В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но в настоящее время многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. В нашей школе введена форма, поэтому было интересно узнать, как школьники относятся к форме, правильно ли понимают значение «корпоративной формы одежды». Что думают об этом учителя, родители? Поэтому работой над научно-исследовательской деятельностью «Модный приговор» или школьная форма» - доказательство того, что форма – это не отголосок прошлого, а соблюдение культуры одежды, необходимой всем и всегда. Для этой работы нам пришлось изучить историю школьной формы, провести мини-исследование (социологический экспресс-опрос, аналитическая деятельность).
В своем исследовании мы попытались осветить все важные аспекты этого вопроса.
P.S. Рисунки и приложения убраны из-за большого размера файла
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская деятельность ученицы | 517.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАРМОНИЯ» ГОРОДА КУРГАНА
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Модный приговор» или школьная форма»
Выполнил: Каткова Анна,
МОУ города Кургана «Гимназия № 47»,
5 класс
Научный руководитель: Сергеева Ю.С.,
педагог дополнительного образования
МБОУДОД ДДТ «Гармония»
Курган 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. «Школьная форма как средство воспитания корпоративной культуры»
Историческая справка: школьная форма……………………….. 5
Школьная форма в разных странах……………………………. 11
Тренды 2011 – 2012 учебного года: школьная форма…….…... 17
Глава 2. Экспериментальная работа
Социологический экспресс-опрос учащихся «Гимназии № 47»…. 23
Проведение психологического занятия «Круглый стол»……….... 23
Презентация модели школьной формы……………………...…….. 25
Заключение. ………………………………………………………….......… 27
Список литературы ……………………………………………………….. 28
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
« Дети должны с детства приобщаться к тому,
что костюм – это нечто большее, чем просто одежда.
Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь,
зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
Возможно, для повышения собственной самооценки
школьный «dress code» может оказать огромную услугу,
ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго»
Вячеслав Зайцев
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но в настоящее время многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. В нашей школе введена форма, поэтому было интересно узнать, как школьники относятся к форме, правильно ли понимают значение «корпоративной формы одежды». Что думают об этом учителя, родители? Поэтому работой над научно-исследовательской деятельностью «Модный приговор» или школьная форма» - доказательство того, что форма – это не отголосок прошлого, а соблюдение культуры одежды, необходимой всем и всегда. Для этой работы нам пришлось изучить историю школьной формы, провести мини-исследование (социологический экспресс-опрос, аналитическая деятельность).
В своем исследовании мы попытались осветить все важные аспекты этого вопроса.
Цель данной работы: разработать вариант модели школьной формы - современной, удобной и практичной.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить историю возникновения школьной формы в нашей стране;
• изучить существующие стандарты по школьной форме в разных странах;
• провести опрос педагогов, психологов и учащихся 5, 6 классов;
• на основе опроса сделать обобщенные выводы;
• разработать модель современной школьной формы.
Гипотеза – Если в современных школах ввести удобную и практичную школьную форму, то будет ли у учащихся положительный настрой на учебу.
Проблема исследования - можно ли назвать главной проблемой образовательного учреждения – школьную форму.
Методы исследования: теоретические (моделирование, сравнение, систематизация), эмпирические (изучение и анализ литературы, социологический экспресс-опрос, беседа).
Обоснование практической деятельности:
· Учащиеся ходят в школу в свободной форме, которая не соответствует эстетическим и гигиеническим нормам.
· Форма дисциплинирует человека. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
· Школьная форма помогает почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
· Единая школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде.
· Ребенок в школьной форме должен чувствовать себя комфортно, она должна ему нравиться, он должен гордиться своим внешним видом.
· Для учеников нет проблемы "В чем пойти в школу?", что создает позитивный настрой, желание идти в школу.
· Школьная форма экономит деньги родителей.
Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения; двух глав, разделенных на пункты; заключения; списка литературы и приложений.
Глава 1. «ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
1.1. Историческая справка: школьная форма
Сколько споров и разных мнений существует на данный момент о школьной форме. Одни считают, что определенная школьная одежда необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства.
Так что мы знаем об истории создания школьной формы?
У школьной формы в России богатая история. До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год.
Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов [7].
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
И с этого времени, до 1917 года, фасон формы менялся несколько раз соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско - военного костюма (рис.1 и рис.2)
Рисунок.1 Рисунок.2
В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже - в 1986 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд (рис.3).
Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.
