Научно- исследовательская работа проведенная ученицей 9 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
meh_-_olicetvorenie_stilya_doc.doc | 702 КБ |
Республиканская научно-исследовательская конференция
«Шаг в будущее» имени В.П. Ларионова
«Мех - олицетворение стиля»
Работа Аллагужиной Ангелины
ученицы 9 класса
МОУ «Казачинская СОШ»
села Казачье Усть-Янского улуса
Руководитель: театра моды «Свой стиль»,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Слепцова Любовь Валерьевна
Якутск 2011г.
Оглавление
Введение
Глава 1. «Мех - олицетворение стиля» (Модный гид)
Глава 2. Классификация пушно-меховых изделий
2.1 Топография шкурки
2.2 Классификация и сортировка пушно-мехового изделия
2.3 Первичная обработка меха
2.4 Принципы сортировки пушного и мехового полуфабриката.
2.5 Химический состав шкурки
Глава 3. «Жемчужина Арктики» - белый песец
3.1 Безотходное производство меха белого песца
3.2 Меховые аксессуары (эскизы, описание работы)
Заключение
Библиография
Приложение
Введение.
Мех – прошел, пожалуй, самый длинный путь в истории одежды, от простых шкур согревающих первобытных людей до собственных модных меховых тенденций и веяний. Первоначально мех служил исключительно для защиты человека от холода, дождя и снега. Шкуры меховых животных были популярны, особенно у северных народов Евразии и Северной Америки, проживавших в условиях сурового климата. Именно климатические условия и повлияли на тип одежды.
ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни, исходя из этого нами были поставлены цели:
Были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Актуальность: Мех так же подвержен всем модным тенденциям и веяниям, как и все, что нас окружает. От сезона к сезону меняется не только мода на виды мехов, но и мода на способы их обработки, окраски, набойки и сочетания друг с другом. Из меха сегодня делается абсолютно все. Поэтому меховая мода требует к себе очень пристального внимания особенно в холодных условиях Арктики. Эта актуальность определяется и возросшим интересом народов Саха к истокам своей национальной культуры.
Новизна. Теоретически изучена и апробирована технология безотходного производства меховых изделий из белого песца на занятиях студии театра моды «Свой стиль» и опыт распространен по Усть-Янскому улусу. Именно этот опыт ценен для распространения в других северных улусах Республики Саха где добывается белый песец.
Научно-исследовательский раздел: здесь мы раскрываем историю и значение меха. Глава первая «Мех - олицетворение стиля» (Модный гид).
Работа над этой темой у нас заняла три года. Вначале мы изучили историю меха от средневековья до наших дней. А также тщательно исследовали значение меха в условиях циркумполярного Севера.
Бесспорно, двадцать первый век, с его научными открытиями и высокими технологиями, изменил мех до неузнаваемости. В наши дни для меха нет никаких ограничений - его носят и как вечернюю одежду, и как спортивную, сочетают и с традиционными натуральными тканями, и с синтетическими материалами. И все это благодаря безостановочному изучению меха и изобретению новых технологий его обработки. Стрижка, выщипывание, выжигание кислотой, закручивание, новые способы соединения и сшивания, инкрустация и вышивка.
Грустно, но факт: на Севере замечается постепенное угасание обычаев и традиций коренных народов шитья из меха. Большинство населения носит готовые изделия.
Во второй главе мы изучили классификацию и топографию пушно-меховых изделий. Так как различные участки шкурки имеют неодинаковые качественные признаки (густота, мягкость, высота волосяного покрова, плотность и толщина кожевой ткани), поэтому ее делят на топографические участки, имеющие свои наименования. Ассортимент пушно-мехового полуфабриката отличается большим разнообразием по видовому составу и многим показателям, в этой главе мы постарались дать примерный размер и приблизительное количество волосяного покрова шкурки. Безусловно, «жемчужиной» Крайнего Севера является белый песец, но к сожалению, на рынке пушных изделий мех белого песца и изделия из них не имеет такой спрос, как скажем меховые изделия из чернобурки, норки, соболя. Заставляет задуматься и такой вопрос как, почему (ведь в старые добрые времена мех белого песца был конкурентноспособным на международном рынке) «жемчужина тундры» стоит по цене в 2-3 раза дешевле остальных мехов, хотя износостойкость и тепловые качества белого песца гораздо выше.
В третьей главе мы остановились на исследовании «Жемчужины Арктики» - белого песца. Провели опрос почти всех женщин – мастериц старшего поколения своего села (Сыроватская А.Н., Бочкарева Е.А., Слепцова М.И., Слепцова В.И. и др.), занялись поиском материала в литературе о белом песце, но к сожалению, нашли очень мало. Обычно его используют для оформления национальной одежды, для театрализованных представлений. А в нашем селе шьют только шапки и то, со временем его вытиснули шапки из других мехов.
Проанализировав все эти проблемы, у нас возникла идея изучить «возможности» белого песца, повысить её конкурентноспособность на меховом рынке и создать коллекцию аксессуаров. Ценность нашего исследования, по нашему мнению, в том, что мы попытались найти технологию безотходного производства изделий из белого песца. Буквально все: от головы до хвоста превратились в нужные, модные и недорогие, а главное теплые вещи. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызывается у нас окружающей природой, суровым климатом Арктики.
В приложении мы вложили собственные эскизы, чертежи и схемы изготовления аксессуаров из меха. Дали полезные рекомендации по обработке, хранению и шитью из меха со своего собственного опыта. А также, приложили фотографии из презентации театра моды «Свой стиль» по результатам данного исследования.
В заключении подведены итоги эксперимента, сформулированы выводы, к которым пришли в результате исследования.
Глава 1. «Мех - олицетворение стиля»
1.1История меховой моды
Самый старый и самый традиционный материал в истории одежды - мех. Человек знаком с мехом с древнейших времен. С его помощью он спасал себя от холодов и украшал свою пещеру, где обитал. Но проходили годы, столетия; формирование новых наций, народов, государств и культур было неизбежно.
В эпоху Средневековья мех был важной частью костюма. Высшие сословия носили куницу и горностая. Средний класс - мех бобра, выдры, зайца и лисы. Тогда же стали использовать мех северной белки. Например, Изабелла Баварская (королева Франции) на подкладки своих нарядов использовала более пятнадцати тысяч шкурок.
В истории страны пушнина, или, как ее еще называли «мягкая рухлядь», всегда играла важную роль. Издревле на Руси меха были важным элементом. Еще в ананьинскую эпоху раннего железа охота у населения Прикамья имела не только потребительское, но и товарное значение: в обмен на пушнину от племен Юга и Востока в край поступали металлы, оружие, украшения. В X-XI вв. меха постепенно становятся важным товаром. Их продавали как на внутреннем рынке - на «торгах» и на «торговищах», так и вывозили в соседние страны. Торговлей занимались не только купцы, так называемые «гости», но и бояре, а также князья. Мех в Древней Руси был важной составной экономической деятельности: шкуры соболя, куницы, бобра и других пушных зверей играли роль денежной единицы. Мехом можно было расплатиться за любой товар, обучение, церковную службу. Известны факты русской истории, когда ценные меха служили установленной формой сбора дани. Так, например, в 883 году завоеватель "Вещий Олег" (князь Новгорода) обложил знать данью по "чёрной куничей" с дома. Соболиные шубы на боярских плечах - это символы знатности, богатства и благополучия.
Культура Эпохи Возрождения охватила не только музыку, живопись, науку, но и меховую моду. Отныне и навсегда - никаких скромных меховых отделок: мех, бархат, атлас, драгоценные камни.
В XX веке на развитие меховой моды повлияло появление автомобилей. Прогулки в открытых авто требовали теплой и шикарной одежды. В моду вошли длинношерстные меха, итальянская меховая компания Marni сделала ставку на недорогие меха и для молодежных моделей стала обрабатывать козлика. В последнее время дизайнеры все чаще обращаются к этому меху. Для зимы Карл Лагерфельд в коллекции Fendi представил короткие пальто из кашемира с продернутыми “перышками” козлиного меха. В 2000 году Александр Маккуин предложил костюмы с рукавами-буфами из горного козлика.
Двадцать первый век, с его научными открытиями и высокими технологиями, изменил мех до неузнаваемости. В наши дни для меха нет никаких ограничений - его носят и как вечернюю одежду, и как спортивную, сочетают и с традиционными натуральными тканями, и с синтетическими материалами. И все это благодаря безостановочному изучению меха и изобретению новых технологий его обработки. Стрижка, выщипывание, выжигание кислотой, закручивание, новые способы соединения и сшивания, инкрустация и вышивка. Бесспорными лидерами движения за обновление и совершенствование меха являются Saga Furs of Scandinavia, эта компания является крупнейшим в мире аукционным домом по продаже пушнины. Уникальные технологии используют специалисты таких "домов" как Fendi, Roberto Cavalli, Cristian Dior. Вы можете видеть их работу на подиумах Haute Couture и Pret-a-Porte.
1.2 Мех в истории страны
Меха всегда были неотъемлемой частью Российской истории. Россия издавна считалась страной мехов, продажа которых помимо славы приносила ей и немалые доходы. О том, что на Руси все ходят в мехах, Европа знала со времен первых контактов с русскими, то есть примерно с Вещего Олега. Когда эти контакты вошли в стадию устойчивого товарообмена, русские меха начали поступать в Европу и стали таким же символом богатства и знатности, как и драгоценности. Особенно ценились меха в странах Востока, а одним из важнейших рынков сбыта пушнины был Царьгород (Константинополь). Турецкие баи очень любили меха. Эта любовь и явилась причиной того, что в подневольной Греции люди стали активно заниматься этой работой и меховой бизнес получил свое развитие впервые именно в этом городе. Нужно сказать, что соболиный (соболий) мех на вес ценился дороже, чем золото. Пушнина была долгое время главным валютным фондом России: на экспорт шли меха соболей, лисиц, белок, бобров, куниц, горностаев, выхухолей.
Центром меха торговли в России до XVIII века был Новгород, затем им стала Москва. В обмен на пушнину получали разные товары, в том числе и серебро для чеканки отечественной монеты. Меха использовались вместо денег, ими платили штрафы, подати, пошлину, плату за проезд, учение, церковную службу: «Вещий Олег, завоевав в 883 году древлян, возложил на них дань по «черной куне».
В XII-XIII вв. шкурки и меховые изделия часто используются в качестве ценных подарков дипломатических посольств в разные страны.
В XV-начале XVI вв. крестьяне еще платили подати «шерстью», т.е. мехами (преимущественно шкурками бобров и куниц), а бобровые гоны все еще играли заметную роль в хозяйственной деятельности.
С XV века можно говорить исключительно о вывозе московских мехов в страны Западной Европы, на Балканы и в Турцию. «Московскими мехами» называли пушной товар, привозимый изо всех городов Московского государства (Московии).
Часто в России мехами или меховыми изделиями (шубами и шапками) жаловали почетных гостей, купцов. Мехами оказывалась и поддержка обращавшихся к русскому царю с просьбой о материальной помощи представителям православного вероисповедания соседних государств. Так, например, в 1592 году из государевой казны (Сибирского приказа) православному братству были выданы соболя и брюшки собольи на 82 рубля, а затем еще на 5 рублей. Иван Москвитин торговал царским и своим «косматым товаром», как тогда называли пушнину, на разных торговых ярмарках Украины, в том числе и на крупнейшей в то время в Польше Ярославской ярмарке, в течение полутора лет.
Имеется свидетельство, что на Ярославскую ярмарку он привез 68 сороков соболей, которые он обменял на «шелковый товар». Привезенную пушнину Иван Степанович выменял на кашку (узорчатая турецкая шелковая ткань) разной расцветки, атлас. Сохранилась «роспись мягкой рухляди» с указанием ее цены при отправлении в 166-167 гг. в Польшу русских людей Богдана Филатьева и Афанасия Борисова, являющихся купцами. Среди этих товаров перечислены соболя, лисицы черные и черно-бурые, горностаи. Русские меха пользовались большим спросом и среди украинских горожан. Они приобретали наиболее охотно меха соболей, горностая и изделия из них. В документах украинского происхождения меха часто называют просто «московским товаром», чаще всего подразумевая собольи меха, которые покупали ремесленники цеха меховщиков (шорников).
Изготовление изделий из русских мехов велось не только цеховыми мастерами, но и внецеховыми, что порождало споры между ними. В 30-40 гг. XVII в. цеховые меховщики города Львова, желая сохранить монополию на изготовление изделий из мехов и торговлю «косматым товаром», привозимых из Москвы, вели борьбу с внецеховыми ремесленниками. В жалобе 50 цеховых ремесленников-меховщиков («кушнеров») высказано требование, что поскольку «соболя являются выправненным (выделанным) товаром, они должны продаваться только мещанами или меховщиками цеха кушнерского и только львовским». Выделанные меха соболя, горностая, привозимые из Москвы, должны были покупать на протяжении десяти дней у приезжих московских купцов («гостей»), а не у перекупщиков. Львов, как крупный торговый центр, имел «право склада» русских мехов, откуда львовские купцы экспортировали русские собольи и другие меха в польские города и за границу: Молдавию, Валахию, на Балканский полуостров, в Турцию, Италию, Нидерланды.
Часто украинские купцы ездили в Россию специально для закупки «косматого товара». Зачастую закупленные в России меха тут же обменивались на другие импортные товары: турецкие, голландские, немецкие. Историк Котошин пишет: «...а присылается из Сибири царская казна ежегодь: соболи, мехи соболья, куницы, лисицы черныя и белыя, горностай, белка в розни и мехами, бобры, рыси, песцы черныя и белыя, и зайцы, и волки, бобры, барсы. А сколько числом тае казны придет в году, того описати не в память, а чаять тое казны приходу в год больше штисот тысяч рублев». Свыше чем на 600 000 рублей поступало пушнины в казну из Сибири, той самой пушнины, которая собиралась путем ясака.
В XVII веке Россия становится крупнейшим поставщиком меха («косматого товара», «мягкой рухляди») в страны Западной и Восточной Европы, Турцию. Украинские купцы способствовали интенсивному развитию рынков сбыта московских мехов, отправляя их в дальние страны, а также способствовали развитию внутренних рынков России, покупая пушнину на русских торгах и ярмарках. В 1697 году была введена государственная монополия, то есть исключительное право государства на покупку ценной пушнины.
О значении пушного промысла в развитии Сибири XVII века свидетельствует и сама символика ее герба из жалованной грамоты 1690 года: два соболя, пронзенные двумя скрещивающимися стрелами, и держащие в зубах «корону Сибирского царства».
Для ведения пушного промысла охотнику нужно было снаряжение, которое называлось ужиной. Оно состояло из «запаса» (продовольствия) и «промышленного завода». Минимальный набор ужины на охотничий сезон заключал: около 20 пудов ржаной муки, пуд соли, 2 топора, 2 ножа, 10 саженей сетей неводных, пашню на двоих, трехфунтовый медный котел, зипуны, кафтан или шубу, 10 аршин сукна семяжного, 15 аршин холста, 2 рубахи, штаны, шапку, 3 пары рукавиц, 2 пары специальной обуви (уледи), кожу на уледи, одеяло на двоих, 10 камысов (кожи с ног оленя или других животных или подбивки лыж), реже - собаку, сеть-обмет для поимки соболей и пищаль. В 20-40-е годы средняя цена ужины колебалась от 25 до 35 рублей.
