На уроках математики проходили тему многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности. Построение правильных многоугольников. Построив в очередной раз правильный восьмиугольник, четырехугольник, шестиугольник у нас возник вопрос: «Где это применяется в жизни?» Цель проекта: Познакомится с символикой народного прикладного творчества, и изготовить оберег, используя солярные знаки для оформления.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_solyarnyh_znakov_v_narodnom_prikladnom_tvorchestve.zip | 678.63 КБ |
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Подготовили: ученицы 9 б класса:
Зорина Дарья,
Звезда Алина
Руководители проекта:
Учитель математики Юдина Н.А.
Ноябрьск 2010-2011
Содержание:
Цель проекта:
Познакомится с символикой народного прикладного творчества, и изготовить оберег, используя солярные знаки для оформления.
Задачи проекта:
Обоснование выбора темы проекта
На уроках математики проходили тему многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности. Построение правильных многоугольников. Построив в очередной раз правильный восьмиугольник, четырехугольник, шестиугольник у нас возник вопрос: «Где это применяется в жизни?»
Учитель математики показала нам на слайдах различные орнаменты, которые применяются для украшения деревянных домов, домашней утвари, вышивки. Действительно, в различных орнаментах мы увидели разнообразные геометрические фигуры, знаки. Эти символы имеют свое название - солярные знаки.
Это нас и заинтересовало. Дома, прочитав литературу, мы узнали, что эти знаки используют для создания оберегов. Вот и решили мы изготовить свой оберег. Вот так родился наш проект.
Краткие исторические сведения
Предисловие
Так сложилось, что, изучая культуру Древней Руси и древних славян, досконально изучают православие, образчики первых веков христианской Руси, однако о язычестве принято говорить в книгах одной строкой: «до крещения Руси, славяне были идолопоклонниками», однако такая формулировка не только не точна, но и не верна – это все равно, что говорить о христианах как об «иконопоклонниках». На самом же деле, Язычество Славян – предмет для изучения намного более глубокий, интересный и загадочный, чем христианство. Это доказали уже многие авторы, например, Борис Алексеевич Рыбаков в его эпохальных книгах, открывших многим людям, ныне занимающимся язычеством, глаза («Язычество Древних Славян», «Язычество Древней Руси» и многие другие), многим менее известные более поздние авторы: Антон Платов, Александр Асов, Валерий Демин, Сергей Парамонов (Лесной). Первым же с научной точки зрения, изучал древнюю веру никто иной, как русский гений Михаил Ломоносов. Исследованиями занимаются и члены родноверческих (языческих) общин, стремительно набирающих силу в нашей стране, самые известные из них – волхвы Велеслав (община «Родолюбие»), Дмитрий Гаврилов (Иггельд), Велимир («Коляда Вятичей»). Все эти авторы говорят о язычестве как о многосторонней, глубокой и древней вере наших славных предков – и никто не обвиняет древних славян в «темном идолопоклонничестве».
В этой же работе речь пойдет о языческом символе, неотъемлемой части традиционной (языческой) культуры. Будут рассмотрены основные группы символов, их религиозно-магическая трактовка и история их происхождения, и прочие небезинтересные факты.
Роль символа в язычестве
Огромное значение в Вере Исконной, как любят называть язычество современные последователи древних волхвов, имеет символ, именно он, зачастую, несет в себе основную смысловую нагрузку в магическом и жреческом искусстве. Ведь символ – это не просто значок или украшение на посохе волхва, обрядовой посуде, кумире или иной вещи, а совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, многотысячелетних трудов древних гениев, формировавших сей знак. Проще говоря, символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже только в самую последнюю очередь – эстетическую.
Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие, например, шаману, совершить путешествие в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы…
Солярная символика в домовой резьбе
Этнографические данные позволяют расширить круг предметов, на которые наносился этот узор в древности. Известно, что орнаментация народной одежды и тканей изобилует солярными символами. «Розетки, крестообразные фигуры, круги, иногда со вписанной в них розеткой в шестиугольнике, ромбы и части их явились основой геометрического восточнославянского узора, одинаково выполняемого от Белого моря до Карпат разнообразными техническими приемами» . В орнаменте восточнославянской женской рубахи преобладают мотивы ромба, розетки, восьмиконечной звезды . Солярные мотивы обычны в орнаментации полотенец, с языческих времен являвшихся ритуальной принадлежностью, в вышитых поясах и т. д. Иногда отдельные элементы орнамента называются «солнышки» .
Солнечный культ нашел отражение и в резьбе на различных частях крестьянских домов.
В современной домовой резьбе русского Севера, Среднего и Верхнего Поволжья, Сибири солярная розетка или полурозетка — необходимый элемент орнаментации, вокруг которого зачастую сосредоточиваются все остальные. Традиционная связь этих солярных эмблем со строго определенными частями зданий указывает на их первоначальный характер. Основная часть резных украшений (на юге — росписей хат) сосредоточивается на внешних стенах домов, особенно на фронтальной. По месту солярные знаки совпадают с крестами, которые с магической целью чертились мелом или выжигались на различных частях здания в определенные праздничные дни. Они украшают крыльцо, двери, углы дома, обрамляют окна («и в мое оконце засветит солнце» — пословица) ставятся на калитках, воротах двора или усадьбы («и на моих воротах солнце засвитае») , на фронтонах, иногда солнечные знаки заменяют коньки на крышах изб и т. д. (рис. 3).
Внутри избы солярные знаки вырезались на сволоках (матицах) - толстом брусе, который служит опорой для потолка. Со сволоком были связаны различные обычаи и поверья. Например, если приснится, что падает сволок, в доме кто-нибудь умрет. В «Слове О полку Игореве» князь Святослав видит «мутен сон», что в его тереме доски без кнеса, т. е. без сволока .
Солнечные символы покрывают и обиходные деревянные изделия (рис. 4). Древность этого обычая доказывается находкой частей деревянной спинки из Новгорода (конец XI в.) с изображениями солнца (рис. 5)
На основании этнографических материалов отчасти можно судить о том, на какие предметы наносился этот узор в древней Руси, причем его связь с определенными предметами указывает на первоначальную охранительную роль этих знаков, которые и теперь иногда называются «солнце», «звезды» и т. д.
На посуде они оберегали пищу. На мебели (скамьи, кровати, столы) солнечные знаки должны были охранять ее владельцев при пользовании ею; на сундуках, ларях для зерна, муки и т. д. они берегли крестьянское добро от порчи. На светцах эти символы были связаны с их непосредственным назначением источника света, подобно тому как на античных светильниках часто встречаются изображения солнца и луны. Они покрывают сани, которые часто выступают в народной обрядности при праздниках солнца.
Особенно богата орнаментация орудий и принадлежностей для прядения и ткачества. Это прялки, донца, ткацкие станки и их детали и пр. Здесь нашел отражение миф об уподоблении солнца колесу прялки, причем солнечные лучи являются нитями, наматываемыми на веретено. Народная загадка уподобляет солнечный луч веретену: «Из окна в окно готово веретено». В славянских сказках сохранилось воспоминание о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых нитях, спускающихся, с неба. С бронзового века распространены пряслица с солярной орнаментацией. Подобные пряслица найдены в нижних слоях Псковского городища.
В заключение несколько слов о территориальном распространении и хронологии памятников со следами космических культов древних славян.
Говоря о хронологии, необходимо учитывать пережиточность религиозных верований, сохраняющихся сотни лет, постепенность их исчезновения. Поэтому возможна лишь очень приближенная хронология. Основным, что должно интересовать исследователя, является вопрос — отражают ли «небесные» символы, широко распространенные в древнерусской орнаментации, в каждом данном случае современные им представления, сохраняют ли они свою семантику и магические функции или утратили их.
