Предметом исследования является бабочка.
Автор данной работы ищет ответ на вопрос «Почему бабочки – это красота и чудо природы?», также в ходе исследования затронута проблема защиты бабочек, привлечение внимания общественности к образу этих насекомых.
Поиск решения проблемы исчезновения целых видов бабочек заключается в создании собственной коллекции без уничтожения этих красавиц.
Работа представляет интерес для широкого круга читателей и содержит сведения об этимологии слова «бабочка», о метаморфозах, происходящих с ней, а находящиеся в разделе «Творческая мастерская» описания работы по созданию моделей из бумаги, пластилина и бисера, дают возможность каждому обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе.
Созданная в процессе исследования книга-агитка способствует привлечению внимания общественности к образу этих насекомых и проблеме их исчезновения.
Вложение | Размер |
---|---|
andreev_roman._babochki.doc | 785.5 КБ |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»
VIII ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: Техническое творчество
Тема: «Бабочки - красота и чудо природы»
(Техническое и художественное творчество на службе у красоты)
Автор: Андреев Роман Юрьевич
Научный руководитель: Ничков Николай Викторович
Место выполнения работы: МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
2011
БАБОЧКИ – КРАСОТА И ЧУДО ПРИРОДЫ!
(ТЕХНИЧЕСКОК И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО НА СЛУЖБЕ У КРАСОТЫ)
Андреев Роман Юрьевич
Научный руководитель Ничков Николай Викторович
МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»,
ЯНАО, Ямальский район, с. Панаевск
Аннотация
Предметом исследования является бабочка.
Автор данной работы ищет ответ на вопрос «Почему бабочки – это красота и чудо природы?», также в ходе исследования затронута проблема защиты бабочек, привлечение внимания общественности к образу этих насекомых.
Поиск решения проблемы исчезновения целых видов бабочек заключается в создании собственной коллекции без уничтожения этих красавиц.
Работа представляет интерес для широкого круга читателей и содержит сведения об этимологии слова «бабочка», о метаморфозах, происходящих с ней, а находящиеся в разделе «Творческая мастерская» описания работы по созданию моделей из бумаги, пластилина и бисера, дают возможность каждому обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе.
Созданная в процессе исследования книга-агитка способствует привлечению внимания общественности к образу этих насекомых и проблеме их исчезновения.
Введение
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная!
Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых ученые называют «чешуекрылые».
Какова этимология слова «бабочка»? Какова история их эволюции? Почему это чудо природы? Что такое «метаморфоз»? Нуждаются ли бабочки в защите? Как можно обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе?
На эти и другие вопросы мы будем отвечать в ходе нашего исследования.
Многие бабочки нуждаются в охране. Они приносят большую пользу не только как опылители растений. Защита их, привлечение внимания общественности к образу этих насекомых делает наше исследование актуальным.
Гипотеза исследования – если узнать о бабочках подробнее самому и рассказать о них другим, а также научиться изготовлять их из материалов с помощью различных техник, то это позволит привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения целых видов данных насекомых и тем самым сохранить их численность в природе.
Объектом исследования является литература о бабочках и воссоздание их образа из материалов с помощью различных техник.
Предмет исследования – бабочка.
Цели:
Изучить и обобщить теоретический материал по теме исследования;
Расширить представление о бабочках как красоте и чуде природы;
Привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения видов бабочек;
Научиться воссоздавать образы бабочек из материалов с помощью различных техник.
Развивать интеллектуальную одаренность ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
Повысить социальный статус знаний;
Ввести школьника в мир научной проблематики.
Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:
Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
Приобщение детей младшего школьного возраста, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;
Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.
Основными методами данного исследования являются:
анализ и синтез;
восхождение от абстрактного к конкретному;
наблюдение;
сравнение;
визуализация данных.
Ожидаемые результаты: владение информацией о бабочках как красоте и чуде природы, умение изготовлять их из материалов с помощью различных техник, а также привлечение внимания общественности к проблеме исчезновения целых видов данных насекомых и тем самым оказание помощи в деле сохранения их численности в природе.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
Обработка информации, выделение наиболее значимой;
Составление выписок и их дальнейшая обработка;
Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
Проведение практической части исследования;
Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
Заключение;
Выводы и предложения.
Основная часть
«Бабочки - красота и чудо природы»
1. История появления слова «бабочка»
Как это интересно - проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать, ощущать его тепло и таинственный блеск.
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова «бабочка», первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы».
Наши далекие предки, следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто в нем теперь живет? Так и стало это прелестное насекомое бабочкой1.
1. В.В. Волина. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.—М.: АСТ-ПРЕСС, 1996, стр. 9
2. Что такое метаморфоз, или Как из гусеницы получается бабочка
Но самое поразительное — бабочки, как в настоящей сказке, испытывают полное превращение! Многие насекомые меняют облик в процессе роста. Такие изменения называются метаморфозом1.
Бабочки не единственные «насекомые с полным превращением», как говорят ученые, но здесь разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой особенно разительна. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом листья растений. Потом выросшие гусеницы «окукливаются» — превращаются в неподвижные, но живые куколки. Некоторые из гусениц, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. И, наконец, из куколки появляется крылатая бабочка-красавица!
3. Что такое Красная книга, или Нуждаются ли бабочки в нашей защите
Природа создала много разных творений. Растения, насекомые и животные в ней занимают особое место. Однако, многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Многие растения, насекомые и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими.
Во многом это случилось по вине людей. И теперь природа просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издает Международную Красную книгу.
Эта книга называется так потому, что красный цвет – означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предупреждает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране уже занесены в Красную книгу2.
1.Большая детская энциклопедия.—М.: Махаон, 2006, стр. 302-303
2. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1.—М.: Педагогика-Пресс, 1999, стр. 117-119
Немало им повредили и мы, веселые ребятишки, гоняющиеся за бабочками с марлевыми сачками в руках. Тот, кто серьезно увлекается бабочками, может, конечно, собрать и правильно оформить коллекцию — нужное и полезное учебное пособие. Но неспециалистам лучше просто любоваться бабочками летом и ранней весной. Пусть летают!
Ни одна коллекция с застывшими на булавках мертвыми насекомыми не принесет той живой радости, которую дает переливающееся цветами луговое разнотравье или полянка в лесу, где летают, порхают, танцуют в солнечном воздухе яркие, чудесные бабочки. Природа выработала у них многие приспособления, надежно охраняя от природных врагов. Только против человека бабочки бессильны. Поэтому надо научиться любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это — важное дело человека на Земле.
4. Могут ли бабочки приносить вред?
А разве нет вредных бабочек? Есть, конечно. Способность насекомых размножаться в очень больших количествах, как бы давать «вспышку» размножения в определенные годы, опасна для лесов, садов, огородов. В таких случаях с ними ведется специальная борьба.
Плодожорки, сосновый, сибирский и кольчатый коконопряды, златогузки, совки, пяденицы и досаждающая в домах моль — вот немногие из вредных бабочек1. Приносит вред и капустница. Ее гусениц хорошо склевывают птицы и домашние куры. Но чтобы успешно бороться с вредными бабочками, надо создавать устойчивые, здоровые породы растений, соблюдая правильную агротехнику, а дома — чистоту и порядок.
Творческая мастерская
Бабочка из пластилина2
Модели туловища для насекомых лепятся при помощи приспособлений, которые позволят не держать модель руками (см. рис, 2, 3, 4).
Разновидностей бабочек такое огромное количество, что остановиться на какой-то одной очень трудно. На рис. 164 изображены три бабочки с разными очертаниями крыльев.
Тельце для них будет одинаковым (рис. 165). Конечно, его форма очень условная. Надеемся, что энтомологи нас простят.
При лепке модели удобнее расположить ее вертикально (рис. 166).
Приготовьте крылья. Вставьте их в разрез так, как показано на рис. 167.
Усики смастерите из проволоки (рис. 169). Чтобы изобразить утолщение на усиках бабочки, загните конец проволоки или закрепите на нем бусинку (Приложение 1).
Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. А.Г. Рогожкин.—М.: Педагогика, 1981, стр. 18
Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин.—М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, стр. 79-81
Бабочка из бисера и проволоки1
Вам потребуется:
-Упаковка темно-синего блестящего бисера диаметром 2,6 мм
-Упаковка красного блестящего бисера диаметром 2,6мм
-Упаковка блестящего бисера диаметром 2,6 мм зеленного цвета
-Черная металлическая проволока толщиной 0,28 мм
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Туловище
Возьмите 40 см нейлоновой нити и по схеме справа начните объемное плетение. После 25-го ряда снова проденьте один конец нити в 1 бисерину 24-го ряда и второй конец - в другую бисерину 24-го. Завяжите узлом обе нити.
Верхние крылья
Возьмите 50 см черной проволоки и по схеме справа начните плоское плетение первого крыла. Прикрепите это крыло, продев конец проволоки в бисерину, расположенную на конце 19-го ряда.
Таким же образом проденьте второй конец проволоки в бисерину на конце 17-го ряда. Скрутите оба конца проволоки и выполните второе верхнее крыло аналогичным способом.
Усики
Возьмите 15 см черной проволоки и проденьте в 2 бисерины 25-го ряда тельца бабочки. Нанизав 15 бисерин темно-синего цвета, снова проденьте проволоку в 14 первых бисерин. Выведите проволоку в бисерине, расположенной на конце 25-го ряда. Таким же образом работайте с другого конца и соедините оба конца проволоки и спрячьте их внутри тельца бабочки. Придайте усикам форму.
Нижние крылья
Возьмите 60 см черной проволоки и по схеме справа начните плоское плетение первого крыла. Прикрепите это крыло, продев конец проволоки в бисерину, расположенную на конце 17-го ряда.
Таким же образом проденьте второй конец проволоки в бисерину на конце 15-го ряда. Скрутите оба конца проволоки и выполните второе нижнее крыло аналогичным способом (Приложение 2).
1. И. Кассап-Селье. Объемные фигурки из бисера.—Тверь: Контэнт, 2009, стр.36-39
Выводы:
Слово «бабочка» образовано от «бабка», «бабушка» и основано на языческих представлениях о том, что душа умершей прародительницы продолжает жить в виде бабочки;
Бабочки—насекомые с полным превращением, в своем развитии они проходят четыре стадии: личинка, гусеница, куколка, бабочка;
В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране уже занесены в Красную книгу;
Чтобы успешно бороться с вредными бабочками, не обязательно их уничтожать, надо создавать устойчивые, здоровые породы растений, соблюдая правильную агротехнику, а дома — чистоту и порядок.
Созданные из бумаги, пластилина и бисера модели позволяют обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: творите с удовольствием!
Список литературы:
Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин.—М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
Большая детская энциклопедия.—М.: Махаон, 2006
В.В. Волина. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.—М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
И. Кассап-Селье. Объемные фигурки из бисера.—Тверь: Контэнт, 2009
Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1.—М.: Педагогика-Пресс, 1999
Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. А.Г. Рогожкин.—М.: Педагогика, 1981
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Можно от Солнца уйти...
Заповеди детства и юности
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Мороз и заяц