Исследовательская работа на тему: "Я коснусь волшебной кистью ткани" была выполнена Никулиной Софьей ученицей 1 "А" класса МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского района Краснодарского края. Объект исследования: искусство "батик", способы росписи ткани. Предмет исследования: различная техника и материалы изобразительного искусства. Цель исследования: расписать ткань необычными способами.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu_ya_kosnus_volshebnoy_kistyu_tkani.rar | 31.71 КБ |
Муниципальный этап VII Российского конкурса
исследовательских работ и творческих проектов младших школьников
«Я – исследователь»
Секция: естествознание (неживая природа)
Исследовательская работа
Я коснусь волшебной кистью ткани
Автор исследования:
Никулина Софья,
ученица 1 «А» класса
МБОУ СОШ № 29
станицы Петровской
Руководители:
Финько Нина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 29,
Никулина Елена Леонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 29
2011 – 2012 учебный год
Я коснусь волшебной кистью ткани,
Чтобы сразу краски засияли!
Чтобы радужным весь мир стал вдруг,
И тогда прекрасным будет всё вокруг...
Однажды я смотрела по телевизору телеканал «Карусель», где шла удивительная телепередача «Забавная наука», в которой рассказывали о том, как американские дети расписывали футболки фломастерами. А я очень люблю рисовать и неслучайно хожу на занятия кружка «Акварелька». Я так заинтересовалась этой росписью, что мне захотелось подробнее узнать о ней. Руководитель кружка предложила мне провести свою исследовательскую работу, а о результатах рассказать своим одноклассникам.
Мы с мамой с интересом принялись за исследование: перечитали справочную литературу, энциклопедии, воспользовались Интернетом, и вот что мы узнали.
На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду.
Народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей.
Человек всегда старался создать новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождались в искусство.
Много веков назад человечество решило расписать простую ткань. Со временем такая технология получила название «батик». С этим наследием, которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, можно изучить по книгам, в которых собран хороший иллюстрированный материал. Очень важно и полезно приобщаться к изучению народных подлинников, к народному искусству.
В своей исследовательской работе я продемонстрирую, как из простых, обычных вещей, используя доступные материалы, сделать оригинальные поделки, которые можно подарить своим родным, близким и друзьям. И для этого совсем немного надо: терпение и аккуратность – вот залог успеха в овладении этим великолепным искусством.
Объект моего исследования: искусство батик, способы росписи ткани.
Предмет исследования: различная техника и материалы изобразительного искусства.
Цель исследования: расписать ткань необычными способами.
Наши задачи:
- найти и систематизировать информацию об искусстве батик;
- изучить технологию нанесения рисунка на ткань;
- составить композицию из листьев и цветов для использования
в росписи, подобрать цветовую гамму;
- расписать салфетку, скатерть, футболку необычными способами;
- создать буклет с материалами о батике для библиотек и школ.
Гипотеза: роспись ткани можно осуществить несколькими способами:
- отпечатком осенних листьев при нанесении на них гуашевых
красок;
- окрашиванием соком растений;
- росписью каплями краски;
- росписью в технике батик;
Для осуществления исследования по данной теме мы пользовались следующими методами:
1. Исследовательский:
- сбор и анализ разных источников информации;
- изучение литературы по теме исследования.
2. Практический:
проведение опытов по окрашиванию ткани как природными, так
и искусственными красителями.
Практическая значимость: созданные панно, декоративные салфетки с несложным орнаментом, украшенные узорами футболки можно использовать в повседневной жизни, в интерьере, в качестве подарка родным и друзьям.
Этапы работы:
1. Подготовка к исследованию.
2. Проведение исследования.
1). Сбор справочной литературы по теме.
2). Поиск материала в Интернете.
3). Проведение опытов по окрашиванию ткани.
3. Оформление исследовательской работы.
4. Подготовка и защита работы.
2.Основная часть. Исследование.
2.1. Легенда о том, как Батар Гуру подарил людям искусство батика.
