Скрытый язык мужских украшений
Цель: Привлечь внимание к традициям использования мужских украшений.
Актуальность темы. В настоящее время весьма неоднозначно оценивается использование мужчинами различных украшений, например, серег. А ведь символическое значение мужских украшений трактовалось довольно разнообразно в зависимости от исторической эпохи, традиционных культурных ценностей, уклада жизни определенного народа. Настоящая работа призвана рассмотреть традиции использования мужских украшений с древних времен до наших дней.
Методы исследования: синхронный, хронологический, сравнительно-исторический,
метод актуализации, ретроспективный, историко-генетический.
Многие современные кутюрье утверждают, что мужчина в украшениях может позволить себе всё. Таким образом, идет очевидное возвращение традиций мужского самоукрашения, которые сложились столетия назад и наибольшего расцвета достигли в средние века, когда мужчины унизывали пальцы перстнями, а одежду осыпали драгоценными камнями. Это явление пошло на убыль к XIX в., который положил конец неумеренной роскоши. Драгоценности стали признаком не богатства, а вкуса.
С древних времен мужчины использовали украшения в качестве оберегов и талисманов. Украшения выполняли функцию преграды, способной помешать душе покинуть тело. Так же украшения служили символом власти, знаком верноподданности воина своему господину и передавались правоприемникам. Перстни кожемяк, портных, сапожников, ювелиров служили приспособлением для работы. Воины-лучники носили кольца и браслеты, чтобы предохраниться от порезов тетивой. Представители знати носили заповедные кольца и перстни, считая, что они имели тайную силу противодействовать всякому яду и чародейству.
Ношение серег славянскими мужчинами было обычным делом до начала XV века. Если женщины носили две сережки, то мужчины – одну. В казачьем быту серьгой отмечали единственного сына в семье, для того, чтобы в бою его берег атаман. Серьга в ухе моряка указывала на то, что он совершил кругосветное путешествие.
В XX веке мужские украшения стали знаком гангстерского стиля или стремления бросить вызов всему обществу. В настоящее время украшения используют спортсмены, артисты, представители различных неформальных движений и все желающие. Мужские украшения сегодня в основном выполняют либо просто декоративную функцию, создавая определенный имидж их владельцу, либо указывают на принадлежность их владельца к определенному сообществу людей.
Нынешние тенденции в сфере использования мужских украшений – это своеобразное восстановление мужчины в его правах.
Вложение | Размер |
---|---|
halifaev_ukrasheniya.doc | 100 КБ |
XIX – Ставропольская открытая научная конференция школьников
Секция: культурология
Название работы: «Скрытый язык мужских украшений»
Автор работы: Халифаев Вадим
Место выполнения работы: г. Ставрополь,
МБОУ СОШ № 6, 11 класс.
Научный рук.: Мостакова Наталья Владимировна,
учитель технологии.
Ставрополь, 2008
Оглавление
1. | Введение………………………………………………………………………………… | 3 |
2. | Глава I. Мужские украшения в древности……………………………………………. | 4 |
3. | Глава II. Традиции использования мужских украшений на Руси.………….............. | 7 |
4. | Глава III. Мужские украшения в XVIII-XIX веке……………………………………. | 12 |
5. | Глава IV. Современные тенденции моды в сфере мужских украшений……………. | 12 |
5. | Вывод……………………………………………………………………………………. | 13 |
6. | Список использованной литературы и источников………………………………….. | 15 |
7. | Приложение……………………………………………………………………………... | 16 |
Введение
Актуальность темы.
В настоящее время весьма неоднозначно оценивается использование мужчинами различных украшений, например, серег. А ведь символическое значение мужских украшений трактовалось довольно разнообразно в зависимости от исторической эпохи, традиционных культурных ценностей, уклада жизни определенного народа. Настоящая работа призвана рассмотреть традиции использования мужских украшений с древних времен до наших дней.
Цель: Привлечь внимание к традициям использования мужских украшений.
Задачи: 1. Рассмотреть значение мужских украшений в качестве талисманов и оберегов.
