, трижды приговаривая: «пробудись!» Так выявляются атрибуты воды, способные вернуть человеку жизнь, находящегося в сакральном мире. Для сравнения вспомним эпизоды, где воде придают жизненное начало:
Змей могуч и непобедим, пока находится в воде.
Орлица при полете требует как мясо, так и воды.
Молоко. В сказке «Глупый Иван» львица предупреждает Ивана, что он идет на верную смерть. Но видя, что Ивана это не остановит, она кормит его своим молоком, придающим богатырскую силу. В другом варианте этого мотива чудесная птица ши-шунк махнула шляпой юноши - там появилось молоко, выпив которое юноша становился богатырем. Здесь улавливается связь человека с животными, в первую очередь – физически сильными. Во – вторых, связь с лесными духами. Однако, считаем, наибольшее воздействие юноша получает от молока, принявшего на себя в более позднюю пору магические свойства воды. Значительную роль сыграло ассоциирование магического молока материнским. И не просто молоко, а молоко духовных покровителей, обитателей и хозяев лесов. Кормить молоком, значит принять за кровного родственника, полагаем, что таким образом животное берет под свою защиту и поручается за него.
Пиво. Во всех мотивах обретения богатырской силы путем употребления пива, полученного от стариков- странников или от других лиц, обитающих в лесу, просматривается этнографическая связь с добрыми духами.
Вино. Сила юноши прибавляется от выпитого вина. Употребление происходит в лесном доме; в подсеке в одном доме пьется эрех «вино», в лесном доме старик пьет рюмку самогонки. Так же вино и пиво обозначают веселье, ведь без них не обходится ни одна свадьба, ни одно торжество.
В сказке вода, молоко и пиво одинаково делают юношу физически неимоверно сильным, а вино, кроме того, бессмертным.
В отличие от чувашского фольклора в русском еще есть некоторые магические свойства воды.
В сказке «Два Ивана, два солдатских сына» очень хорошо видны свойства и действие живой и мертвой воды: «Тут Иван - солдатский сын вынул из седла два пузырька с водой мертвой и живой»; взбрызнул мертвой водою – плоть – мясо срастается; взбрызнул живой водой –царевич встал и говорит…»
В сказке «О богатыре Гое Воянском, воин пробует богатырскую воду. И из-за нее набрал такой силы, что сказал: «Если бы в землю воткнули шест, я бы спокойно перевернул бы землю!»
В сказке «Конек-горбунок» купание в котле с кипящей водой придают молодость, красоту и богатырскую силу.
В русских сказках встречается и поющая вода, но примеров этих сказок – единицы.
Почитание воды в чувашских народных обрядах.
Обряд – важнейший блок в системе культуры этноса. Он является цементирующим фактором, отличительной чертой отдельно взятого народа. В нем перекрещиваются и отражаются практически все основные стороны жизни. Обрядовые действия и моления помогают пролить свет на сложную проблему этногенеза, отражают исторические связи и духовную общность с другими народами. Однако в обрядах есть и другая сторона, значительно более важная: они являются могущественным средством национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое. Обряд един и общеобязателен, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом.
Исключительное почитание воды отразилось в верованиях, о чем свидетельствуют беглые перечисления дохристианской религии чувашей: водное страшилище, бог воды, водяной, мать воды, отец воды… Все они выполняют свои функции, и, чтобы угодить им необходимо было проводить определенные моления, жертвоприношения. От шыври – от духа, находящегося в воде. Вода, согласно традиционным верованиям чувашей, населена духами. Она является жилищем шыври, т.е. недобрых водяных духов и нечистей.
Нельзя кричать у воды.
Нельзя без надобности и без предварительно подготовки лезть в воду.
Если человек заболел, испив воды из урочища шыв тумхаре ,непременно надо прийти на это же место и сказать « Не пил я эту воду.» На месте общественного моления непременно должна быть вода.
В комплекс очищения от отрицательных воздействий духов включает и питье больным заговоренной воды. Молитву произносят ковш с водой , а потом эту воду пьют.
Вода имеет и очистительные свойства. У оврага приплясывали под музыку и, приплясывая заходили в воду, очищаясь от болезней.
Обмывание ребенка. Данному обряду придавали магическое значение. Ребенку мыли в теплой воде, завернув в пеленку, укладывали в корыто и ставили в печь. В воду клали серебряные монеты, соль и листья. Качества этих предметов богатство ,сила, красота должны перейти к ребенку.
Пиво. В дохристианском веровании чувашей очень много разных духов, богов. Во время «сора чук» ( моления с пивом) приносят в жертву следующим личностям: Богу, Матери Божьей, Отцу и матери солнца, Отцу и матери ветра, Пихампару.
Пиво играет ту же роль что и вода. Примеры есть и в обрядах. Например, в поминальном обряде « петушиное пиво» по окончанию обряда , то что принесено в жертву, выносятся за ворота м здесь выливается и выбрасывается. Проводили обряды по более конкретным случаям (перед едой , при входе в новый дом) Кер сори – осеннее моление духам предков по случаю приготовления пиво из зерна нового урожая.
Обряд «халох сори» проводит вся деревня в Монкун эрни .Совершая этот обряд , участники желали добиться многих целей: дождя, избавление от болезней людей, скота, предупреждения неурожая. Женщины к данному обряду не допускались вообще.
Вино. Исследователи признают за символ крови жертвенного животного, которое приносит плодородие и избавление от смерти.
В обрядах вода, молоко, пиво обладают специфическими возможностями: о ни служат основными атрибутами при жертвоприношении во время моления натирания тела вином придает шаманские знания и способности, употребление молока обеспечивает юноше покровительство духов, вода превращает юношу в зрелого мужчину, а вино- символ крови жертвенного животного, приносит плодородие и избавление от смерти.
ЛИТЕРАТУРА.
Вложение | Размер |
---|---|
magicheskie_svoystva_vody_i_eyo_zameniteli_v_chuvashskoy_skazke_2.ppt | 676 КБ |
Как нарисовать небо акварелью
«Течет река Волга»
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Пятёрки