Декоративно- прикладное творчество в настоящее время переживает значительные изменения, т.к. на смену традиционным техникам приходят новые или такие, которые были не доступны большинству людей. К таким видам творчества относится и валяние из шерсти. Сейчас без труда можно найти курсы по войлоковалянию, в магазинах есть все необходимое. Однако, обучиться делать сувениры - это один уровень, выполнить комплект одежды в этой технике- совершенно другой уровень. Анастасия поставила перед собой цель - на основе изучения материала о валянии шерсти, современных модных направлениях самостоятельно выполнить комплект «Цветы осени». Давыдкина А. вполне овладела техникой работы с шерстью, освоила мокрое и сухое валяние, опробовала способ валяния в стиральной машине. Возможно, что такие технологии уже давно известны. Однако, весь материал Анастасии пришлось искать на страницах популярных изданий, Интернет - ресурсах .Настя проявила самостоятельность в поиске опубликованных данных по этой теме. Весь собранный материал она представила в кабинет технологии для общего пользования. Комплект качественно выполнен, неповторим, элементы комплекта удобно разбиваются на составляющие, за счет чего происходит трансформация. Учтены гигиенические свойства шерсти. В ходе работы разработана инструкционная карта, которая так же может быть использована на уроках технологии или на занятиях кружка декоративно- прикладного творчества. Так же Настя провела исследование, это был ее первый опыт, провела мастер-классы по войлоковалянию для учеников школы.
Вложение | Размер |
---|---|
davydkina.doc | 82.5 КБ |
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ – СОЗВЕЗДИЕ - НТТМ»
______________________________
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОЛОВНОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА»
Комплект в технике валяния из шерсти
«Цветы осени»
Исследовательская (творческая) работа на Челябинский
молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее-Созвездие-НТТМ»
(секция 4.2 «Прикладное искусство»)
Автор:
Давыдкина Анастасия Сергеевна,
г. Челябинск,
МАОУ СОШ
№ 153, 5класс
Научный руководитель: Зырянова Татьяна Алексеевна,
учитель технологии
Челябинск 2011
Содержание
стр
Введение ………………………………………………………………………………..3
Актуальность выбранной темы…………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………………4
Некоторые сведения из истории валяния из шерсти…………………………………..4
Технология валяния из шерсти…………………………………………………………..5
Охрана труда, правила техники безопасности при работе с иглами…………………6
Порядок выполнения. Изготовление войлока мокрым способом……………………7
Валяние войлока без воды и мыла- сухой способ……………………………………….7
Экологическое обоснование……………………………………………………………….8
Ход исследования………………………………………………………………………..8
Выводы по исследовательской работе…………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………………10
Список литературы и Интернет- ресурсов………………………………………………10
Приложение……………………………………………………………………………….
Введение.
В свободное время я люблю заниматься рукоделием , когда- то увлекалась вышиванием, бисероплетением. В настоящее время стараюсь узнать о различных видах декоративно- прикладного творчества. Недавно, посетив одну выставку, я узнала о том, что из шерсти можно довольно быстро сделать какое-либо изделие. Мне очень понравились войлочные игрушки, а так же предметы украшения интерьера, костюма. Я долго рассматривала работы взрослых мастеров, но, к сожалению, не встретила работ моих ровесников. Мне стало интересно: неужели этот вид рукоделия доступен только взрослым, или моим ровесникам не нравится работать с шерстью? Немного об этом виде творчества я смогла узнать из журналов «Ручная работа», а так же на страницах Интернета. С полученными первичными представлениями я пошла на занятия по валянию из шерсти для того, чтобы воплотить свои замыслы в творческие работы, научиться делать красивые вещи своими руками, а также узнать об этом виде рукоделия подробнее .
Актуальность выбранной темы.
Итак, я узнала о том, что валяние из шерсти стало очень популярным видом декоративно- прикладного творчества, на занятиях я научилась некоторым приемам работы с шерстью. Мне захотелось самой выполнить какое- либо изделие, используя известные способы валяния. Я решила выполнить комплект «Цветы осени» шляпку, шарф и сумку в технике смешанного валяния, т.е. используя способ сухого и мокрого валяния. Если научусь изготавливать шляпки своими руками, то смогу легко и непринуждённо создавать потрясающие образы, согласно всем последним тенденциям моды и оставаться на высоте при любых обстоятельствах. Ведь оригинальная шляпка – это завершающий штрих к образу . Шляпка придает её обладательнице шарм и позволяет выглядеть ещё более привлекательно. Почему я решила назвать свой комплект именно так? Недавно мы с семьей поехали в сад, нам предстояло кое-что подготовить к зимнему сезону и желания работать у меня, скажу прямо, не было. На дворе стояла ненастная погода, настроение было неважное. Однако, как только мы переступили за ограду сада , перед нами появилась восхитительная картина: ковер из желто-оранжевых листьев, а среди этого розовые розы! Розы еще и не думали осыпаться, зеленые листья подчеркивали стремление продлить лето. Это так всех удивило и порадовало, что всю необходимую работу выполнили быстро, дружно, с хорошим настроением. Такие моменты надолго остаются в памяти, поэтому я решила использовать «борьбу роз с осенью» в своей работе.
