Исследовательская работа составлена в рамках сдачи ГИА в традиционной форме. Тема выбрана в связи с тем, что автор работы увлекается народным творчеством, любит рукоделие.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работаocx | 38.07 КБ |
narodnye_promysly_c.r..ppt | 2.62 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Исследовательская работа
ПО ГЕОГРАФИИ.
Тема: «Народные промыслы
Центральной России».
Выполнила ученица 9 «А» класса:
Буравлева Дарья Дмитриевна
Научный руководитель:
Соколова Любовь Артемьевна
Г.Сосновый бор
2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава I «Актуальность, цели, задачи»……………………………………….....3
Глава II «Народные промыслы»…………………………………………………….4
Глава III «История возникновения»……………………………………………….5-6
Глава IV «Общая характеристика ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ»…………7-9
Глава V « Виды народных промыслов»………………………………………10-13
Глава VI « Вывод»………………………………………………………………………….14
Глава VII « Литература»………………………………………………………………….15
Темой моего реферата стали «Народные промыслы Центральной России». Меня заинтересовала эта тема, потому что я сама увлекаюсь этим. Я люблю: шитье, вязание, вышивку. Мне стало интересно побольше узнать, откуда появились промыслы, когда, для чего, благодаря кому и чему? Ведь это очень познавательно и увлекательно. Я считаю, что человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были не отделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.
Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому - что издавна славилась земля русская.
ЦЕЛИ:
-рассказать о развитии народных промыслов Центральной России
- ЗАДАЧИ:
-выяснить когда и где появились народные промыслы, что способствовало
их развитию.
-узнать какие народные промыслы существуют в Центральной России, в чём
их особенность.
Народным промыслом принято называть районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства. Народная культура всегда тесно связана с условиями конкретной местности. Вот почему в тех населенных пунктах, где имеются выходы глины, развивалось гончарное искусство, а в районах льноводства — ткачество или прядение.
Причины появления народных промыслов:
Малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, неудобные для пашни земли). Сырья для всех этих промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике не требовалось. Обмен промысловой продукции на хлеб обеспечивал центральным положением и наличием ряда водных путей, имевших в прежнее время несравненно большее значение, чем теперь. 2,5 млн. человек в Московско-промышленном пространстве были заняты различными народными промыслами.
Резьба и роспись по дереву и камню | Художественная керамика и глина | Вышивка и кружевоплетения | роспись или ковка из металла |
Хохлома | Гжель | Павловские платки | Тульские самовары |
Палех | Дымковская игрушка | Вологотское кружево | Жостовские подносы |
Богородская игрушка | Скопинская керамика | Каслинское литье | |
Русская матрешка | Филимоновская игрушка | ||
Городецкая роспись | |||
Вятская роспись |
Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. Этой деятельностью занимались целые деревни и районы.
Причина – особенности природных условий (долгая зима) и бедность почв. Крестьяне искали возможность прокормить семьи. Промыслы возникали там, где было достаточное количество сырья (лес, керамическая глина, лен) и существовал спрос.
На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. Лаковая роспись, обработка металла, вышивка ( особенно золотой нитью) возникали на основе традиции местных школ иконописи и первоначально выполняли заказы для церквей и монастырей. Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. В других случаях промысел составлял крупное производство фабричного типа. Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерские, в которых работали их крепостные, изготовляя на продажу ковры, кружево, узорные ткани.Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы. Вятский кружевной промысел и другие. Многие из них стали обслуживать город, испытывая при этом сильное влияние. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народные вкусы. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного производство оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.
Промыслы после революции.
Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели. Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы.
Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.
В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день.
В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
Р-н особенности | Центральный р-н | Центрально-Черноземный р-н | Волго-Вятский р-н |
Состав территории | - Брянская область, - Владимирская область, - Ивановская область, - Калужская область, - Костромская область, - Московская область, - Орловская область, - Рязанская область, - Смоленская область, - Тверская область, - Тульская область, - Ярославская область | - Белгородская область, - Воронежская область, - Курская область, - Липецкая область, - Тамбовская область. | - Республика Марий Эл, - Республика Мордовия, - Чувашская Республика, - Кировская область, - Нижегородская область |
Площадь Тыс.км2 | 485 | 168 | 263 |
Численность населения млн. чел. | 29,2 | 7,8 | 8,3 |
Плотность населения чел. км2 | 62 | 46 | 31 |
Положение района – центральное, поэтому оно является выгодным в транспортном и других отношениях исторического развития. Центральная Россия является древним ядром Русского государства. Район имеет равнинно-холмистый рельеф, климат – умеренно-континентальный, почвы – лесные, дерново-подзолистые. Промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля, фосфоритов, торфа, песка, леса.
