В работе учащиеся не только рассказали о богах древних славян, пантеоне и классфификации, но и создали своё наглядное пособие, которое может пригодиться учителям начальных классов на уроках окружающего мира при изучении темы "Образование древнерусского государства". В данном пособии учащиеся изобразили самых известных богов древнерусского государства, рассказали об их особенностях и создали собственную классификацию.
Вложение | Размер |
---|---|
bogi_drevnih_slavyan1.doc | 173 КБ |
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» моу «ГИМНАЗИЯ №3»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ пРОЕКТ
«Боги древних славян: пантеон и классификация»
Секция:
«Книга – окно в большой мир»
Выполнили: учащиеся 3А класса
Зотеев О.М., Маврина Д.А.
Научный руководитель:
Тихонова Ю.А.,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Чистополь - 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Славянская мифология: мифы и реальность….…..........……………..4
Глава 2. Классификация богов древних славян……………………….………...5
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………………………....10
Приложение 1.…………………………………………………………………….11
Приложение 2……………………………………………………………………..12
Введение
Мир славянских языческих богов был величавым. Их быт был во многом связан с их верованиями, которыми жили наши предки.
В учебнике истории мы прочитали о том, что «каждое племя поклонялось своим богам, приносило им жертвы. Вырезанные из дерева изображения своих богов славяне ставили на высоких холмах, в священных рощах, у чистых прудов» (1, стр.26). Люди просили их об урожае, о дожде, о хорошей погоде, о рождении здоровых детей, о счастливом браке и т.д. Славяне верили, что эти боги могут оградить их от всякого зла.
Но какие они, эти боги? Об этом мы не узнали в учебнике. Поэтому мы и выбрали эту тему, ведь мир славянской мифологии очень интересен, но мало освещен в учебной и школьной литературе. Мы считаем, что наша работа будет не только интересна нашим сверстникам, но и поможет лучше узнать историю нашей страны на этапе ее становления.
Целью нашей работы является создание наглядного пособия для учителей и учащихся начальных классов по теме «Боги древних славян: пантеон и классификация».
Задачи, которые мы поставили перед собой:
Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что изучение истории очень важно и необходимо каждому человеку.
Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1.
Славянская мифология: мифы и реальность
История древних славян причудлива и полна загадок. Встречаясь с миром славянской мифологи, его обитателями, не веришь, что боги и таинственные силы порождены только лишь страхом перед природными явлениями. Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых. Есть злые, страшные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых, умных.
Менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон языческим идолам. Среди них выделялся бог Перун - срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами , с палицей- молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов - Хорса , Дажьбога , Стрибога , Симаргла , Макоши.
Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой – христианкой, византийской царевной Анной, Владимир прежде всего приказал уничтожить языческие кумиры.
После этого совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия - это имя князь получил при крещении.
Носители христианства восприняли языческих божеств как врага номер один, с которым необходимо было вести беспощадную борьбу. И борьба эта была столь успешна, что, казалось, удалось – таки за столетия стереть из памяти народов былых кумиров. Имена прежних божеств хранили лишь древние летописи.
Одним из первых исследователей быта и культуры далекого язычества был поэт, ученый и воин Отечественной войны 1812 г., Андрей Кайсаров. В 1804 г. он издал первый словарь славянских мифов в «азбучном порядке», и в тот же год издал свою «Древнюю религию славян» ученый Григорий Глинка.
Глава 2.
Классификация богов древних славян: высший и низший пантеоны
Божества, созданные воображением древних славян, были могущественны и недоступны. К ним обращались в тяжелую пору или в минуты радости. Их почитали и боялись. Молили о главном, что несло успех или неудачу (урожай, победа над врагом, замужество, здоровье). Это божества высшего пантеона.
Сварог
Сварог был у славян богом неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл). Сварог связан с небесным огнём и небесной сферой. Имя бога означает «небесный жар, огонь». Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечный клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди.
Перун
Перун был богом-воином, богом грозы и войны. Перуна, или как его ещё называли Перун-Сварожич, т.е. сын Сварога, изображали мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой – лук. Пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей.
Велеc
Имя Велеса восходит к древнейшему к корню "вел" со значением "власть", "велеть", "владеть", "великий" или «мёртвый». Нисхождение за иной мир приносит герою всеведения, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно Бог мудрости и поэзии (вещий певец Баян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").
Макошь
Среди наиболее часто называемых женских богов – Макошь. Ее функции заключались в управлении домашним хозяйством, недаром ее символом служила простая прялка. К сожалению, изображений Макошь не сохранилось, поэтому с трудом можно предположить ее внешность.
Лада
Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ладу называли «матерью Лелевой». Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем «Лада» связано появление слов ладить, наладить, сладить, ладно.
Леля
Леля – дочь Лады, богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах – будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник - ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на её голову венок, усаживали на скамьью, водили вокруг неё хороводы и пели песни, прославляющие Лелю.
Но в повседневной жизни человек сталкивался с иными духами, населявшими его дом, лес, поле, реки. Это были не далекие божества, а всего лишь духи. Но жизнь людей зависела от них больше, чем от недоступных и гордых богов. Ведь домовой, если с ним подружишься, каждый день будет оберегать твой дом и скот. Леший не даст пропасть заблудившемуся в лесу. Водяной с русалками хоть и зловредные, но, если их одарить хорошенько и вовремя, до беды не доведут.