2. Рассмотреть традиции использования мужских украшений на разных этапах
истории человечества.
3. Установить возможные варианты символического значения мужских
украшений.
4. Выявить разнообразные функции украшений для мужчин.
Объект исследования: культурные традиции использования мужских украшений на разных этапах истории развития человечества.
Предмет исследования: многообразие символического и функционального значения мужских украшений.
Методы исследования:
1.Синхронный.
2.Хронологический.
3.Сравнительно-исторический.
4.Метод актуализации.
5.Ретроспективный.
6.Историко-генетический.
Практическая значимость.
Материал данной работы может быть использован на уроках истории, МХК, технологии, изобразительного искусства, классных часах, конференциях, в рефератах, при подготовке народных праздников.
Зачем люди надевают на себя украшения?
Ответить на этот вопрос ученым помогает бесценное «окно в прошлое» - возможность наблюдать обычаи народов, которые в силу разных причин и сегодня придерживаются тех же законов, по которым жили наши предки несколько тысячелетий назад.
Древние люди использовали украшения в качестве и талисманов (амулетов, оберегов). Талисман происходит от арабского слова tolsman, которое обозначает «магическое изображение», или от позднегреческого telesma, что переводится как «посвященный предмет». Амулет произошел от латинского amuletum и обозначает «предмет, которому суеверно приписывалась чудодейственная способность охранять владельца от бедствий, болезней и злых чар». Вера в талисманы возникла у первобытных людей как отражение их бессилия в борьбе с природой.
Оказывается, человечество с древнейших времен задумывалось над разницей между «твердыми» и «мягкими» частями любого животного организма. Люди замечали, что «твердые» части (кости, зубы, рога…) гораздо меньше подвержены тлению после смерти, нежели «мягкие». Все это привело древних людей к мысли о том, что твердые ткани их собственных тел намного «совершеннее» мягких. Значит, если человек стремился прожить долгую жизнь, мягкие ткани следовало «укреплять». Особенно это касалось различных отверстий тела, сквозь которые, по мнению древних, могла вылететь наружу душа – и, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Кроме того, необходимо было «магически защитить руки и ноги, более всего подверженные ранениям и ушибам, которые, конечно, тоже объяснялись кознями злых сил. Наконец – и с этим соглашаются современные экстрасенсы, - требовалось защитить энергетические центры и каналы человеческого тела.
Вообще говоря, люди во все времена понимали, что самая лучшая оборона против враждебного колдовства – это чистота помыслов и духовное совершенство. Вот и в древности большинство людей не слишком доверяло своей способности противостоять злу и стремилось всячески «укрепить» мягкую плоть.
Изначально все ювелирные украшения имели оккультное назначение и служили талисманами, поэтому дозволялось ими пользоваться далеко не каждому - запрещалось низшим кастам носить золотые и серебряные «украшения».
Глава I. Мужские украшения в древности.
Канадские индейцы говорят о женщине, которая не носит серег: «у нее нет ушей», а если мужчина не носит украшение в губе «у него нет рта». Индейцы Южной Америки придерживаются очень схожих воззрений: «Украшение в ухе дает нам способность слышать слова других людей и понимать их. А если бы не было украшения в губе, мы не могли бы произносить умных речей».
Первоначально для этого годились всякая косточка, зуб животного или кусочек твердого дерева. Конечно, желательно, чтобы дерево было благородным и долговечным, а животное неустрашимым и сильным. Но лучше всего душу и жизнь человека охраняли все-таки металлы и драгоценные камни.
Древние люди использовали украшения в качестве и талисманов (амулетов, оберегов). Талисман происходит от арабского слова tolsman, которое обозначает «магическое изображение», или от позднегреческого telesma, что переводится как «посвященный предмет». Амулет произошел от латинского amuletum и обозначает «предмет, которому суеверно приписывалась чудодейственная способность охранять владельца от бедствий, болезней и злых чар». Вера в талисманы возникла у первобытных людей как отражение их бессилия в борьбе с природой.
В древности важную роль играли те амулеты, которые человек добывал, проявив силу, ловкость, мужество, сообразительность. Убьет отважный первобытный охотник в единоборстве свирепого гиганта – пещерного медведя, выломает его клык и повесит на шею. Сразу видно: смелый, сильный, умелый охотник. И ему самому трофей постоянно напоминает о славной победе.
Во времена античности и Средневековья мужчины часто носили изображения руки или ладони, обращенной к зрителю. Вытянутая вперед рука считалась символом божественной силы и власти. Иногда на ладони рисовали глаз – якобы оберегали от сглаза, отгоняли нечистую силу.
Встречались и не вполне пристойные (а то и вовсе непристойные) обереги-талисманы. К примеру, изображение фиги – комбинации из трех пальцев – символизировало самостоятельность, презрение к опасности и нечистой силе: мол, вот вам что припасено от меня!
Одна из легенд гласит, что мы носим кольца в память о Прометее, подарившем людям огонь. Боги приковали Прометея к скале, и орел расклевывал его печень. Разбив цепи Геракл освободил Прометея, но обрывок цепи с куском скалы будто бы остался на руке титана. С тех пор в память о нем благодарное человечество носит кольца и перстни.
Вдова, которой приносили с поля брани кольцо мужа, становилась законной наследницей. Ростовщик, получивший кольцо за неуплату долгов, с этого момента считался владельцем имущества должника. Ученик философской школы, награжденный перстнем учителя. Становился наставником.
О перстнях говорится и в Библии. Перстень, снятый Фараоном, царем Египетским, со своей руки и надетый на руку Иосифа, был государственной печатью, которую носил Первый вельможа в Египте и прикладывал к царским указам.
Известно, что Александр Македонский на смертном одре передал свое кольцо Пердикке, которого прочил в наследники.
Иногда кольца носили в силу профессиональной и бытовой необходимости. Первый наперсток – это, по сути, широкое кольцо. Перстни кожемяк, портных, сапожников, ювелиров – производственное приспособление для работы.
Лучники носили по три кольца (на указательном, среднем и безымянном пальцах), чтобы предохраниться от порезов тетивой.
В свое время существовали боевые перстни с массивными вставками из камня или металла – они были нужны в кулачных боях.
Мужской костюм эпохи Римской империи дополнялся украшениями: перстнями, которые носили на четвертом пальце левой руки, браслетами, игравшими роль наградного знака, пряжками, круглыми медальонами «буллами», венками из живых цветов и листьев. Золотые венки надевали на полководцев-триумфаторов, а венки из плюща и фиалок возлагали на головы во время пиров.
Аметист известен людям с глубокой древности. Но особенно моден, популярен, любим стал он в эпоху средневековья. Герой романа Анатоля Франса аббат Гитрель так описывает перстень епископа: «Епископ носит перстень как символ своего духовного брака с церковью, а потому перстень должен в известном смысле выражать своим видом идею чистоты и строгости жизни… Аметист, по-видимому, считается весьма подходящим для украшения пастырского перстня. Его поэтому называют «епископским камнем». Сверкает он умеренным блеском. Он входил в число двенадцати камней, вправленных в нагрудник европейского первосвященника. В христианской символике он означает скромность и смирение. Набродий, реннский епископ одиннадцатого века, видит в нем эмблему сердец, распинающих себя на кресте Иисусовом…».
Отметим, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его возрасту и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание. Тысячу лет назад подобное было допустимо разве что для спасения жизни – своей или чужой. Например, в Скандинавии времен викингов жена могла запросто развестись с мужем, если он надевал на себя хоть что-то, принадлежавшее к женскому убранству…
Древние германцы считали сапфир камнем победы. Тот, у кого имеется такой камень, – любимец богов. «Снимает он вероломство, дает силу усталому телу, освобождает от темницы. Никогда не будет ничего бояться, тот, кто носит его…»
Древние греки пирит почитали как символ мужества в бою, пылкой страсти и безрассудной храбрости. Пирит являлся камнем бога войны.