Цель работы: на основе изучения материала о валянии шерсти, с учетом современных модных направлений самостоятельно выполнить комплект «Цветы осениь».
Цель исследования: изучить уровень информированности моих ровесников о способах валяния шерсти, об истории использования валяных изделий человеком; проверить, возможно ли научиться валять шерсть самостоятельно или необходимо проходить специальные курсы.
Основные задачи, которые помогут мне в решении поставленных целей:
- собрать текстовый и иллюстративный материал по технике;
- познакомиться с работами современных дизайнеров, работающих в технике
валяния из шерсти;
- освоить основные приемы валяния;
- провести исследование среди ровесников .
Основная часть.
Некоторые сведения из истории валяния из шерсти
История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Согласно легенде, возникновение первого валяного изделия связано с Великим потопом. Помещенные в Ноев Ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали её копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковер. Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Валяние Войлока (англ. felting, нем. filzen)—способ приготовления шерстяного материала у кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат и Балкан, Передней Азии (Ирана, Афганистана). Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока — ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы, VI—V вв. до н. э.), из курганов Ноинула в МНР (хунну, II—1 вв. до н. э.). Основное сырье для валяния войлока - овечья шерсть с небольшим добавлением ягнячьей, верблюжьей и козьей шерсти, конского волоса и волоса, выпадающего пои линьке крупного рогатого скота. У кочевников Евразии выше всего ценится войлок из овечьей шерсти осеннего настрига, менее ценным считается войлок из летней шерсти. Валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых операций: сбивание шерсти специальным прутом (предпочтительно в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой); обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой (с целью уплотнения шерстяной массы); свертывание шерсти в рулон (на деревянный валик или без него, с помощью веревки); обертывание рулона кожей, тканью или циновкой и прокатывание (валяние) рулона по земле либо путем буксировки двумя всадниками (в среднем 10—15 раз на расстоянии 1 км), либо вручную от одной группы людей к другой, периодически прерываемое разворачиванием рулона с целью выявления возможных изъянов и их заделки. Так получают крупные куски войлока—покрытия для различных частей юрты. Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви, сбивают и уминают руками.
Кочевники Евразии изготовляли из войлока следующие изделия: все виды покрытия для юрты, одежду (стельки, прокладки для подметок, чулки вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (войлочные подушки, дорожки, ковры, подстилки для сна), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и пр. мелких предметов, подстилки для новорожденных телят), скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потник под верховое седло, чепрак и попона для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.). Нужно сказать, что способностью сваливаться, скручиваться, сцепляться обладает только шерстяное волокно, благодаря неоднородности структуры и хорошей эластичности. Поэтому валять можно только из шерсти. Ни одно другое природное волокно, будь то лён или хлопок, не обладает этими свойствами.
Технология валяния из шерсти
Теперь изделия из войлока применяются в разных областях человеческой жизни. Предметы из войлока встречаются и в русской культуре, например, всем известные валенки – самая теплая обувь для настоящей русской зимы. Но возможности войлока сегодня значительно шире: любители этого прикладного искусства делают необыкновенной красоты одежду, сумки, обувь, картины, декоративные панно и ковры, рамки для фото, цветочные композиции, забавные игрушки, абажуры для ламп и многое другое. Технологически валяние представляет собой изготовление полотна из шерсти путем сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. При воздействии определенных факторов – перепада температур, механического воздействия и щелочной среды – чешуйки шерсти соединяются между собой, и получается прочный, теплый и совершенно уникальный по тактильным ощущениям материал – войлок. Для валяния обычно используют непряденую шерсть, чаще всего овечью и верблюжью. Фелтинг (Валяние) – одно из модных и активно набирающих обороты рукодельных увлечений.. Сегодня можно купить уже готовую для работы шерсть различных видов: грубая валеничная шерсть (для изделий в этническом стиле), сливер (расчесанная шерсть, используемая в качестве основы для валяния), выбеленная, расчесанная и вытянутая шерсть (для поверхностных слоев, для создания светлого фона и для окрашивания), а также полутонкая овечья шерсть, шерсть мериноса, ангора или мохер (для декорирования и отделки изделий). Материал можно купить в специальных магазинах для рукоделия, он может быть белым, натуральных цветов или окрашенным. Для валяния объемных изделий, например, игрушек, используются также иглы для фильца (иглы разной толщины и длины, разной формы сечения, с зазубренными кончиками), шлифовальные машинки и прочие приспособления.