Домовой
На Руси издавна верили, что в каждом доме, в каждой деревенской избе живет этот дух: старенький, седенький, заросший белой шерстью. Обитает он обычно в углу за печью, куда положено кидать мусор, чтобы «домовой не перевелся». Но порой живет он и под порогом, в подполье, на чердаке, но за пределы дома не выходит. Нрав этого вездесущего духа чаще всего зависит от самих обитателей дома. Работящему хозяину домовой становится первым помощником. Зато ленивому и беспутному от него беда. Еще больше запутывает все в хозяйстве, может и до разорения довести.
Овинник
Овинник был черным, лохматым, весь в саже и сидел в самом дальнем углу овина - сарая, где в старину сушили снопы. Лишь глаза его днем и ночью сверкали, как у кошки. Он следил за укладкой снопов, отмечал время, когда приходит пора топить в овине, присматривал, чтобы не случился пожар. Хозяева разводили огонь, прежде спросив разрешение у овинника. Если хозяин относился к овинному духу пренебрежительно, не уважал и не почитал его, тот мог и сам овин подпалить. Чтобы не случилось беды, крестьяне старались ублажить его, хотя сделать это было нелегко.
Леший
Если, гуляя по лесу, в ответ на свой возглас услышишь эхо, знай – это откликается хозяин чащоб – леший. Живет он чаще всего в еловых и сосновых борах и редко попадается на глаза человеку. Изображают его одетым в звериную шкуру, с рогами и копытами.
Если кому доведется встретиться с лесным хозяином, не всегда возможно его опознать. Он может предстать в образе зайца, волка, филина или человека. Наибольшая радость для лешего – это сбить человека с дороги, завести в лесную чащобу и, напустив тумана, заставить его кружить на одном месте. Но до беды чаще всего не доходит. Потешившись, хозяин леса отпускает путника.
Водяной
Живет этот, окутанный тиной старик с зелеными усами и растрепанной бородой, в реках с опасными водоворотами, в лесных омутах, на болотах. Любит водяные мельницы. Время его любимой забавы наступало вместе с половодьем, в пору ледохода и первых весенних ливней. Поломанные мосты и плотины приписывали проделкам водяного. Наши предки не любили водяного и боялись его. Не любили за опасные для человека шутки: то пугает купальщиков, то запутает невод и выпустит всю рыбу. Оттого рыбаки ищут покровительства водяного, приносят ему жертвы. Бросали в воду часть первого улова, а то и всю первую пойманную рыбу.
Русалка
Летом покидают русалки свои волшебные дворцы и выходят на сушу. Подвижные и шаловливы, они водят хороводы под луной, играют, аукаются между собой, пугая путников. А попадись кто случайно им в руки - защекочут до смерти, уволокут в свое подводное царство. Считается, особенно опасны водяные девы для людей в русальную неделю, которая предшествует празднику Ивана Купалы. В это время нельзя было купаться и даже близко подходить к воде – утащат на дно. Играя в волнах, запутывают и рвут рыбацкие сети.
Заключение
Развиваясь, славянская мифология прошла через три этапа - духов, божеств природы и богов-кумиров (идолов).
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями.
Несмотря на то, что многие ученые и историки изучали мир славянской мифологии (А.Кайсаров, Г.Глинка, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, И.П.Сахаров, А.Н.Афанасьев и другие), школьнику порой трудно разобраться в том, что из себя представляет славянская мифология.
Именно поэтому мы разработали наглядное пособие «Боги древних славян: пантеон и классификация» (Приложение 1), которое может помочь учащимся в понимании значения славянской мифологии в истории страны, в классификации божеств древних славян (Приложение 2), а учителям оно будет полезным при подготовке урока по теме «Боги древних славян». Данное пособие включает в себя классификацию славянских божеств и духов, иллюстрации и краткое описание каждого божества.
Но наша работа далеко не закончена, ведь мы столько всего еще не знаем о верованиях древних славян. Поэтому мы уже задумались над следующими вопросами: исчезли ли до конца верования славян или нет, в каких традициях они могли сохраниться, какие фразеологизмы напоминают нам о тех временах, когда наши предки верили в силы природы и почитали их? Вопросов у нас очень много, поэтому наша работа будет продолжаться и дальше.
Список литературы
1. Данилов Д.Д. Окружающий мир. Моё Отечество. 3 класс. Ч.1. – М.: Баласс, 2006.
2. Капица Ф.С. Славянская мифология. – М.: Наука, 1990.
3. Лосина И.Н., Капустин Н.С. Мифологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 1999.
4. Мячин А.Н. Мир русской истории. – М.: Вече, 1998.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.
6. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1990.
7. Хочу всё знать. Энциклопедия для детей. – М.: АСТ, 2004.
Приложение 1.
Приложение 2.
1) Сварог Рожаницы Русалка Овинник Леший
2) Перун Даждьбог (Семаргл) Кикимора-домовая Домовой
3) Макошь Хорс Велес Водяной
Лада Ярило
Леля
Развешиваем детские рисунки дома
Будьте как солнце!
Осенняя паутина
Городецкая роспись
Фотографии кратера Королёва на Марсе