Творческие работы прилагаются отдельно. "Замок" и "каменный цветок".
Вложение | Размер |
---|---|
grafika.doc | 103 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Заельцовский район
Секция изобразительного искусства
Мельникова Марина Алексеевна 10Б класс
Мое видение графики
руководитель – учитель изобразительного искусства и черчения высшей категории Шачнева Ольга Владимировна
Новосибирск 2011
Содержание
Графика, как вид искусства
С чего начиналась графика
Технические особенности графики
Типы графики
Виды графики
Народная графика
Станковая графика
Книжная графика
Промышленная графика
Экслибрис
Плакат
Гравюра
Рисунок
Эстамп
Моя графика
Каменный цветок
Замок
Заключение
Графика, как вид искусства
Графика - с одной стороны - вид искусства, с другой - занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Встречаетесь вы с графикой на каждом шагу — это и карикатуры в газете, и картинки-иллюстрации в книге, и плакаты, расклеенные на улице, и почтовые марки, и денежные знаки, и шрифты на товарных упаковках, и, наконец, те рисунки, что висят на стенах выставочных залов, в музеях, дома и в школе. Графика — это рисунок. Сделанный художником на .бумаге. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной.
Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования - карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.
Но с другой - это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами - единицы.
ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте).
С чего начиналась графика
Термин Графика первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого.
Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, графика использует штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги. Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика.
Технические особенности графики
Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.
При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и, в известной мере, плоскостной характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности.
Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией. Поэтому в графике наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гросса в Германии, Кукрыниксов в СССР). Активную роль в графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в графике неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений графики, требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений.
Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.
Типы графики
По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графику делят на уникальную и печатную.
Уникальная графика создает произведение в единственном экземпляре. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка много общего с живописью, а границы между ними условны.
Произведения печатной графики — гравюры и литографии — могут распространяться во многих равноценных экземплярах. С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.
К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах.
Выделяется современный графический дизайн.
Самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты и др.).
Виды графики
Народная графика
К произведениям народной графики относится лубок («луб» – внутренняя часть коры), отличающийся простотой и доходчивостью. Он сопровождался пояснительными надписями, выполнялся безымянными художниками-самоучками и печатался огромными тиражами. Лубок – дешевая, широкодоступная, занимательная гравюра, заменял неграмотным иллюстрированную книгу, являясь вместе с тем отраслью народного искусства, фольклора. Ему присуща оригинальная декоративная выразительность, некоторая наивность. Лубок получил широкое распространение в Китае (с VIII в. – гравюры на дереве), в Европе (с XV в. – гравюры на дереве, с XVII – гравюры на меди, с IXX – литографии). Лубок служил средством массовой информации и нередко – общественной пропаганды («летучие листки» времен Реформации и крестьянской войны XVI в. в Германии, лубки Великой французской революции XVIII в.). В России в XVII в. лубок печатали на ручных станках с деревянных досок и раскрашивали от руки (в XVIII в. появляется гравюра на меди, в IXX – литография). Популярностью пользовался лубок, иллюстрирующий былины, сказки, библейские легенды, притчи, а в IXX в. – художественные произведения.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, промышленная (прикладная) графика и плакат.
Станковая Графика
Станковая графика распространена в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства — к тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов "Мастерской народной графики" в Мексике, гравюры и рисунки И. Е. Репина в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рисунки Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рисунки и гравюры советских художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др.), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной графике (Эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств, обусловленных работой в материале (дерево, металл, линолеум в гравюре, камень в литографии), широко используются для украшения современного интерьера.
К произведениям станковой графики, самостоятельным по назначению и по форме, относятся станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Станковая графика предназначена для музейных, выставочных коллекций, для украшения общественных и жилых интерьеров.
Книжная графика
Книжная графика – составная часть книжного издания (У. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др.). Книга включает в себя иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Художники книги разрабатывают тип издания, конструкцию книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл.
