Сообщение о лоскутном творчестве в рамках школьных интеллектуальных чтени
Вложение | Размер |
---|---|
vzglyad_v_proshloe.doc | 35.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
п. Ханымей Пуровского района
Взгляд в прошлое
Выполнила ученица 7 класса Батутина Анна
Руководитель Иващенко Т.М.
п. Ханымей
2012
Лоскутная работа зарождалась и развивалась, по-видимому, независимо у разных народов. Точный возраст этого древнейшего промысла определить столь же трудно, сколь трудно достоверно ответить на вопрос: когда человек впервые создал ткань и надел на себя сшитую из этой ткани одежду. В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие на глубокую древность этого ремесла.
Несмотря на чисто практическую предпосылку, в каждой местности создавались и укреплялись своеобразные приемы, которые в дальнейшем с развитием торговых путей заимствовались, совершенствовались и взаимно обогащались. Секретов никто не таил, так как это ремесло «было в руках» у каждой женщины – хозяйки. Тем не менее в разных областях преимущественно развивались свои, глубоко народные, а в дальнейшем и национальные традиции. Выявлялись пристрастия, формировалась излюбленная цветовая гамма.
Вообще следует различать народную лоскутную традицию, неразрывно связанную с самим укладом крестьянской жизни на Руси, и современное лоскутное шитье, начало которому положено благодаря широкому распространению фабричных ситцев, а также изобретению швейной машины.
Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутики сортировались: все что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики – половички.
Поскольку «мелкоте» - так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды еще не полагалось. То русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежду для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но могли пригодиться детям и внукам.
Следует сказать, что до 18 века одежда на Руси была в основном домотканой, то есть изготавливалась из полотна, сотканного на ткацком станке, который был почти в каждой избе. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Поэтому сам крой народной одежды и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала.
Все это давало бережному и расчетливому крестьянскому уму толчок и к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей.
Однако с появлением первых фабричных ситцев в 18 веке и значительным их удешевлением в 19 веке, а также благодаря изобретению швейной машины появились новые возможности для развития и существенного обогащения лоскутной традиции. Дешевы, практичные, красочные ситцы охотно использовали не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев – лоскутные одеяла.
В 20 веке, во времена кризисов, падения производства и войн лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет и обеспечивая самым необходимым. В послевоенное время традиции лоскутного шитья отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. Продолжали заниматься лоскутным шитьем лишь редкие энтузиасты – художники в городах, да деревнях по старинке продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички.
Однако в семидесятые годы музеи Росси начинают собирать и изучать лоскутное шитье как вид современного искусства. С этого времени появляется и постепенно растет интерес к этому виду художественного творчества. Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы. Они увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «веселием» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур.
Сейчас, когда лоскутное шитье получает второе рождение, многие страны борются за приоритеты в этой сфере человеческой деятельности. Но, наверное, правильнее будет сказать, что лоскутное шитье интернационально, то есть принадлежит всему миру.
И действительно, этот наиболее доступный способ художественного самовыражения служит языком общения людей разных национальностей, вероисповедания и мировоззрения.
Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали, совместные акции, реализуются международные проекты. А слова «пэчворк» (лоскутная работа) и «квилт» (стеганное лоскутное одеяло) давно не требуют перевода и понятны как профессионалу, так и самодеятельной мастерице-лоскутнице.
В лоскутном шитье существуют различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Их часто называют техниками. Особо следует выделить способы создания различных фактур лоскутных полотен. Эти способы разнообразны, довольно просты в исполнении и придают изделию необыкновенную декоративную выразительность. Наибольший эффект достигается при сочетании в одном изделии различных техник.
Сейчас мы живем в такой социальной среде, когда первостепенное значение приобретает фактор качества, а качество непосредственно зависит от технологичности процесса. Поэтому сейчас в лоскутном шитье много внимания уделяется технической стороне дела как одной из составляющих мастерства в целом.
Сочетание технологичности и художественности с опорой на национальные традиции – такая тенденция наметилась в лоскутном шитье в последние годы. Причем технологические способы и приемы зачастую используются как средство декоративной выразительности.
Список литературы
Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. СПб.: Паритет, 2000. - 324с.
Шелковая горка
Рисуем акварельное мороженое
Пустой колос голову кверху носит
Ворона
Кто должен измениться?