Рисунок.3
Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом два вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка [2].
Рисунок.4 Рисунок.5
Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения:
Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних – почти цвет морской волны, а у выпускниц – коричневый (рис.4). А воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный) (рис.5), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет – белый (рис.6).
Рисунок.6 Рисунок.7
Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной (рис.7).
Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой:
«Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители» (рис.8).
Рисунок.8
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму (рис.9).
Рисунок.9
Период "бесформенности" длился до 1949 года.
Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди (рис. 10 и 11).
Рисунок.10 Рисунок.11
1962 году гимнастёрки мальчиков поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая (рис.12 и 13).
Рисунок.12 Рисунок.13
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди (рис.14).
Рисунок.14
Для девочек опять ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти (рис.15), а белые из шелка и батиста, украшая кружевами (рис.16).
Рисунок.15 Рисунок.16
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало чуть выше колен (рис.17).
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Рисунок.17
Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят «кто во что горазд»: в джинсах, футболках и спортивных костюмах (рис.18 и 19).
Рисунок.18 и 19. Ученики гимназии № 47. Посвящение в гимназисты.
Многие родители, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, чопорные коричневые платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек. Хорошо помнится, что обязанность носить школьную форму «советского образца» восторга среди учащихся не вызывала. Это история нашей Родины, и мы видим, что вопрос введения в школы «школьной формы» всегда был тесно связан с политической ситуацией в нашей стране.
1.2. Школьная форма в разных странах
Школьная форма может быть модной и актуальной, но с другой стороны, форма, в том числе и школьная, – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей. Скажем, в царской России форменная одежда была способом поддержания корпоративного духа, выражением гордости за свою работу. Почтальоны, солдаты, гимназисты носили форму не только на работе, но и дома, на улице, во время торжеств и праздников. Форма была опознавательным знаком, частью символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других [6].
Нам стало интересно, как одеваются школьники в мире, потому что у нас зачастую все ограничивается "белым верхом, черным низом". В этом смысле на нашу нынешнюю форму похожи школьники Украины и Индии:
УКРАИНА (Рис.20):
Рисунок. 20
ИНДИЯ (рис.21):
Рисунок.21
В ИНДИИ форма обязательна для всех. На девочках иногда бывают однотонные сари.
В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ форма для школьников была введена по необходимости. В 80-е годы прошлого века, для того, чтобы «дети перестали стрелять друг в друга из-за дорогих кроссовок», в некоторых городских районах внедрили первый эксперимент. И лишь в 1996 году, после того, как Билл Клинтон в своем ежегодном обращении к нации назвал школьную форму одним из способов решения проблемы гангстеризма, школьная форма приобрела статус повседневного предмета обихода американских детей. Ныне главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. Школа сама определяет dress code для своих учеников. Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки (рис.23). Ученики американских школ предпочитают носить джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой. Обычно для формы используют клетчатые юбки разных цветов: (рис.22).
Рисунок.22 Рисунок.23
ЯПОНИЯ. Форма школьниц в Японии – «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски. За пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что альма-матер – это эталон и образец для подражания.
Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц (рис.24). Фасон, кстати, имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Это, ни много ни мало, отголоски тех времен, когда Япония заимствовала идеи, в том числе и образовательные, у стран просвещенной Европы. Даже не верится...
В японских школах довольно часто проходят показы мод, где каждая школа демонстрирует собственные ноу-хау в сфере школьного обмундирования. Даже персонажи японских мультиков манга часто одеты в гакуран (рис.25).
Рисунок.24 Рисунок.25
А вот парадная японская форма, чем-то напоминает наше пионерское прошлое (рис.20):
Рисунок.26
Школьники АНГЛИИ с большим уважением относятся к форме, и многие даже умудряются искренне гордиться ею. Учитывая британский консерватизм, легко поверить в то, что долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки...
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ приняты галстуки и жилетки/пиджаки с гербом учебного заведения (рис.27). Чем престижнее школа, тем красивее герб и интереснее форма: могут появиться нашивки на лацканах и воротниках пиджаков, кроме того форма различается по цветам - красная в гимназиях, зеленая в старейших школах (рис.28), синяя - в обычных.