История книги начинается с папирусных свитков (с III тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине XV в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с XVII в. на металле). В IXX – нач. XX вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.
Промышленная графика
Промышленная графика – вид прикладной художественной графики, появившийся как вид искусства на рубеже IXX-XX вв. (Лисицкий, А. М. Родченко в СССР). Промышленная графика занимается созданием товарных ярлыков, фирменных знаков, издательских марок, упаковок, рекламных изданий, бланков и конвертов. Она соприкасается с рекламой, включается в систему дизайна.
Экслибрис
Одним из видов графики является экслибрис (лат. ex libris, букв – из книг) – знак, указывающий на владельца книги. Экслибрис прикрепляется на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Книжные знаки гравируются на дереве, меди, линолеуме, цинкографическим или литографским способами. Экслибрисы делятся на несколько типов. Гербовый – был распространен в XVI–XVII вв. и воспроизводил герб владельца книги. Вензелевый – представлял собой орнамент, включающий инициалы владельца книги. Сюжетный – состоит из фигур, атрибутов, эмблем, архитектурных мотивов...
Плакат
Сравнительно молодая область графики -Плакат (нем. Plakat, фр. placard – объявление, афиша) – вид изобразительного искусства, изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, созданное в агитационных или учебных целях. Плакат является произведением печатной графики и полиграфии, часто создается в единственном экземпляре. Сложился в XIX в. как вид торговые и театральные афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др.). Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР).
Гравюра
Гравюра (фр. gravure, от graver – вырезать) – вид графики, включающий произведения (гравюры), напечатанные с доски, на которую нанесен рисунок (зеркальный по отношению к оттиску), обработанные различными способами гравирования.
Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Искусство гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность материала наносится рисунок, который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге. Число оттисков варьируется в зависимости от техники гравирования и материала. Основные материалы гравюры – металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальма, груша, вишня и др.), линолеум, картон, в XX в. пластик, оргстекло. Обработка гравюрной доски производится механическими средствами, стальными инструментами или же травлением кислотой.
Особенностью гравюры является возможность получать значительное число оттисков, ее стилистика, связанная с работой в твердых материалах.
В Европе гравюра появилась в XV в., как искусство для народа. Дешевые гравированные листки продавались на ярмарках, становились украшением жилищ, нередко заменяли собой книги, являлись пропагандой нравоучительных историй.
Рисунок
Рисунок – самостоятельный вид искусства, занимающий важнейшее место в изобразительном искусстве, а также основа живописи, скульптуры, архитектуры. Рисунком называют произведения, выполненные карандашом (графитным, серебряным, свинцовым, итальянским, цветными), пером, соусом, сангиной, углем, пастелью и другими материалами.
Эстамп
Эстамп (фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски. Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Эстампы бывают черно-белыми и цветными.
Моя графика
Из всего многообразия видов графики мне ближе всего оказалась книжная графика. Во многом, книжной графикой иллюстрируют книги. В жизни человек техникой книжной графики может проиллюстрировать мысли и вообще все жизнь. Меня всегда привлекала графика – черно-белые работы. Пластичность черного и белого – это главное условие достижения целостности и поэтичности композиции, возможности ввести в нее живой пространственный ритм. Графика притягивает зрителя, заставляет его рассматривать работу, идти следом шаг за шагом за художником. Графика помогает зрителю понять художника, его мысль, идею. Именно графика вызывает у человека полную игру воображения (зритель, как бы, погружается внутрь картины и наслаждается черно-белым миром). Еще мне нравится графика тем, что не обязательно иметь много красок, чтобы изобразить всю красоту, многогранность и колорит рисунка… все это можно показать и двумя цветами.
Каменный цветок.
Известно ещё со времён пещерного человека, что личностью он становился через познание. Знакомство человечества с природой бытия также происходило посредством изображения увиденного.
