Не секрет, что в настоящее время в России идёт потеря русских традиций. Исчезают целые сёла, а значит уходят в историю искусство народных умельцев. Прядение в жизни моих селян ещё играет большое значение. Из овечьей шерсти делают носки, кофты, шапочки и шарфики, одеяла. Для здоровья очень полезные.
Вложение | Размер |
---|---|
anotacii_k_foto_po_pryad.doc | 141 КБ |
Номинация «Традиционная материальная культура»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Салтановская средняя общеобразовательная школа
Навлинского района Брянской области
Российской Федерации
Работу выполнила
Дмитрук Мария Андреевна,
учащаяся 9 класса
Руководитель
Козлова Лариса Васильевна,
учитель истории
1 категории
с. Салтановка
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
А) Из истории прядения. Стр. 2
Б) Поверья, связанные с прядением и прялкой. Стр. 3
2. Тема и задачи исследования. Стр. 5
3. Методика исследования. Стр. 6 - 7
4. Результаты исследований. Стр. 8 - 14
5. Заключение. Стр. 15
6. Литература. Стр. 16
7. Авторское стихотворение. Стр. 17
Введение
Натуральное хозяйство для русских крестьянок было нормой: сами посеяли лён, сами его переработали, сами выткали полотно, отбелили его и рубашек детишкам нашили.
Вырастили овец, коз, состригли шерсть, обработали, напряли пряжи, и вот уже вся семья одета в теплые шерстяные носки и варежки. Казалось, что при нынешних возможностях купить любые готовые вещи, такой длительный и трудоёмкий процесс изготовления продукта стал достоянием истории. Оказывается, нет. Есть ещё в сёлах люди, которые, как когда – то русские крестьянки, весь путь рождения вещи проводят в домашних условиях.
А) Обратимся к истории прядения.
Прядение было неотъемлемой частью крестьянского быта.
Прядение или прядильное производство есть совокупность операций, которым подвергается волокнистое вещество с целью получения из него нити — пряжи, для ткачества и других целей. Эти операции — двоякого рода:
1) Подготовительные, имеющие целью очистить волокно, отделить от него все посторонние вещества, а также более короткие волокна; разрыхлить массу волокна, придать ей равномерное строение и правильную форму ленты, удобную для дальнейшего превращения в пряжу.
2) Прядильный отдел, состоящий в постепенном выравнивании, утонении и легком закручивании полученной ленты и получении, наконец, желаемой пряжи (тонкопрядение).
Искусство приготовления пряжи из волокон известно с доисторических времен. Сказания древних писателей (Геродот), образцы тканей, сохранившиеся в египетских гробницах, свидетельствуют о высокой степени развития этого искусства, в особенности, у египтян и индийцев. Судя по дошедшим до нас изображениям, а равно прядильным орудиям (веретенам), находимым в остатках свайных построек, приемы ручного прядения, применявшиеся за несколько тысячелетий до нашего времени, таковы же, какие господствовали повсеместно не далее 500 лет тому назад и которые и теперь еще можно встретить у жителей сельской местности. Существенной операцией прядения является скручивание, служащее для возбуждения связи между волокнами. Китайцы, греки и египтяне изобретение прядения приписывали богиням — факт, свидетельствующий о древности этого искусства. *
Примитивный способ прядения отличается своей простотой:
материал, слегка подготовленный, т. е. выбитый, разрыхленный, очищенный, прочесанный ручными способами, помещается в виде большого пучка на поддержке (лопате, гребне, пряслице), к которой привязывается шнурком. Начиная прядение, работник вытягивает из этого пучка несколько волокон, ссучивает их пальцами и прикрепляет полученную короткую нить к верхнему концу веретена. Последнее представляет собой круглую, большей частью деревянную палочку со слегка заостряющимися концами и с утолщением в нижней ее части (см. фото №4).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Прохорова М.К. «Быт XIX века. Интерьер избы». Журнал «Юный художник» №11-12 1994год
Около 500 лет тому назад изобретены прялка и самопрялка, что улучшило кручение пряжи и наматывание ее на веретено или на катушку, причем подача волокон (вытягивание) производилась по-прежнему руками.
Работа на прялке идет почти так же, как на веретене. Вытягивая волокна руками, рабочий направляет нить под острым углом к веретену, чтобы она не наматывалась на него, а лишь закручивалась, соскальзывая с его конца; при этом поддержка с волокнистым материалом отодвигается от веретена. После выпрядки известной длины, производят наматывание ее, для чего нить направляется под прямым углом к веретену. Таким образом, работа на прялке производится периодически: сначала прядение, потом наматывание.