Район концентрирует огромное количество высококвалифицированных трудовых ресурсов, научно-технический и промышленный потенциал. Преимущества экономико-географического положения Центральной России заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части.
Район обладает удобным экономико-географическим положением, так как расположен в центре Европейской части России, имеет выгодное транспортно-географическое положение.
Центральная Россия не богата природными ресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы, фосфориты, бокситы. Однако они лишь частично удовлетворяют потребности районов. Важное природное богатство ЦР – железная руда. Водные ресурсы по сравнению с потребностью хозяйства невелики. Территория ЦР расположена в долинах и на водоразделах: Волги, Днепра, Оки, Западная Двина.
Равнинная поверхность удобна для сельского хозяйства, равнинный, слегка всхолмленный, иногда расчлененный. Умеренно континентальный климат. Центральная Россия имеет большие земельные ресурсы. Леса используются в промышленности. В срединной и южной частях ЦР леса имеют водоохраное и санитарное значение.
Почвенные ресурсы наиболее характерны для большей части района дерново-подзолистые. С сильной заболоченностью северной части района связано довольно широкое распространение подзолисто-болотных почв. В качестве своеобразных “островов” среди подзолистых почв выделяются массивы темноцветных, более плодородных серых лесных почв. Южная часть Центра резко отличается по почвам от основной его территории. Здесь значительно более плодородные серые лесные почвы и черноземы, которые издавна интенсивно распахивались и утратили часть своего природного плодородия.
Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они преобладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Северо-Западного районов. В Центральной России в основном преобладает городское население. Население района многонациональное: русские, украинцы, белорусы, марийцы, чуваши, мордва, татары, удмурты и др.
Роль Центральной России в народном хозяйстве страны определяется, прежде всего, вкладом его промышленности и науки, подготовкой кадров, а также концентрацией органов управления и узловым положением в системе транспортных связей. В то же время Центр — это и район развитого многоотраслевого сельского хозяйства с давними традициями, отчетливо выраженной специализацией, высоким уровнем механизации. Главные отрасли специализации промышленности - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.
Агропромышленный комплекс Центральной России один из крупнейших в РФ по производству молока, овощей, мяса, картофеля, льна и сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.
промысел | производство | характеристика | применение |
гжель | Раменский район Московской области | фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу. | Посуда: -чашки -тарелки -кувшины Предметы интерьера: -вазы -игрушки |
хохлома | Нижний Новгород | С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. | Посуда: -ложки Интерьер: -мебель -игрушки -подсвечники |
Дымковская игрушка | Г. Вятка (территория г. Кирова) | Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности. | Игрушки: -птицы -всадники -куклы |
Палехская миниатюра | Палех, Ивановская Область | Палех- центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Обычно все расписывается золотым на черном. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов. | Интерьер: -шкатулки -пепельницы -игольницы Украшения: -брошки |
Русская матрешка | Московская область | русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад | Игрушки: -матрешки |
Павловский платок | Павловский Посад | платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг. Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декапировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. | Украшения: -платки |
Жостовские подносы | Деревня Жостово Мытищинского района Московской области. | Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. | Посуда: -подносы(под самовары) - подносы (под пищу) |
Богородская игрушка | посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области | русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. | Игрушки: -простые -движущиеся |
финифть | Ростов (Ярославская область | особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок. народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками | -бижутерия -шкатулки -иконы |
Филимоновская игрушка | Одоевский район Тульская область | Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. | - игрушки |
Скопинская керамика | Скопинский район Рязанская область | Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты. | Посуда: -кувшины Интерьер: -сувениры |
В ходе своей работы я узнала много интересного о народных промыслах. Причиной их появления стало отсутствие денег, не хватка сырья. Так же людям было необходимо себя занять в зимний период времени и они начинали из подручным материалов, таких как: глина, лес, фарфор и т.д. изготавливать предметы быта, для украшения домов, для продажи.
Народные промыслы начали появляться уже давно. В Росси их существует не мало, но все же самое большое количество производится в Центральной России. Некоторые из них утратили свое значение, но все же большинство сохранились до сих пор. Так же такие промыслы как знаменитая русская матрешка, тульский самовар, являются визитной карточкой, нашей странны.