Основная масса предметов с «небесными» символами (главным образом подвесок к ожерельям) бытует в границах X—XIII вв. Она найдена в составе деревенских курганных инвентарей в землях, наиболее замкнутых в культурном отношении племен — вятичей, радимичей, а также кривичей, новгородских словен, где и после проникновения христианства язычество в деревне оставалось слабо затронутым. Эти подвески бывают одиночными и занимают центральное положение в ожерелье, но могут чередоваться с другими или повторяться. Эта множественность не может указывать на утрату ими апотропейного значения, так как увеличение числа одинаковых амулетов в представлении язычника только усиливало их эффективность.
С упрочением христианства происходил постепенный длительный процесс отмирания языческих культов небесных светил, забвение семантики их идеограмм, утрата ими функций магических оберегов. Некоторые знаки переосмысливаются, получая новое содержание (крест, луна с крестом). Остальные приобретают чисто декоративный характер, сочетаясь с другими орнаментальными мотивами позднейшего происхождения. Уже в искусстве древней Руси один и тот же мотив мог восприниматься современниками как солнечный символ и просто как узор (например, пластинка от церковной алтарной преграды, найденная в Гродно, украшенная фигурой розетки).
Постепенно первоначальный смысл древних символов был забыт, хотя они и дошли в народном искусстве до наших дней, передаваясь по традиции от поколения к поколению.
Виды солярных знаков и их значение
Громовой знак – знак Перуна, заключенный в круг шестиконечный крест. Распространен этот знак был очень широко его знали и скандинавы и кельты и славяне. Громовой знак мы можем увидеть в орнаменте русских прялок и на избах вплоть до нашего времени. Резали его на низ не просто так. На избах его вырезали на кокошнике (доска, свисающая с торца конька) в качестве магического громоотвода. Также громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Знак этот также вышивают на мужской рубахе. | |
Восьмилучевой Коловрат– знак Сварога, бога-творца, бога мудрости. Именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога), даровал людям многие знания, в том числе – металл и плуг. Знак Сварога есть знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави. Также коло Сварога – символ вселенной. Устройство вселенского колеса Сварога очень сложно. Центр его находится на Стожаре-Стлязи - небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Самое же медленное вращение Колеса приводит к смене зодиакальных эпох. Такой оборот Колеса длится 27 тысяч лет. Это время называют сутками Сварога. | |
Крест. Тоже солярный символ. люди считают его «чисто христианским» знаком, однако это далеко не так. Например, католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображенные на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские канкистодоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцами-язычниками как слияния Небесного огня и огня Земного. Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест – символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонталюную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты, причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой – более мягкое творческое начало. Прямой крест также может служить примитивной моделью Мирового Древа, где вертикальная черта – Мировое Древо, а горизонтальная – мир Яви. Соответственно, крест со сдвинутой вверх горизонтальной чертой будет обозначать расположение мира Прави на Древе, вниз – мира Нави. Естественно, эти кресты будут иметь соответственное магическое значение. | |
Кельтский крест или Колокрыж. Посмотрите на шести- и восьмилучевые коловраты, представленные в этой работе. Кроме количества лучей у этих знаков ничего не меняется. Несмотря на то, что крест этот назыается кельтским, известен он практически всем индоевропейцам, в том числе, и Славянам. История кельтского креста насчитывает как минимум 8-9 тысячелетий. Кельты же особенно почитали этот крест. Еще кельтский крест называли «крестом воина», «крестом Вотана» (Одина). | |
Двенадцатиконечный крест представляет собой крест с перекладиной на каждом луче Назначение этого креста – защита от внешних воздействий. Также многие исследователи говорят об этом знаке как о волшебном знаке Рода. Его также называют Шлемом Ужаса, представляя его как совокупность четырех рун Альгиз Старшего Футарка. Руна Альгиз – руна пассивной защиты, то есть значение этого символа неизменно. Этот символ был распространен как в глубокой древности, есть этому археологические доказательства – много амулетов со шлемом ужаса было найдено на территориях скифов, мордвы, индоевропейских народов, так и в средневековье им украшали стены домов и деревянные изделия а текже нередко использовался в церковной утвари | |
Поговорим сначала о символике плодородия. Она представлена очень характерным узором – ромбом (или квадратом), разделенным внутри еще на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики - если хотите, лунки для семян. Если в маленьких ромбиках изображаются точки, это значит, что поле засеяно – это символ плодородия. Если маленькие ромбики пусты, значит поле не засеяно. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками. В целом, ромб (квадрат) с точкой посередине – это то, что может родить, то, что является источником благополучия и изобилия. | |
Мировое Древо | |
Цветок Папоротника | |
Лес |
Использование солярных знаков
Солярный символ в древности имел своё собственное название, обереговую силу и образное значение .Солярные символы являлись главными и, можно сказать, почти единственными элементами древнейших праславянских орнаментов. Во-первых, разновидностей изображения Солярных символов было очень много. Во-вторых, в древности ни один узор не наносился просто так, каждому элементу узора соответствовало определённое культовое или охранное (обереговое) значение.