Охрана труда, правила техники безопасности при работе с иглами.
Во время работы следить за тем, чтобы иглы не поранили руку, для этого работать нужно в сидячем положении за столом, ноги должны опираться о пол, корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
Следить за исправностью игл, не допускать работу не закрепленными иглами для валяния. Так как иглы для валяния шерсти очень ломкие, следить за тем, чтобы иглы во время работы не соприкасались с твердой не предназначенной для валяния поверхностью. Если же в процессе работы иглы ломаются, то их необходимо немедленно аккуратно изъять и соблюдая правила ТБ утилизировать.
Порядок выполнения.
Изготовление войлока мокрым способом.
Материалы и приспособления:
Шерсть разных цветов
(бежевого, болотного, оранжевого, светло и темно зеленого и других);
Губка (поролоновая) или пластиковая пленка с воздушными пузырьками (обычно ее используют для упаковки техники);
Мыльный раствор (для приготовления мыльного раствора используют горячую воду 40-50 градусов и натертое на крупной терке мыло, я использовала в своей работе банное мыло);
сетка-тафта для удобства валяния, чтобы шерсть не тянулась за руками, не комкалась.
Последовательность работы:
На стол укладываем поролоновую губку или пластиковую пленку с воздушными пузырьками. Сверху укладываем небольшими, тоненькими клочками шерсть: 1 ряд вдоль волокон, 2 ряд - поперек, таким образом повторяем 9- 13 раз по мере необходимости.
При помощи разбрызгивателя смачиваем шерсть горячим мыльным раствором;
Руками вдавливаем жидкость в шерсть, чтобы вся шерсть равномерно пропиталась мыльным раствором; кругообразными движениями трем шерсть, скрепляя ее в единое целое, двигаемся от середины к краям, чтобы удалить остатки воздуха.
В процессе валяния происходит усадка.
Валяние войлока без воды и мыла- сухой способ.
Материалы и приспособления:
Шерсть разных цветов
(серого, бежевого,розового);
Губка (поролоновая),
специальная пробивная игла для фильцевания или фелтинга.
Последовательность работы
Укладываем небольшими, тоненькими клочками шерсть на губку : 1 ряд вдоль волокон, 2 ряд - поперек, таким образом повторяем по мере необходимости.
Иглой начинаем прокалывать шерсть по всей поверхности. В результате шерсть спрессовывается, из нее выходит воздух, она сваливается в единое целое и приобретает вид шерстяной ткани.
Постепенно добавляем шерсть различных цветов и оттенков. При необходимости корректируем форму. Когда с одной стороны фигурка уже сформирована, осторожно отрываем ее от губки, переворачиваем и продолжаем работать иглой по другой стороне. Если в процессе работы появляется необходимость добавить еще шерсти, то добавляем.
Для всех парных деталей шерсть отделяется одновременно в равном объеме. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками.
Первоначальное заваливание объёма осуществляется иглами № 60 или №70.
Когда игла в процессе работы начнет пробивать мохер с сильным напряжением, а лезвие — угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50.
На последнем этапе используется самая тонкая игла № 45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.
Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности, и лишь иногда под более острым, в зависимости от конкретно стоящей задачи.
Экологическое обоснование.
Так как изделие полностью выполнено из шерсти животных, то его можно считать экологически чистым, т.к. не требует дополнительной химической обработки и не способствует загрязнению окружающей среды. Шерсть не имеет отходов и не требует утилизации отходов производства. Изделия из шерсти долго служат своим хозяевам, могут передаваться от старших к младшим, следовательно, тоже помогают сохранять природные материалы (в данном случае шерсть). Шерстяное волокно обладает огромным количеством положительных свойств. Оно уникально тем, что благодаря своей пористой структуре – воздухопроницаемо и обладает низкой теплопроводностью. В шерстяном изделии тело никогда не перегреется, а в холод не замёрзнет. Также немаловажно то, что шерсть не электризуется в отличие от всех синтетических материалов. И хочется сказать про ланолин, благодаря которому шерсть обладает и целебными свойствами. Это животный воск, который выделяется кожей животных. Ланолин несёт в себе противоаллергенные свойства, препятствует размножению микробов, нейтрализует токсины, это прекрасное косметическое средство. Сейчас в некоторых странах появляются вещи для младенцев из шерсти, обработанной щадящими способами, сохраняющими живой, природный ланолин.
Ход исследования. Для того, чтобы изучить уровень информированности моих ровесников о способах валяния шерсти, об истории использования валяных изделий человеком мне пришлось провести анкетирование среди учеников 5-6 классов МАОУ СОШ №153. Была разработана анкета (приложение А).
