Работа рассказывает о русском народном костюме.
Вложение | Размер |
---|---|
Русский народный костюм: вчера, сегодня, завтра | 306 КБ |
Введение.
Здравствуйте, уважаемые участники программы «Шаг в будущее»! Меня зовут Пелишенко Марина. Я учусь в 11 классе Евсеевской средней общеобразовательной школы муниципального Павлово-Посадского района Московской области. Наша школа расположена в деревне Евсеево, ей всего 15 лет, но за это недолгое время уже созданы 2 музея: историко-краеведческий музей и музей декоративно-прикладного творчества.(1)
Музей декоративно-прикладного творчества открыл свои двери совсем недавно, в мае 2008 года. Многие его экспонаты так или иначе связаны с бытом и обрядами русского народа, с народным костюмом.
Я считаю, что сегодня очень важно помнить о величайшем историческом богатстве, которое некогда принадлежало каждому русскому человеку. 21 век изменил наш быт почти полностью. Ушла тысячелетняя традиция ручного творческого труда. Чаще всего мы надеваем то, что предлагает нам массовое производство, так проще! Мы стали похожи друг на друга, потеряли индивидуальность.
«Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости», - это слова А.С.Пушкина. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Это целиком и полностью относится к изучению истории русского народа, его быта, обычаев и традиций. Так родился проект «Русский народный костюм: вчера, сегодня, завтра».
Цели работы:
Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, истокам народного творчества.
Сохранение бережного отношения к традициям русского народного костюма.
Развитие творческой деятельности учащихся.
Этапы работы:
Изучение литературы, подбор материала.
Посещение музеев декоративно-прикладного искусства г.г. Павловского Посада, Москвы, Великого Устюга, Сергиева-Посада, Суздаля и прочих.
Знакомство и практическое выполнение работ по различным видам народного творчества (вышивка, плетение поясов на бердышках и дощечках, работа с лоскутом, пошив русских народных костюмов и головных уборов и т.д.)
Участие в Московском форуме «Одаренные дети» в номинации «Русский народный костюм».
Накопление и систематизация творческих работ учащихся.
Формы работы:
Групповая и индивидуальная.
Сотрудничество с организациями.
Русский народный костюм: вчера, сегодня, завтра.
Всю одежду крестьянка испокон веков делала сама и вкладывала в эту работу настоящий талант художника. Слишком мало было красивых вещей в быту крестьян и, прежде всего, крестьян черноземной полосы, где непосильный гнет крепостного права отягощался еще мизерными наделами и частыми неурожаями. И в том немногом, что крестьяне имели и создавали сами, так полно, так ярко воплощалась жажда прекрасного! И вполне закономерно возникал контраст между убогим жилищем и праздничным костюмом.
Крестьянка работала, не разгибая спины, и только лишь долгими зимними ночами, качая одной ногой в люльке ребенка, другой приводила она в движение колесо прялки. И свивалась тонкая нить для будущей рубашки, поневы или шушпана. С большим искусством сочетала крестьянка цвета, располагала отделку и ценность каждой ленты, пуговки, бусины, блестки, определяла их место в орнаменте костюма.
Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма:
рубаху с сарафаном (II) и
рубаху с поневой (III).
Рубаха с поневой и
передником более древняя
по своему происхождению.
Она наиболее характерна
для южнорусского костюма.
Именно основной одеждой славян была рубаха. Она защищала людей от палящих лучей летнего солнца во время работы в поле, на неё надевали меховую одежду в зимнюю стужу.
В глазах наших предков рубаха обладала магической силой. Считалось, что можно навредить своему недругу, если взять на время его рубаху и произнести несколько заклинаний. Значит, нужно было сохранить рубашку, сделать ее неуязвимой, даже если она попадет в руки злых людей. Поэтому и покрывали женщины вышивкой - оберегом ворот, рукава, подол рубашки. Первоначально рисунок вышивки имел магический смысл.
Рубаху кроили очень рационально, в основном из прямоугольных полотнищ. Для удобства и свободы движения рук, в рукава под проймой втачивали ластовицу. Ластовица зачастую была из красного ситца и несла нагрузку декоративной детали.
Понева (IV) - полотнище, заменяющее юбку, являлась обязательной принадлежностью одежды русской замужней женщины, её прообразом сейчас стала современная длиннополая юбка. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником.
Кровную связь наших предков с природой мы находим в народном костюме. Когда весной под теплыми лучами солнца труд пахаря превращал чернозем в бархатное покрывало темного цвета, не эти ли пашни воспроизводила крестьянка в своей черной поневе, разделяя ее на клетки, подобно тому, как перемежались поля?
Воспоминания, легенды, действительность и мечта неразрывно связаны ещё с одним из видов женской одежды - сарафаном (V). Ему придают настолько большое значение, что в ряде раскольничьих согласий сарафан становится культовой женской одеждой.
За семью печатями скрыто от нас время, когда появился сарафан, ставший символом русской женской одежды. Слово сарафан не исконно русское, а заимствованное из персидского языка, и означает: одетый с головы до ног.
Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. Позже передники также упразднились.
Обязательной принадлежностью крестьянского костюма являлся пояс(У1). Он был своеобразным оберегом, который защищал тело человека от злых сил. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты.
Пояса могли быть как тканые, так и вязаные, а ременные пояса носили только мужчины. На них вышивали орнаменты, концы поясов оформляли кистями, помпонами, куколками - оберегами. Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, ключи и другие небольшие бытовые предметы.
