Творческий проект "Ручное ткачество в современном быту", выполненный обучающейся МОУ "СОШ № 12" г. Ржева, Бобковой Юлией Владимировной, является исследовательской работой. Изучение культуры, традиций и быта русскоко народа неотемлемо связано с применением в повседневной жизни. Радует, что в настоящее время многие знаменитые кутюрье включают элементы русского народного костюма в свои показы. Так, что использование традиционного рукоделия русского народа в современности- это не только возрождение наследия предков, но и модные тенденции в одежде.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект "Ручное ткачество" | 437.62 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Выполнила:
ученица 11 класса
МОУ «СОШ № 12» г. Ржева
Бобкова Юлия Владимировна
Руководитель:
учитель технологии
Громова Елена Владимировна
г. Ржев. 2012.г.
1. История ручного ткачества.
При всём богатстве и разнообразии декоративно-прикладного искусства народов России нет ни одного исторического или краеведческого музея, где не были бы представлены образцы народного узорного тканья. Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение. Сейчас оно в большинстве своём забыто из-за отсутствия опытных мастериц.
Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную смысловую роль: охранял уязвимую часть тела – живот, детородные органы от вражеского меча, злых духов и сглаза. И посему отношение к нему было особое: очень трепетное и серьёзное. Не случайно у наших предков существовал обычай: взяв в плен врага, в первую очередь, снять с него пояс, а уж потом – оружие, что означало – обесчестить его, превратить из вольного человека в раба. Обычай этот сохранился до сих пор в армии, когда нарушившего устав военнослужащего отправляют на гауптвахту. Из глубины веков дошло до нас и выражение: «он совсем распоясался» - что значит: ведёт себя не достойно. Существовало поверье, что в человека, снявшего пояс, может вселится злой дух сатаны, поэтому православный люд ходил не распоясанным даже дома, а женщины не снимали пояса и ночью. Особая роль отводилась широкому поясу в свадебном обряде. На нём ткался орнамент подола рубахи, станухи, выполняющий роль талисмана. Большими браными поясами украшались в избах божницы, в церквях - иконостасы. Родившегося ребёнка свивали широким поясом-свивальником, а после крещения крёстные дарили своему крестнику крест, рубашку и пояс, который являлся обережным, носился на протяжении всей жизни. Вязанные, тканые, плетёные пояса являются достойным украшением и современного костюма.
2. Обоснование возникшей проблемы.
Я давно интересуюсь культурой русского народа, его традициями, народными промыслами. Бывая в гостях у бабушки в деревне, я видела у неё несколько интересных вещей: лоскутное одеяло, пояса и рушник. Меня очень заинтересовала техника выполнения поясов. Бабушка мне рассказала, что эти пояса остались от её мамы, которая сделала их своими руками. Сходив в библиотеку, я узнала об искусстве узорного ткачества. Именно в этой технике были выполнены пояса. И я захотела сама сделать такой же пояс.
Я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель:1. Узнать больше о народных промыслах.
2. Научиться технике ручного ткачества.
Задача: 1. Выполнить проект.
2. Изготовить задуманное мной изделие.
3. Поисковый этап.
Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Я захотела сделать такие пояса, которые бы актуально вписывались в быт современной молодёжи, поэтому решила изготовить ремень для брюк и рюкзак с оригинальными лямками, выполненных в народных традициях.
4. Возможные варианты .
№ 1 Плетение круглого пояса.
№ 2 Ткачество на бёрдышке.
№ 3 Плетение на дощечках.
Плетение на дощечках.
2. Подвязь № 2 «Рядно»
3. Подвязь № 3 «Ёлочки»
4. Подвязь № 4 «Ёлочка»
5. Подвязь № 5 «Смешанная техника»
5.Выбор техники плетения.
Я решила выбрать технику плетения № 3 подвязь №1 «Рядно», так, как она очень интересная, наиболее подходит для изготовления задуманных мной изделий.
6.Описание внешнего вида.
Ремень для брюк: выполнен в яркой цветовой гамме (голубой, жёлтый, белый, красный) из полушерстяной пряжи с добавлением уточной нити, пряжка металлическая, край пояса - кисть. Техника плетения – на дощечках, подвязь №1.
Рюкзак: цилиндрической формы, изготовлен из джинсовой ткани, отстрочка выполнена жёлтыми нитками, верх рюкзака затягивается шнуром, лямки выполнены в той же цветовой гамме и технике, как и ремень.
7. Материалы для изготовления изделия
Для изготовления изделия мне потребовалось
Ремень. | Количество. | Рюкзак. | Количество. |
1. Пряжа «Кроха» (см. приложение 2. Белая, голубая, красная, жёлтая. | по 1 матку (50 г./135 м.) | 1. Джинсова ткань. | 0.3 м. |
2. Пряжка. | 1 шт. | 2. Нитки №40 | 1катушка. |
3. Картон. | 0.24 х 0.17 м | ||
4. Пряжа «Кроха» (см. приложение2) Белая, голубая, красная, жёлтая. | по 1 матку (50 г./135 м.) |
8. Инструменты и оборудование.
9. Техника безопасности.
10. Технологическая последовательность.
Ремень:
1. Определить длину изделия.
2.Отрезать 16 голубых и 16 жёлтых нитей, 4 белых и 4 красных нитей длиной 2.50 м. (длину изделия умножить на два)
3. Вставить нити в дощечки по схеме №1.
4. Сложить дощечки «бутербродами», на каждой из сторон 10 дощечек сделать отметки разных цветов ( фото №2).
5. К нитям добавить уточную нить и начало нитей завязать узлом.
6. Конец нитей завязать петлёй и сделать «косичку» (фото №1), в последнюю петлю «косички» вставить карандаш.
7. Одной верёвочкой привязать начало нитей к спинке стула, другой привязать конец «косички» к туловищу.
8. Начинать переворачивать дощечки на себя, пропуская по середине нитей уточную нить. Следить за тем, чтобы отметки на дощечках были одинакового цвета, иначе не получиться задуманный рисунок. После каждого переворачивания дощечек карандашом подбивать нити. Таким образом сплести весь пояс.
9. Закрепить пояс на пряжке.
Рюкзак.
Схема № 1.
Фото № 1.
Фото № 2
11. Краткая формулировка заданий.
Срок выполнения. | Этапы выполнения. | Результаты работ. |
23.10. – 3.11. | 1 – поисковый. | Выбрана тема проекта. |
5.11. – 12.11. | 2 – конструкторский. | Оформлена конструкторско-техническая документация. |
13.11 – 27.11. | 3 – технологический. | Готовые изделия. |
30.11.- 5.12. | 4 – заключительный этап. | Защита проекта и реализация изделия. |
12. Экономическая оценка.
Себестоимость изделий.
На изготовление изделий я потратила 102 рубля. Мне пришлось купить только пряжу. Джинсовая ткань и пряжка для ремня у меня была, нитки тоже имелись в наличии. Я считаю, что изделия получились экономичными и недорогостоящими.
Экологическая оценка.
Изделия выполнены из экологически чистых материалов и не наносят вред человеку и окружающей среде.
13. Вывод.
Работая над данным проектом, я получила огромное удовольствие. Думаю, моя прабабушка гордилась бы мною. В дальнейшем я хотела бы освоить другие техники плетения поясов. В настоящее время мало кто интересуется русскими народными промыслами. Я хочу, чтобы современная молодёжь занималась возрождением русской культуры. Своей работой я доказала, что и в современном быту возможно использование ручного ткачества.
14. Литература.
Н. Гумилёв. Жираф
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Два плуга
Сила слова
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка