В работе представлены различные промыслы народов России: хохлома, дымковская игрушка, матрёшка, посуда и игрушки из Гжели, богородицкая игрушка, подносы Жостово, курские свистульки. Описаны их создание, процесс изготовления, историческая справка. К работе прилагается презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.doc | 72.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа суглубленным изучением отдельных предметов № 52»
г. Курска
Исследовательская работа на тему:
« Народные промыслы России »
Работу выполнил
ученик 4 Е класса
Джура Георгий
Научный руководитель:
Захарова С.П.
г.Курск
2012г.
План.
3. Загадки
4. Заключение.
5. Литература.
1.Введение
Цель: узнать какие ремёсла сохранились до наших дней и есть в Курском крае.
Объект: народные промыслы.
Предмет: изделия народных промыслов.
Методы: мини-исследование, наблюдение.
Где и как я это узнаю? Я спрашиваю у взрослых.узнаю из книг, читаю энциклопедии, использую интернет, посещаю музеи: Краеведческий и Археологии.
1. На Руси развивалось много различных ремёсел, и мне захотелось узнать, какие ремёсла сохранились до наших дней. И что я узнал, я сейчас расскажу вам.
2.Народные промыслы
ЛЕГЕНДА
Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным – давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это сказка, но сказка – ложь, но в ней намек. Не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота, которая зовется Хохломой. А появилось это искусство в 17 веке в селе Хохлома.
Хохломские изделия изготавливают из липы, березы. Хохломской росписью расписывали домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались как музыкальный инструмент. Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.
.
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Хохломская роспись
Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?
Старинное предание рассказывает: жил когда – то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что казалось, сделаны из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо – мастера. Ушел неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название – «золотая хохлома».
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы – применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100 – 120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой.
Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали чудо золотые руки мастеров.
ВЯТСКИЕ ЛЕГЕНДЫ
Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера – игрушечники. Говорят, что потому слободу и назвали Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали. С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками.
Считают так же, что зародилась дымковская игрушка еще в языческие времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять.
С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунья»: всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной даже далеко разносится над Вяткой веселый свист.
Чудом дожила старинная игрушка до наших дней. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей своей красоте.
По настроению игрушки одинаковые, апо форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки, всадники. Есть скульптурные фигурки – румяные барышни и няньки с веселыми детишками, нарядные водоносы с ведрами, усатые гусары, пестрые птицы, добродушные звери. Есть целые композиции, изображающие чаепитие, катание на лодках, на тройке лошадей, на нартах соленями, ато и на трехголовой сказочной коняшке.
КОРОЛЕВА РОДА МАТРЕШКОВЫХ
Есть под Нижним Новгородом село Крутец. Оно – недалеко от Полх – Майдана, где делают знаменитых матрешек. Крутецкие мастера тоже не лыком шиты – переняли мастерство полх – майданцев и своего добавили. Если майданцы строго соблюдают традиции дедов да бабушек, то крутецкие вовсю фантазируют.
Крутецкие матрешки – все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной - коса до пояса, у другой – модная стрижка – каре. Платья – разных фасонов и расцветок, а цветы на них самые фантастические, словно в калейдоскопе.
Личики и вовсе одно на другое не похожи: одна глазки опустила, другая в сторону смотрит, третья прищурилась, четвертая губки надула, пятая усмехается озорно…
Но и этого крутецким мало. Взяли и выточили из дерева… короля с королевой. На лица – раскрасавцы, на головках короны. Фигурки не толстенькие, как у матрешек, а удлиненные, стройные. А одежда до чего богато расписана!
Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись. Эксперименты крутецких мастеров доказывают, что традиционное народное искусство не уходит в прошлое, а обновляется и хорошеет.
КУРСКИЕ СОЛОВЬИ И КРОКОДИЛЫ
Курская земля издавна славится соловьями. Соловьев там, действительно, много, и они очень красиво поют – заливаются. В деревне Кожле под Курском тоже соловьев видимо – невидимо. И еще можно столько же сделать – из глины. Соловьями – то на Руси еще и свистульки называют.
Образы для свистулек в Кожле традиционные: коровы, лошадки, козочки, птицы – индюки. Игрушки эти белого цвета, но расписаны разноцветными неровными пятнышками. От этого они выглядят очень веселыми. Да и сами они смешные и сказочные. Среди козочек да коров вдруг попадается… крокодил с балалайкой в лапах. Веселый и добрый, как и все «русские народные» звери. Или кошка с котенком: кошка удивилась чему-то, села на задние лапы, передние к мордочке приложила, а котенок важный такой сидит, в лапках большой букет держит. И крокодила, и кошку одна мастерица сделала – О. Дериглазова
ЧУДО ПОЛОСАТОЕ И СВИСТИТ
Филимоновские свистульки особые. Они отличаются от других не только «внешностью», но и устройством. Дело в том, что у них есть резонатор – грушевидное утолщение, полое внутри. С боков у него – две круглые дырочки. Попеременно зажимая их, можно наигрывать простые незатейливые мелодии, пускать трели.
