Скоро День матери, праздник всех мам. И я хочу сделать подарок моей маме к этому празднику.
Я хочу подарить маме нечто оригинальное, но своими руками. Как то бабушка рассказывала о том, как в детстве у мамы была любимая тряпичная кукла. Я решила попробовать сделать ей похожую куклу.
Отследив и проанализировав все варианты изготовления тряпичных кукол, которые смогла найти в литературе или интернете, я ещё больше заинтересовалась этой работой. Я решила сшить куклу по своему эскизу.
Используя опыт изготовления мягких объемных игрушек, можно изготовить куклу по авторскому замыслу.
Вложение | Размер |
---|---|
kalayda_proekt.doc | 57.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18 ст. РЯЗАНСКАЯ
БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Автор: Калайда Екатерина 11 лет
Руководитель: Пешикова Татьяна Сергеевна
учитель
2012г.
Скоро День матери, праздник всех мам. И я хочу сделать подарок моей маме к этому празднику.
2.Определение конкретной задачи и её формулировка.
Я хочу подарить маме нечто оригинальное, но своими руками. Как то бабушка рассказывала о том, как в детстве у мамы была любимая тряпичная кукла. Я решила попробовать сделать ей похожую куклу.
3 Обоснование проблемы.
Отследив и проанализировав все варианты изготовления тряпичных кукол, которые смогла найти в литературе и интернете, я ещё больше заинтересовалась этой работой. Я решила сшить куклу по своему эскизу.
4. Гипотеза.
Используя опыт изготовления мягких объемных игрушек, можно изготовить куклу по авторскому замыслу.
5. Цель проекта: изготовить куклу по авторскому замыслу.
6.Задачи проекта:
- изучить историю тряпичных кукол;
- отследить в литературе варианты изготовления
- разработать эскиз куклы;
- изготовить и оформить куклу по выбранному эскизу.
Инструменты и материалы
Технология изготовления
Историческая справка
Самоанализ
проекта
Исследование
темы
Техника безопасности
Историческая справка
Ещё в середине XX века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами и только с 1960 года, когда в России стали выпускать на промышленных предприятиях миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.
Кукла – способ познания жизни и для тех, кто её создаёт, и для тех, кто с ней общается. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних, до новейших. Глиняные и деревянные, гипсовые, восковые, металл, резина, смолы, на смену пришли куклы из твёрдого пластика, а полиэтилен вытеснил мягкий пластик и винил.
Однако в этой цепочке не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий. Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала 20-го века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках и берегли на игрушки. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из новых лоскутов, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. Игрушки дарили родным и близким, скрепляя родовые узы.. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для детей.
Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д.
Разработка проекта
Для работы мне понадобятся: игла, булавки, ножницы, простой карандаш, мыло или мелок, линейка, лист белой плотной бумаги ткань ситец белого цвета, цветная ткань для платья, тесьма, синтепон для набивки, нитки белого цвета и мулине – голубые, черные, красные для оформления лица куклы.
Практическая реализация проекта
Изготовление туловища куклы.
По эскизу изготовить лекало. Вырезаем куклу 2 детали. Детали сшиваем, оставляя свободным край на голове куклы, выворачиваем, набиваем ватой, зашиваем косым швом через край.
Изготовление волос для куклы.
Прежде всего следует решить конструкторско – технологическую задачу:
-каким способом прикрепить волосы у куклы? (Приклеить, пришить)
- какой способ лучше? (Пришить)
Нарезать пряжу нужной длины. Визуально подобрать необходимое количество нитей. Практически(прикладывая нити к голове куклы) определить, где лучше пришить пряжу (по лобной и теменной части; на затылке пряжу лучше не пришивать, просто закрыв его «волосами».
Оформление лица куклы.
Глаза ,нос, рот и брови выполняем в технике «вышивка» используя нити мулине – голубые, черные, красные.
Изготовление лекал для сарафана.
Проводим измерения охвата груди, шеи и длины сарафана. Записываем результаты и проводим вычисления. Лекала строятся на основе прямоугольников.
Кройка деталей
Перед разметкой на ткани лекала обязательно примеряют к кукле, чтобы выяснить, не заужены ли они, достаточны ли припуски на швы.
Юбку сарафана проще сделать в сборку.
Сшивание деталей.
Детали складываются, смётываются, булавки удаляются, детали сшиваются петельчатым швом. Низ подогнуть и прошить мелкими стежками, прямым швом и затем закрыть кружевом.
Самоанализ.
Работа над проектом закончена. Я считаю, что цель достигнута.
Выполнение данного проекта заинтересовало меня, я узнала много нового и интересного из истории тряпичных кукол и технологии их изготовления. Это помогло мне сшить куклу по своему эскизу. Она очень мягкая, приятная на ощупь. Куклу я подарю в знак любви своей мамочке на День матери. При этом я считаю, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье и удачу.
Надеюсь, подарок понравится маме!
Список литературы:
3.Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.
4.Г. Дайн « Русская тряпичная кукла»
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Ребята и утята
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Четыре художника. Осень
Почта