Работа Виноградовой Валерией была выполнена когда она обучалась в 8 классе и представлялась на муниципальном этапе олимпиады по технологии, 2009 г.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект | 55 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Творческий проект
по технологии
«Сорока» – русский народный головной убор.
Выполнила:
ученица 11 класса
МОУ «СОШ № 12»
Виноградова Валерия
Александровна
Руководитель:
учитель технологии
Громова Елена Владимировна
г. Ржев, Тверская область
Содержание
1. История стр. 3-4
2. Возникшая проблема, цели, задачи стр. 4
3. Поисковый этап стр. 5
4. Возможные варианты стр. 6
5. Используемые материалы стр. 7
6. Инструменты и оборудование стр. 7
7. Техника безопасности стр. 7-8
8. Технологическая последовательность стр. 8
9. Себестоимость стр. 9
10. Экологическая оценка стр. 9
11. Вывод стр. 9
12. Литература стр. 9
13. Приложение стр. 10
14. Рекламный проспект стр. 11
1. История тверского народного костюма
Тверские головные уборы, составляющие весьма важную часть женского костюма, сохранили древние, глубоко традиционные формы с наиболее архаическими элементами узора в декоре. К старинным относятся девичьи повязки, «ленты», которые повязывались вокруг головы, оставляя открытыми волосы. Девичьи головные повязки, так же как и женские головные уборы украшались мелким речным жемчугом. Женские головные уборы, в отличии от девичьих целиком покрывали голову и волосы. Надевались они сразу после венца.
Большое распространение имел старинный головной убор - «Сорока», который в Бежецком уезде носили с рогатой «кичкой» (твердой основой убора). Сороки шили сами тверские крестьянки. Иногда они использовали готовые элементы украшений, выполнявшиеся золотошвеями г. Торжка. По силуэту цвету, количеству золотого шитья или его отсутствию, плотности узора или характеру орнамента можно судить о возрасте женщины, ее социальном и семейном положении, определить район, где она жила.
Сороки, обильно украшенные золотым узором, принадлежали женщинам, недавно вышедшим замуж, а если золота совсем немного, обладательница сороки – женщина немолодая; самые скромные с плотным узором сороки – старушечьи; вдовы «по горю» шили белые сороки. Вариантов орнаментов и цветовых решений очень много, но при этом нет обилия сюжетов. Солярные знаки, птицы, олени, кони говорят об очень древних, устойчивых дохристианских истоках этого удивительного вида женского творчества. Весьма самобытны по форме и декору зубцовские «сороки» из кумача с выступающим над нарядным очельем высоким сужающимся верхом. В осташковских и ржевских «сороках» конца XIX века часто используются разные шерстяные и шелковые и бумажные фабричные ткани. Такой же тонкий цветной материал широко применяется и в самом позднем по форме «повойнике», и в его разновидности – «сборнике».
2. Обоснование возникшей проблемы
В нашей школе когда-то был исторический музей, но он пострадал от пожара. Многие экспонаты были утеряны безвозвратно. Сейчас идет восстановление музея. Я участвую в этой работе. И мне бы хотелось создать русский народный костюм. Недавно в ГДК г. Ржева был концерт, на котором выступал хор «Славянка». На солистках были одеты очень интересные головные уборы, вскоре я узнала, что головной убор называется «Сорока». В этот момент я решила начать свою работу с головного убора.
Цели, задачи
Цель: 1. Собрать информацию о русском народном костюме,
головных уборах.
2. Узнать способ изготовления «сороки».
Задачи: 1. Выполнить проект.
2. Научиться вышиванию.
3. Изготовить головной убор «Сорока».
3. Поисковый этап
Зайдя в Интернет, я нашла много интересной информации о традиционном русском народном костюме. Рассмотрев варианты идей, я решила изготовить головной убор. Но какой же выбрать, ведь их очень много? Проведя анализ, я остановилась на двух вариантах. Это «Ржевская ряска» рис.1 и «Сорока» рис.2. Чтобы выполнить «Ржевскую ряску» я бы хотела посмотреть на аналоги. Я остановилась на «Сороке», так как этот головной убор был широко распространен в Тверской губернии.
рис.1 рис.2
4. Варианты идей
1. Изготовление русского головного убора.
2. Пошив и вышивка рубахи.
3. Женское украшение.
5. Используемые материалы
Для выполнения вышивки необходимо приготовить ткань, золотые нитки, тесьму.
Для выполнения образцов орнаментов необходимо иметь небольшие ножницы с острыми концами. Большими ножницами разрезают ткань для изделий.
Пяльцы употребляются для того, чтобы держать ткань в натянутом виде и сохранять вышитый узор от стягивания. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получилось перекосов, иначе вышитый узор деформируется после снятия ткани с пялец.
Линейка применяется для определения места расположения узоров или образцов вышивки.
Вышивать надо с наперстком. Его надевают на средний палец правой руки. Он должен плотно прилегать к пальцу.
6. Инструменты и оборудование
Для изготовления головного убора «Сорока» мне потребовались такие инструменты, как: ножницы, сантиметровая лента, копировальная бумага, мелок, иглы и булавки, швейная машина и утюг, проутюжельник.
7. Правила безопасной работы во время вышивания
При работе с иглами, булавками, ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму. Иглы и булавки хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте иглу в свою одежду. По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу. Работая с булавками (при перебивке рисунка), вкалывайте их в ткань от себя.
Рабочую нить отрезайте ножницами. Острые концы ножниц не подносите к лицу.
Правила работы с ножницами
1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы класть кольцами к себе, передавать кольцами вперед.
3. Не оставлять ножницы раскрытыми.
4. Не подносить ножницы к лицу.
5. Следить за движением и положением ножниц во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Правила работы с иглами и булавками
1. Хранить иглы и булавки в игольнице.
2. Не оставлять иглу без нитки.
3. Передавать иглу в игольнице.
4. Не подносить иглы и булавки к лицу.
5. Не втыкать иглы и булавки в одежду, а только в игольницу.
6. До и после работы проверить количество игл.
8. Технологическая последовательность
1. Определить размер изделия.
2. Сделать выкройки на бумаге.
3. Раскрой на ткани.
4. На лицевую сторону передней части «сороки»
перевести узор
5. Вышивка узора.
6. Пришивание тесьмы.
7. Пошив головного убора.
9. Себестоимость
Изделие получилось довольно-таки дешевое. Я заплатила только за ткань, стоимость которой 45 рублей и тесьму(30 рублей). Всего 75 рублей. Пяльцы и золотые нити остались от моей прабабушки, так как она была большой поклонницей русского народного творчества.
10. Экологическая оценка
Изделие выполнено из экологически чистых материалов.
11. Вывод
Работа над проектом мне очень понравилась. Я буду продолжать работу над оформлением музейных экспонатов. В дальнейших планах у меня изготовление русского народного костюма. И я бы хотела попробовать изготовить «Ржевскую ряску».
12. Используемая литература
1. О. Ф. Кавенец «Технология для девочек 6 класс».
2. Л. М. Сорокина «Учись вышивать».
3. Использование сайтов в Интернете.
На берегу Байкала
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Осенняя паутина
Самый богатый воробей на свете
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018