Крестьянское искусство, народные промыслы развивались в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве.
Б) Одним из самых необходимых предметов любой семьи была прялка, потому что прядение являлось неотъемлемой частью крестьянского уклада жизни. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. **
Веретено, прялка были верными спутницами русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на ручной прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали ручную прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд ее прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки. О прялке и прядении появились пословицы: 1. «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи». 2. «Прялка не Бог, а рубаху дает». 3. «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом». 4. «Не ленись прясть, хорошо оденешься». Были даже некоторые традиции, например, в великий четверг девушки и женщины пряли нити левой рукой для каждого члена семьи, такие нити отождествлялись с нитями судьбы.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------** Мароховский Г.В. «По следам народного искусства». Тула: Приокское книжное издательство, 1991год
Нити, спряденные в четверг, считались лечебными и, если кто-то в доме болел, такими нитями перевязывали запястье и ноги.
Тема исследования: «Традиции прядения в нашей жизни»
Цель: показать назначение прядения в современной жизни.
Задачи:
1.Изучить старинный быт селян
2. Показать назначение прядения в прошлом и в настоящее время.
3. Выявить мастеров - умельцев прядения, живущих рядом с нами.
Место проведения исследования:
Село Салтановка Навлинского района, Брянской области.
Сроки проведения исследования: середина сентября 2010г. – декабрь 2010г.
Обзор литературы: литературы я нашла немного, поэтому большое внимание уделила опросу жителей села.
Общая характеристика района исследования:
Село Салтановка расположено в юго- западной части Навлинского района, Брянской области. Общая протяжённость села составляет 9,1 км. с расположением центральной улицы «север- юг», имеет выгодное транспортно – географическое положение, находясь на стыке транзитный асфальтовых дорог «Вздружное – Навля» и «Глинное – Навля».
Старожилы рассказывают, что возникновение села относится к 1603-1604гг. о названии села бытует легенда. На берегу небольшой речушки Щанка, которая протекала вдоль села и впадала в реку Навля, разбросано было несколько славянских посёлков. Постепенно промежутки между ними заселялись новыми поселенцами и соединились в одно село, которое оказалось как бы слатано из отдельных кусков. Село и назвали Слатановка. После фонетико – морфологических изменений название стало звучать как Салтановка.
В нашем селе живут гостеприимные и хлебосольные люди, трепетно относящиеся к традициям. В селе отмечают три престольных праздника: Богослов - 9 октября (26 сентября), (с 1753 по 1942гг. на территории села действовала церковь во имя св. Евангелиста Иоанна Богослова), Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября, Никола - 19 декабря. Село по протяжённости большое, поэтому, издавна празднование этих праздников происходит в отдельных частях села и люди ходят друг к другу в гости.
Много у нас известных людей, память о которых передаётся из поколения в поколение. Мы гордимся нашими односельчанами Гузёнковым Иваном Матвеевичем и Максаковым Владимиром Владимировичем, получившими за заслуги звание Героя Советского Союза в годы войны. Есть у нас и свои учёные, и орденоносцы, и награждённые за освоение целинных земель, и делегат слёта молодёжи в Москве, и награждённые орденом Трудового Красного Знамени.
Методика исследования.
Исследование №1 Характеристика населения с.Салтановка
(данные сельской администрации на ноябрь 2010 года)
Цель: определить количественный и половой состав жителей села
Вывод: Женщин и девочек на селе в два раза больше, чем мужчин и мальчиков.
Исследование №2
Цель: Выяснить, с помощью чего на селе прядётся пряжа
Возрастной Ценз | Прядут с помощью веретена | Прядут на деревянной прялке | Прядут на электропрялке |
19 – 40 лет | - | 2 | - |
40 – 60 лет | 5 | 1 | 1 |
60 – 90 лет | 2 | 2 | - |
Вывод: Наши селяне занимаются прядением с помощью веретён и прялок. | |||
Исследование №3
Цель: Узнать, как используется пряжа?
Возрастной ценз | Вяжут носки, варежки | Вяжут кофты, свитера | Вяжут шапки, шарфы | Изготавливают одеяла |
19 – 40 | 90 чел | 12 чел | 14 чел | - |
40 – 60 | 17 чел | 6 чел | 7 чел | - |
60 - 90 | 4 чел | 1 чел | 1 чел | 1 чел |
Итого: | 121 чел | 19 чел | 22 чел | 1 чел |
Вывод: Многие женщины по назначению используют шерсть |
Исследование №4
Цель: Узнать где берут шерсть? Для кого изготавливают вещи?
