Исследовательская работа посвящена старейшему промыслу Тульского края
Вложение | Размер |
---|---|
filimonovskaya_igrushka_mayer.zip | 47.29 КБ |
Оглавление
1. Введение.
2. Деревня Филимоново.
3. История создания филимоновской игрушки.
4. Особенность филимоновской игрушки.
5. Роспись филимоновской игрушки.
6. Символы.
7. Работы народных мастеров.
8. Школа искусств.
9. Фестиваль "Поляна".
10. Музей "Филимоновская игрушка".
11. Филимоновская игрушка и другие виды искусств.
12. Опрос учащихся 6А класса.
13. Используемая литература и сайты Интернет.
1. Введение
Моя работа посвящена филимоновской глиняной игрушке - одному из замечательных воплощений уникального явления культуры народной игрушке
Эта тема заинтересовала меня потому, что филимоновская игрушка яркая, весёлая, на неё хочется смотреть и смотреть. Во-вторых, её изготавливают в Тульском крае, а мне очень хочется как можно больше узнать о том, чем славен наш край. Первоначальное знакомство с игрушкой состоялось на занятиях по краеведению, и вот я решила побольше узнать об этом чуде - филимоновской игрушке
Моя главная цель - выяснить, в чем же секрет успеха и долголетия игрушки?
Для этого мне придется ответить на ряд вопросов:
− Почему игрушку назвали филимоновской?
− Почему игрушка имеет вытянутые формы?
− Кто изготавливал игрушки?
− Сколько ей лет?
− Как рождается игрушка?
− Благодаря каким положительным качествам филимоновская игрушка остается любимой и популярной во всем мире?
− Часто ли ее можно встретить в домах моих одноклассников?
Моя гипотеза состоит в том, что, во-первых, Филимоновская глиняная народная игрушка — православный дар для детей и взрослых.
Изделия филимоновских мастеров многофункциональны, они являются национальным русским сувениром, украшением для дома, доброй детской игрушкой и православным подарком.
Фигурки хранят, помимо вопроса об истории создания филимоновской игрушки, еще много тайн и секретов. Главным из которых является до сих пор не расшифрованная символика. На первый взгляд, это только лишь глиняные свистульки, на самом деле они несут важную информацию.
К методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести следующие: анализ и синтез публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций филимоновской игрушки; анализ видов и стилей росписи игрушек; анализ представлений о глиняной игрушке у моих одноклассников на основе анкетирования. Я также анализировала особенности современных игрушек, сюжеты, то, что хотел показать нам художник, образы, которые сохранились в этой игрушке.
Проводя свое исследование, мне хотелось бы выяснить знают ли о филимоновской игрушке мои сверстники, установить какую пользу может принести игрушка детям и взрослым, а так же узнать, чем же игрушка пленила не только русский народ, но и завоевала весь мир?
Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который – наша задача.
Игрушка – одно из красочных проявлений народной, массовой культуры, ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Игрушку можно смело назвать фольклорным элементом. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен, такие изделия из глины встречаются во многих странах.
Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. Для русских игрушек характерны сюжеты с изображениями женской фигуры, домашних животных, птиц, всадника и т.д. Такие керамические изделия лепили в основном женщины и дети. Сначала игрушка была предметом культа, затем ее стали делать на забаву, на радость, для ярмарок и праздников.
Лепка игрушки была и своеобразным семейным отдыхом. Игрушки лепили с песнями, шутками и прибаутками. Поэтому игрушки получались такими добрыми и яркими, забавными и красивыми. У керамистов-игрушечников издавна существует правило – не лепить злую игрушку и игрушку с «грустным лицом».
В России наивысшего расцвета производство глиняной игрушки достигло в 18-19-ом вв., когда игрушка стала доступна не только для богатых, но и для простых людей.
Часто символы и орнаменты игрушки или росписи могут без единой буквы рассказать нам много интересного, гораздо больше, чем даже письменные книги. Как же нам не беречь и не хранить эти уникальные произведения искусства?
Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом.
Николай Васильевич Денисов
Творчество
Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.
С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.
Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.
2. Деревня Филимоново
Филимоновская деревушка | Да, из красной обычной глины |
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново
В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.
При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.
Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анастасов монастырь деревня Филимоново ".
Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.
О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…
3. История создания филимоновской игрушки
Филимоновской игрушке более 700 лет.
Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.
Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.
В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.
Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.
Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.
Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их "свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками.
Владимир Лазарев
О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!
Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Но почему она занималась именно игрушкой, потому что она хотела детей позабавить, я так предполагаю, а потом лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.
Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка , потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что начиная с 7 лет уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.
4. Особенность филимоновской игрушки
После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.
Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет.
Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.
Филимоновская игрушка – свистулька «Олень с гармошкой». Яркая и очень самобытная филимоновская игрушка всегда отличалась от других русских игрушечных промыслов. Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.
5. Роспись филимоновской игрушки
Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили "на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.
До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, "ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным;
затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.
6. Символы
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.
В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.
Есть предположение, что в самой композиции филимоновской игрушки, принципах создания "записаны" представления древних славян о мироздании. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, якобы символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица.
В истории человечества искусство создания глиняных фигурок с цветной росписью известно с глубокой древности. Изначально такие фигурки представляли собой воплощение языческих божеств — плодородия (женская фигура), богатства (рогатые животные), солнца (конь, всадник, петух, олень), воды «земной и небесной» (уточки), а также магических покровителей — леса (медведь) или домашнего очага (конь). Цвета росписи тоже имели магическо-символическое значение: красный — солнца, зеленый — жизни, белый — гармонии, синий — небесный. Через столетия древние культовые фигурки трансформировались в бытовые предметы — обереги, игрушки — и стали предметами домашнего ремесла.
Филимоновская игрушка – свистулька «Медведица с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.
Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.
Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.
Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.
Филимоновская игрушка – свистулька «Барыня с коромыслом». Барыня также является самой узнаваемой фигурой филимоновского промысла. Плавные линии фигуры, выразительное лицо, яркие цвета. Кружочки на юбке являются символом солнца, а волнистые линии – символом воды и дождя, также способствующих богатому урожаю.
7. Работы народных мастеров
Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры.
В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне "дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.
Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.
Одна из мастериц, Елена Кехаида, с любовью рассказывает о филимоновской игрушке
Е.И.: она такая ярмарочная, добрая игрушка. Многие игрушки пропали с лица земли. Ведь в древности возле каждого глиняного промысла была игрушка. Производство посуды, а возле него глиняная игрушка. А наша игрушка осталась. Она передавалась из руки в руки. Секреты изготовления филимоновской игрушки передавались от бабушек к внучкам, от внучек к правнучкам. Филимоновской игрушке повезло тем, что её изготовление почти не прерывалось. Времена были разные. Но не лепили её только два года, когда была немецкая оккупация Филимоново.
В 70-е, 80-е годы она перебралась в Одоев. Во времена Хрущева были тяжелые времна для игрушки, был запрет на её изготовление.
Инспектора по ночам специально приезжали к мастерам, искали игрушки и конфисковывали.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.
В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомками филимоновских мастериц: Еленой Башкировой и Константином Кехаиди, Александрой Стуковой и Ириной Левитиной, Аллой Гончаровой, Владимиром Першиным и Еленой Орловой под руководством художника и искусствоведа Н.В.Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве — поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.
Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. "А дело-то это не столь грязное, сколь доброе, светлое и чистое, - говорит Елена Кехаида. - Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно. Чтоб молодёжь-то нынешняя поменьше нехороших отвлечений имела от дел важных, да кто, может, и игрушку филимоновскую сам смастерит. Душа-то от этой работы чище становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает".
Принцип лепки 700 летней давности. Она лепится определенным образом. Определенные пальцы делают определенную работу, игрушка строится определенной схемой. Лепка осуществляется снизу вверх. Как бы перегоняя глину из тех частичек, которые идут вверх лепится то шейка, то хвостик, то свисточек, то лапка. И всё это так отлажено, лаконично все продумано, что идеальнее не бывает. Это всё веками заточено, отточено. Оттого игрушка лепится именно характерным образом. Это очень великая и удивительная вещь в генетике этого промысла. Передается и для чего-то сохраняется. Мне кажется игрушка нужна и если бы она была плоха, несла бы языческую, какую-то темную сторону, Господь её давно убрал. Потому что ни к чему такая игрушка. А эта игрушка радостная.
Николай Васильевич Денисов
Филимоновская игрушка
Я переехал засеки границу.
Знакомую тропинку нахожу.
Иду к своим любимым мастерицам,
Как в терема, я в их дома вхожу.
Смотрю, как виртуозны, чутки руки,
И в сердце много воли, теплоты.
Они, как тайна, для большой науки,
Игрушки древней в ней живут черты.
Передо мною образы и краски.
А в глине отсвет замыслов труда.
