В ходе работы над проектом Татьяна изучила историю возникновения самой популярной игрушки во всем мире - куклы, познакомилась с разными видами кукол, подробно описала этапы изготовления куклы из капронового чулка.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследоательская работа "Куклы в вашей жизни" | 223.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Черепаново
Новосибирской области
Научно-практическая конференция младших школьников
«Первые шаги в исследовательскую деятельность»
Исследовательская работа по теме:
«Куклы в вашей жизни»
Работу выполнила ученица 3 «А» класса
Рудских Татьяна
Руководитель: Галушкина Наталья Борисовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г.Черепаново 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………..................................2
Основная часть…………………………………………….. .………………...3
1.1. История кукол…………………………………………………………….3
1.2. Виды кукол………………………………………………………………..4
1.3. Исследование популярности кукол………………………………….......5
1.4.Материалы и инструменты………………….…………………………….7
1.5. Изготовление куклы………………………………………………………7
Заключение…………………………………………...........................................8
Список используемых источников и литературы…………………………..9 Презентация
Введение
Все дети любят играть с игрушками. У нас сестрёнкой Сашенькой много игрушек, но больше всего мы играть любим с куклами. С 1 класса я стала заниматься в клубе «Юные друзья музея». Очередное заседание клуба проходило в выставочном зале музея. Там мы увидели персональную выставку работ Добровольской Оксаны Владимировны. Особенно мне понравились её куклы. ( Приложение 1) Они были такие милые и красивые, что мне захотелось научиться делать такие куклы. Эти куклы сильно отличаются от фабричных. Такой куклы у меня ещё не было, но очень хотелось. Поэтому я решила выбрать тему для исследовательской работы связанную с изготовлением куклы из чулка. Авторские куклы самая актуальная тема сегодня. В раскрытии этой темы мне помогли занятия на художественном отделении детской школы искусств. Мне не составило труда сделать эскиз будущей куклы. Так появилась Марья Петровна. (Приложение 2)
Гипотеза Я всегда считала куклу детской игрушкой, но побывав на выставке, я задумалась, какое значение занимают куклы в нашей жизни.
Цель работы:
исследование популярности и изготовление куклы из чулка.
Задачи:
1.Узнать историю кукол.
2.Познакомиться с разными видами кукол.
3.Изготовить куклу из чулка.
4.Провести опрос «Куклы в вашей жизни», посетить краеведческий музей, выставки, познакомиться с реставратором кукол – Зотовой В. И. и мастером Добровольской О.В.
Основная часть
1.1.История кукол.
Известно, что куклы появились в глубокой древности, самыми древними из них считают египетских кукол, возраст которых порядка 4000 лет. Это вырезанные из тонких дощечек фигурки, раскрашенные геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Головы кукол украшали париками из деревянных бус. Египетские куклы, так же служили для различных религиозных обрядов. (Приложение 3)
Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Они служили не только для забавы, но и были частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры.
Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы кукла выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Куклам никогда не рисовалось лицо. Наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды, вместо живого человека, взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.
1.2.Виды кукол.
Тряпичные куклы. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно с оберегом.
Куклы – пеленашки делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.
Куклы - стригунки делались из соломы. (Приложение 4)
Зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла.
Мартинички. Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда « закликания » весны. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Фарфоровые куклы. Первые куклы из фарфора сделаны были в Китае. А вот изготовлять фарфоровых кукол европейцы стали лишь в начале XIX века. Для их производства использовался неглазурованный фарфор, который очень напоминал человеческую кожу. Кукол из фарфора делали в Германии, Франции и Дании. В 1880-е годы мир покорила французская кукла-ребёнок «Bebe Jumeau». Это была одна из первых кукол изображающих ребёнка. До этого кукол чаще делали в виде взрослых. Популярностью пользовались немецкие фарфоровые куклы. (Приложение 5)
Механические куклы. В XVIII веке появились заводные механические куклы. Они произвели настоящий фурор. Сама Екатерина II и Наполеон любили поиграть с европейской куклой. Но вот самая знаменитая кукла, которую сделал швейцарский часовщик Пьер Дро, умела писать (причем, ставя по правилам знаки препинания) и рисовать, обмакивая перо в чернила.
Восковые куклы. История воска, как материала для лепки, началась в древнем Египте. Египтяне считали пчел слезами бога Ра, и соответственно, мед и воск - также материалами божественного происхождения. Воск использовался при литье бронзовых скульптур, из него также делали изображения богов. Греки и римляне делали восковые портреты и восковые краски, бюсты своих предков и игровых кукол. К XVIII века в Европе родилось новое повальное увлечение – восковые фигуры знаменитостей, которые получили большое распространение в Англии, Франции и Германии.