Где берут шерсть? | Пользуются своей | Покупают |
19 – 40 | 2 | 116 |
40 – 60 | 7 | 27 |
60 - 90 | 4 | 7 |
Итого | 13 | 150 |
Для кого изготавливают вещи? | Для себя и родных | Н а продажу |
19 – 40 | 121 | - |
40 – 60 | 28 | - |
60 - 90 | 4 | 3 |
Итого | 153 | 3 |
Вывод: Больше всего жительниц шерсть покупают и изготавливают вещи для себя. |
Результаты исследования.
Упоминания о прялке были в произведениях русских писателей, поэтов,
часто упоминается в произведениях A.C.Пушкина. «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...» - строки из известной сказки A.C. Пушкина делают прялку в нашем представлении чем-то очень далёким, к стремительной жизни XXI века не имеющим никакого отношения. Но, оказывается, древняя прялка прекрасно уживается в современном сельском доме рядом с телевизором, компьютером, холодильником и не чувствует себя здесь чем-то лишним, окончательно устаревшим… В доме бывшей учительницы, ветерана педагогического труда, отличника народного просвещения, а ныне 79-летней пенсионерки Каршковой Надежды Фёдоровны прялка занимает почётный угол у печи, напротив телевизора. Её прялка не музейный экспонат, она «трудится» вот уже много лет. Хозяйка, греясь зимними вечерами у жарко натопленной печи и глядя любимые передачи, напряла столько пряжи, что трудно себе представить тот клубок шерсти, который можно было бы смотать из полученных ею ниток.
Прялку нашли случайно на чердаке заброшенной избы, что была по соседству с домом Надежды Федоровны. Умелые руки сына учительницы привели старинное приспособление для прядения в рабочее состояние - и вот уже долгие годы (с тех пор как учительница стала пенсионеркой) прялка не подводила свою хозяйку. А работы всегда много. В хозяйстве есть овцы, их дважды в год стригут, шерсть обрабатывают: моют, чистят, везут в город Почеп (Брянская область), чтобы шерсть-сырец специальные машины превратили в кудель (расчёсанную и свёрнутую по-особому шерсть), из которой пряха с помощью прялки создаст тонкие прочные нити, смотает их в клубки, белые и тёмные (зависит от цвета шерсти овец), часть белых клубков покрасит в яркие цвета и будет потом вязать, вязать, вязать... Что? Всё: очень тёплые, необыкновенно мягкие и уютные носки, свитера, шапочки, шарфы и шарфики... Даже детские одеяла из овечьей шести изготовляет Надежда Федоровна, необыкновенная женщина, неутомимая труженица, искусная пряха и вязальщица. Трудно даже назвать то количество детей и взрослых, которые с удовольствием носят вещи, сделанные её руками. И нынешней зимой жужжит в доме бывшей учительницы прялка, сидит за ней, держа в натруженных руках удивительно тонкую ровную нить, пожилая женщина и охотно рассказывает заглядывающим к ней современным школьникам о секретах прядения, предлагает научить нехитрому, по её словам, ремеслу. И когда видишь предмет старины не в музее, а в доме знакомого человека, когда можешь своими глазами увидеть, как, из чего рождаются твои любимые вещи, наука история кажется не какой-то далёкой, а родной и близкой. И такое понятие, как культура народа, воспринимается не как отвлечённое, а как вполне ощутимое явление, имеющее реальные воплощение. История родных мест, биографии земляков, предметы старины заставляют по-другому смотреть на события прошлого, реально помогают понять его.
Кружится прялки колесо-
Вновь кто – то шерсть прядёт.
Век двадцать первый за окном –
Традиция живёт!
Этапы шерстяного пути к свитеру.
Вот оно, начало всех начал. Забавные пушистые ягнята. Немало труда и заботы приложит хозяин, чтобы вырастить овец со здоровой, качественной шерстью.
Стрижка овец состоялась
(она производится два раза в год: весной и осенью).
Шерсти получилось много, но она пока вот такого неприглядного вида. По другому и быть не может:
это шерсть сырец. В народе такую шерсть называют волна. Теперь её надо очистить от грязи специальными машинами. Для изготовления одеял волну предварительно хорошо промывают в нескольких водах с использованием моющих средств.