Рисунок.27 Рис.28
ВЬЕТНАМ (рис.29):
Рисунок.29
В некоторых школах ГЕРМАНИИ введена единая школьная одежда. Но, по сути, она таковой не является, потому что каждый ученик может участвовать в ее разработке. Как ни странно, даже в эпоху третьего рейха школьники приходили на занятия в повседневной одежде либо в форме гитлерюгенда или же той детской общественной организации, к которой они принадлежали (рис.30).
Рисунок.30
А ниже ФРАНЦИЯ (рис.31):
Рисунок.31
В АВСТРАЛИИ дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм (рис.32).
Рисунок. 32
КОРЕЯ (стоит обратить внимание на гетры) (рис.33):
Рисунок.33
Что касается АФРИКИ, традиция ношения школьной формы сохранилась и после обретения независимости. Для них это – напоминание о колониальном прошлом. И одновременно – о тяжелом финансовом бремени. Бесплатное образование, введенное в некоторых африканских странах, по понятиям европейцев, было, конечно, благом, а идея унифицированной одежды состояла в том, чтобы уравнять бедных и богатых детей. Обернулось же это, в том числе, и негативной стороной: некоторым семьям не на что купить форму. Гардероб многих африканских детей состоит из одного-единственного школьного костюма, который к концу учебного года приобретает весьма поношенный вид (рис.34).
Рисунок.34
ИТАЛИЯ (рис.35):
Рисунок.35
КАНАДА (рис.36):
Рисунок.36
ИСПАНИЯ (рис.37):
Рисунок.37
Вот очень интересные цвета школьной формы - КУБА. Похоже на бразильскую футбольную команду (рис.38):
Рисунок.38
И наконец, в современных школах РОССИИ преобладает примерно такая форма (рис.39):
Рисунок. 39
1.3. Тренды 2011 - 2012 учебного года: школьная форма
С каждым годом школьная форма в России становится все более популярной. Оглядываясь на западных коллег, отечественные школы вводят свои правила стиля, дисциплинируя в этом отношении учеников и, самое главное, учениц.
Вместо пестрых гардеробов по принципу «кто во что горазд» – сдержанная, стильная, неброская одежда, стирающая социальные границы и отменяющая широко распространившееся среди молодежи правило «встречать по одежке».
Несмотря на то, что обязательное ношение учениками школьной формы в России было отменено еще в 1992 году, в последние годы количество школ, решивших ввести старый порядок в новых реалиях, резко возросло, а вместе с ними активизировались и дизайнеры.
Fashion Time представляет последние новинки и главные тренды школьной формы нового учебного сезона 2011-2012 года.
Мода для девочек [1].
Сарафан
Рисунок.40
Как и в прошлом году, в школьном гардеробе модной девочки лидирующие позиции удерживает сарафан (рис.40).
Триумфально вернувшийся в моду в прошлом году, он окончательно заменил собой скучные серые платья с длинными рукавами. И верно – сарафан позволяет играть с фасонами и цветами и подбирать водолазку под настроение и цвет остального костюма.
Практичная и универсальная модель школьной формы идеально подойдет как для повседневной носки в компании с нейтральной блузой или водолазкой, так и для торжественного события – достаточно лишь поддеть под нее крахмальную рубашку с кружевным воротником или шифоновую блузу с рукавами-воланами.
Осенью 2011 сарафаны модны в фирменную шотландскую клетку, на тонком поясе или с опущенной талией. Такие модели обычно украшают два широких накладных кармана, отделанных пуговицами, или декоративные драпировки.
Удобный сарафан дает свободу движениям и нигде не жмет, в отличие от неудобного плотного школьного платья.
Приталенный жакет
Рисунок.41
Еще одна новинка осеннего сезона – приталенный укороченный жакет (рис.42).
Рисунок.42
Интересный фасон отлично сочетается с прямой юбкой-карандашом или с модной гофрированной юбкой - солнце, придавая фигуре школьницы дополнительную утонченность и грацию. Жакет можно носить и с зауженными книзу брюками, поддевая под него белую или кремовую рубашку.
В коллекции российской марки «Старт» представлены приталенные жакеты с регулируемыми бретелями, что значительно облегчит выбор гардероба для школьниц.
Галстук и бабочка
Рисунок.43 Рисунок.44
Свежая находка дизайнеров школьной формы прошлого года – яркий и стильный галстук – по-прежнему популярен среди учениц старших классов (рис.43). Для их маленьких коллег – вариация в виде бабочки (рис.45).