Затем их стали охотно покупать состоятельные родители. В наши дни мы можем посещать выставки восковых фигур.
Бумажные куклы. В XVIII веке для светских дам была придумана новая игра. С большим увлечением они вырезали из модных журналов бумажных куколок и одежду к ним. Они играли этими картонными игрушками, переодевая их в различные одежды. Так появилась кукла бумажная, которую можно купить в любом газетном киоске, варианты одежды прилагаются в наборе или сделать самим. (Приложение 6)
1.3. Исследование популярности кукол.
Я решила выяснить, какие сейчас самые современные куклы.
Современная классическая кукла: она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. Барби завораживает и очаровывает. Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас разрабатывают куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби.
Своё исследование я начала с опроса, который был проведён в МОУ СОШ №4 г. Черепаново. Была приготовлена анкета. (Приложение 7)
В социальном опросе участвовало: 19 взрослых- 25 – 40 лет, 20 девочек- 9 лет. Выяснилось, что у всех детей есть куклы, но предпочтение взрослые отдают мягким игрушкам- 12 человек, а девочки- 5 человек. Куклам предпочтение отдают- 7 взрослых и 10 девочек.
Я провела исследование покупательского спроса на куклы. ( Приложение 8)
Посетила в нашем городе магазины детских игрушек, изучила ассортимент кукол. Обратила внимание, что на прилавках много кукол из Китая. Покупателей привлекает низкая цена и яркая раскраска. Но есть и куклы из фарфора, пластмассы, резины. Выяснила, что больше всего покупают:
1 -куклы Барби; 2 – куклы Синди; 3 – пупсы.
Опросив покупателей и продавцов, сделала вывод: для этих кукол много в продаже одежды, аксессуаров, мебели. Поэтому их часто покупают.
Дальше продолжила своё исследование в районном краеведческом музее. (Приложение 9) Расспросив директора музея, Рябинину Л.Л., выяснила, что в музее есть кукла, которой 45 лет. Оказывается это кукла директора музея. Ларисе Леонтьевне подарила куклу мама, когда ей было 5 лет. Она её бережно хранит. Также Лариса Леонтьевна рассказала, что за выставки кукол были в художественном отделе. Была выставки вязаных кукол Егоровой Л.Г. и Лузан Г.В. Я узнала, что в нашем городе есть ещё замечательный человек - реставратор кукол Зотова В.И. и попросила рассказать о своих куклах Веру Ивановну, которая занимается таким интересным делом, реставрацией кукол. (Приложение 10)
Ещё я встретилась с мастерицей Добровольской Оксаной Владимировной. Выставка её кукол меня сильно поразила. Я захотела изготовить такую же куклу. Оксана Владимировна показала мастер – класс по изготовлению куклы из чулка. (Приложение 11)
Исследовав данную тему, я пришла к выводу, что работа с куклой может стать и профессией. К нам в город приезжают различные кукольные спектакли, которые я посещаю. (Приложение 12) Очень хотелось побывать в Новосибирском театре кукол, но нет возможности, так как он находится далеко от нашего города (это расстояние в 100 километров).
1.4.Материалы и инструменты
При изготовлении куклы я пользовалась инструментами: ножницы, напёрсток, иглы, клеевой пистолет, кисть, булавки, сантиметровая лента, линейка, карандаш.
Потребовались материалы: синтепон, чулки, пуговицы, шерстяные нитки, светлые нитки, ткань, мех, проволока.
1.5. Изготовление куклы
Для изготовления оригинальной головки куклы необходимы: часть чулка капронового, синтепон для набивки, пуговицы, шерстяные нитки для волос, нитки. От старого чулка отрезают часть чулка. Одну сторону стягивают крепкой ниткой и набивают синтепоном не слишком туго, но и не рыхло, чтобы сохранялась форма. Необходимо следить, чтобы форма головы была ровной, без бугров и вмятин. После этого свободный конец чулка зашивают. Если чулок набить белым синтепоном, то лицо куклы имеет телесный цвет. Волосы изготовляют из шерстяных ниток. Можно использовать для прически и косы.
Технология оформления лица куклы - оформления глаз: пуговицы покрытые грунтовкой и раскрашенные. Приклеиваем клеевым пистолетом. Делаем ручки. Нос также должен делаться в виде комочка, набитого синтепоном. Рот – красим помадой, щёки – румянами. Всё это должно соответствовать образу. В уши куклы можно вставить серьги.
Создание проволочного каркаса. Проволочный каркас способен сделать куклу не только прочной и устойчивой, но и позволит придать ей нужную позу. Из толстой проволоки я изготовила «скелет» куклы – ноги, руки. Проволока для рук обматывается вокруг проволоки для ног.