Железо – проводник энергии планеты Марс, символ мужества и воинской доблести. Латинское название железа – ferrum – имеет общий корень со словами «крепость», «укреплять», «делать неприступным». Во многих народных сказках упомянуты случаи, когда меч или сабля сами прыгают в руки отважного человека или вообще позволяют прикасаться к себе только настоящему богатырю. Носить украшения из железа могут не все. Такие украшения считаются мужскими, богатырскими.
Индийцы прибегают к помощи колец-амулетов как к средствам, предохраняющим от всех болезней вообще. Масаи, чаще всего мужчины, носят железное кольцо на среднем пальце, причем обязательно на левой руке.
Цепочка, уменьшенная копия цепи, первоначально носилась на шее как знак верноподданности воина своему господину. Эта традиция родилась в незапамятные времена, когда властитель какой-либо области признавал себя зависимым от более крупного и могущественного властителя. В христианскую эпоху цепь стала символом, связующим человека с богом.
В настоящее время выборные представители власти, например мэры городов в Европе, до сих пор носят цепочки в качестве символа зависимости от общества как своего господина.
Глава II. Традиции использования мужских украшений на Руси.
Древние славяне очень широко использовали различные украшения-обереги. Древнеславянские обереги были двух типов – в виде фигурок и специальных символов, имеющих магическое значение. Фигурки, призванные защищать своего хозяина, обычно включались в украшения целым набором. Такой набор фигурок оберегов обычно выражал собой целую фразу. Амулеты, входившие в набор, который носили на груди или у сердца, скреплялись металлическими цепочками и подвешивались к полукруглой дужке, которая объединяла весь комплекс. Наиболее полный комплект состоял из пяти предметов, крепившихся к полукруглой дужке: птицы, ложки (или двух), пилообразного предмета (упрощенного изображения челюсти хищника) и ключа. Сама полукруглая дужка имеет устойчивое значение – форма полумесяца рогами вниз была схематичным изображением небосвода. Птица являлась символом семьи, рыба – символом семейного благополучия, призванным обеспечить потомство, ложка символизировала сытость и благосостояние. Ключ должен был обеспечивать сохранность имущества или открывать скрытое. Все предметы набора должны были обеспечивать счастье семьи и семейный уют, защиту от реальных демонов и реальных врагов. А объединение всех элементов под дужкой-небосводом обеспечивало действие оберега «пока светит солнце» или «пока стоит свет».
Часто в мужских подвесных оберегах встречаются бронзовые модели гребешков, увенчанные двумя головами животных. Большое значение гребню придавалось в русских сказках. Гребень являлся мощным орудием против врагов, преследующих героя: в критический момент тот бросает гребень и перед преследователем вырастает дремучий лес.
Среди мужских украшений часто встречаются топорики, которые повторяют форму реальных рабочих топоров. Как считает А.М. Миллер, в древности для южных районов Европы топор являлся символом молнии и был символом бога-громовержца (славянского Перуна).
С древних времен на Руси мужчины носили браслеты, носили их на обеих руках. Браслеты служили не только украшением, но и защищали запястье руки не от вражеских стрел и мечей, а от тетивы собственного лука, из которого стреляли как с правой, так и с левой руки.
Интересен древнеславянский обычай, когда девушки дарили свои бусы юношам. Этот обряд похож на обряд обручения. Дареными нитками юноши украшали ремешки, которыми перевязывали свои косы. С ремешками без украшений ходили только вдовцы, совсем молодые мальчики и мужчины, на которых не обратила внимание ни одна женщина. Соприкасаясь с волосами суженого, девичья нитка бус хранила его в боях, на охоте, помогала ему, «следила» за верностью его сердца. Эту традицию поддерживают современные хиппи.
Шейные гривны. Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. Такой обруч был любимейшим украшением у разных народов, У нас его называли гривной. Это название родственно слову «грива», одним из значений которого в древности было «шея».
У некоторых народов гривны носили женщины, у других преимущественно – мужчины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто что-то вроде ордена за заслуги.
А вот языковеды на основании летописей и других письменных документов уверенно объявляют гривны украшением «типично мужским». В самом деле, на страницах летописей можно прочесть, как князья награждают гривнами доблестных воинов. Гривна считалась помогающим сохранению душе в теле.