Лучшие экземпляры представлены в новых коллекциях «Маленькой леди» и Silver Spoon – аккуратные бабочки крепятся поверх белых рубашек с пышным жабо. Галстуки можно выбирать как съемные, так и пришитые к блузе или рубашке. Клетчатый или полосатый галстук в школьном наряде девочки – без сомнения, главная изюминка осеннего сезона (рис.44).
Идеально подходящий для теплых осенних и весенних дней, он не требует дополнительных аксессуаров и придает кокетливый стиль простой белой блузе. Лучше всего выбирать галстук в тон юбке – тогда образ будет гармонично завершен (рис.46).
Рисунок.45 Рисунок.46
Мода для мальчиков:
Денди-стиль
Рисунок.47
Мальчики в новом учебном году все больше походят на юных денди, с иголочки одетые в костюмы-тройки или в распахнутые удлиненные пиджаки, как их носят молодые бизнесмены (рис.47).
И правильно – опрятный внешний вид, качественная и правильно подобранная одежда считаются залогом успеха в любой ситуации, особенно в случае с подростками.
Все больше популярен тандем «рубашка – джемпер» – причем джемпер все чаще удобно закрыт на молнию, что позволяет школьникам быстро освобождаться от него во время традиционной беготни на переменах.
Рисунок.48
Галстук, как и у девочек, тоже чрезвычайно моден (рис.48).
Особенно модно надевать галстук поверх рубашки, но под джемпер так, чтобы он едва виднелся. Это придает юному охотнику за знаниями элегантность и серьезность.
Свитера и джемперы в новом сезоне приветствуются с ромбами и графическими принтами.
Еще одна стильная новинка – рубашка с укороченными до локтя рукавами. Идеальная длина для школы с вечными волнениями и энергичным распорядком дня подойдет особо активным ученикам (рис.49).
Рисунок.49
Самые интересные модели школьной формы для мальчиков для нового учебного года представлены в коллекциях «Старт», Silver Spoon, «Смена» и Noble People (рис.50) [4].
Рисунок.50
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ
2.1. Социологический экспресс-опрос учащихся гимназии № 47
«Ваше отношение к школьной форме»
С целью выявления отношения учащихся образовательного учреждения города Кургана «Гимназии № 47» к школьной форме нами был разработан опрос для учащихся 5 классов [Приложение 1]. Он состоял из трёх вопросов, которые, на наш взгляд, отражают реальное отношение учеников к форме. Мы опросили 110 человек, из них – 78 учащихся из 5 класса, 32 – из 6 класса. На первый вопрос «Как вы относитесь к классическому стилю одежды?» 32,8 % ответили, что положительно, 13% воздержались и 54,2% отрицательно относятся к этому стилю одежды. Результаты ответов на второй вопрос «Нравится ли вам носить форму в школе» сильно не отличались от предыдущих: 31% учеников ответили «да», 13,7 % затруднились ответить и 55,3% ответили «нет. А вот ответы на третий вопрос нас удивили: 14% хотят, чтобы в школьной форме преобладал розовый цвет; 26% - зеленый; 5% - красный и 55% хотят видеть черный цвет.
Так как в ходе опроса большинство школьников выразили нежелание носить форму, то мы решили задать дополнительный вопрос, который отражает причины отрицательного отношения к школьной форме. Среди основных причин оказались следующие:
1. «Школьная форма не позволяет выражать ученикам свою индивидуальность».
2. «Нет возможности показать весь гардероб модной одежды».
3. «Нет желания быть «белой вороной».
4. «Требование ношения формы - это насилие над личностью».
5. «Форма может быть слишком дорогой для бедных семей».
6. «В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность, так как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения».
2.2. Психологическое занятие «круглый стол»,
проведенное совместно с психологом гимназии № 47
По словам психолога______________________________________: «Встречают по одежке, провожают по уму» - это старая русская пословица, которая стала уже стереотипом и перебороть его вряд ли удаться. Ведь куда бы мы не пришли, везде нас оценивают, причем сначала судят внешний вид. В дословном переводе с латинского слово «костюм» означает «образ жизни». Ведь, наверное, нет лучше сферы человеческой деятельности, где наше положение и образ жизни проявлялись столь откровенно, как в нашей манере преподносить себя окружающим через свою одежду, причем с этим согласны многие психологи, в том числе и знаменитый Уильям Сорлби [8].