Наибольшую выгоду приносила добыча соболей. Этот зверек в больших количествах обитал в лесах Западной Сибири, а его мех обладал прекрасными качествами и неограниченным рыночным спросом.
В России пушных зверей начали разводить еще в XVIII веке. Молодых особей отлавливали и выращивали в неволе. Это называлось «избяное» звероводство. Существовало еще и «островное» звероводство: в Сибири и на Дальнем Востоке зверей выпускали на острова, где они размножались и их легко было потом отловить. Впервые это сделал русский мореплаватель Адриян Толстых. В 60-х годах восемнадцатого столетия он привез на острова Алеутской гряды голубых песцов, отловленных на островах Северного Ледовитого океана.
Клеточное звероводство началось с середины XIX века. Именно тогда А.В.Марграф основал «Российское общество хозяйственного разведения промысловых животных и представителей дичи» и написал первую книгу о звероводстве. Первые зверофермы появились в Московской, Санкт-Петербургской и Томольской губерниях. Там разводили серебристо-черных лисиц, голубых песцов, соболей, норок.
В промышленных масштабах пушным звероводством начали заниматься в 20-30-е годы ХХ века, с развитием пушных хозяйств и улучшением условий жизни в европейских городах ценность меха уже не сильно зависела от его согревающих функций. Теперь появилась возможность диктовать моду на тот или иной вид меха, поскольку «производство» меха стало регулируемым явлением. Фирмы-производители мехов взяли в свои руки определение моды на мех. Те страны, которые раньше занимали ведущие места в торговле пушниной теперь столкнулись с жесткой конкуренцией, с которой не всегда могли справиться. Среди них оказалась и Россия, которая совершенно не была готова к появлению на мировом рынке большого количества более дешевых мехов промышленного производства. Первые пушные хозяйства в России стали появляться еще до войны. Потом не многие из них смогли пережить кризис середины прошлого века, а также кризис 1990-х годов. Сейчас наблюдаются попытки возрождения зверохозяйств в России.
Современные высокие технологии и научные открытия изменили мех до неузнаваемости. Его начали стричь, выщипывать, выжигать, закручивать, сочетать с разными материалами, инкрустировать камнями и т.д. Теперь к меху перестали относиться с трепетом. Сейчас мех используют в самых различных целях – обивают мебель, шьют одежду аксессуары, изготавливают сумки и обувь. Новые технологии позволяют не только менять фактуру и структуру меха, облегчать и смягчать его, но и меняют сам подход к конструированию одежды, изменяют формы и объемы меховых вещей. От сезона к сезону меняется не только мода на виды мехов, но и мода на способы их обработки, окраски, набойки и сочетания друг с другом.
1.3Мех - традиционная одежда коренных народов Севера
Север заселяет множество народностей, поэтому и северный наряд очень разнообразен. Традиционно одежда в этом регионе изготавливалась из меха и кожи. Нитками служили оленьи сухожилия. В наше время меньше всего сохранилась местная поясная одежда: брюки теперь покупают в магазине, надевая традиционные штаны только на охоту. Зато остальная одежда и обувь широко распространились (хотя к обуви и пришивают фабричную подошву).
Северные украшения из меха и бисера популярны во всем мире. Особенно эвенский меховой орнамент-мозаика. У каждого орнамента свое традиционное название: «оленьи рога», «заячьи уши», «ветки березы», «чумы» и т.д.
Одежда варьируется в зависимости от традиционной направленности хозяйства северных народов. В центральных районах Арктики, где жили охотники на оленя и пушного зверя, преобладает распашная одежда. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.
Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).
По покрою верхняя одежда разделяется на 2 больших типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез. Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников. Имелись различные варианты покроя. Глухая меховая кухлянка чукчей (ирын) – широкая, длиной выше колен, двойная, так же, как и у коряков, ительменов, эскимосов. Ворот делали на вздержке, к нему пришивали небольшой нагрудник для защиты лица от пурги. Кухлянки коряков имели более длинные, чем у чукчей, нагрудники, широкую надставную полосу по подолу, ворот обшивался собачьим мехом. Летние кухлянки обычно изготовляли из ровдуги.
Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах. Распашная одежда была распространена главным образом в таежных областях. Это – эвенкийские кафтаны, распашные шубы – парки и дохи, халаты народов Дальнего Востока. Она была удобна при пеших и верховых передвижениях по тайге. Распашная одежда имела множество вариантов покроя, различаемых по запаху пол (встык, направо или налево), покрою спинки, подола, талии, рукавов, по форме вставных клиньев (треугольные, полукруглые, прямоугольные), их числу, местам расположения и т.п.
Эвенки, эвены, долганы под своими узкополыми кафтанами носили длинные меховые нагрудники. Распашная одежда якутов – с отложными воротниками, особым покроем рукавов, клиньев, кантовыми складками и т.п. – оказала влияние на одежду эвенков, юкагиров, ороков и др.
Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую – с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п. Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом – ровдужными или суконными штанами. Для эвенков, эвенов были характерны короткие штаны из ровдуги, ткани, рыбьей кожи. Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер).
Одежду обычно дополняли головные уборы в виде богато украшенных капоров и шапок из меха или различных тканей на меху и вате. Некоторые народы Крайнего Севера (чукчи, эскимосы, коряки и др.) обходились без головных уборов даже в сильные морозы.
Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Само их шитье нитками близко к вышивке. При изготовлении одежды, обуви, сумок, сшивая жильными нитками куски и полоски ровдуги или мандарки темного и белого цветов, мастерицы получают красивый шов – и внутренний и внешний. Вероятно, именно от искусства шитья ведет свое начало вышивка декоративными швами. Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя, характерная для хантов, манси, эвенков (иногда окрашивавших олений волос в красно-коричневый цвет), эвенов, нганасан, долган, юкагиров, чукчей, эскимосов, коряков.
Вышивка подшейным волосом имеет разные варианты.
- Первый – вышивка ровными стежками, с равными промежутками между ними.
- Второй – прокладка оленьего волоса по поверхности изделия и прикрепление его мелкими стежками жильных ниток (сейчас темными или цветными катушечными). Подобным швом обшивались различные элементы орнамента, выполненные техникой мозаики меховой или аппликации, рисованные узоры. При этом могли применять простой шов, рельефный жгутик из двух скрученных пучков или зигзаг.
- Третий вид вышивки – подшейным волосом оленя: он пропускается через петли кожаной полоски, продетой в надрезы на коже, – так вышивается корякская погребальная одежда.
Постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки, получаемые от русских и китайцев. Вышивка нитками, в т.ч. мулине, вместо подшейного волоса теперь принята у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков и др. Применяются различные швы – стебельчатые, «козлик», «назад иголкой» и др. Эвенкам, например, известны тамбур, «косичка», ломаная линия, вертикальные стежки, обмотка нитки др. ниткой, прихватывание накладной нитки к основе и др. Такая вышивка сочеталась с мозаикой, аппликацией и продержкой ремешков.
Для украшения одежды применялись меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, конский белый крашеный волос (у якутов), крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п.
Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки. Обычно подбирают шкурки светлые и темные, с одинаковым невысоким ворсом. При сшивании меховых кусочков следят за ровным направлением ворса. Волос, выступающий за срез кожевой ткани, подрезают ножом. Сшивают детали так, что со стороны волосяного покрова совершенно не видно ниток.
У эвенков, эвенов, юкагиров, долган, якутов меховая мозаика – чаще всего сочетание полосок и квадратов на одежде и обуви. Эвенки в технике меховой мозаики шили из ровдуги и камуса коврики, кумаланы. Круглые ковры, символизировавшие солнце, составлялись, как правило, из контрастных по цвету кусочков камуса, орнамент имитировал игру света и тьмы: в центре ковра – небольшой круг, от которого радиусами расходятся темные и светлые лучи. По краю шла опушка жестко-упругого меха с длинным ворсом.