В качестве украшений мужчины на Руси носили гривны. Они были золотые, серебряные и медные, гладкие, с гранями и витые жгутом или искусно сплетенные из проволок; медные гривны обвивались серебряной проволокой.
В народных былинах сохранилось предание о Владимирском богатыре Александре с золотою гривною. Летопись говорит, что «в лето 6508 (1000) прииде Володар с Половцы к Киеву; и изыде нощию во стретение им Александр Попович и уби Володаря, и бра его, и иных множество Половец изби, а иных в поле прогна. И се слышал Володимер, и возрадовася зело, и возложи на нь гривну злату».
В повести об убиении князя Бориса (1015 г.) говорится, что вместе с князем убит был и слуга его Угрин Георгий, «его же любляше повелику Борис, бе бо возложил на нь гривну злату велику, в ней же предстояше пред ним. Георгиеви же сему не могущее вборзе снятии гривны с шеи, усекнуша главу его, и тако сняша гривну».
В 1591 г., после бегства Крымского хана Казыгирея из-под Москвы, царь Федор Иоаннович в радости и веселии мнозе «приемлет от своея царьския выя златокованую чеп, ея же ношаше в почесть великого своего самодержавного царствия, и возлагает на выю достохвальному своему воеводе Борису Федоровичу, достойную честь победе его воздая», - так говорит летописец; а в грамоте об избрании на царство Бориса Федоровича объявляется, что царь «снем с себя царскую свою златую гривну, возложи на выю шурина своего Бориса Федеровича».
На восточное происхождение этого украшения указывает самое его название, взятое из санскритского «грива». В славянском переводе книг Ветхого Завета гривна встречается 12 раз. Так как при большей части приведенных слов находится прибавление «на выи» или «окрест выи», то очевидно, что гривною называлось именно украшение, носимое на шее.
Аламы. В русской мужской одежде часто использовали аламы – серебряные, вызолоченные бляхи, кованные или чеканные. Аламы унизывались жемчугом и пришивались спереди, сзади и по плечам к одежде. Для прикалывания разных уборов употреблялись булавки. В рядных записях модно прочесть: «Три булавки зерна Гурмыжские на золотых спнях, большие, скатные. Четыре булавки зерна невелики Гурмыжские ж – три на золоте, аж четвертая на серебре. Три булавки с орликами, на них пять жемчужков мелких; да булавка с камушком червчатым в кожушке; все те булавки серебряные».
Перстни, кольца, напалки, жиковины составляли необходимую принадлежность мужских и женских украшений; их носили цари, князья, святители, бояре, житые люди, посадники, крестьяне. Старинные духовные завещания указывают на них, как на родовое наследство; в рядных записях они занимают почетное место.
Перстни делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова; украшались различными узорами, насечками, чернью, финифтью и т.п. В середине их вставлялись драгоценные камни; на них вырезались различные надписи, персоны людские, птицы, клейма, опахальца и другие изображения.
До XIII века носили серебряные кольца, а с этого времени появляются золотые кольца с драгоценными камнями. При порабощении Руси татарами исчезла роскошь; однако великие князья и их двор носили заповедные кольца и перстни, считая, что они имели тайную силу противодействовать всякому яду и чародейству. Ханы золотой орды употребляли их с той же самой целью. Наши князья, отправляясь в Золотую Орду, запасались такими перстнями.
В век общего невежества верили в волшебное действие перстней, точно так, как и амулетов. Этому предрассудку был подвержен сам Иоанн III, великий государь. Хан Крымский Менгли-Гирей, друг Иоанна Ш, отправляя ему однажды подарки, писал: «Посылаю тебе перстень из рога индейского однорога. Тайная сила этого перстня уничтожает яд в кушанье и всякое лихое зелье, носи на руке и помни мою дружбу». К чести России, у нас не носили перстней и колец с ядом. В конце XVII и начале XIX века господствовала страсть носить драгоценные перстни и кольца. Купечество и мещанство еще щеголяет ими, но в благородном сословии они почти вышли из обыкновения.