В результате были получены следующие данные:
1. о том, что из шерсти можно делать нужные и полезные вещи знают 35 человек- 100% при этом - 23 человека знают только о вязании из шерсти, 7 человек знают о войлоковалянии и уже пробовали сами делать какие либо изделия, 5 человек не знают о войлоковалянии.
2. Изделиями из войлока пользовались 35 человек- 100%, из них 25 человек- отметили, что пользовались обувью из войлока (валенки, бурки), 2 человека отметили, что пользуются головными уборами из войлока (береты, выполненные руками мастеров), 7 человек отметили, что делали подарки в технике войлоковаляния( картина из шерсти-2 человека, декоративный цветок- 4 человека, чехол для телефона -3 человека)
3. О способах валяния из шерсти (сухом и мокром), последовательности выполнения работы знают- 7 человек , из них 5 человек имеют представления о валянии мокрым способом, 2 человека знают и умеют валять сухим и сырым способом.
4.Чтобы ответить на вопрос: «Возможно ли научиться валять шерсть самостоятельно или необходимо проходить специальные курсы», я предложила всем ребятам стать участниками эксперимента. Задача заключалась в том, чтобы попробовать сделать изделие из шерсти в технике валяния своими руками. В ходе эксперимента был проведен мастер- класс по изготовлению игрушки, показана презентация о войлоковалянии, рассмотрены вопросы о свойствах шерсти, о способах получения других цветов из уже имеющихся в наличии. Так же познакомились с работой специальными приспособлениями: иглами для фильца, иглопробивной машиной. После этого всем участникам эксперимента была выдана шерсть и все необходимое для работы в технике валяния сухим и мокрым способом. Ребятам предстояло самим попробовать сделать любое изделие, соблюдая при этом правила техники безопасности.
В результате эта работа очень увлекла всех участников. Все старались сделать поделку как можно лучше., многие делали подарки для своих родных и друзей. Работы получились, конечно, разные. У тех ребят, которые уже занимались войлоковалянием , работы были лучше, чем у тех, кто впервые занялся этим делом. У одного человека очень долго не получалось качественно привалять шерсть, потому, что он неравномерно раскладывал шерсть, старался все сделать побыстрей, не проваливал до конца новый и предыдущий слой, шерстинки плохо сцеплялись между собой.
Выводы по исследовательской работе.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1.уровень информированности моих ровесников о способах валяния шерсти недостаточный, практически никто не интересуется самостоятельно этим видом декоративного творчества, тем более историей войлоковаляния;
2. если проводить различные мастер- классы в школе (по различным техникам), то качество знаний станет лучше, ребята с интересом будут осваивать войлоковаляние;
3. для того, чтобы получить первые навыки работы с шерстью, совсем не обязательно посещать дорогостоящие курсы, возможно взаимо и самообучение. Если же захочется углубить знания по данной технике, то можно найти мастер- классы на Интернет- сайтах.
А для желающих получить профессиональные навыки лучше обратиться к мастерами записаться на курсы.
Заключение.
В процессе работы я ответила на все интересующие меня вопросы, решила все поставленные задачи. Выполнила своими руками комплект «Цветы осени», который является теперь предметом моей гордости. Ведь я сама смогла освоить такой увлекательный способ декоративно- прикладного творчества! Шляпку украшает роза; шарф можно использовать как самостоятельный предмет украшения костюма; футляр для телефона нужная вещь, которая имеет не только практическую,но и декоративную нагрузку; маленькая сумочка всегда пригодится.
Мне было интересно проводить исследование, это мой первый опыт. Так же мне понравилось проводить мастер - классы по войлоковалянию и я сделала некоторые образцы для демонстрации, ведь я обязательно проведу такие мастер - классы для учеников нашей школы во время каникул (об этом мы уже договорились с учителями).
Таким образом, цель, которую я ставила перед собой решена.
Список литературы и Интернет-сайтов:
Список литературы.
1. журналы «Ручная работа»№ 18, 2007, № 21, 2008, № 3, 13, 2009.
2.Интернет:
http://community.livejournal.com/voilok_ru/
Шерстяная лампочка
http://www.wool-bulb.com/
международная ассоциация по фелтингу http://www.feltmakers.com/connections.html
http://www.wool-bulb.com/kak.html
мастер-класс по мокрому валянию от yaroshok
http://community.livejournal.com/ru_crafts/118200.html
видео по мокрому валянию
http://www.feutrinage.com/csasp_editorial.asp?ID=87
http://www.festivefibers.com/index.shtml
http://www.feltcafe.net/drinkcozy.html
http://www.feltfaction.fi/ENG/clothes.php
http://www.supermaggie.com/thingstobuy/?merchandise/Scarves
http://www.hutup.de/welcome.html
Как Снегурочке раскатать тесто?
Одеяльце
Денис-изобретатель (отрывок)
Два морехода
Каргопольская игрушка