.Солярные символы славян.
Солярный символ представляет собой крест с загнутыми концами, направленными по или против часовой стрелки.
Еще из седой древности на Руси, семья была колыбелью крестьянского искусства – вышивки. В славянской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. Вышивать “узорочье” начинали, когда позади было прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. Это время нетерпеливого ожидания прилета птиц, которые, как верили, приносили “тепло-летушко”, а с ним и новый урожай, бывший основой благополучия крестьянской семьи. И когда в пору грядущего воскресения природы, под лучами весеннего солнца, девушка или женщина шила по серебристой холстине огненно-красные узоры, она непременно верила в их благотворную силу.
Сегодня в полной мере трудно себе представить значение вышивки в жизни старой славянской деревни. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.
Особенно нарядными были женские праздничные одежды, отличавшиеся обилием украс и совершенством их исполнения.
А в год замужества и до рождения первенца узорочье на одеждах должно было быть самым щедрым: расшитые рубахи и передник, сияющий золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями и стеклами кокошник, золотошвейные или низанные из бисера шейные украшения носила тогда молодая женщина. Вышивали и верхнюю одежду, пояс, рукавицы, обувь.
Вышитыми тканями убирали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. А брачную постель в свадебном обряде покрывали узорной алой или красной наволокой. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, “убрусы”, “накрючники” и “наспинники” называемые так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.
Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное “редкобитное” – жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, из украшенное полотенечко-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спины лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими “намечены”: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане – на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами – окручивали.
Выбор вариантов практической части проекта
Узнав много интересного из истории, нам захотелось сделать что-то своими руками. Технику вышивки крестом мы научились выполнять на уроках технологии. Изделие – мы сразу определились - это будет оберег. Осталось подобрать узор для вышивки. Считается, что самый сильный оберег – это вещь, которую сделали для вас кровные родственники. Если мама связала для вас носки или вышила платок, не спешите забрасывать подарок на самую дальнюю полку шкафа. Это сильнейший оберег, ведь любимый человек потратил на его создание свое время и свою энергию. Изготовить оберег можно и самостоятельно, только делать его лучше не для себя, а для любимого человека.
Самые доступные материалы – это, конечно же, ткань и нитки. Вышивка – самый лучший оберег и одновременно украшение любого аксессуара. В этом деле важна не красота, а намерение, которые создаются во время работы. Все мысли, которые вложены в вышитую вещь, перенесены на того, для кого изготовлен оберег.
Правила по изготовлению оберега:
Технологическая часть изготовления
Мы уже давно собираем в «копилку» весь понравившийся материал по вышивке: рисунки, схемы. В этом нам помогает учебник, книги по вышивке, художественные открытки и готовые схемы. Для удобства работы мы составилаи технологическую карту.
Технологическая карта.
Изготовление оберега в технике ручной вышивки (крест).