Работу над рисунком «Каменный цветок» я начала еще в прошлом году. Меня очень привлекает сочетание двух противоположных цветов – черного и белого. В этой работе перед собой я поставила задачу исследовать объем как некую пространственную данность, а не как объект, воспринимаемый зрительно. В пространстве располагаются фронтальные планы – горы (большие плоскости, достаточно динамичные, ритмичные). Водопад активизирует в сознании зрителя пространственно-двигательные представления, благодаря чему зритель как бы включается в художественное познание работы (стремление закрепить в изображении путь создания работы – что является новаторством в графике и к чему стремятся все художники). И, наконец, на переднем плане сам каменный цветок – совершенство работы природы: ветра, солнца, воды, камня и времени. Это подарок гор, молчаливая красота и, подчеркнутое динамичностью линий, четкостью штриха совершенство. В работе я использовала прямой диагональный штрих, выразительность светотени, которые усиливают цветовую силу черного и белого. Идею заглянуть вглубь - можно отнести к доводам чувства и рассудка с одной стороны (так как в графике требовалась особая плоскостная переработка форм), но с другой стороны – это научность – показать на двухмерном листе бумаги не только чувства, но и трехмерность. Интуитивно мы принимаем и решаем те задачи в графике, которые ставили перед собой и в живописи – глубина, движение… В любом случае своими работами каждый художник дает понять, почувствовать зрителям смысл создания каждого изображения.
Замок
Для меня черно-белые изображения графики всегда ассоциировались с чем-то старинным. Например, со средневековыми готическими замками. Это старые замки, подчеркнуто уходящие ввысь, сделанные из камня, массивные, притягивающие. В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame». Трудно сказать точнее о мистическом превращении архитектурной конструкции:
Где римский судия судил чужой народ –
Стоит базилика, – и радостный, и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран...
Архитектура готического собора - символ бесконечности, «тело» - только символ «мирочувствования в пространстве»,. Отсюда вертикаль как доминанта архитектурной композиции. Готический собор только вырастает из земли, но живет в небе. . Готическая архитектура - не столько организация объемов, сколько одухотворение пространства — внутреннего и внешнего. Можно даже сказать, что готический стиль не оформляет пространство, а превращает все вокруг себя - отдельные формы, земную твердь и даже небо - в образно-значительное целое. Вокруг готического храма и свет, и небо становятся иными. Понятно, что решение столь грандиозной задачи не под силу одному поколению. Соборы строились столетиями, на возведение их, как когда-то древних египетских пирамид, тратились огромные средства, время, силы и жизнь тысяч людей. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) заложен в 1163 г., строился более двухсот лет и достраивался до конца XIV в. Миланский собор строился до XIX столетия. Средневековое искусство, в особенности готическое как его наивысшее, классическое выражение проникнуто чувственностью, экспрессией и невероятной осязаемостью Мистерий. Повинуясь своим ощущениям и представлениям, я нарисовала рисунок такого средневекового замка. Я создавала его постепенно, шаг за шагом, штрих за штрихом - сначала на листе появился статичный контурный образ, потом прорисовывались детали и наконец, замок ожил. Я меняла штрихи – то энергичный и прямой, то легкий, скользящий по поверхности листа, старалась дать многообразие фактур, чтобы зритель получил наслаждение, рассматривая вблизи, подробно, сантиметр за сантиметром. Я стремилась показать в композиции монументальность, ритмичность, динамику, цельность в движении основных пластичных масс, и в то же время предпочтение отдавала детализации. Работа над этим рисунком своего рода рассказ. Как писатель пишет свое произведение слово за словом, так и я, штрих за штрихом, создавала свою работу. В работе старалась отобразить органическое соединение двух начал – пластической обобщенности и детализации форм, пыталась учитывать законы зрительского восприятия – взгляд зрителя концентрируется на смысловом центре. Правая и левая части композиции, выступающие вперед, есть изображение бокового поля зрения, где контуры предметов смазываются, а сами предметы приобретают возможность и быть и не быть. Такое положение в пространстве, с моей точки зрения, есть сам массивный замок. По мере приближения к изображению края замка становятся четкими, при удалении - края расплываются за счет штриховки, которая создает органичность, поэтому я и использовала штриховку на всей изобразительной поверхности. Башни служат для того, чтобы выразить движение вверх, к небу, так как готика оказывается не искусством целесообразного, а искусством иллюзии, внешнего впечатления, шедевром воображения. Все ее детали - «атрибуты чувства». Летучая мышь является связующим элементом двух эпох – средневековья и современности, летящая из ниоткуда прямо на зрителя, таким образом, создавая страх, уважение, интерес и таинственность к ушедшей эпохе. Деревья возле древнего замка подчеркивают его величественность и монументальность. Мост является связующим звеном в работе между замком и зрителем, приглашающим войти в этот волшебный черно-белый мир. В своей работе я пыталась значительно расширить свою «живописную палитру»: кроме линий и пятна работала с тоном. Тон в работе играет роль не освещения, а является средством построения формы, средством отдалить ту или иную плоскость на дальний план.