А это кудель – обработанная в древнем городе Почеп (Брянская область) на специальной шерстобойной машине (сегодня три частника занимаются данным производством). Перед подачей в машину шерсть рвётся на мелкие куски, чтобы лучше очистилась.
Шерсть стала чистая, пушистая, белая или тёмная,
по – особому скатанная в валы, шириной до 1 м.80 см.
При изготовлении одеял, валенок это очень удобно, а при прядении приходится отделять кудель весом до 1кг.
Кудель и веретено.
Кудель закрепляется в рогатину с помощью нитки или шнурка так, чтобы было удобно поворачивать кудель выше, ниже по мере её переработки.
И вот теперь пряха садится за прялку. Вращается колесо, левой рукой мастерица выдёргивает из кудели шерсть, которая превращается в ещё не очень прочную нить.
Толщину нити регулирует пряха. Выдёргивает длиннее из кудели шерсть – нить тоньше, выдёргивает короче - нить толще. Катушка, вставленная в рогульку с крючками, вращается. Пряха переводом нити от первого крючка на рогульке к последнему равномерно заполняет катушку.
После заполнения двух катушек начинается процесс скручивания двух нитей в одну для прочности и тепла. Заполненные катушки закрепляются с двух сторон от основания рогожки. Две нити продеваются в рогульку, колесо настраивается на обратный ход (чтобы нитка не была крутой) с помощью винта вверху на опоре.
С катушки готовая нить вручную сматывается в клубки. Она готова к покраске специальными красителями для шерсти.
А уж, какие разнообразные, полезные, тёплые вещи и для взрослых и для детей можно изготовить из готовой пряжи, сделанной с такой любовью. Носи на здоровье!
Заключение
Выполняя исследования, я научилась получать информацию от представителей власти села (глава с/поселения, бывший выпускник нашей школы Акимов В.И.любезно предоставил мне информацию о жителях села); акушер мед.пункта Фильчёнкова Г.И. помогла точно определить состав детей до 18 лет; могу научить любого как проводить анкетирование с последующим анализом (мне помогали опрашивать селян учащиеся школы – нас в школе 83).
Изучила старинный быт моих селян. Узнала о назначении вышивных вещей раньше и в настоящее время, сделала для себя выводы, что очень важно трепетно относиться к истории, к людям.
Узнала, что в моём селе сегодня живут замечательные мастера прядения. Это Винник Надежда Николаевна, Каршкова Надежда Фёдоровна, Михалева Наталья Семёновна (недавно ушедшая из жизни).
Они в совершенстве освоили технику прядения и вязания. Для меня было большим сюрпризом узнать, что в нашем селе из шерсти делают одеяла. Причём на заказ любое – и для ребёнка и для взрослого. А ведь такие одеяла очень тёплые и полезные.
Я констатировала тот факт, что мои односельчане своими руками делают красивые, удобные, тёплые вещи.
А как уютно чувствует себя тот, кто надевает на себя шерстяную вещь, связанную с большой любовью мамы, бабушки.
Уверена, что моя работа сделала меня духовно богаче и добрее. Народное рукоделие всегда почиталось на Руси и передавалось из поколения в поколение. Хочется верить, что эта традиция навсегда сохранится в нашей прекрасной, многострадальной стране.
Литература
1. Мароховский Г.В. «По следам народного искусства». Тула: Приокское книжное издательство, 1991год
2. Прохорова М.К. «Быт XIX века. Интерьер избы». Журнал «Юный художник»
№11-12 1994год
3. Интервью жителей села Салтановка: Винник Надежда Николаевна, Каршкова Надежда Фёдоровна, Михалева Наталья Семёновна, Блинковой Надежда Константиновна.
4. Материалы Интернета.
5. Соловьёв В.Ф. «Родина жар – птицы» М., Сов.Россия 1983год
Прялка, прялка!
Ты, века одевала мужика
Баб, детишек, стариков.
Возраст твой уж пять веков.
В каждом доме вечерком
Раньше не скучали-
Женщины из всей семьи
Мяли, пряли, ткали.
А сейчас пылишься ты –
По углам музеев,
И глазеют на тебя
Толпы ротозеев.
Многим даже невдомёк
Что эта машина
Поклон низкий от людей
Русских заслужила.
Юрий Визбор. Милая моя
Волшебные звуки ноктюрна
Иван Васильевич меняет профессию
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"