В работе рассказано о нескольких экспонатах школьного музея декоративно-прикладного искусства
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на краеведческой конференции | 45 КБ |
Введение.
Сегодня я хочу рассказать о Музее декоративно-прикладного творчества, который создан в нашей школе совсем недавно, в мае 2008 года. Многие экспонаты так или иначе связаны с бытом и обрядами русского народа, с народным творчеством.
Сегодня очень важно помнить о величайшем историческом богатстве, которое некогда принадлежало каждому русскому человеку. «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости», - это слова А.С.Пушкина. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Это целиком и полностью относится к изучению истории русского народа, его быта, обычаев, традиций и творчества.
Цели и задачи работы:
Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, истокам народного творчества .
Сохранение и возрождение народного искусства, художественных промыслов.
Сохранение бережного отношения к традициям и обрядам русского народа.
Развитие творческой, поисковой и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Патриотическое воспитание и гражданское становление личности.
Этапы работы:
Изучение литературы, подбор материала.
Посещение музеев декоративно-прикладного искусства.
Поисковая деятельность, работа с населением.
Знакомство и практическое выполнение работ по различным видам народного творчества.
Накопление и систематизация творческих работ учащихся.
Создание музея.
Итак, я приглашаю вас в музей декоративно-прикладного творчества.
На одной из экспозиций представлены куклы-берегини в русских народных костюмах. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами повседневной жизни.
На следующей экспозиции представлены два основных комплекса женского костюма: рубаха с сарафаном и рубаха с поневой .Здесь же вы увидите образцы вышивки на рубахах. Вышивка имела магический смысл, поэтому ее располагали по краям одежды: вороту, подолу, низу рукавов.
Еще одна экспозиция может заинтересовать ваше внимание. Она называется «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Куклы в древности служили обрядовыми символами, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.
Большое место в экспозиции музея отведено вышивке. Оформлен стенд «Вышивка крестом. Впервые за пяльцами», на котором представлены работы учащихся . Но особый интерес представляют изделия, переданные в дар музею.
На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию сама себе приготовить приданое. В ее сундуке, к приходу сватов, накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста.
Когда смотришь на полотенце, переданное в музей Курносовой Татьяной Егоровной, то кажется, что именно это полотенце было вправе занять место рядом с приданым из того далекого прошлого.
После долгих расспросов оказалось, что мы были недалеки от истины. Сведения останавливаются на бабушке свекрови Татьяны Егоровны –Трыновой Александре Митрофановне, 1884 года рождения. К сожалению, память человеческая коротка, и мы не можем проследить родословную этой семьи дальше, но мы знаем, что это полотенце передавалось по наследству от старшей женщины в семье к младшей.
Татьяна Егоровна вспоминает, что в 1975 году, когда она выходила замуж, ее свекровь, Курносова Таисия Матвеевна, встречала их хлебом-солью на пороге своего дома именно с этим полотенцем. Оно уже тогда было не новым, и все родственники только и говорили о том, что «эта вещь старинная и очень ценная».
Это полотенце изготовлено из домотканой льняной ткани, его ширина 30 см (именно такой ширины ткали полотна на ручных ткацких станках), все швы выполнены вручную. На концах полотенца вышита надпись «Работа и мучитЪ, и кормитЪ, и учит». Обратите внимание, что на конце глаголов стоит буква Ъ «ять». Эту букву употребляли в старинном русском языке. В книге Светланы Лавровой «Русский язык. Страницы истории» читаем: «старорусский – старинный русский язык XVI – XVIII веков. Термин современный русский язык – может употребляться в значении « язык от 60-х годов XIX века до наших дней»… и далее: «в старорусском языке исчез двугласный звук, который обозначался буквой Ъ ( «ять»). В связи с этим можно предположить, что полотенцу около 150 лет. Орнамент состоит из изображения птиц. Это традиционный русский орнамент, который символизировал пожелание счастья.
Следующий экспонат чуть помоложе предыдущего, но он также занимает достойное место в экспозиции «Вышивка».
В нашей школе работает Рожнова Татьяна Ивановна. Узнав о том, что в школе создается музей декоративно-прикладного творчества, принесла в дар полотенце, вышитое ее мамой, Мальковой Александрой Ивановной, 1934 года рождения.
Мама ее прожила нелегкую, полную лишений, жизнь.
В 1951 году Александра Ивановна выходит замуж. У нее друг за другом рождаются четверо детей. Работает Александра Ивановна на керамическом заводе формовщицей колец, а живет со своей многочисленной семьей в небольшой комнатке рядом с заводом, на Гончарке.
Но, несмотря на все тяготы жизни, тяжелую физическую работу, бытовую неустроенность, душа Александры Ивановны всегда тянулась к прекрасному. Она любила вышивать. Вышивала она много, признавалась, что таким образом отдыхает от повседневной суеты, забот и тревог. Их маленькую комнатку украшало множество вышитых «дорожек», салфеток, наволочек и полотенец.
Шли годы, подрастали дети. Когда средняя дочка Танюшка собралась замуж, Александра Ивановна в день венчания, 7 октября 1993 года, со словами благословления подарила новобрачным вышитое полотенце.
Может быть, эта простая русская женщина, живущая в XX веке и не знала, что на Руси вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка, но она как истинная русская женщина чувствовала это своим сердцем, храня и соблюдая народные традиции.
Но на этом мой рассказ не заканчивается. Из XX века мы перешагнули в XI век. Народное творчество, и вышивка в частности, не утратило своей популярности. Квартиру Танюшки, сегодня Рожновой Татьяны Ивановны, украшают картины, вышитые ее руками.
И сегодня я с уверенностью могу сказать, что в век всеобщей компьютеризации народное творчество не устарело, не лишилось своей актуальности, сохранилось как часть культуры русского народа.
Ученики нашей школы не остаются в стороне. На уроках обслуживающего труда мы изучаем быт русского народа, его традиции,
обряды, обычаи, познаем секреты различных видов декоративно-прикладного творчества.
Моя работа, прежде всего, посвящена молодежи. Нельзя нам быть «Иванами, не помнящими родства»! Это может привести к деградации человека как личности и исчезновению нас как нации!
«Иван, не помнящий родства»…
Ведь это выраженье тем подходит,
Кто знать не хочет, где его истоки,
Чья жизнь без взгляда в прошлое проходит.
Я ж знать хочу, как жили мои предки,
Как одевался древний люд простой.
И я горжусь, что родом из России,
Страны великой, гордой и святой!
Районный этап краеведческой конференции учащихся
Московской области
Секция: Этнография
Тема: «Музей декоративно-прикладного творчества. Первые шаги».
МОУ Евсеевская СОШ
Автор: Валяева Ксения
Класс: 10
Руководители:
учитель Ларионова Т.П.
учитель Перевозникова М.Н.
Московская область, г. Павловский Посад
2011 год.
Каргопольская игрушка
Рисуем "Ночь в лесу"
Золотая хохлома
Алые паруса
Рисуем тыкву