Изучая с мамой материалы Интернета, мы нашли одну интересную легенду о том, как Батар Гуру подарил людям искусство батика.
В незапамятные времена, в послеполуденный час, на вершину горы Алу-Алу, что на острове Ява спустился Бог Батар Гуру, дабы развлечься после дел праведных на небесах. И увидел он, что Земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости её жителям без ярких небесных красок.
И решил Батар Гуру: «Поведую-ка я людям искусство, радующее глаз и освежающее душу!» И простёр он руку, и раскинулись на полях свитки изысканейших тканей, и простёр он другую руку, и сотни диких пчёл устремились к нему, неся покорно воск из глубин лесных. Растопил Батар Гуру молнией тот воск и разбрызгал по белоснежной ткани щедрыми каплями – тик, тик, тик. И ударил он в барабан, и сгустились разноцветные тучи, и пустился он в пляс по шелкам, оставляя причудливый рисунок следов своих- о делах минувших и днях грядущих.
Отверзлись небеса, и хлынули краски – голубая, как небо, зелёная, как листва, рыжая, как сияющий огонь посреди океана. И взлетел на гору Батар Гуру, дабы лицезреть плоды дел своих, остался он премного доволен красотой явившейся.
И собрались люди, и дивились они ярким краскам и волшебным рисункам – летящим быстрокрылыми птицами, богатым дворцам и процессиям, скрещенным кинжалам и небесным красавицам.
И когда в следующий раз Батар Гуру спустился с небес на гору, он увидел, как процветает среди людей это искусство, как распространилось оно от страны пирамид до земель Жёлтого Императора и от страны Восходящего солнца до краёв железных машин.
Так красиво описывает появление батика легенда, а мы продолжим наше исследование.
2.2.Опыт № 1. Окрашивание ткани отпечатками листьев.
Предположим, что окрасить ткань можно отпечатками осенних листьев. Для подтверждения нашей гипотезы нам потребуется хлопчатобумажная ткань, осенние листья, краски гуашевые и кисточка.
Мы с мамой собрали во время очередной прогулки красивые по форме осенние листочки. Я очистила их от грязи, вымыла, а потом подсушила.
Затем я нанесла на каждый листочек гуашевую краску. Причём наносила краску на обратную сторону листьев штрихами, «смотреть» они должны были все в одном направлении.
Осторожно прижала листик к ткани (краской вниз), сверху положила газету и провела несколько раз по листу рукой. Отпечаток получился яркий и красивый.
Мне очень понравилось так рисовать на ткани. Повторив такой способ окрашивания несколько раз, я получили красивую салфетку.
Вывод. Наша гипотеза подтвердилась. Такой способ окрашивания совсем несложный и очень увлекательный. За несколько минут я изготовили симпатичную салфетку. Но, так как использовались гуашевые краски, эту салфетку нельзя стирать, так как краска смоется. Чтобы этого не произошло, лучше использовать специальные акриловые краски для ткани.
2.3.Опыт № 2. Отбивание листьев и цветов молоточком.
Мне так понравилось экспериментировать, что я тут же принялась за другую работу.
Предположим, что ткань можно окрасить соком растений и цветов.
Для подтверждения данной гипотезы мне потребуется любая твердая поверхность, хлопчатобумажная ткань, полиэтиленовый пакет, молоточек, цветы и листья растений.
Я положила ткань на твердую поверхность, сверху на ней составила композицию из листьев и цветов. Затем накрыла все полиэтиленом. Мне надо было тщательно отбить листья и цветы молоточком, чтобы они окрасили своим соком ткань.
С первого раза опыт не получился, так как я отбивала легким молотком с ребристой поверхностью.
Но я на этом не остановилась, так как мне было интересно увидеть результат. Я взяла тяжёлый молоток с ровной поверхностью. Но так как цветы и листья были недостаточно высушены, рисунок получился нечётким, размытым.