Изучать народные промыслы, мне было очень интересно, потому что я сама увлекаюсь этим. Я люблю вышивать, вязать, шить и рисовать. В ходе своей работы я узнала много нового для себя. Мне захотелось применить рисунки из хохломской росписи и в своих работах. Я думаю, что после проведенной мною работы, я стану более близка к творчеству, особенно к древнему.
Слайд 2
человек издавна стремился украсить свое жилище. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно - прикладного искусства. Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, потому - что издавна славилась земля русская. На данных фотографиях продемонстрированы мои работы.
Слайд 3
- рассказать о развитии народных промыслов Центральной России -выяснить когда и где появились народные промыслы, что способствовало их развитию. -узнать какие народные промыслы существуют в Центральной России, в чём их особенность.
Слайд 4
- район, где преобладает распространение определенного вида народного искусства. Малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия.
Слайд 5
Резьба и роспись по дереву и камню Художественная керамика и глина Вышивка и кружевоплетения роспись или ковка из металла Хохлома Гжель Павловские платки Тульские самовары Палех Дымковская игрушка Вологодское кружево Жостовские подносы Богородская игрушка Скопинская керамика Каслинское литье Русская матрешка Филимоновская игрушка Городецкая роспись Вятская роспись
Слайд 6
Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов.
Слайд 7
Перечислим наиболее известные виды промысла( к началу ХХ века). В лесных районах, в Заволжье главный поделочный материал было дерево. Из него изготавливали-колеса, дешевую мебель, например: ( ложкарный промысел, ныне Хохломская роспись); игрушки( Сергиев Посад); суда и баржи( на реках Унже в Ветлуге). В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, кожи: в селах Павлово и Ворсма- замки, ножи; вблизи Осташкова-серпы и косы; в районе г. Кимры - кожаная обувь; в Гжельском районе- глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда.
Слайд 8
Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников. В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
Слайд 9
фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу. Посуда: -чашки -тарелки -кувшины Предметы интерьера: -вазы -игрушки Раменский район Московской области
Слайд 10
С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок. Посуда: -ложки Интерьер: -мебель -игрушки -подсвечники Нижний Новгород
Слайд 11
Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности. Игрушки: -птицы -всадники -куклы Г. Вятка (территория Кирова)
Слайд 12
Палех- центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи . В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Обычно все расписывается золотым на черном. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов. Интерьер: -шкатулки -пепельницы -игольницы Украшения: -брошки Палех, Ивановская Область
Слайд 13
русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад Игрушки: -матрешки Московская область
Слайд 14
платки , украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг. Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декапировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды . Украшения: -платки Павловский Посад
Слайд 15
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Посуда: -подносы(под самовары) - подносы (под пищу) Деревня Жостово Мытищинского района Московской области.
Слайд 16
русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Игрушки: -простые -движущиеся посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области
Слайд 17
особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок. народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками -бижутерия -шкатулки -иконы Ростов (Ярославская область)
Слайд 18
Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам . На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. - игрушки Одоевский район Тульская область
Слайд 19
Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью , занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты. Посуда: -кувшины Интерьер: -сувениры Скопинский район Рязанская область
Слайд 20
• В ходе своей работы я узнала много интересного о народных промыслах. Причиной их появления стало отсутствие денег, не хватка сырья. Так же людям было необходимо себя занять в зимний период времени и они начинали из подручным материалов, таких как: глина, лес, фарфор и т.д. изготавливать предметы быта, для украшения домов, для продажи. • Народные промыслы начали появляться уже давно. В Росси их существует не мало, но все же самое большое количество производится в Центральной России. Некоторые из них утратили свое значение, но все же большинство сохранились до сих пор. Так же такие промыслы как знаменитая русская матрешка, тульский самовар, являются визитной карточкой, нашей странны. • Изучать народные промыслы, мне было очень интересно, потому что я сама увлекаюсь этим. Я люблю вышивать, вязать, шить и рисовать. В ходе своей работы я узнала много нового для себя. Мне захотелось применить рисунки из хохломской росписи и в своих работах. Я думаю, что после проведенной мною работы, я стану более близка к творчеству, особенно к древнему.
Чья проталина?
Домик зимней ночью
Рисуют дети водопад
Ласточка
Мост Леонардо