По технике исполнения меховой аналогична мозаика из кожи различных цветов. Техника мозаики характерна и для украшения одежды, обуви, утвари цветным сукном. Из сукна, как и из шкуры, вырезали полоски, квадраты, ромбы, геометрически сюжетные рисунки и вшивали их либо в суконную ткань, либо в разрез шкуры (одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, сумки).
Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви, шапок. Еще одним из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода является аппликация. Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Народным мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже. Аппликация из сукна характерна для сезонной одежды, зимней обуви, утвари якутов, юкагиров, эвенков, эвенов. Кафтаны-пальто, платья и халаты хантов, нагрудники юкагиров, попоны якутов – настоящие произведения искусства. Узорные полосы (чаще всего из белой ткани) контрастировали по цвету с тканью костюма. Без всякого трафарета мастерица складывала из них любой узор и пришивала с изнанки ровными, как на швейной машине, стежками.
Аппликации из ровдуги встречается на юкагирских сумочках, эвенкийских кисетах, ею украшали свою обувь ханты и манси. Оригинален прием украшения знаменитых чукотских мячей круглыми розетками. Из мандарки вырезают кружок, который накладывается на полоску, выкроенную из белого камуса. Полоска оборачивается вокруг кружка так, чтобы ворс «смотрел» наружу. Белый кружок из мандарки крепится к кожаной основе мяча поперечными стежками, при этом внутрь захватывается кожа камусной полоски, а снаружи остается блестящая щетка из белых волос. Получается своеобразная розетка.
Также для украшения одежды и предметов быта народами Севера широко был используем бисер - мелкие стеклянные бусы. До появления здесь бисер аборигенное население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др.
Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.
В последнее время шитье бисер получило особенно большое распространение. Бисер позволяет создавать разнообразные композиции, выполнять сложные розетки, подвески, способствуя развитию национального орнаментального искусства. Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений. И все же происходит замена мелкого орнамента более крупным, геометрическим и растительным, заметен повышенный интерес к изображению зверей, жилища.
Каждый народ Севера по-своему использует эффект шитья бисером, цветовую гамму, сочетание бисера с различными материалами. Например, эвенки отдавали предпочтение красному, желтому, зеленому цветам, дополняя и подчеркивая их белым и черным бисером. Украшая кожаные и меховые изделия, эвенки по-разному используют бисер. Иногда это сплошной настил без просвета, где очень важно ритмичное чередование одинаковых по цвету и размерам бисеринок и равных промежутков между ними (нагрудники, пояса). В случае, когда в декоративном оформлении применялись цветные полоски из ткани, бисер нашивали скупо, на расстоянии друг от друга, в один или несколько рядов. Так украшались ровдужная одежда, берестяные, обшитые мехом и ровдугой вьючные сумы.
Традиционную эвенкийскую зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм эвенков включал распашной кафтан (летний – сун, зимний – хэгилмэ, мукэ) с 2 широкими складками сзади (для удобства посадки верхом на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский – нэлли – с прямым нижним краем и мужской – хэлми – углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), натазники (хэрки), ноговицы (арамус, гуруми). Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками и т.п.
Характерен головной убор из целой шкуры с головы оленя авун и мета (отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером). У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых районах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и Приамурье эвенки-коневоды носили халаты с запахом слева направо. В XIX в. распространяются элементы русской одежды.
Традиционная мужская и женская одежда эвенов близка к эвенкийской. Ее основной элемент – распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги; спинку, полы и верхнюю часть рукавов выкраивали из одной шкуры, в нижнюю часть спинки вставляли 2 клина. В отличие от эвенков борта и подол обшивали меховой полосой. Швы покрывали полоской, орнаментированной бисером (у женщин – бело-голубым на светлом фоне). Борта кафтана не сходились на груди, поэтому обязательным дополнением к нему служил нагрудник (нэл, нэлэкэн) длиной до колен, иногда сшитый из 2 кусков – собственно нагрудника и передника. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали ровдужную бахрому, нижнюю часть женского нагрудника украшали орнаментом, вышитым бисером и подшейным волосом оленя, к подолу пришивали ровдужную бахрому с металлич. подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами. Под кафтан надевали натазники (хэрки), на ноги – ноговицы и унты. Зимой носили меховые парки с разрезом спереди, но со сходящимися полами.
Эвенский и долганский бисерный орнамент носил геометрический, полосовой характер. Эвены расшивали меховые шубы, нагрудники полосами бисер, в которых преобладал голубой цвет. Орнамент строился на переходах от самых светлых к глубоким темным и, наконец, черным тонам. Иногда в полосовой орнамент вводился мотив круга из голубого, белого, синего и черного бисера, круги часто обрамляли дугами. Обувь шили в зависимости от времени года из ровдуги или меха, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса).
Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины иногда надевали платок. Женские перчатки (хаир) украшал бисерный кружочек в виде солнца. Праздничная одежда эвенов была одновременно и погребальной.
Традиционная одежда юкагиров включала распашной кафтан, нагрудник, штаны, головной убор, перчатки. Летнюю одежду шили из ровдуги, зимнюю – из меха оленя, в тундре носили двойную. Мужской и женский кафтаны кроили в талию с двумя клиньями по низу спинки, образующими внутреннюю складку – в отличие от эвенского кафтана, имеющего сзади широкую внешнюю складку. По этой особенности кроя соседи называли юкагиров «людьми с хвостами куропатки», а эвенов – «людьми с хвостами гагары». Меховые кафтаны (махил) золотисто-коричневого или серого цвета украшали мехом нерпы-белька красного цвета, летний ровдужный кафтан (наймэкэ) отделывали по полам и подолу вышивкой подшейным оленьим волосом красного, черного и белого цветов. К верху спинки мужских кафтанов пришивали свисавший до земли, раздваивавшийся на конце хвост из тюленьего меха, крашенного настоем ольхи или тальника в красный цвет (каси енгур, куриль). На женских кафтанах два таких хвоста пришивали по бокам, над клиньями. Под кафтан надевали нагрудник (летний – нгеун, зимний, меховой, – ниниэдабун), под нагрудник иногда зимой поддевали заячью шкурку. Воротником для мужчин служил шарф из лисьих хвостов, для женщин – из беличьих.
В тундре в большие морозы женщины ходили в коротких штанах-натазниках с нагрудником. Мужчины носили летом ровдужные штаны (уо), зимой – меховые (харо). Зимой надевали заимствованные у чукчей меховые глухие кухлянки с капюшоном, поверх – ровдужные камлейки.
Зимнюю обувь (нюмбуа мурэ) шили во всю длину ноги из камуса оленя или лося, в холодное время внутрь надевали меховые чулки (нонхаар мурэ, муруду). Летняя ровдужная обувь – до колен, башмаковидного покроя.
Головной убор – капорообразный меховой чепец, выкроенный из трех частей: центральной полосы и двух фигурных боковых. Его украшали тканью или меховой опушкой, шов прошивали красным кантом.
Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов. Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, суконными оторочками, вышивкой оленьим волосом, реже бисером, металлическими подвесками и бляшками. Особенно ценились круглые серебряные бляхи – «грудное солнце» – на женских нагрудниках, их передавали по наследству. Мужчины подпоясывали кафтаны кожаными поясами (йуо тэгэ) с сумкой для табака и ножом в ножнах. Охотники носили пояс (калбу) с ножом, трутницей, мешочками для пороха, сушеного мяса и табака. Зимой надевали снеговые очки. Мужчины заплетали волосы в косу, к ней привязывали железную бляшку или несколько ниток бисера, женщины заплетали множество косичек с нитками бисера, медными кольцами, нитками жемчуга.
Погребальный комплект: кафтан с тремя меховыми хвостами и островерхая шапка – куратли (что соответствовало остроконечной голове мифического предка). В XIX в. распространена летняя одежда.