Живут в селе, как мудрецы из сказки,
Волшебных дел России мастера.
На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку всего несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла.
Кехаиди Елена Ивановна родилась 10 февраля 1958 года
в г. Белово Кемеровской области. Народный мастер с 1987 года Член Союза художников России.
В 1980 году окончила Абрамцевское художественно – промышленное училище, отделение «художественная керамика».
С 1980 по 1986 год – работала художником по фаянсу Семикаракорского промышленного комбината Ростовской области.
С 1987 года работает в Одоеве.
Училась лепить и расписывать филимоновскую игрушку у прославленных мастериц Е.К. Евдокимовой, Е.И. Лукьяновой, А.И. Дербеневой.
C 2006 года по настоящее время преподает скульптуру и основы филимоновской игрушки в Одоевской детской школе искусств.
Я думаю, что Господь привел в Одоев. Это причина Филимоновской игрушкой заниматься. Если каждую судьбу рассматривать, можно увидеть, что она Богом ведется. Я из сибирского городка Кемеровской области г. Белово. У меня в крови не было никогда художников, но мои предки вышивали, вязали. С детства я видела рукотворное. Считаю, что и современным детям важно это видеть именно с детства. Чтобы сын помогал отцу что-то мастерить. Чтобы девочка с детства шила, вышивала, хотя бы пробовала, училась. Но я все больше наблюдаю семьи в которых нет этого женского труда – вручную шить, вышивать, хоть чуть-чуть, петли обметывать, пуговицы пришивать, резинки вдевать. Вот самое простейшее. Современные девочки вообще беспомощные. В детстве я всем этим занималась. Мама вышивала, отец её поддерживали. Мне захотелось стать художником. Почему не знаю, может это Промысл Божий. Поступила в художественное училище и там познакомилась со своим будущим мужем и сейчас мы уже живем 29 лет. Не каждый может этим похвалиться. Поженившись, работали на Дону в старинном казацком городке Семикаракорск. Там все было хорощо, но не было ни одного храма. Возникло ощущение человеческой безысходности. Как то много-много пыли мирской. И мы оттуда уехали. Храма, наверное не хватало. Не было смысла у всего этого, хотя мы с супругом тогда и не были религиозными. Но ведь люди творческие предрасположены и близки к чувственно- духовным делам. Многие с моего курса стали священниками, многие стали писать иконы, ушли в монастырь. Мы приехали в Геленджик на родину мужа, а Геленджик это курорт, вся жизнь построена на обслуживании отдыхающих. И женщины и мужчины приезжают из семей, чтобы обрести знакомство. Проще говоря там очень много блуда. Для человека типа меня, приехавшего из Сибири, где было очень строгое воспитание, хотя и нерелигиозное это было тяжело. Для меня город стал контрастом. Через год друзья пригласили нас в Одоев и мы приехали сюда. Здесь был храм, по воскресеньям разливался колокольный звон. Звонили и душе было очень приятно. Мы здесь стали жить. Может по молитвам наших бабушек и привел Господь нас сюда на Тульскую землю. Так в нашей судьбе и появилась филимоновская игрушка. Ездили в Филимоново перенимать опыт бабушек.
Отчего такая потрясающая красота и в глухой деревне?
Е.И.: Очень важно было изготавливать игрушку не в городских условиях. Сегодня игрушка создается в Одоеве не случайно. Здесь более размеренная жизнь, где люди говорят громко, но медленно, где люди ходят не быстро, где можно услышать песню, где можно услышать хохот сильный и громкий. Ведь в городе обычно горожане говорят потише. Здесь заходишь в магазин и здороваешься и тебе отвечают. В больших городах человек сразу начинает включать мозг, думать откуда я его знаю, видел или не видел. А здесь человек подошел и поздоровался. И сейчас условия в Одоеве приближены к старинным условиям в Филимоново. Когда смотришь на Филимоново, думаешь, что не спроста именно там появилась игрушка. Для меня это место необычно, как чудо какое-то. Яркая полосатая игрушка вдруг в какой-то глуши возникла и таким пышным цветком, пусть полудиким, но цветет. Хороша игрушка!
8. Школа искусств.
В Одоеве работает школа искусств, в которой два класса филимоновской игрушки и керамики ведут народные художники России - супруги Кехаиди. Они уже обучили мастерству лепки около трех сотен ребят.