Это – лошади, коровушки, олени, собачки… Все - в разноцветную полосочку. Шеи у них длинные, как у грациозных жирафов. А если дунуть в толстенький хвостик, сужающийся на конце в трубочку, то раздастся свист – звонкий, переливчатый.
Лепка в деревне Филимоново – старинное искусство. Возникло оно возле гончарного дела. Гончары – мужчины изготавливали глиняную посуду. А женщины лепили из глины игрушки для детей.
ИЗ БЕЛОЙ ЛИПЫ БОГОРОДСКОЙ
В 1965 году отмечали 300 лет с тех пор, как в подмосковном селе Богородское стали делать резные деревянные игрушки. Рассказывают, будто это началось так. Как – то баба захотела потешить ребятишек и «одним махом» вырезала им из дерева забавную «ауку» - спеленатого младенца. Дети поиграли куколкой да забросили на печь. Муж бабы собрался на ярмарку, прихватил с собой ауку, показал купцам ради смеха. А те вдруг целую партию заказали. С тех пор будто и пошло игрушечное дело в Богородском.
Игрушки свои богородские мастера не красят. Раньше, правда, отвозили их к сергиево-посадским художникам. Богородцы фигурки вырезали и оставляли белыми, сохраняющими цвет и аромат богородской липы.
Особенно богородцы любят образ медведя.
Самая известная богородская игрушка – «Кузнецы» - мужик с медведем по очереди бьют молоточком по наковальне.
Как – то русские художники показали знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену «Кузнецов». «Народ, который создал эту игрушку – великий народ!» - с восхищением сказал Роден.
Но главное отличие богородских игрушек от других изделий народных промыслов остается неизменным. Состоит оно в том, что эти вещицы… теплые. Вырезанные из душистой богородской липы, они сохраняют ее запах и цвет, благородный узор белого дерева. И оттого – то эти некрашенные или едва тронутые краской игрушки привлекают внимание не меньше, чем расписные тарарушки.
СИНИЕ ЦВЕТА ГЖЕЛИ
Гжельская керамика
«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это – белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!
Может быть, секрет этого чуда – в белоствольных березках, пушистом снеге и голубом чистом небе России? Или в скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, в которой отражаются белые облака?
В этих местах, в нескольких десятках километров от Москвы, издавна жили искусные гончары. Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете… для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская… нигде не видел я белизною превосходнее».
История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные, синие цвета Гжели будут цвести по-прежнему.
БУКЕТЫ ИЗ ЖОСТОВА
Жостовские подносы
Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу 19 века, когда в деревне Жостово Троицкой волости (ныне Мытищенский район Московской области) была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье - маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с роспиью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине 19 века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.
Настоящей самоварной столицей является Тула. Первая самоварная фабрика там была основана в 1778 году, а к 1890 году их было уже 74. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки». Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары.
3. Загадки
Но похожи друг на дружку. Да игрушки не простые.
Все они сидят друг в дружке, Мы всегда в движении,
А всего одна игрушка. (матрёшка) Мы всегда в работе,
А как нам это удаётся,
Прячутся сестрицы. ( богородская игрушка)
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. 8. Расписные коньки,
Ответ: матрёшка Разноцветные индюки,
Барышни румяные
Яркий сарафан в цветочек, Играй вдоволь, да
Упирается рука смотри,
В деревянные бока. Только нас не урони.
А внутри секреты есть: ( дымковская игрушка)
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская …( матрёшка) 9. Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
4. У детей в ладошах птички,
С виду птички – невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек – те свистят,
Всех в округе веселят.
(свистульки)
Развернулись синие листочки,
Не в саду, не в лесочке, не в поле.
А на белоснежном фарфоре.
Подарило небушко ей свою акварель.
Что за роспись? Это роспись - …(гжель)
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она! Угадаешь, что за чудо?
Это чудо - …( хохлома)
4.Заключение
В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы прославлять свою страну.
5.Литература.
1. А. Клиентов « Народные промыслы» Издательство «Белыйгород» М. 2006
2. Энциклопедия « Я познаю мир» Издательство «ООО АСТ ЛТД» М.1997
3. А.Леокум « Скажи мне почему?..» М.» Джулия», 1992
4. Популярная энциклопедия для детей « Всё обо всём» Компания «Ключ – С»
Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ М.,1994
Рисуем тыкву
Почта
Сторож
Именинный пирог
Муравьиная кухня