В третий раз я хорошо высушила цветы, взяла нужный молоток, и поэтому окрашивание соком цветов получилось. Рисунок чёткий, края ровные.
Немного дополнила рисунок листьями, выполненными гуашевыми красками, и салфетка готова! Хороший получился подарок ко дню рождения моей бабушки.
Вывод. Наша гипотеза подтвердилась. Мы убедились в том, что ткань можно расписать соком цветов и листьев. Получившуюся цветную ткань можно использовать для изготовления различных поделок, например, салфеток, подушек и т.п. Отбивать растения можно также на бумаге, из которой потом получаются красивые открытки. Но данный вид окрашивания ткани носит декоративный характер, так как при стирке места окрашивания бледнеют.
2.4.Техника выполнения батика.
Мне захотелось узнать подробнее о технике выполнения батика. И мы с мамой снова обратились к Интернету.
Оказывается, батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Существует два вида батики — горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик.
Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Холодный батик.
Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках. После высыхания резерва, кистями или губкой наносится краска внутри контура рисунка.
Холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характеризуется тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Сейчас батик очень популярен. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты! Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку (шифону, крепдешину) - это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина)
В технике батик можно привести в соответствие элементы интерьера: настенные панно, сиденья стульев, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы и создать единый стиль, который вы пожелаете.
Конечно, всё можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в своём роде.
2.5. Опыт №3. Окрашивание ткани каплями краски.
Познакомившись с техникой выполнения батика, я продолжила свои опыты. Предположим, что ткань можно окрашивать каплями краски. Для подтверждения этой гипотезы мне потребовались специальные краски для батика, белая футболка, пипетка, стакан, резинка и помощь мамы.
Мы взяли белую футболку и часть её надели на стакан, закрепив резинкой. Так мы зафиксировали ткань. Затем, набрав в пипетку немного краски, по каплям я капала краску на ткань в форме лепестков цветов. А в середину одну каплю контрастного цвета. Растекаясь, краски смешивались друг с другом, образуя плавные красивые переходы. Так, цветок за цветком, я украсили нашу футболку оригинальными цветами.
Следующим шагом было высушивание ткани над паром. Это нужно для того, чтобы краска зафиксировалась и при стирке не смывалась. Мама налила горячей воды в кастрюлю, привязала верёвочку от одной ручки к другой. На эту верёвочку повесили футболку, завёрнутую в бумагу. В таком виде наша футболка находилась над паром в течение 30 минут. Затем мы прогладили наш рисунок утюгом с двух сторон. Футболка готова.
Вывод. Наша гипотеза подтвердилась. Применив специальные краски в доступной технологии, мы сделали оригинальную вещь из простой белой футболки. Этот способ окрашивания не сложен, и даже очень увлекателен. А мою футболку я подарю своей двоюродной сестрёнке. Она у меня большая модница! Думаю, ей понравится мой подарок, выполненный своими руками.
2.6.История возникновения искусства батик.
Я настолько увлеклась этим видом искусства, что мне захотелось подробнее узнать об истории возникновения батика и его применении.
Мы снова воспользовались интернетом, и вот что мы узнали.
Бatik - индонезийское слово, где -bа - "хлопчаобумажная ткань", а -tik - "точка" или "капля". Ambatik - рисовать, покрывать каплями ткань.
Роспись по ткани – древнее искусство, пришедшее в Европу из Индонезии. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Наиболее ранние сведения об окраске тканей относятся к I веку н.э. Расцвет индонезийского батика приходится на 17 век. В то время одежды, расписанные в стиле батик, были символом иерархических различий в Индонезии. Узор и цветовая гамма определяли социальный статус человека.
Разработкой рисунков, нанесением их на ткань и первым вощением занимались только благородные женщины во дворце правителя. А трудоёмкие заключительные этапы выполняли ремесленники под пристальным наблюдением надсмотрщиков. Секреты изготовления батика передавались из поколения в поколения и долго не покидали стен дворца. Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей. Особенное развитие это искусство получило в Китае и Японии.
Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейшую популярность этого вида искусства в Европе.
В России батик появился примерно в 20 годы ХХ века благодаря творчеству художника Ирины Трофимовой. В 1900 году на Парижской Международной выставке впервые были продемонстрированы работы в стиле батик, наделавшие много шума.
2.7. Опыт №4. Окрашивание ткани в технике батик.
Узнав столько нового и интересного, я решила попробовать способ окрашивания ткани в технике батика. Для выполнения этой работы мне потребовались пяльца, обеспечивающие тугое натяжение ткани, кисти колонковые или беличьи, набор красок для батика, тонкая стеклянная трубочка для нанесения резерва по контуру рисунка, мягкий карандаш для перенесения мотива на ткань, палитра, пипетки для облегчения забора краски из флаконов, ветошь, пустые емкости небольшого объема для разбавления и смешивания красителей, утюг для закрепления краски на ткани, газеты для проглаживания готовой работы, ткань для батика.
Мы нанесли рисунок на ткань, которую потом натянули на пяльца. Рисунок выбрали несложный, так как это наша первая работа в такой технике. Затем специальной стеклянной трубочкой по контуру я нанесла резерв.
Я должна была работать без пропусков, соблюдать замкнутость линий, чтобы потом рисунок не расплылся. После полного высыхания контура, я приступила к раскрашиванию кистью фрагментов рисунка. Получалось очень ярко.
После высыхания краски, мама прогладили ткань горячим утюгом с двух сторон. Картина готова.
Вывод. Даже, работая в такой технике первый раз, мы получили симпатичную картину, которую я повешу в своей комнате. Этот процесс был очень увлекательным, и у нас с мамой возникло сразу же множество творческих идей: расписать скатерть и абажур.
3.Заключение.
В результате проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась: роспись ткани можно осуществить несколькими способами: отпечатками осенних листьев при нанесении на них гуашевых красок, окрашиванием соком растений, каплями краски и росписью в технике «батик».
Меня привлекла в технике «батик» практическая сторона данного искусства, в частности украшение росписью одежды, создание картин на ткани. Я лично с огромным увлечением занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию.
Сфера применения тканей, расписанных ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Неповторяемые узоры и рисунки, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.
В нашей работе мы продемонстрировали самые простые, элементарные техники, но и они заслуживают должного внимания, так как это неповториые эксклюзивные работы. Такие виды росписи могут использовать юные модницы и маленькие художники для создания своих шедевров.
В ходе исследовательской работы мною было изготовлено немало подарков для друзей и родственников.
Свои шедевры я создавала при помощи специальных фломастеров для футболок, а так же использовала акриловые краски.
Мои салфетки и разукрашенные футболки получили мама и папа, бабушка и братик, моя любимая сестричка и, конечно, лучшие подруги и друзья.
А на 8 марта я обязательно приготовлю сюрприз моей любимой учительнице Нине Николаевне и руководителю кружка «Акварелька» Людмиле Михайловне.
С результатами своих открытий я познакомила своих одноклассников, которые заинтересовались моими работами, и провела для всех желающих мастер-класс.
P.S. Иногда, для того, чтобы изменить действительность достаточно принять решение и протянуть руку — выбор за вами. Красок хватит на всех!
4. Список используемых источников:
1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004.
2. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005.
3. Давыдов С.Г. “Батик” (энциклопедия ), -М., “АСТ-ПРЕСС”, 2006.
4. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. — 2008.
5. Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ. 2001.
6. Логвиненко Г.М. “Декоративная композиция”, -М., “Владос”, 2004.
7. Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет», 2007.
8. Синеглазова М. О. Батик. — «МСП», 2004.
9. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», М., 2001.
10.Ресурсы Интернет:
http://dreamworlds.ru/flame
http://www.batikworld.ru/
http://festival.1september.ru/
Астрономический календарь. Март, 2019
Заяц, косач, медведь и весна
Упрямый зяблик
Флейта и Ветер
"Разделите так, как делили работу..."