На Кубани весомо заявило о себе возрождающееся казачество, воскресли забытые национальные традиции. Новый 21 - век многонациональный Краснодарский край встречает как успешно развивающийся регион России.
Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой была их страна в давние или не столь далекие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают. Поэтому актуальность выбранной темы очевидна, так как современная система образования в России защищает и стремится развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства.
Данный проект способствует реализации краевой целевой программы «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края
на 2012-2015 годы». Изучение обычаев, традиций и культуры Кубанского казачества подтолкнёт учащихся задуматься над многими вопросами жизни, поможет осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край, вызовет у учащихся чувство гордости оттого, что они родились на прекрасной земле великих тружеников, их прадедов и отцов, посвятивших жизнь столь благородному и весьма нелёгкому крестьянскому труду.
Малая родина – это не только природа, но ещё и взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и мечты, и определенные склонности, вынесенные из самой земли с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека. (Валентин Распутин).
Вложение | Размер |
---|---|
научно исследовательская работа | 364.15 КБ |
Россия, Краснодарский край,
Ленинградский район, станица Ленинградская,
муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 12
Муниципальный этап краевого конкурса
учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР»
Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году
«Кузница в усадьбе казака»
Выполнил работу
Ученик 3 класса «А»
МОУСОШ №12
Дикманов Дмитрий Олегович
Научный руководитель-
учитель начальных классов
Бочка Ирина Александровна
ст. Ленинградская
2012 год
«Кузница в усадьбе казака»
Российская Федерация
Краснодарский край
муниципальное образование Ленинградский район
станица Ленинградская
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 3 класс
Автор: Дикманов Дмитрий Олегович
Научный руководитель: учитель начальных классов Бочка Ирина Александровна
Аннотация
На Кубани весомо заявило о себе возрождающееся казачество, воскресли забытые национальные традиции. Новый 21 - век многонациональный Краснодарский край встречает как успешно развивающийся регион России.
Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой была их страна в давние или не столь далекие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают. Поэтому актуальность выбранной темы очевидна, так как современная система образования в России защищает и стремится развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства.
Данный проект способствует реализации краевой целевой программы «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края
на 2012-2015 годы». Изучение обычаев, традиций и культуры Кубанского казачества подтолкнёт учащихся задуматься над многими вопросами жизни, поможет осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край, вызовет у учащихся чувство гордости оттого, что они родились на прекрасной земле великих тружеников, их прадедов и отцов, посвятивших жизнь столь благородному и весьма нелёгкому крестьянскому труду.
Малая родина – это не только природа, но ещё и взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и мечты, и определенные склонности, вынесенные из самой земли с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека. (Валентин Распутин).
«Кузница в усадьбе казака»
Российская Федерация
Краснодарский край
муниципальное образование Ленинградский район
станица Ленинградская
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 3 класс
Автор: Дикманов Дмитрий Олегович
Научный руководитель: учитель начальных классов Бочка Ирина Александровна
План исследования
Объектом исследования стал угол кузнеца на пришкольной территории МБОУ СОШ № 12.
Предметом исследования является угол кузнеца.
Гипотеза: если будет создан угол кузнеца на подворье казака, то появится место, рассказывающее учащимся о прошлом нашего края.
В процессе работы были использованы следующие методы: теоретический- изучение литературы по данной теме и практические- проведение опроса о необходимости данного проекта, работа на участке.
Ожидаемый результат работы, это исторически- верно оформленный школьный участок, который будет являться не только зоной отдыха для учащихся, но местом для проведения экскурсий, исследовательской деятельности на уроках кубановедения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
План реализации проекта
п/п | Мероприятия |
I этап | |
1 | Составление плана реализации проекта |
2 | Изучение исторической литературы, составление историографии темы проекта. |
3 | Определение особенностей расположения угла кузнеца. |
4 | Экскурсия в современную кузницу |
5 | Построение угла кузнеца и установление кузнечных принадлежностей |
6 | Интервью учителя кубановедения Кулиш Натальи Леонидовны |
II этап | |
1 | Работа с кубановедческой литературой и интернет- ресурсами с целью составления лекции |
2 | Подготовка экскурсоводов |
3 | Проведение экскурсий |
4 | Подведение итогов |
Историография изучения кузницы
В древнегреческой мифологии Гефест — бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры. Он изготовил волшебный трон, с которого невозможно было подняться, построил богам великолепные чертоги. Среди чудесных изделий Гефеста — скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, колесница Гелиоса, доспехи Ахилла. Хотя бог был некрасив и хром. Этот образ распространен и перенесен на мастеров, которые занимались древним ремеслом, и подсказан бытовыми условиями, когда ремесло кузнеца еще не имело широкого распространения и потому его окружали суеверные представления о том, что металл добывают из недр гор, то есть из дьявольского логова. Мечи и другое оружие рождались в кузнице и потому наследовали таинство огня. Объявить себя атеистом или реалистом в кузнице не удавалось никому — стихия огня и металлов делала свое дело, проникая в подсознание и оказывая на него воздействие. Это и становилось платой за мастерство, разумеется, для тех, кто выдерживал. Железо получалось из руды, а руда — в земле, поэтому таинство земли тоже частично переходило на меч. Чувствовать мистику меча дано далеко не каждому мужчине. Объясняется это тем, что железоделательное ремесло играло у них важную роль в хозяйстве. Кузнецы пользовались большим почетом в обществе, и само ремесло имело для абхазца священное значение. Даже в настоящее время существуют преимущественно два типа кузни. Функциями одного являются хозяйственно-производственные; другой тип почти не связан с производством и лишь играет роль святыни отдельной семьи или группы родственных семей. Древние мастера с благоговением относились к металлу и верили, что железо — небесный дар богов.