Большое значение для меня имело исследование вертикали в замке (2 работа) – как осознание себя, своего тела к поверхности земли; и горизонтали в каменном цветке (1 работа) – как осознание и принятие плоскости земли по которому возможны различные перемещения. Именно поэтому вертикаль статична, а горизонталь динамична.
Заключение
Искусство графики наравне с живописью и скульптурой стало настолько многообразным, что без него уже невозможно представить себе нашу жизнь. Раскройте любую детскую книгу, и вы найдете в ней произведения графики — рисунки, которые помогают вам лучше понять текст. Читатели всего мира знают и любят иллюстрации В. А. Фаворского к произведениям А. С. Пушкина, Д. Н. Шмаринова — к произведениям Л. Н. Толстого, Кукрыниксов и С. В. Герасимова — к произведениям А. М. Горького.
XXI век – век свободы, свободы мысли и духа в рисунках. Все чаще молодое поколение применяет в своих работах новые приемы и методы, развиваясь в русле творческих поисков времени, уточняя свое место в жизни. Новое поколение стремится осознать себя в данном мире, выразить себя в различных видах искусства, в том числе и в графике. Появилась тенденция – любовь к графике настолько устойчива, что даже в школах дети переходят на графические рисунки. Процесс создания работы в графике является трудоемким и кропотливым, требующим обобщенного суждения о мире, ясности идеи. Я в своих композициях стремилась создать движение пространства, поэтичность, рассказать о красоте прошедших эпох тех темных времен и природе; показать их взаимосвязь не только между собой, но и со зрителем; хотела показать в своих работах материально ощутимую среду, формирующую предметы, которые в ней живут. В наше время искусство графики очень широко развивается. Возрождение отечественной печатной промышленности особенно ярко проявляется в изданиях для детей. Не для кого не секрет, что заходя в книжный магазин, ребёнок (впрочем, как и взрослый) предпочитает рассматривать книги с яркими красочными иллюстрациями, к сожалению не всегда качественными и полезными для современного подростка. Разобраться в многообразии книг, журналов, энциклопедий порой очень сложно, выбор колеблется от ярких, но не очень познавательных комиксов, карикатур, до шедевров мирового иллюстрирования.
Список использованной литературы:
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989. – 334 с.
. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Фолио, 2004. – 312 с.
. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 177 с.
Мастера искусства об искусстве. – М.: Советский художник, 1988. – 273 с.
Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. – М.: ГИЗ, 1969. – 154 с.
. Советы мастеров. Живопись и графика. – Л.: Лениздат, 1973. – 328 с.
Сидоров А.А. Рисунки старых мастеров. Л.: Лениздат, 1989. – 247 с.
Шорохов КВ. Композиции. – М.: Просвещение, 1986. – 266 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
Сверчок
Три орешка для Золушки
Барсучья кладовая. Александр Барков
Рисуем "Ночь в лесу"
Дерево в снегу