О большом значении, которое придавалось поясу, свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом пояс, например, распоясаться означает утратить приличие поведения. По русским поверьям, ходить без пояса было так же грешно, как и без креста. Эти социальные функции пояса сейчас уже, конечно, утрачены.
Женский костюм также не мыслился без головного убора. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 — 2,5 см. Девушкам разрешалось носить
Богатые и просватанные девушки носили венец или
коруну (VIII). Эти головные уборы также являлись праздничными. Девушки темечко не закрывали. Это говорило о том, что сердце их свободно.
Наряд девушек состоял из рубахи с шерстяным поясом, поверх которой иногда надевался фартук. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса богато украшалась лентами и накосниками из бисера.
Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой (отсюда пошло выражение опростоволоситься, т.е. показать волосы), поэтому волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор.
Одним из элементов венчального обряда являлось расплетание, а в некоторых областях России даже отрубание девичьей косы. Этот обряд символизировал превращение девушки в замужнюю женщину.
от ненужных наговоров.
Женщины носили кичку (IX), сороку или кокошник. Чем выше были рога у кички, тем они больше защищали семью от невзгод. А пушки на сороках закрывали уши молодой жены
По преданию, когда сваха надевала знаменитый псковский кокошник с шишаками (X) на голову новобрачной, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике, и прожить с мужем в любви и согласии еще большее количество лет. Этот кокошник был полностью сделан из речного жемчуга.
Откуда же бралось это великолепие женского наряда в крестьянской одежде Севера? Все дело в том, что испокон веков русский речной жемчуг добывали сами крестьяне, и менее ценная часть его, но достаточно большая по количеству зёрен, оставалась в семьях. Искусство же шить жемчугом, низать сетки - обнизи, которыми заканчивались кички, было создано женщинами и передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери.
Головной платок также был одной из основных частей женского костюма.
В крестьянском быту второй половины XIX века платок изрядно потеснил, а кое-где и вытеснил старинные головные уборы.
Никогда не переставали в нашей стране носить платки - их цвета, рисунки, качество материала - своеобразная летопись жизни своего времени. Но особенно любимыми, особенно желанными для всех женщин остаются легкие шерстяные Павлово-Посадские платки.
Город Павловский Посад, в котором я живу, вырос когда-то из селения. Кустарный промысел набойки кормил его жителей исстари. Расположенный недалеко от Москвы и связанный с нею Владимирским трактом, Павловский Посад постоянно отправлял в столицу изделия своего ремесла, а уже оттуда перекупщики развозили платки по городам и весям
нашей страны.
Живая связь узоров Павловских платков с природой, с цветами до сих пор придает им несколько вневременной характер, т.е. в них отсутствует назойливый элемент модности с его неизменным и верным признаком - необыкновенной быстротой старения.
Заключение
Я считаю, что сегодня мы просто обязаны сохранить наследие русского народа. К счастью, некоторые виды традиционного ручного творческого труда сохранены, но все чаще и чаще ручной труд заменяется механизированным, и от этого, конечно же, страдает не только качество изделия, но и его самобытность, оригинальность, подлинность.
Скажите, хотелось ли вам когда-нибудь сшить себе сарафан и выйти в нем на улицу? Нет? Нас не поймут? Что же с нами произошло? Почему мы стесняемся быть русскими? Например, каждая японская семья обязательно имеет традиционный костюм, передавая его из поколения в поколение, или заказывает его у мастеров, хранящих древние секреты ручного искусства вышивки и шитья. В Индии и по сей день сари - повседневная одежда женщин. А с каким удовольствием в праздничные дни носят шотландцы свои юбки - килт!
Конечно, нельзя сказать, что традиции русского народного костюма совершенно утрачены. Сегодня многие ученые - исследователи занимаются русским костюмом, работают фольклорные студии, организовываются экспедиции в деревни и села.
Ученики нашей школы не остаются в стороне от этой проблемы. На уроках обслуживающего труда мы изучаем быт русского народа, его традиции, обряды, обычаи, познаем секреты таких видов декоративно-прикладного творчества, как
вышивка крестом;
изготовление гобеленов;
лоскутное шитье;
бисероплетение;
изготовление обрядовых народных кукол;
пошив народных костюмов и головных уборов;
изготовление стилизованных народных костюмов для сценической деятельности и многое, многое другое.
Мой проект, прежде всего, посвящен молодежи. Нельзя нам быть «Иванами, не помнящими родства»! Это может привести к деградации человека как личности и исчезновению нас как нации!
«Иван, не помнящий родства»...
Ведь это выраженье тем подходит,
Кто знать не хочет, где его истоки,
Чья жизнь без взгляда в прошлое проходит.
Я ж знать хочу, как жили мои предки,
Как одевался древний люд простой.
И я горжусь, что родом из России,
Страны великой, гордой и святой!
Литература.
1 .История костюма, составленная Наталией Будур. М.: OJIMA - ПРЕСС, 2001. - 480с.: ил.
2. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: Эксмо, 2007. - 736 е.: ил.
3. Коновалов А.Д.. Плат узорный. М.: Московский рабочий, 1981. - 176с., 2л. ил.
4.Каштанов Ю.Е. Русский костюм. М.: Белый город, 2005. - 47 е.: ил.
5.Владимир Волков. Русская деревня. М.: Белый город, 2004. -47 е.: ил.
6.Алексей Клиентов. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002.-47 е.: ил.
Есть в осени первоначальной...
Одна беседа. Лев Кассиль
Юрий Визбор. Милая моя
Сочинение
Невидимое письмо