Серьга – вдеваемое в мочку уха металлическое кольцо, к которому большею частью делались привески из жемчужных зерен, драгоценных камней, корольков, бус и т.п. По числу привесок серьги назывались одинцами или одиночками, двойнями или двойчатыми, тройнями. В старину они, как украшение, носились мужчинами и женщинами: именно мужчины носили серьгу в одном ухе, а женщины в обоих ушах.
Вот как описывают различные источники Святослава I:
По сказанию Льва Диакона, князь Святослав Игоревич при свидании с императором Иоанном Цимисхием имел в одном ухе золотую серьгу, украшенную двумя жемчужинами с вставленным среди их рубином.
Святослав I (945 – 972).
Святослав был среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные густые усы. Волосы на его голове были выстрижены за исключением одного локона – знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Наружность князя была мрачной и суровой. Белая одежда только чистотой отличалась от одежды других русских.
Великий князь Cвятослав I, гроза Восточной империи, одеждой не отличался от простого ратника: в те времена воины и мирные граждане одевались одинаково. Когда он увиделся с Иоанном Цимисхием на берегу Дуная под Даростелем (Силистрией), греки смотрели на него с изумлением. Император, окруженный облитыми в золото конниками, сидел на коне, а Святослав в лодке, в простой белой одежде, с длинными усами, реденькой бородкой и клоком волос на голове. В его ухе висела серьга, украшенная жемчужиной и рубинами.
Великий князь Иоанн Иоаннович (1356 г.) завещал детям своим Дмитрию и Ивану по серьге «с жемчугом».
В духовной князя Дмитрия Иоанновича (1509 г.) значатся серги большие, яхонтцы сини и лалцы з зерны з Гурмыскими; а другие серги тройни, яхонтцы сини и лалцы с зерны Гурмыскими и Новгородцкими, а третьи серешки, лалцы с зерны с новгородцкими».
В имуществе князей Голицыных оказались «серьги, под кольцами запонки с алмазами, а у обеих два камня вислых, лалы Китайские; цена 200 рублей».
Ношение серег мужчинами было обычным делом до начала XV века. По известиям иностранных писателей XVI века и XVII века, они видели много бояр, купцов и простолюдинов с серьгами. Позднее эта традиция то исчезала, то возобновлялась.
Глава III. Мужские украшения в XVIII-XIX веке.
Если старинная вещь досталась в наследство или была подарена, считается, что она сохраняет «добрую энергию» прежних владельцев и приносит счастье. Вернее сказать: добрую память.
Если же вещь украдена, отобрана, взята хитростью или коварством, а не передана от чистого сердца, она принесет владельцу горе и тяжкий недуг: ее «энергетика» будет отрицательной. Это уже память недобрая. Она портит человека, вызывает нехорошие чувства, даже если сам он этого не замечает.
Известно, что А.С Пушкин носил перстень с сердоликом на указательном пальце правой руки. Поэт считал этот камень своим талисманом. Его подарила Пушкину в Одессе графиня Воронцова. На восьмиугольном камне перстня была выгравирована надпись на древнееврейском языке: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память». Истории этого камня Пушкин не знал, но воображение поэта представило ему картину, которую он описал в стихотворении «Талисман». В том числе там есть и такие строки:
Милый друг, от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!
После роковой дуэли, перед смертью, поэт подарил перстень В.А. Жуковскому. Потом эту реликвию хранил сын Жуковского, а он подарил перстень И.С. Тургеневу.
Тургенев, по словам В.В. Пассека, который встречался с писателем, говорил, что хотел бы, чтобы перстень после его смерти был передан Льву Николаевичу Толстому. А когда настанет и его час, он должен передать перстень тому, кто будет достойным продолжателем пушкинских традиций.
Но после смерти Тургенева его близкий друг Полина Виардо передала пушкинский перстень музею Александровского лицея. Там он хранился до революции. В мартовские дни 1917 года перстень исчез вместе с некоторыми другими экспонатами.