Верхнюю одежду долганы шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Нижнего белья не имели. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны – сонтап, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном и сокуй. Долганский мужской кафтан и старинные мужские и женские передники имеют сходство с эвенскими парками и нагрудниками. Характерная особенность одежды долган – несколько удлиненный сзади подол.
Шапки бэргесэ имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов, расшитым бисером и цветными полосками ткани. Зимняя обувь из оленьих камусов (подобная эвенкийским унтам) 2 видов: короткие до колен и выше колен. Летнюю обувь шили из ровдуги. Праздничные одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали оленьим волосом по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой и в черный – графитом. В прошлом встречались вышивки нитками из сухожилий на лямках и поясах оленьей упряжки. Орнамент долган в большинстве случаев геометрический.
Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани, его шили из 4 клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами; коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбаахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками. Женские свадебные шубы (сангыйах) – длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными с небольшими буфами рукавами и меховым воротником-шалькой. Борта, подол и рукава окаймляли широкие полосы красного и зеленого сукна, позумент. Шубы богато декорировали серебряными украшениями, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству, преимущественно в тойонских семьях. Из меха соболя или бобра шили женский праздничный головной убор (дьабака). Он имел вид колпака, спускающегося на плечи, с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, бляшками, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой (туосахта) надо лбом. Самые старинные дьабака украшены султаном из птичьих перьев. Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбиhэр), наспинные (кэлин кэбиhэр), шейные (моой симэ5э) украшения, серьги (ытар5а), браслеты (бёгёх), накосники (сүһүөх симэ5э), кольца (биһилэх), изготовленные из серебра, нередко золота, с гравировкой. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией. В орнаментике преобладают завитки, пальметты, меандры. Летняя обувь из черненой кожи или ровдуги имела декорированную верхнюю часть, украшенную вышивкой гладью с тамбуром в сочетании с бисером. Орнамент составляли расположенный ярусами арочный мотив, перемежающийся с полосами. Голенища зимней камусной обуви украшались елочным узором.
Якуты в прошлом обильно украшали бисером предметы конского убора (кычимы, чепраки) из сукна и бархата. Из штампованных металлических бляшек и бисера выкладывали традиционный узор, цветной бисер, как правило, окаймлял бляшки. Узор, выполненный из бляшек и бисера, украшал также головные уборы и обувь. Из них делали и поясные украшения.
Традиционные якутские орнаментальные мотивы – лировидный, сердцевидный, растительный, геометрический (ромбы, квадраты, треугольники, трапеции). Наиболее распространенные швы – тамбурный и косая сетка, цвета – красный, черный, зеленый, желтый, коричневый, синий. Особенно богато украшались вышивкой головные уборы: рогатая шапка с султаном, девичьи начельники из плотной материи с бисерными нашивками и серебряными подвесками. Якутские женщины до сих пор используют вышитые праздничные безрукавки из шелка, гаруса, атласа, парчи и др., украшенные бисером и кружевом.
Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву. Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые чукчи использовали также кожу тюленей для изготовления штанов и весенне-летней обуви, так как она прочна, эластична и практически непромокаема; из кишок моржа делали плащи и камлейки.
Оленные чукчи для пошива штанов и обуви помимо новых оленьих шкур использовали старые продымленные покрытия яранги, которые не коробятся под воздействием влаги. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым чукчам получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым – оленьи шкуры для зимней одежды. Специально сшитой сезонной одежды не было, летом носили выношенную зимнюю. Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки для защиты от дождя и снега, дождевика из моржовых кишок, штанов, различного типа головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами. Типичная чукотская обувь – короткие торбаса нескольких видов: из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака; из оленьего камуса с меховыми чулками и травяными стельками, предохраняющими ноги от обморожения (зимние); из нерпичьей шкуры со скобленной шерстью или из старых продымленных покрытий яранги (летние).
Глава 2. Классификация пушно-меховых изделий
Пушно-меховые товары подразделяют на пушно-меховое сырьё, пушно-меховой полуфабрикат и меховые изделия. Пушно-меховое сырьё подразделяют на три группы: пушное сырьё, меховое сырьё; меховые шкурки морских зверей. Пушным сырьём или пушниной называют шкурки диких пушных зверей, добываемых охотой или разводимых в звероводческих хозяйствах. Меховое сырьё – это шкурки домашних и сельскохозяйственных животных с красивым волосяным покровом, пригодные для выработки меховых изделий. Меховые шкурки морских зверей – шкурки ластоногих и ушастых тюленей, продукция зверобойного промысла.
В зависимости от сезона заготовки все виды пушно-мехового сырья подразделяют на зимние и весенние виды. Годичный цикл жизни животных сопровождается существенными изменениями в строении волосяного покрова и кожевой ткани.
К зимним видам пушнины и мехового сырья относят шкурки зверей, забой которых производиться в зимнее время, когда товарная ценность шкурок наиболее высокая.
Весенние виды пушного и мехового сырья – это шкурки, заготавливаемые в весеннее, летнее или осеннее время, и шкурки молодняка сельскохозяйственных животных. Наибольшую ценность в этой группе представляют шкурки каракулесмушковых овец чистопородных и помесных.
Шкурки морских зверей по сезону заготовки не подразделяются.
Пушно-меховым полуфабрикатом называются выделанные, иногда окрашенные и дополнительно отделанные шкурки пушных зверей, домашних, сельскохозяйственных животных и выделанные шкурки морских зверей. Полуфабрикаты классифицируют аналогично пушно-меховому сырью. Меховые изделия – одежда или её части, головные уборы и другие изделия, изготовленные из различных видов пушно-меховых полуфабрикатов.
2.1. Топография шкурки
Различные участки шкурки имеют неодинаковые качественные признаки (густота, мягкость, высота волосяного покрова, плотность и толщина кожевой ткани), поэтому ее делят на топографические участки, имеющие свои наименования. Шкурка состоит из хребтовой (спинной) и брюшной (черева) частей.
В скорняжном производстве при раскрое шкурок на изделия у некоторых видов выделяют дополнительно в зависимости от качества волосяного покрова отдельные топографические участки. Так, на шкурках белки выделяют бедерки – нижнюю половину брюшной части, грудку (грудцо) – передний белый участок брюшной части, на овчине – вороток – шейную часть шкуры до линии, соединяющей верхние впадины передних лап, пашины – части шкуры, лишенные волосяного покрова (в местах соединения лап с полами), полы (края) – участок, соответствующий брюшной части шкуры.
Черево выделяется только на шкурках, снятых с туши без продольного разреза, для использования его целиком (белка, лисица, выхухоль, выдра, ондатра, нутрия). У большинства видов разрезы делают по череву, и в этих случаях края распластанной шкурки (шкуры) обычно называют боками.
Передние, задние пашины козлика, меховой и шубной овчины, овец каракулесмушковой и мерлушковой групп лишены завиткового волосяного покрова, поэтому их вырезают как части, непригодные для производства. У остальных видов шкурок (шкур) пашины являются полезными участками, и их раскраивают на детали.
Наиболее ценными частями шкурок большинства видов являются хребет и огузок, менее ценными – бока, шейка, загривок, душка, черево, лобик, лапы, хвост (Приложение1). Однако, имеются исключения. Например, черево нутрии ценится выше, чем хребет.
2.2 Классификация и сортировка пушно-мехового изделия
Ассортимент пушно-мехового полуфабриката отличается большим разнообразием по видовому составу и многим показателям. Так, по размерам шкурки колеблются от 300 до 9000 см2, по густоте волосяного покрова—от 1 тыс. до 50 тыс. волос на 1 см2, по высоте волосяного покрова — от 10 до 140 мм и т. д. В связи с тем, что волосяной покров полуфабриката часто подвергается крашению, стрижке, щипке, эпилированию, особой обработке и т. д., видовой ассортимент пушно-мехового полуфабриката расширяется по сравнению с видовым ассортиментом пушно-мехового сырья.