Поэтому тема школьной формы достаточно актуальна. Ведь если посетить наши российские школы, то можно наблюдать полный хаос во внешнем виде учеников. И становиться не понятно, пришли ли они учиться и получать знания или все же они находятся в спортзале. Это же, по нашему мнению, впоследствии является одной из немаловажных причин школьной неуспеваемости: дети в повседневной одежде не настроены усваивать информацию, которую им дает учитель, ведь их внешний вид не способствует внутренней концентрацией на учебу.
Я считаю, что форма является неотъемлемой «частью» ученика и тем фактором, который влияет на взаимоотношения в классе, так как школьная форма несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Когда одни ученики одеты в костюмы из дорогих бутиков, а другие – в одежду из магазина Second Hand, а разница в доходах их семей оказывается весьма заметна. Впоследствии дети из малообеспеченных семей по этому поводу сильно комплексуют и переживают, «закрываются в себе». А это же несет в себе и неуспеваемость, и нарушенные отношения с одноклассниками, а, следовательно, и несплоченность школьного коллектива.
Кстати, у нас, в гимназии, тоже существуют проблемы с убеждением учащихся в большом значении и необходимости приобретения школьной формы. Но сейчас учебно-воспитательный процесс в лицее организован так, что не позволяет гимназистам пренебрегать формой».
Как оказалось, среди школьников, которые не нарушают устав гимназии и, соответственно, каждодневно носят школьную форму, участвующих в нашем социологическом опросе, оказался небольшой процент учащихся (21,8%), которые, на самом деле, не хотели бы носить форму. С этой группой учащихся из 5 классов, нами совместно с психологом гимназии было проведено психологическое занятие в виде круглого стола, в ходе которого мы демонстрировали фото двух мужчин и двух женщин, одетых в совершенно разных стилях. А каждого ученика, в свою очередь, просили написать свое мнение о человеке на фото: чем он может заниматься, его предполагаемый характер, образ жизни, образование и т.д. В результате обсуждения написанного выяснилось, что девушку в повседневной одежде (в джинсах и «безрукавке», [Приложение 2]) охарактеризовали как семнадцатилетнюю модель, капризного характера, имеющую среднее образование, которая является незамужней, не имеющей детей. А девушке, одетую в классическом стиле [Приложение 2], дали характеристику деловой, серьезной леди, которая добилась успехов в работе, замужем, возможно имеет ребенка.
Аналогичная ситуация сложилась с описанием мужчин: первый парень, одетый в деловой костюм [Приложение 3], по мнению учеников – успешный бизнесмен или дипломат, примерно двадцати восьми лет, с высшим образованием, с серьезным взглядом на жизнь, достаточно уверенный в себе. А вот второго мужчину [Приложение 3] гимназисты описали иначе: девятнадцатилетний парень окончил школу, работает продавцом-консультантом или доставщиком пиццы. После обсуждения мы рассказали участникам занятия, что на самом деле девушка на первом фото не модель, а агент туристической фирмы в городе – курорте Анапа, соответственно, она имеет высшее образование, ей 24 года, она замужем и воспитывает маленькую дочь. А девушка на втором фото – еще студентка, первого курса педагогического колледжа города Кургана, ей всего лишь семнадцать лет, не состоит в браке, детей не имеет. Мужчина в деловом костюме – студент Курганского государственного университета специальности «Организация работы с молодежью», который приехал на педагогическую конференцию; живет с родителями, подрабатывает в местной редакции. Второй же мужчина занимается своим бизнесом: он является начальником рекламного агентства, ему 27 лет, окончил заочно институт, недавно женился, предпочитает свободный стиль одежды.
В результате обсуждения темы круглого стола, учащиеся гимназии убедились в заблуждении восприятия определенного стиля одежды. Они искренне выразили свое удивление по поводу услышанного, и практически все изменили свое мнение к классическому стилю одежды, аргументируя это словами известной русской пословицы: что «Встречают, все-таки, по одежке».
Но после обсуждения каждому был задан еще один немаловажный вопрос: «Именно в вашем классе внешний вид, в частности, школьная форма, влияет на взаимоотношения в классе?». Из 11 учеников – 9 ответили «несомненно, да». Связывали они это с тем, что на внеклассных мероприятиях (когда дети приходят в той одежде, которая им нравится), внешний вид является предметом обсуждения, сравнения между собой, которое впоследствии вносят разногласия в классе потому, что подчеркивает внешнее неравенство.
Участники, анализируя проведенное психологическое занятие, пришли к выводу о необходимости школьной формы, как важного аспекта деятельности учащегося, которое невозможно исключить из жизни общеобразовательного учреждения[3].