Самый древний способ обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выдавить из него соки», т. е. удалить ненужные примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В 10 – 11 веках благодаря развитию металлообрабатывающих ремесел появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древних поселений Тамани археологи находят серпы, дверные замочки и много других вещей, сделанных руками кузнецов, оружейников и ювелиров. Работали небольшие заводы с полумеханизированным процессом дутья , так называемым мельничьным приводом. Самые первые печи представляли собой густо покрытые глиной круглые ямы, вырытые прямо в земле (народное название - «волчьи ямы»). Наземные печки появились только в 10 веке, воздух в которые нагнетался при помощи кожаных мехов, которые раздували вручную. После окончания процесса «варки» железа домницу ломали, удаляли примеси и затем ломом извлекали из печи так называемую крицу. После проковки крицу опять нагревали и снова клали под молот. Такая операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть печи выстраивалась снова. Тяжелый труд выплавки металла выделял кузнецов и сделал из них первых ремесленников.
Кубань славилась издавна кузнецами и кованью, а началось кузнечное дело на Кубанской земле с кузнеца Вакулы.
Жил на берегу Кубани добрый парень, звали его Вакула – кузнец. И полюбилась ему красавица по имени Поляна. Однажды пришла на Кубань беда: напал на нее лютый враг. Прибавилось Вакуле работы: понадобилось много мечей, кинжалов. А одна беда не приходит – разлилась река Кубань, началось наводнение. День и ночь работает Вакула, торопится, спешит доковать мечи. А вода подходит все ближе и ближе. Вот – вот зальет огонь, в котором греется металл. И тогда примчалась на коне Поляна, подняла над головой жаровню с огнем, и Вакула успел выполнить работу. Закончив ее, Вакула выковал Поляне розу. Так от их любви и родилась музыка металла. И вот с тех давних пор существует на Кубани кузнечное дело. Кузнецы всегда особо почитались Казаками, станичниками. В почёте были их Знания, Сила, широта могучей Души. Кузнецы никогда не сидели без работы – ведь казак не мыслил себя без оружия и коня. На любом подворье можно было увидеть предметы, прошедшие через руки кузнеца. Прежде всего – подковы.
Россия, Краснодарский край,
Ленинградский район, станица Ленинградская,
муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 12
Муниципальный этап краевого конкурса
учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР»
Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году
«Кузница в усадьбе казака»
Выполнил работу
Ученик 3 класса «А»
МОУСОШ №12
Дикманов Дмитрий Олегович
Научный руководитель-
учитель начальных классов
Бочка Ирина Александровна
ст. Ленинградская
2012 год
Великая страна начинается у дверей твоего дома
Оглянись вокруг себя и изучай свой родной край,
Чтобы ещё больше любить его и гордиться им!
В 2012 году в нашей школе стартовал проект «Совершенствование системы воспитательной работы посредством создания музея «Казачье подворье»».
Как полноводная река начинается из маленького источника, родничка, так и история человечества, история народов берет свое начало из истории своих праотцов.
Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой была их страна в давние и не столь далекие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают.
Целью моего исследования стало: создать проект по созданию угла кузнеца.
Для достижения этой цели я определил следующие задачи:
Ожидаемый результат работы, это исторически- верно оформленный школьный участок, который будет являться не только зоной отдыха для учащихся, но местом для проведения экскурсий, исследовательской деятельности на уроках кубановедения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Свою работу я начал с изучения литературы по кубановедению о кузнице. Я узнал о исторических предпосылках возникновения кузницы.
На Кубани мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся, - так говорят у нас на Кубани.
Кузнецы всегда особо почитались Казаками, станичниками. В почёте были их Знания, Сила, широта могучей Души. Кузнецы никогда не сидели без работы – ведь казак не мыслил себя без оружия и коня. На любом подворье можно было увидеть предметы, прошедшие через руки кузнеца. Прежде всего – подковы и мечи.