Классификация пушно-мехового полуфабриката сложна, причем классификация пушно-мехового полуфабриката и классификация меховых шкурок морского зверя имеют свои особенности.
2.3 Первичная обработка меха
Сырьем - принято называть законсервированные, но невыделанные шкуры различных животных. В зависимости от своего назначения и основных характеристик, сырье может быть кожевенным, шубным или меховым. Как правило, мясокомбинаты и скотоубойные пункты животноводческих хозяйств продают шкуры именно в виде сырья (то есть законсервированными). Перед консервацией шкуры подвергаются обработке. (Приложение 1)
Основные процессы выделки пушно-мехового полуфабриката.
После съёмки шкурки с тушки и обрядки обязательно идёт процесс консервирования сырья для предотвращения в дерме шкурки гнилостных бактерий. Технология изготовления пушнины и меха состоит из подготовительного процесса, дубления, операции отделки и крошения.
Подготовительные процессы:
Операции выделки:
Операции отделки:
Существуют несколько способов консервации.
Шкура имеет различные характеристики на различных топографических участках. Это нужно учитывать на всех этапах обработки и выделки шкур. Участки шкуры объединяются по общим признакам (строение и физические свойства кожевой ткани и т. д.) и имеют установившиеся обозначения в зависимости от расположения на теле животного: шея, лапа, хребет, черево, бок, огузок, хвост.
ПМП – это пушно-меховой полуфабрикат (меховые шкурки предназначенные к раскрою). ПМП подобранные на изделие, должны быть однородными по качеству волосяного покрова, по форме по размеру.
Но, так как конфигурация шкурок разнообразная, их предварительно обкраивают по шаблонам.
Шаблон – это пластина, которая имеет форму любой геометрической фигуры: овальную, клиновидную, прямоугольную, трапециевидную, параллелограмма и др.
При определении размера и формы шаблона необходимо выполнение следующих требований: - форма шаблона должна приближаться к природной конфигурации шкурки и содействовать получению самой полной полезной площади; - длина и ширина шаблона должны максимально отвечать размерам шкурок на изделие, которое будет изготовлено из них; - общее количество шаблонов на один вид, должно быть минимальным.
Форма шаблонов может быть (Приложение 2):
- овальной прямой (а);
- шестиугольной (б);
- клинообразной (в);
- «лопаткой»(г);
- овальной (д);
- прямоугольной (е);
- овальной трапециеобразной (ж);
- параллелограмма (з)
2.4 Принципы сортировки пушного и мехового полуфабриката.
В стандартах пушной полуфабрикат подразделяют по кряжам, размерам, сортам, цвету и группам пороков. Деление по кряжам характерно для шкурок белки, соболя, красной лисицы, вольной норки, белого песца, сурка, тарбагана. Шкурки различных кряжей отличаются рядом товарных свойств, присущих шкуркам добытых только в донном географическом районе. Такими свойствами являются: размер шкурки, пышность, высота, густота, окраска, шелковистость волосяного покрова, толщина кожевой ткани, масса шкурки.
По размерам производится деление шкурок тех видов пушнины, у которых наблюдается значительная разница в величине в зависимости от возрастной изменчивости и пола. Как правило, пушной полуфабрикат делят на три (редко на 4-е) категории – мелкие, средние, крупные, особо крупные. Размер шкурки определяют путём измерения её длинны (от межглазия до корня хвоста), ширины (по средней линии) и перемножения этих величин.
Сорт шкурки отражает состояние волосяного покрова полуфабриката в зависимости от сезона добычи пушного зверя. Под сортом пушнины понимается совокупность определённых товарных признаков, зависящих от степени развития волосяного покрова шкурки. Товарными признаками, определяющими сорт, являются пышность, густота, длинна и мягкость волосяного покрова. Пушнину, в основном подразделяют на 1, 2, 3, или 4 сорта.
К первому сорту относятся шкурки полноволосые, с высокой, частой остью, густым пухом; ко второму сорту – менее полноволосые шкурки, с недоразвившимися остью и пухом; к третьему сорту – полуволосые шкурки с не вполне разившимися остью и пухом; к четвёртому сорту – шкурки с низким грубым волосяным покровом, почти без пуха или с едва начавшим развиваться пухом. Шкурки некоторых видов пушнины бывают высшего сорта (экстра).
По цветам делят шкурки тех видов пушнины (белка, норка, куница, соболя, серебристо-черная лисица и др.), у которых сильно выражена изменчивость волосяного покрова. Особенно сильно цветовая изменчивость появляется у норки, нутрии, голубого песца клеточного разведения.
В зависимости от наличия и размеров пороков шкурки большинства видов пушнины подразделяются на три или четыре группы пороков. ГОСТ устанавливает показатель и размер порока.
Основными пороками пушно-мехового полуфабриката являются:
-битость ости (обломанные и потертые концы направляющих и остевых волос);
-вытертые места;
-выхваты волосяного покрова (у стриженных шкурок);
-выхваты кожевой ткани;
-запал волоса (участки с извитыми кончиками остевых волос);
-ломины (повреждения кожевой ткани при разрыве эпидермиса и сосочкового слоя);
-прострожка (утонение участков кожевой ткани в плоть до обнажения луковиц);
-сквозной волос (выпадение волос в результате подрезания волосяной сумки при мездрении);
-тёклость волоса (выпадения);
-цвелость волосяного покрова (выцветание в процессе эксплуатации и хранения);
швы.
Сортировка мехового полуфабриката зимних волос сходна с сортировкой пушнины, однако, у них нет подразделения на кряжи. Шкурки кошки, собаки, кролика делят по размерам, цветам, сортам и группам пороков.
Шкурки весенних видов мехового полуфабриката подразделяют по воротным группам, размеру, цвету, характеру волосяного покрова, сортам и категориям дефектности.
Пушно-меховые изделия подразделяют по функциональному назначению на следующие группы:
- меховая верхняя одежда;
- меховые детали для одежды с верхом из кожи, тканей;
- меховые женские уборы;
- меховые головные уборы;
- меховая галантерея;
- меховая обувь;
- меховые бытовые изделия;
- пластины и меха.
По половозрастному признаку отдельные группы подразделяют на подгруппы:
женская;
мужская;
детская.
2.5 Химический состав шкурки
Парная шкурка имеет сложный химический состав. В него входят вода, белки, минеральные вещества, углеводы и жиры. Содержание воды составляет 60-75%. Шкурки старых животных содержат меньше воды, чем шкурки молодых. Ее количество зависит также от вида животного, его упитанности и т.д. Белковые вещества составляют 25-40% от массы сухого остатка. Они являются основной составной частью шкуры и представляют собой многообразный и сложный комплекс.
Шкура животного состоит из волосяного покрова, эпидермиса, дермы и подкожной клетчатки.
Волосяной покров – совокупность большого количества роговых образований (волос), имеющих различный цвет, строение и форму.
Эпидермис – наружный слой шкуры, непосредственно расположенный под волосяным покровом.
Дерма – основной слой шкуры, находящийся под эпидермисом.
Подкожная клетчатка представляет собой клетки рыхлой соединительной ткани из коллагеновых и эластиновых волокон, между которыми расположены кровеносные сосуды и жировые включения.
Основные белки шкурки животного: коллаген, эластин, ретикулин, кератин. Они относятся к группе волокнистых белков. Кроме того, в шкурке имеются простые и сложные белки (альбумины, глобулины, муцины и мукоиды) и некоторые другие вещества.
Коллаген является основой коллагеновых волокон, из которых состоит дерма. Его содержание 96-98% от общего количества белков дермы.