2.3. Презентация модели школьной формы
Сейчас вашему вниманию предоставляется модель современной школьной формы, сделанная нами в ходе исследования истории школьной одежды и моды ученической формы в странах мира.
Данная модель была разработана для младших школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей. Поэтому:
Ребенок в этой школьной форме будет чувствовать себя комфортно, она ему понравиться, и скорей всего ученик будет гордиться своим внешним видом.
Для ребенка не будет дилеммой "В чем пойти в школу?", что создаст позитивный настрой и желание идти в школу.
Ученики школы будут считать, что школьная форма должна и может быть разнообразной и функциональной.
Дети сделают выбор в пользу школьной формы.
Таким образом, в результате реализации творческой деятельности можно сделать выводы:
Школьная одежда прививает вкус к деловому костюму. Она дисциплинирует, настраивает на рабочий лад. Форма внушает уважение к самому себе. Но главное — она положит конец соревнованиям в одежде: «Кто дороже сегодня одет».
Учителя считают, что школа превратилась в подиум для демонстрации финансовых возможностей родителей. Школьная униформа, со временем обязательна будет для всех учеников. Лучше всего - в классическом стиле, который является азбукой хорошего вкуса.
Мнение родителей: «Школьная форма должна быть строгой, желательно с эмблемой школьного заведения, недорогой и комфортной. Вводить школьную форму или не вводить - должна решать сама школа». А также родителей волнует качество тканей, из которых сделана одежда.
Ученики школы считают, что школьная форма может быть разнообразной и функциональной.
Мы делаем выбор в пользу школьной формы. В дальнейшем можно будет провести конкурс среди учеников на лучшую эмблему школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение нашей работы мы хотим сформулировать основные аргументы, которые могут поменять отношение учеников к внешнему виду в современной российской школе.
Для достижения этой цели мы составили историческую справку и проследили развитие школьной одежды на разных этапах становления России.
Отметили, как одеваются современные школьники в разных странах мира.
С помощью социологического опроса выявили отношение и причины данного отношения учащихся гимназии № 47 к школьной форме.
А также провели мини-исследование, помогающее доказать значение внешнего вида ученикам, которым не нравится носить школьную форму.
Презентовали свою модель современной школьной формы.
В итоге мы пришли к следующим выводам, что:
школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.
Добавить к этим аргументам можно только то, что внешний вид - это вторичный аспект по отношению к внутренним качествам человека. И очень важно научить ребенка проявлять свою индивидуальность через поступки и мысли, а не через «красивую обертку» одежды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографическая и учебная литература
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. [Текст]: пособие для родителей/ Как преодолеть трудности в общении с ребенком. М., 2000.
2. Букина,А.Б. Современная школа: все ЗА и ПРОТИВ. [Текст]: учебное пособие для педагогов и родителей / А.Б.Букина. - М.: Просвещение, 2008. 143с.
3. Евстафьев,Б.Н. Современная школьная форма в корпоративной этике школы [Текст] / Б.Н.Евстафьев // Психологическое здоровье школьников – российская научно- практическая конференция. -М.: 2002. -С. 53-54.
4. Желудев, С.А. Социально-психологическое развитие детей и подростков [Текст]: учебное пособие для педагогов/ С.А.Желудев.- М.: Нолидж, 1994. - 362с.
5. Кулибин,А.М. Художественно-просветительская работа в российских школах [Текст]/ А.М.Кулибин // Обозрение духовного воспитания детей и подростков. -М.: 2006. - С. 8-15.
6. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб., 2004.
7. Педагогический энциклопедический словарь[Текст] /гл.ред. Б.М.Бим-Бад; редкол. М.М.Безруких [и др.]. -М.: Большая российская энциклопедия, 2002. -528с.: ил.
8. Сорлби,У. Ключи от власти [Текст]: учебное пособие/ Уильям Сорлби.- М.: Экспресс. - 197с.
Ссылки на сайты
Одежда и мы. http:\\www.women.ru
Открытый класс. http://www.openclass.ru/
Школьный дом, школьная форма. http://www.proshkolu.ru/club/classru/list/1-11112-28371/
Школьная форма: за или против. http://www.proshkolu.ru/user/goncharovaelena/blog/222662/
Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru/
Кто грамотней?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Горка
Крутильный маятник своими руками
Смекалка против Змея-Горыныча