Кузница — это не только мастерская, в которой изготавливают орудия труда. Ее почитали и почитают как священное место, где присягают, приносят жертвы божеству, дают обеты и молятся. Ее строили у ограды двора или в саду под большими деревьями, или же подальше, среди подлеска, вдали от жилищ. Многие кузнецы либо видели в мастерской чертей, либо ощущали их присутствие, поэтому православные кресты в кузнях и на груди самих мастеров — вещь почти обязательная. Священными считались и важнейшие инструменты, используемые в кузне,— наковальня (приложение), клещи и молот. Они назывались «три руки» и были неприкосновенны для посторонних лиц. Их передавали по наследству от отца к сыну. При создании новой кузни в действующей совершали жертвенный обряд, освящая «три руки», и передавали их новому кузнецу. Затем жертвенный обряд проводили и во вновь созданной кузне. Жертвенный обряд с передачей трех инструментов кузни осуществлялся и в том случае, когда ученик кузнеца завершал обучение ремеслу. Первоначально «три руки» не только освящались в кузне, но и изготавливались в ней. Среди трех инструментов кузни особенно важное значение имела наковальня (вначале, вероятно, каменная), сама по себе выступающая в роли святыни, которой клялись и проклинали. Именно у наковальни — алтаря кузни — приносили жертвы, посвященные божеству кузни. Буквально каждое действие, связанное с кузней: рубка дерева для плавки, возвращение после нее в деревню, начало работ в новой кузне сопровождалось специальными церемониями. Особые требования предъявляются к орудиям производства. Раньше верили, что кузнечные меха будут иметь силу, если шкура снята с живой козы; к глине, из которой сделана печь, нужно подмешать специальную смесь, чтобы она хорошо работала. Следы восприятия кузни как некоего существа прослеживаются в абхазской традиции. Их можно видеть, в частности, в обозначении кузнечного шлака как «помета» кузни. Куски шлака кузнецы использовали в качестве надежного оберега скота, плодовых деревьев.
Кузнецы пользовались почетом и уважением, но их и панически боялись.
Некоторые особенности местного кузнечного производства. К ним относится, прежде всего, преобладание в общей массе поковок цельнометаллических конструкций (из железа и стали). Наварная технология. Художественная ковка черных (железных) сплавов — один из древнейших способов обработки металлов. Из черного металла изготовляли самые разнообразные изделия: орудия труда, бытовую утварь, оружие, ювелирные изделия. Древнерусские кузнецы владели всеми приемами свободной ковки, сварки, термической обработки, горновой пайки медью. Кузнец-ремесленник был не просто исполнителем, создающим изделия и владеющим всем комплексом технологических и производственных знаний и навыков, но и творцом, изобретателем конструкций и форм изделий, включая и их художественно-декоративные качества. Важно отметить, что изделия кузнецов, не только те, что служили украшением костюма (перстни, пряжки, застежки, браслеты, цепочки, подвески) или украшением конской сбруи, но и оковки, петли на ларцы и сундуки, дверные замки, мечи, путы, шлемы, боевые топоры, всевозможная бытовая утварь и множество других железных кованых изделий по их высоким художественным качествам современные искусствоведы относят к прикладному искусству и рассматривают как художественные произведения. С развитием кузнечного ремесла расширялось разнообразие изделий, совершенствовались техника . Появились специальные инструменты: напильники, тиски, зубила. Однако основные приемы свободной ковки, известные с глубокой древности, сохранились до наших дней. Это такие простые операции, как вытяжка, осадка, рубка, пробивка отверстий, изгибание, скручивание, сварка, насекание рисунка. Все эти операции выполняли ручником на наковальне, используя ее отдельные участки (рог, лицо), или с применением вспомогательных инструментов: зубила, подбойки и т.д.
Емкости для воды монтируют вместе с конструкцией горна или возле нее. В старых русских кузницах использовали деревянную бочку, на две трети зарывая ее в землю. Это позволяло держать воду холодной, что необходимо при закалке или охлаждении инструмента. Очень важно найти удобное место для кузнечного инструмента. Его можно вешать на стене, на колпаке дымохода или специальной стойке, что и практиковали русские мастера. Современный кузнец должен придерживаться особых правил, которые вырабатывались веками древними мастерами и передавались от деда-прадеда. Ящики для песка, передвижные козлы из стали, сверлильные станки, пневматический молот, рычажные ножницы, автогенный сварной аппарат в качестве передвижного горна — вот те инструменты, помогающие кузнецу более полно и качественно воплощать свои идеи в материале. Нужно помнить, что все инструменты и приспособления должны всегда находиться на определенном месте, в строгом порядке. Это незыблемое правило. Его нарушение приводит к увечьям, а порой и смерти мастерового. То, что требуется чаще, надо положить ближе. Инструмент, который берут правой рукой, должен быть справа; тот, что берут левой — слева. Под рукой нужно иметь только инструмент, необходимый для данной технологической операции.
