презентация к исследовательской работе на муниципальный конкурс интеллект-фестиваль "История Саратовского края"
Вложение | Размер |
---|---|
pevec_velikoy_volgi.ppt | 2.66 МБ |
fomichev.doc | 42 КБ |
Василий Осипович Фомичев родился в маленьком селе Елховка Татищевского района Саратовской области в 1924 году. Мальчишкой увлекался авиамоделированием, мечтая стать конструктором. Одновременно он занимался в изокружке саратовского Дворца пионеров. Второе увлечение вскоре стало главным, определив выбор будущей профессии.
По окончании 8 классов в 1939 году Василий Фомичев поступил в Саратовское художественное училище, где его педагогами стали известные пейзажисты В.Ф.Гуров и Б.М.Миловидов, привившие ученику навыки работы с натуры. Война прервала обучение на третьем курсе. До ее окончания юноше пришлось трудиться слесарем на военном заводе. Затем учеба была продолжена, а с 1947 года началась самостоятельная работа в товариществе саратовских художников.
Ранние произведения В.О.Фомичева свидетельствуют о его хорошей профессиональной подготовке и стремлении «испробовать свои силы» в самых различных жанрах. Они явно обнаруживают тяготение молодого художника к традициям русского реалистического искусства.
С особой теплотой написаны произведения, посвященные деревне. Деревенская тема в большинстве работ трактуется чисто пейзажно «Село Пристанное», «Деревня на берегу», «Церковь в Михайловке» и др. Фомичев хорошо чувствовал и понимал русскую сельскую глубинку с ее полями, базарами, уютными двориками и запряженными лошадками.
Во всем словно прослеживается единая мелодия – то ностальгически грустная, то задушевная как народная песня, как поэзия Некрасова или Есенина. Все выглядело, как бы вне времени, только узнавалось что-то типическое, родное и близкое, чувствовалось состояние сопричастности к этому российскому естеству жизни. Одна из выставок была посвящена целиком деревенской тематике.
Обращение к индустриальным мотивам, характерно для художника в 60-70-е годы «Цементный завод «Большевик» на Волге» , «Завод «Красный Октябрь» и другие, это как бы дань времени своеобразные отголоски «сурового стиля».
Неотъемлемой частью художественного наследия В.О.Фомичева являются его натюрморты – истинные свидетельства пристрастий автора.
С нескрываемым чувством восхищения он изображал пышные связки красноперок и громадных волжских жерехов, свежие ароматные яблоки и сочные врезанные арбузы, стремясь передать их весомость, материальную осязаемость.
Хороши цветочные натюрморты Фомичева – розы, сирень и полевые цветы. Сочный мазок, яркость и звучность палитры рождают светлое и взволнованное чувство восторга земной красотой. («Натюрморт с васильками»). Мягкая поэтичность и впечатление прекрасного в натюрморте «Сирень» достигаются прозрачной тонкослойной живописью и тщательной колористической нюансировкой. Букет нежно-лиловых цветов кажется живым в легкой вибрации света и воздуха.
В.О.Фомичев, будучи преимущественно пейзажистом, постоянно обращался и к портретному жанру, в котором стремился к объективному воспроизведению облика человека, обязательному внешнему сходству, не раз подчеркивая, что пишет «не вообще рабочего или интеллигента, а именно данного конкретного человека».
Погрудные или поясные изображения, взятые крупно, во всю плоскость холста, и нейтральный фон помогают сфокусировать внимание на данной личности. Фомичев в портретном жанре мог разрешать сложные задачи, создавая образы современников, передавая красоту индивидуального характера, выявлял и характерные особенности профессии с непосредственностью конкретного состояния.
А легкая свободная манера письма и тонкая цветовая гармония передают едва уловимые оттенки настроений. («Люда Миронова», «Портрет конюха», «Портрет жены художника», «Портрет скульптора А.Кибальникова»)
Неиссякаемым источником творческого вдохновения для художника были частые поездки по центральной России, Саратовскому краю, по Волге во время которых создавались разнообразные натурные этюды, замечательные по свежести и непосредственности впечатления.
Жизнь и творчество художника были неразрывно связаны с родным городом, с любимыми волжскими берегами. Постепенно в творчестве В.О. Фомичева начинает доминировать «чистый пейзаж», с присущей ему скромностью и незамысловатостью сюжетов.