Коллаген обладает следующими свойствами. В холодной воде, в растворе слабых кислот и щелочей он нерастворим, но сильно набухает. При нагревании в воде (температура 60 0С и более) белок превращается в клеевое вещество. Это явление называют свариванием, а температуру, при которой оно происходит, - температурой сваривания (для невыделанной шкурки она равна 60 0С, для дубленой – 75-100 0С).
В концентрированных растворах хлорида натрия (поваренной соли) набухание коллагена снижается. При взаимодействии с дубильными веществами он приобретает стойкость к действию повышенной температуры, не поддается гниению и набуханию в воде.
Эластин – белок, образующий эластиновые волокна (в дерме его 1%). Он устойчив к действию холодной воды, слабых кислот и щелочей, не образует клея, растворяется в воде при длительном кипячении.
Ретикулин образует ретикулиновые волокна дермы. В кожном покрове его незначительное количество. Свойства его изучены мало.
Кератин содержится в волосе, ногтях, роговом слое эпидермиса и отличается стойкостью по отношению к слабым растворам кислот, воде и ферментам, менее устойчив к действию щелочей. Имеет в своем составе большое количество серы.
Альбумины и глобулины входят в состав крови, лимфы и клеточного вещества. Они легко растворяются в слабых растворах кислот, щелочей и солей. Альбумины хорошо растворяются в воде. При выделке шкурок эти белки удаляются.
Меланины (пигменты) находятся в клетках дермы и эпидермиса и придают окраску не покрытым волосами участкам кожи. Они нерастворимы в воде, но растворяются в щелочах. Их цвет изменяется от светло-рыжего до черного.
Минеральные вещества шкурки представлены главным образом фосфатами, карбонатами, сульфатами и хлоридами натрия, калия, магния, кальция и железа.
Углеводы содержатся в шкуре в небольшом количестве. Они представлены моно- и полисахаридами.
Жиры входят в состав клеток кожевой ткани (эпидермиса, дермы, подкожной клетчатки). Большинство жиров хорошо растворяется в органических растворителях.
Ферменты (ускорители реакции) – это действующие каталитические вещества, вырабатываемые живой клеткой, которые принимают активное участие в обмене веществ.
Ассортимент пушно-мехового полуфабриката отличается большим разнообразием по видовому составу и многим показателям. Так, по размерам шкурки колеблются от 300 до 9000 см2, по густоте волосяного покрова—от 1 тыс. до 50 тыс. волос на 1 см2, по высоте волосяного покрова — от 10 до 140 мм и т. д. В связи с тем что волосяной покров полуфабриката часто подвергается крашению, стрижке, щипке, эпилированию, особой обработке и т. д., видовой ассортимент пушно-мехового полуфабриката расширяется по сравнению с видовым ассортиментом пушно-мехового сырья. Классификация пушно-мехового полуфабриката сложна, причем классификация пушно-мехового полуфабриката и классификация меховых шкурок морского зверя имеют свои особенности.
Глава 3. «Жемчужина Арктики» - белый песец
Песец типичный представитель фауны Арктики и Субарктики с кругополярным распространением. Песец — важный промысловый зверь, дающий ценный мех; на севере составляет основу пушного промысла. Особо ценятся шкурки голубого песца, который является также объектом клеточного разведения. На островах, окруженных незамерзающим морем, налажено полусвободное разведение — песцы живут на свободе и по сигналу прибегают на корм к специальным ловушкам. Фермы для разведения песцов имеются в северных и средних широтах Америки, Европы и Азии.
Длинноворсовый мех песца идеален для тех, кто ценит комфорт и тепло в сочетании с красотой. Кроме того, считается, что мех песца обладает необычайной чувственностью. Даже в одном издании 19 века, посвященном моде, есть заметка, в которой мех песца описан как инструмент, помогающий чудодейственному свойству женщин кокетству. Мех песца используется в качестве основного материала во многих видах женской одежды и аксессуаров. Это всевозможные шубы и полушубки, манто, муфты, воротники, головные уборы, сумки.
Мех песца приобрел повсеместную любовь и популярность среди женщин и вошел в моду на все времена после того, как мех песца стал активно появляться на экранах голливудского кино на плечах лучших красавиц.
Как известно, по окраске в природе есть два типа песца: белый и голубой. На воле голубых песцов гораздо меньше, чем белых. Поэтому первые ценятся дороже. Звероводы наследственно закрепили нужный цвет и разводят только голубых зверей. Голубым называют мех цвета пасмурного неба разной степени густоты.
Песец - сравнительно небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Длина тела 50-75 см, хвоста — 25-40 см, высота в плечах — 20-35 см; средний вес самцов - 3,5 кг (колеблется в пределах 3,2-9,4 кг); самок - 2,9 кг (1,4-3,2 кг). В отличие от лисицы, тело у песца более приземистое, морда укороченная; уши короткие, закругленные, слабо выступают из зимней шерсти (это предохраняет их от обморожения).
По степени качественной теплоты мех песца занимает высокое место среди других мехов. Наблюдение показало, что именно изделия из меха песца постоянно носят охотники, рыбаки промышляющие на побережье моря Лаптевых из-за его тепловых качеств.
3.1 Безотходное производство меха белого песца
К сожалению, на рынке пушных изделий мех белого песца и изделия из них не имеет такой спрос, как скажем меховые изделия из чернобурки, норки, соболя. Заставляет задуматься и такой вопрос как, почему (ведь в старые добрые времена мех белого песца был конкурентноспособным на международном рынке) « жемчужина тундры» стоит по цене в 2-3 раза дешевле остальных мехов, хотя износостойкость и тепло белого песца гораздо выше.
Проанализировав все эти проблемы, у нас возникла идея изучить «возможности» белого песца, повысить её конкурентноспособность на меховом рынке и создать коллекцию аксессуаров.
Ценность исследования, по нашему мнению, в том, что мы попытались найти технологию безотходного производства изделий из белого песца. Буквально все: от головы до хвоста превратились в нужные, модные и недорогие, а главное теплые вещи. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызывается у нас окружающей природой, суровым климатом Арктики. Недаром в фольклоре народов Севера говорится о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая теплая одежда. Здесь прослеживается важный аспект – экология человека. Здоровьесберегающая направленность идеи не болеть, не рисковать здоровьем. Быть модным – это прежде всего быть здоровым.
3.2 Меховые аксессуары (описание работы)
Нарядное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью многонациональной культуры. Оно формирует художественные вкусы, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики. Произведение народных мастеров, неразрывно связанные с прошлым нашего народа, находят применение в современной жизни.
Описание технологии, инструментов и оборудования
В оформлении зимних и межсезонных комплектов использованы мотивы якутской и эвенкийской национальной одежды XVIII – XIXвв., но в современной интерпретации.
Меховой чехол наушника сшит из бедренной части песца. Украшен меховым декором в виде розетки из пушистой шейной части меха. Можно использовать свободно свисающие подвески из замши или бисера. Другим украшением являются кисточки из крашеного меха. Вариантов декоративных подвесок множество, красиво смотрится когда подвески и кисточки пришивают к розетке как продолжение ее осевого диаметра.
Расход материала: 20 лапок песца, 2 горностая. Изготавливаются трапецевидные шаблоны, вырезаются из гладкой части лапок. Сшиваются в виде меховой мозаики по выкройке берета.
У любой мастерицы накапливается куча меховых лоскутков. Приступая к шитью такого шарфа большое внимание следует уделить подбору шкурок. Удачный подбор шкур по ворсу способствует тому, что места соединения двух кусочков со стороны шерсти будут совершенно незаметны. В технике меховой мозаики составляются самые разнообразные узоры: ромбы, квадраты, кружочки, лучистые, треугольные круги. Все эти мотивы орнамента могут входить в одну орнаментальную полосу, причем каждый мотив не повторяется. Подбор меха- контрастный: в меховые охристо-коричневые (мех лисы) и темные (мех чернобурки) вклинивается светлый (мех белого песца). Белый цвет, безусловно, придает особую выразительность и своеобразность и даже какую- то нарядность и яркость. А ведь мы любим именно такие модели. К кончикам такого шарфа пришиваются воздушные, меховые шарики на замшевых шнурках из этих же мехов.