Результаты исследовательской деятельности.
С целью изучения мнения учащихся о необходимости создания угла кузнеца, среди учащихся, учителей и родителей, был проведен социологический опрос (приложение). По результатам опроса- 75% учащихся, 80% учителей, 50 % родителей поддержали нашу идею.
С идеей проекта мы обратились к учителю и родителям нашего класса. Нами был составлен план действий на текущий и следующий год, о котором я рассказал одноклассниками и родителями.
2 этап проекта 2012 год
Свой проект воплощать в жизнь мы начали в декабре месяце. Для определения места расположения угла кузнеца ямы изучили соответствующую литературу. За помощью обратились к учителю кубановедения Кулиш Наталье Леонидовне (приложение). В процессе выполнения был выбран правый угол усадьбы казака, вблизи вода и печь.
При выполнении работ на участке самая трудная проблема, с которой мы столкнулись – это поиск и установка наковальни. Чтобы поближе познакомиться с устройством кузницы я посетил современную кузницу и сам посмотрел , потрогал все инструменты. Посмотрел, как работает кузнец. (приложение) Металл – один из самых прочных материалов, поэтому делать из него украшения и другие изделия не просто. Этому нужно долго учиться и любить свою работу. Когда видишь дом, украшенный изысканным кружевом металла, сердце радуется и, кажется, что ты попал в то далекое время, когда жили твои деды и прадеды. Посмотрите, как устраивали казаки свои кузнецы. Для того, чтобы придать металлу нужную форму, его нужно разогреть. Помещали его в специальную печь, где огонь раздували и поддерживали горение с помощью кузнечных мехов. Затем, когда металл становился жидким, его заливали в специальную форму – отливку, слегка остуживали и помещали на наковальню. (приложение) Далее принимался за дело кузнец – бил молотом по металлу – выковывал нужный предмет. Был у кузнеца и помощник – подмастерье.
Когда раздавался над Кубанью ритмичный перестук молотков, радовались люди: будут у них бороны с плугами для земледелия, мечи с пиками для обороны от врагов и ажурные узорчатые кружева из металла для украшения жилища.
В свободное от занятий время шла кропотливая работа по подготовке участка под кузню, на помощь к нам приходили старшеклассники и родители. Не было равнодушных людей вокруг нас, каждый старался принять активное участие или предложить свою помощь.
Родители помогли в креплении инструментов и в установке наковальни.
В процессе работы мы старались использовать натуральные объекты. Например, для того, чтобы экскурсоводам было удобнее проводить экскурсии мы установили пеньки в виде лавочек.
При выборе инструментов, мы руководствовались следующим:
На протяжении всего лета мы собирали инструменты, потом их устанавливали и проверяли, всё ли на месте.
Первого сентября наш угол кузнеца удивил всех своей красотой, уютом и яркостью, стал объектом фотодизайна (Приложение). Наша школа стала победительницей в конкурсе образовательных учреждений на лучший школьный двор (Приложение). В сентябре состоялось торжественное открытие подворья казака, где мы с гордостью представляли свой угол кузнеца. (Приложение ).
При подведении итогов первого года проекта я пришел к следующим выводам:
Работая над своей исследовательской работой я понял, что мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций. Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…
Россия, Краснодарский край,
Ленинградский район, станица Ленинградская,
муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 12
Муниципальный этап краевого конкурса
учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР»
Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОТЕ
«Кузница в усадьбе казака»
Выполнил работу
Ученик 3 класса «А»
МОУСОШ №12
Дикманов Дмитрий Олегович
Научный руководитель-
учитель начальных классов
Бочка Ирина Александровна
ст. Ленинградская
2012 год
приложение
Устройство современной кузницы.
1 — скоба для инструментов; 2 — резервуар для угля; 3 — наковальня; 4 — колода; 5 — бочка с водой; 6 — слесарные тиски; 7 — рабочий стол. Помещение для кузницы (рис. 2) должно быть достаточно просторным и светлым. Полезная площадь — около 40 м2 при высоте 3-4 м. Стены кузницы — кирпичные или деревянные. При постройке кузницы из дерева стены следует оштукатурить с внутренней стороны. Пол гладкий, легко убирающийся. Важнейшим оборудованием является горн — на один или два огня под одним дымоходом. От горна на расстоянии 1,5-2 м устанавливают наковальню, на некотором расстоянии от нее — стуловые тиски.
Приложение (посещение современной кузницы)
Приложение (этапы ковки металла)
Приложение (фото угла кузнеца)
Приложение ( проведение экскурсий)
Приложение ( угол кузнеца- объект фотодизайна)
Как напиться обезьяне?
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Снеговик
Как нарисовать китайскую розу
Карандаши в пакете