Сильные стороны дарования В.О.Фомичева, своеобразие его личности наиболее полно выразились в ведущей сквозной теме его искусства. Этой темой стала Волга. Иначе и быть не могло у коренного волжанина и заядлого рыбака, избороздившего реку вдоль и поперек, не раз поднимавшегося на лодке до Хвалынска, Ульяновска, Самары.
Кажется, нет конца разнообразию мотивов: неоглядные просторы, плавные повороты реки, береговые утесы, песчаные отмели, тихие заводи, узкие рукава и протоки, деревянные пристани и небольшие причалы. Фомичеву нравились переходные состояния природы – ранняя весна или предзимье, где он мог бесконечно следовать за нюансами, богатством цветовых и тональных переливов.
Каждый год он с нетерпением ждал раннюю весну, чтобы вновь отправиться «на этюды» на Волгу, где только начинался ледоход. На вольном воздухе, среди бескрайних речных далей художник ощущал столь необходимый ему живой контакт с природой, естественное с ней единение.
Волгу художник хорошо знал и понимал, считал живым организмом – сложным, динамичным, постоянно меняющимся. Вместе с ним мы любуемся хрупким, снежно-ледяным убором реки («Последний ледок»), ее широкими весенними разливами («Апрельский разлив»), сочными красками лета («Яркая зелень») и багряно-золотой осени («Октябрь»).
Сама Волга поражает мощью и величием в одних работах и чарует покоем и ласковой красотой в других. Река одинаково прекрасна в летнюю пору, в золоте солнечных лучей («Песчаная коса») и в унылые осенние дни, когда над густеющей синевой ее вод нависают тяжелые темные облака («Серый день на Волге»).
Волжские пейзажи Фомичева с тонко разработанной голубовато-серой гаммой, большими открытыми пространствами, полными света и воздуха лиричны и романтически-приподняты («Тишина на Волге»). Светлая палитра и мягкость цветовых решений сообщают нежный лирический настрой пейзажу «Луна».
Самое существенное в живописных этюдах В.О.Фомичева – это их внутренняя целостность, единство, значительность при всей свежести и непосредственности чувства.
Работы Фомичева находятся не только в музейных коллекциях, но и во многих частных собраниях и в России, и за рубежом (США, Канада, Германия и т.д.).
Коллекционеров привлекает, прежде всего, талант и высокое мастерство художника, его приверженность лучшим отечественным пейзажным традициям, искренность и теплота чувств.
Год с небольшим не дожил он до своего 70-летия, до юбилейной выставки, к которой давно и серьезно готовился. Волжские пейзажи различные по эмоциональному состоянию, разнообразные по размеру, колориту, манере исполнения, дополняя друг друга, они также выстраивали с наибольшей полнотой и выразительностью единый эпический образ Родины. Не случайно одна из выставок, посвященных Волге, так и называлась «Нет России без Волги». Главной темой художника на протяжении 45-летнего творческого пути была Волга, олицетворение и России, и самой жизни. Волге посвящены лучшие работы В.О.Фомичева.
Вдова художника Мария Петровна Фомичева бережно хранила и безвозмездно передала в дар Саратову 140 картин нашего великого земляка. 72 картины этого мастера переданы в краеведческий музей г. Вольска, есть его работы и в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, в областном музее краеведения, в музее Н.Г. Чернышевского, в различных частных коллекциях.
Как дань памяти Василию Осиповичу в 1993 году на его могиле (участок № 98-а) установлен гранитный памятник. В 1994 году вышел в свет отпечатанный в Австрии художественный альбом "Художник Василий Фомичев. Его родные берега". В 1996 году на доме (Набережная Космонавтов, 3), где жил художник, установлена мемориальная доска. В 1997 году в Вольской картинной галерее открылась мемориальная экспозиция картин Фомичева".
Для популяризации творчества нашего выдающегося земляка в 2009 г. к 85-летию со дня рождения художника городским комитетом по культуре планировалось издание каталога коллекции его работ и организация передвижных выставок-картин в подведомственных организациях, учреждениях социальной сферы, в музеях области.
Используемая литература
«Художник Василий Фомичев. Его родные берега». Саратов
Солнечный луч. 1994г.
Содержание
Краткая биография художника _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1
Деревенская тема в творчестве _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ __ _ _ _ _ _ _ _ 1-2
Натюрморт _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2
Портрет _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2-3
Волжская тема – главная в творчестве_ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3-4
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ ___ __ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4-5
Используемая литература _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ __ _ __ _ _ _ _ _ 6
Содержание _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ 7
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Свадьба в Малиновке
Марши для детей в классической музыке
Хитрый коврик
За еду птицы готовы собирать мусор