Глава IV. Современные тенденции моды в сфере мужских украшений.
Спрос на ювелирные украшения для мужчин стал заметно расти с середины 80-х гг. XX века. К началу 90-х ведущие ювелирные фирмы 20-30 % всей продукции посвящали мужчинам. Многие Кутюрье утверждают, что мужчина в украшениях может себе позволить почти все. Таким образом, идет очевидное возвращение традиций мужского самоукрашения, которые сложились столетия назад и наибольшего расцвета достигли средние века, когда мужчины унизывали перстнями пальцы, а одежду усыпали драгоценными камнями.
Это явление пошло на убыль в XIX веке, который положил конец неумеренной роскоши, драгоценности стали признаком не богатства, а вкуса. Этикет XIX накладывал на одежду и украшения строгие правил: мужчина мог себе позволить только запонки, булавку для галстука, сдержанные кольца (по одному на третьем или четвертом пальцах каждой руки – не более), брелоки и часы. При этом в качестве вставок можно было использовать только жемчуг или бриллианты, а цветные камни считались дурным тоном. Постепенно в Европе привилась культура мужской сдержанности. Мужские украшения стали знаком гангстерского стиля или стремления бросить вызов всему обществу.
Нынешние тенденции в этой сфере – это своеобразное восстановление мужчины в его правах. Оно совпало с торжеством элегантного стиля. В одежде его воплощением стали двубортные пиджаки, рубахи с манжетами для запонок и яркие галстуки, рисунок которых дополняют булавки и заколки Мужчины смело используют разнообразные украшения. В качестве яркого примера можно привести известного футболиста Бекхэма или знаменитого репера Фифти Сента. Современные мужчины часто используют украшения в качестве талисманов и оберегов, или просто как элемент создания определенного имиджа.
Известно использование украшений представителями движения хиппи.
Мужчине, желающему подчеркнуть свою утонченность, дизайнеры предложили маленькие драгоценности, способные быть малозаметной частью классического костюма.
Выводы.
Многие современные кутюрье утверждают, что мужчина в украшениях может позволить себе всё. Таким образом, идет очевидное возвращение традиций мужского самоукрашения, которые сложились столетия назад и наибольшего расцвета достигли в средние века, когда мужчины унизывали пальцы перстнями, а одежду осыпали драгоценными камнями. Это явление пошло на убыль к XIX в., который положил конец неумеренной роскоши. Драгоценности стали признаком не богатства, а вкуса.
С древних времен мужчины использовали украшения в качестве оберегов и талисманов. Украшения выполняли функцию преграды, способной помешать душе покинуть тело.
Так же украшения служили символом власти, знаком верноподданности воина своему господину и передавались правоприемникам.
Перстни кожемяк, портных, сапожников, ювелиров служили приспособлением для работы.
Воины-лучники носили кольца и браслеты, чтобы предохраниться от порезов тетивой.
Представители знати носили заповедные кольца и перстни, считая, что они имели тайную силу противодействовать всякому яду и чародейству.
Ношение серег славянскими мужчинами было обычным делом до начала XV века. Если женщины носили две сережки, то мужчины – одну. В казачьем быту серьгой отмечали единственного сына в семье, для того, чтобы в бою его берег атаман. Серьга в ухе моряка указывала на то, что он совершил кругосветное путешествие.
В XX веке мужские украшения стали знаком гангстерского стиля или стремления бросить вызов всему обществу.
В настоящее время украшения используют спортсмены, артисты, представители различных неформальных движений и все желающие. Мужские украшения сегодня в основном выполняют либо просто декоративную функцию, создавая определенный имидж их владельцу, либо указывают на принадлежность их владельца к определенному сообществу людей.
Нынешние тенденции в сфере использования мужских украшений – это своеобразное восстановление мужчины в его правах.
Список литературы
17. Голицын С.М. Сказание о земле Московской: Повесть – М.: Дет. Лит., 1991
Солнечная система. Взгляд со стороны
Неньютоновская жидкость
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Можно от Солнца уйти...
Рисуем домики зимой