№ | Выполняемая операция | Инструменты и приспособления | Примечания |
1 | Выкроить канву нужного размера, выровнять. | Ножницы. | Выравнивать, выдернув нити из канвы (наметить). |
2 | Подготовка канвы к вышивке: стирка, сушка, утюжка. | Утюг | Стирать в теплой воде, утюжить слегка влажную ткань. |
3 | Разбивка ткани на клетки. | Карандаш, линейка | Для удобства работы. |
4 | Подбор ниток. | Ножницы. | Упражнения на небольшом кусочке ткани. |
5 | Запяливание канвы. | Пяльцы. | Тщательно растянуть ткань (начиная с долевой нити), не допуская провисания. |
6 | Выполнить вышивку. | Игла, нитки, канва, пяльцы, ножницы. | |
7 | Постирать загрязненное изделие. | В теплой воде, ополоснув в растворе уксуса, сушить, заворачивая в полотенце. | |
8 | Отутюжить вышивку. | Утюг, проутюжильник. | Утюжить с изнаночной стороны, через проутюжиьник. |
Техника выполнения вышивки крестом.
Крест, или как его любовно называют рукодельницы, крестик - один из самых популярных видов вышивки. Нередко искусные мастерицы иглой и цветными нитями перерисовывают полотна знаменитых художников, удивляя точной копией картин, написанных кистью.
Приемы вышивки просты, ведь крестик, это два стежка пересекающихся по середине. Вышивают крестиком в пяльцах по счету нитей на ткани полотняного переплетения, но удобнее всего работать на канве.
Существуют немало разновидностей креста, один из них - крест односторонний. В этом случае крестики образуются только с одной стороны ткани - лицевой, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают крестики - по горизонтали или вертикали - определяют технику их выполнения.
Если ряд крестиков горизонтальный, то работу начинают слева на право. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и укладывают стежки на одном и том же расстоянии друг от друга (стежки наклонены вправо).
Затем возвращаются в обратном направлении (стежки наклонены влево).
Второй горизонтальный ряд вышивают под первым и т.д.
Вертикальный ряд крестиков вышивают снизу вверх: сначала прокалывают стежки с наклоном вправо, а на обратном пути «перекрещивают» их стежками с противоположным наклоном.
Я вышиваю горизонтальными рядами креста. Такая работа мне кажется аккуратней.
горизонтальные ряды креста
вертикальные ряды креста
Узоры для вышивки оберега
Орнаменты
Слово «орнамент» произошло от латинского слова «орнаментум» и в переводе означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из повторяющихся элементов. Основное значение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.
Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.
Прочитать знаки – задача трудная. Ученые разгадывают тайны так.
Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали.
Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.
А также:
- волнистые линии символизировали воду;
- горизонтальные - землю;
- косые - дождь, пересекающий путь к солнцу;
- точки между ними - зерна, брошенные в нее.
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.
Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
- Кресты - преграда и отвращение зла, знак закрытости.
- Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
- Цветок - символ красоты и непорочности, красный цветок - символ земной любви, сексуальной привлекательности.
- Звезды - знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
- Круги - символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
- Квадраты - знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек.
- Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
- Волнистая линия - волны, вода, мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально - это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
- Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.
Теперь вам осталось только попробовать сложить все вместе - цвет, тип ниток, узор - и сделать обережную вышивку для близкого человека, решив прежде всего, от какой беды вы его защищаете.
Вывод и самооценка
Подводя итоги всей проделанной работы, необходимо выделить основные результаты. Одна из главных мыслей работы состоит в том, что любой предмет традиционной материальной культуры (от одежды до дома) кроме утилитарной и практической функции несёт в себе определённое символическое содержание. Целью такой двойственности вещи является передача картины мира такой, какой её представляли себе славянские народы.
И так, мы сложили все вместе - цвет, тип ниток, узор и результатом нашего проекта является оберег, при создании которого мы использовали солярные знаки.
Используемая литература
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
А теперь — мультфильм
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Для чего нужна астрономия?