Для придания мягкости куклы я решила их обшить синтепоном, т.к. он наиболее мягкий, чем например, ватин. Я отрезала кусочки синтепона необходимого размера и пришивала их к ножкам, ручкам, стопам куклы. Позже всех я пришила синтепон для создания туловища – обматывала спинку и животик куклы до необходимого мне размера. Синтепон я пришивала белыми катушечными нитками, чтобы нитки не было видно через одежду.
Изготовление одежды. Куклу дополняем соответствующим костюмом. Шьём блузку, юбку, жилет, тапочки из меха. Надеваем детские колготки. На голове завязываем платок. (Приложение 13)
Заключение
Для более глубокого изучения темы я познакомилась с дополнительной литературой, материалами из интернета. Изготовила куклу из чулка – Марью Петровну. Посетила краеведческий музей города Черепанова, выставки в картинной галереи города Черепанова. Встретилась с мастерицей Добровольской О.В. и реставратором кукол Зотовой В.И. Провела опрос «Куклы в вашей жизни». Узнала историю возникновения кукол, пришла к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых. Работа с куклами является не только увлечением, но и профессией. В детстве это куклы, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях.
Работая над темой, я сочинила стихотворение. (Приложение 14)
Список используемых источников и литературы
1.«Коллекция идей», Спец выпуск «Магазин кукол» №1 (8) 2011г., ЗАО «ЭДИПРЕСС – КОНЛИГА», Москва 2011г.
2.Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Девичьи хлопоты», (Серия «Заботы маленькой хозяйки»), Москва: ЭКСВО – Пресс, 2000г.
3.Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., «Ручное творчество», Самара: Корпорация «Фёдоров», изд – во «Учебная литература», 2005г.
http://babiki.ru/blog/avtorskie/7417.html
http://favplace.narod.ru/patru6.html
http://zsadolls.at.ua/publ/kakoj_smysl_vkladyvaetsja_avtorom_pri_sozdanii_kukly/1-1-0-4
http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=19138
http://www.antiquedolls.ru/article/14.html
http://milaiakukla.ru/istoriakukol/stat/kukinfo3.html
http://museum-dolls.livejournal.com/4164.html
http://www.mycoll.ru/toys/info/cat2/page9.html
http://stranamasterov.ru/node/175217
Приложение 1
Выставка кукол Добровольской О.В.
Приложение 2
Кукла из чулка - Марья Петровна .
Приложение 3
Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет
Приложение 4
Куклы – стригунки.
Приложение 5
Кукла из фарфора.
Приложение 6
Бумажные куклы
Приложение 7
Анкета. «Куклы в нашей жизни».
Возраст.
Пол.
1.Знаете ли Вы, почему дети любят играть с куклами?
2.Изготавливаете ли Вы сами кукол?
3.Покупаете ли Вы куклы в магазинах?
4.Каких кукол Вы предпочитаете?
Приложение 8
Исследование покупательского спроса на куклы.
Приложение 9
Районный краеведческий музей.
Приложение 10
Интервью с реставратором кукол Зотовой В.И.
- Вера Ивановна, как давно вы занимаетесь кукольным делом?
- Куклами я занимаюсь давно, с детства. Я ими живу. Мне их приносят, а я их реставрирую. Несут их друзья, соседи и незнакомые люди. Когда родилась внучка – я решила привести их в порядок, чтобы доставить ей радость.
У Вас уже была выставка кукол в районной картинной галерее?
- Да, я уже выставляла свои куклы в художественном отделе.
.- Вам нравится ваша работа? Что она вам дает?
- Я, уже сказала, что этим живу. При нашей жизни работа над любимым делом дает возможность уйти в творчество и не замечать плохое. Особенно большое удовольствие получаю тогда, когда подхожу к концу работы и вижу окончательный образ. А сейчас я работаю над авторской куклой.
Приложение 11
Встреча с мастером кукол Добровольской О.В. Мастер- класс
Приложение 12
Театр «Калейдоскоп» на сцене нашей школы. Сказка о безопасности движения «Ну, светофор, погоди!»
Приложение 13
Изготовление куклы из чулка.
Приложение 14
Чтобы деток развлекать
И от слёз их отвлекать
Есть игрушки –
Для девчонок это куклы.
Из пелёнок, из платка –
Вот она, куколка готовая,
Завёртышем её зовут –
Поиграй со мной мой друг.
Если ниток взять клубочек,
Можно сделать мартинёчек.
Намотали, завязали
И играть с ним побежали.
Из дерева, стекла, фарфора
Любая куколка готова
Тебя утешить, рассмешить
И много счастья подарить.
Муравьиная кухня
Заяц-хваста
Знакомимся с плотностью жидкостей
Дерево в снегу
Н. Гумилёв. Жираф