9. Фестиваль "Поляна"
С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества "Поляна", собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Проводится мастер-классы, идет обмен мнениями, идеями. "Поляна" по популярности, пожалуй, уже не уступит проводимым в соседнем Арсеньевском районе праздникам "Песни родины Даргомыжского" или "Тургеневскому лету", что проходит в Чернском районе.
Заслуга энтузиаста К. Н. Кехаиди и его добровольных помощников: в первую очередь, жены и соратника Е. И. Кехаиди, а также специалиста комитета культуры Л. Н. Селиверстовой, преподавателей школы искусств С. Е. Ждановой, С. А. Любчиковой- идея проведения фестиваля
На семь дней в палаточный лагерь съезжаются глиняных дел мастера и подмастерья из столицы, Московской, Тульской, Калужской, Рязанской областей. Проводится фестиваль народного творчества уже более десяти лет.
Константин Николаевич Кехаиди стал инициатором проведения традиционных фестивалей под оригинальным названием "Поляна", которые проходят под деревней Филимоново, на берегу реки Упы.
Как говорит К. Н. Кехаиди, вся затея держится на чистом энтузиазме. Людей материально нечем, к сожалению, заинтересовать. Спасибо районной администрации, что выделяет средства на проведение лагеря, были сделаны необходимые хозяйственные приобретения. Но этого недостаточно. Гости делают небольшие взносы, а о проживании и питании должны позаботиться сами.
Удивительно, но этот уникальный фестиваль уже несколько лет живет сам по себе, только благодаря самим мастерам-энтузиастам.
Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.
10. Музей "Филимоновская игрушка"
Телефон:(48736)4-17-24
Адрес: 301440, Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, 11
Проезд: Регулярные рейсы из Тулы: Тула - Арсеньево, Тула - Одоев, Тула - Белёв
Режим работы:* Еженедельно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника
Интернет:
www.museum.ru/M2328 - официальная страница
Филимоновская игрушка - W1428, официальный сайт www.filimonovo-museum.ru/
эл. почта: yarilonews@mail.ru
Памятные даты и ежегодные мероприятия: дата основания - 2008г.; дата открытия - 02.10.2009
Музей "Филимоновская игрушка" - единственный специализированный музей, посвященный одноименной игрушке
Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А.Г. Зайцевой, А.Г. Карповой, А.И. Дербенёвой, Е.И. Лукьяновой и Е.К. Евдокимовой, а также современных мастеров - В.Н. Масленниковой, Е.А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И.Д. Бежиной, Е.М. Палевской.
В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Ну и конечно в музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха
11. Филимоновская игрушка и другие виды искусств.
Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Здесь представлены лишь отдельные примеры
- Тюрина Валентина Ивановна, 2011 год
Журов Е.П.
«Филимоновские мастерицы», 1996 год
Слева направо: Елена Кузьминична Евдокимова, Евдокия Ильинична Лукьянова
- Скворцова Ольга Александровна
Панно по мотивам Филимоновской игрушки
- Денисова Римма Васильевна о филимоновской игрушке ( стихи)
Денисова Римма Васильевна
Как сказку недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.
Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.
Пусть символичен будет образ мишки,
И ум и сила, мудрость простоты
Игрушки также святы, что и книжки
Несут в себе познанье красоты.
Филимоновская игрушка
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
11. Опрос учащихся 6А класса.
Мною был проведён опрос в 6а классе по филимоновской игрушке.
1. Знаете ли вы. что из себя представляет филимоновская игрушка?
2. Откуда родом филимоновская игрушка?
3. У кого дома есть филимоновская игрушка?
4. Хотите ли вы побольше узнать об истории филимоновской игрушки?
5. Хотите ли посетить музей филимоновской игрушки?
Опрос показал:
1. Имеют представление о филимоновской игрушке - 100%
2. Родину филимоновской игрушки правильно назвали - 100%
3. Имеется дома филимоновская игрушка у 86%
4. Расширить знания о филимоновской игрушке хотят 100%
5. Посетить музей хотят 100%
Отсюда можно сделать вывод: филимоновская игрушка по-прежнему остаётся интересной, привлекательной. Популярность этой игрушке подтверждает опросник: у 86% учащихся имеется дома филимоновская игрушка и все хотели бы посетить музей в Одоеве.
Интерес к филимоновской игрушке подтверждает и проводимый каждый год фестиваль "Поляна".
Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».
Хитрость Дидоны
Машенька - ветреные косы
Кто самый сильный?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Чья проталина?
Комментарии
отличный материал для
отличный материал для регионального компонента!