Для выполнения такого шарфа понадобится 4 хвоста чернобурки, 3 хвоста белого песца и 1 хвост рыжей лисы. Декоративная отделка. Длинная подвеска на шнурочках с беличьим хвостом и опушкой из лапки белого песца. Нарезаются прямоугольники разной длины. Срезается лишний мех со всех сторон для удобства сшивания. Заготовленные меховые прямоугольники сшиваются в длинную цепочку. Следует помнить, что ворс должен быть направлен в одну сторону.
Аналогично техники шитья шарфа из хвостов «Радуга» только здесь чередуются белый и темный цвет. Декоративная отделка – подвески.
Капор конструктивно просто и вместе с тем совершенен. Основу его составляет любой шарф большого размера. Нашивается капюшон из центральной части песца длиной во весь шарф. По всему изделию нашиваются кусочки меха разной формы (круг, квадрат) и разного размера. Посередине каждой делается надрез и «протаскивается» полоска из хвоста чернобурки. Следует добавить, что ворс хвостовой части намного длиннее чем ворс шкурки, поэтому выглядит очень оригинально, напоминает царские воротники XVIII века.
Чтобы придать модную изюминку своим варежкам достаточно несколько мелких декоративных деталей таких как сентиментальные цветочки из меха и бусинок. Кстати, белый цвет меха весьма изящно смотрится на любой цветовой гамме.
Кокетливые цветочки из меха смотрятся эксклюзивно на поясах, на платьях, на обуви, но и на сумочках. Сумочки можно украсить съемными декоративными подвесками из меха, бисера, замши и хвостиков.
Заключение
Перед каждым старшеклассником стоит задача - подготовиться к жизни и труду в новых условиях хозяйствования. Выпускники сельских школ стоят перед выбором: работать в коллективе, под руководством других людей или рискнуть и начать собственное дело, организовать, скажем, пошивочную мастерскую, ателье меховых изделий. Развитие народных промыслов на Крайнем Севере решает социальную проблему занятости местного населения, способствует рациональному использованию местного сырья: меха, кожи и т.д.
В нашем селе раньше был пошивочный цех по изготовлению унтов, шапок, рукавиц. Мы живем в тундровой части Севера, где обычно в изобилии промышляют мех белого песца. Народное искусство всегда отражает все изменения жизни людей. Сейчас на Севере многое стало иным, изменился быт, произошли изменения и в костюме. Естественно, что некоторые традиционные бытовые предметы и одежда должны приобрести другой внешний вид, сохранив, однако, все то, лучшее, что веками создавал народ. Нужны сумки новых современных форм, аксессуары из меха для молодежи, модные головные уборы. Но ни в коем случае нельзя забывать о целесообразности и полезности той или другой вещи в повседневной жизни.
На пороге XXI века мы должны также хорошо знать потребность в наших изделиях как, скажем, в XVIII – XIX вв. , когда все делалось вручную и на высоком качественном уровне. Поэтому отношение изготовителей должно соответствовать этому, т.е. нужно повсеместно культивировать изготовление вручную, полностью сохраняя прежнюю традиционную технологию, где каждый мастер мог вложить в изделие мастерство и душу. Только при бережном и умелом отношении к изучению лучших традиций мы сохраним эстетическую ценность своего народа.
Ожидаемые результаты исследования:
Образовательный эффект:
-приобщение к национальной культуре, народным методам шитья.
-формирование духовной культуры.
Социализирующий эффект:
-осознание ответственности за свое физическое, духовно-нравственное здоровье.
-повышение самосознания, самоопределения и самореализации.
-подготовка к современной жизни с учетом необходимости к жесточайшей конкуренции на рынке.
Механизмы реализации труда
-мастерские
-семинары
-консультации
-выставки
-презентации
Технология окраски меха белого песца (из нашего опыта).
Мех белого песца мы окрасили с помощью… фломастера.
А делается это так. Вынимается ватка из фломастера, опускается в теплую воду. Добавляется немного столового уксуса. Замачивается на 5-10 минут мех. Просушивается, смягчается и расчесывается расческой для меха.
Работая над этой темой мы провели много экспериментов, создали собственный метод окраски меха из белого песца. Наша фантазия подсказала множество эксклюзивных аксессуаров из меха в традициях эвенкийского народно-прикладного искусства. Опросили известных в нашем улусе известных мастериц старшего поколения они высоко оценили наши практические работы и это означает высшую оценку для нас. Оформили выставку своих исследовательских работ на Республиканской выставке – ярмарке « Миргилан», приуроченную 175-летию нашего села Казачье.
Список используемой литературы.
1. Справочник товароведа непродовольственных товаров. Первая часть. К.В. Богатырёва, Т.Г.Ганштак.
2. Справочник товароведа непродовольственных товаров. Вторая часть. К.В. Богатырёва, Т.Г.Ганштак.
3. Агбаш В.Л. Товароведение непродовольственных товаров М: Экономика, 1983. - 440 с.
4. Алексеев Н.С., Гонцов Ш.К., Кузин Г.И. Теоретические основы товароведения. M.: Экономика, 1988. – 295 с.
5. Беседин А.Н., Гонцов Ш.К. Товароведение пушно-меховых товаров. М.: Экономика, 1983. – 128 с.
6. Савина З.Г. Товароведение обуви. М.: Экономика, 1984. – 248 с.
7. Теплов В.И., Сероштан М.В. Коммерческое товароведение: Учебник / Издательский Дом «Дашков и Ко»/ Москва, 2001.
8. Серошевский В.Л. «Якуты»
Приложение 1
Топографические участки меховой шкурки:
1-шейка, 2 –лапа, 3 –хребет, 4-черево, 5 -бок, 6 –огузок, 7-хвост
Приложение 2
Форма шаблонов может быть:
Приложение 3
Советы по хранению и чистке шуб и меховых изделий:
Вы приобрели шубу или аксессуар из натурального меха, и надвигающаяся зима не пугает лютыми холодами, как обычно, а радует предстоящей демонстрацией новой шубки или аксессуара из натурального
меха. Но ведь вы не хотите, чтобы они утратили свою первоначальную красоту после ежедневной носки и последующего длительного хранения в шкафу? Надолго сохранить меховые изделия вам помогут наши советы.
• После того, как вы пришли с улицы, меховую одежду следует стряхнуть и повесить на вешалку - «плечики». Висеть в шкафу она должна свободно, чтобы воздух циркулировал вокруг изделия и не заминался ворс. Промокшую одежду сушите только при комнатной температуре, подальше от батарей и других отопительных приборов. Если после сушки волосяной покров потерял естественный блеск, можно расчесать его при помощи металлического гребня (но это неприменимо к изделиям из каракуля!).
• После сезона проведите ревизию своего меха. Проветрите меховое изделие на открытом воздухе, потрясите, аккуратно проколотите, хорошо очистите от пыли и загрязнений, прочешите металлической расческой и протрите чистой сухой волосяной щеткой. Если мех сильно загрязнен, то лучше сдать изделие в специализированную химчистку.
• На весенне-летний и осенний период идеально сдавать изделия из норки или из другого натурального меха на хранение в специализированный меховой холодильник, где соблюдается определенный температурный и влажностный режим. В домашних условиях меховую шубу следует хранить в шкафу вдали от света в матерчатом или бумажном чехле на небольшом удалении от средств от моли, которыми могут служить высушенные апельсиновые корки, листья табака или герани.
• Если меховое изделие очень пыльное, разложите его на мокрой простыне мехом вниз и энергично выбейте.
В поисках капитана Гранта
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Будьте как солнце!
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью