Мы с моей ученицей Изотовой Анной рады поделиться с педагогами своей работой по краеведению, в которой мы отразили историю возникновения искусства вышивания в России и в нашем городе Ельце, а также с творчеством замечательной мастерицы Полянской Веры Ивановны, которая любезно согласилась сотрудничать с нами и дала согласие на публикацию. Спасибо ей и всем за внимание к нашей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka.docx | 293.99 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА ЕЛЬЦА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Городской конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся
Номинация «Земляки»
Тема работы:
« Вышивальных дел мастерица»
Подготовил:
Изотова Анна Романовна
учащаяся ____9-А___ класса
МОУ СОШ №3 города Ельца
Липецкой области
Руководитель:
Климова Елена Владимировна
Учитель истории МОУ СОШ №3
города Ельца
Липецкой области
Елец - 2011
План стр.
1. Введение…………………………………………………………………….. II. 2.История возникновения искусства вышивания на Руси.
А) История вышивания бисером
Б) Отражение искусства вышивания в кинематографе
3. Полянская Вера Ивановна – вышивальных дел мастерица
А) Сухие факты биографии…………………………………………
4. Заключение……………………………………………………………….
5. Используемые источники и литература………………………………...
6. Приложение………………………………………………………………
Введение.
Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому отдельных территорий, а также – ввиду обострения национальных, экономических, экологических проблем. О «малой родине» заговорили многие представители научных кругов, экологи, экономисты, педагоги, участники общественных движений.
Задачи и содержание краеведения чрезвычайно разнообразны. В его задачи входит изучение этнического состава местного населения, поиски полезных ископаемых, учет, охрана памятников архитектуры, устного народного творчества, изучение говоров и диалектов, художественных промыслов края. Тем самым краеведы создают необходимую основу для научных исследований в различных отраслях знания и вносят существенный вклад в формирование патриотизма и любви к родному краю у населения.
Целью нашего краеведческого исследования стало изучение искусства вышивания в Ельце, сохранения и развития традиций вышивания в нашем городе.
Тем самым мы пытались внести вклад в сохранение памяти о талантливых людях нашего города - наших земляках и надеялись, что собранная нами информация пригодится для изучения краеведческого компонента на уроках по краеведению.
Задачи проекта:
1. Собрать необходимые материалы и сведения о вышивальщице Полянской В.И
2. Проанализировать и структурировать собранный материал;
3. Создать электронную презентацию « Творческая мастерская Полянской В.И»
Гипотеза: Создание электронной презентации « Творческая мастерская Полянской В.И. Вышивальных дел мастерица» будет способствовать сохранению памяти о истории вышивания на Руси и искусстве вышивания в нашем городе, сохранению памяти о наших земляках.
Формы и характер деятельности при создании работы:
2.История возникновения искусства вышивания на Руси.
Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы из которых создавали одежду разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.
Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека об окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры. Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на рукоделие Японии, России и других стран.
На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатй крест – пожелание добра и взаимопонимания.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе «приданное» к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха.
Историки разделяют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам.
Вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора. Вышивка северных областей - характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани.
На развитие русской вышивки большое влияние оказало рукоделие Византии. Поэтому в работах мастериц исконно русские мотивы сочетаются с наследием иностранных школ вышивания.
А) История вышивания бисером.
Что же касается вышивания бисером, то об этом виде рукоделия можно сказать следующее: стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны."
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
"Золотым веком" бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру и вышиванию окончательно не угас.
Б) Отражение искусства вышивания в кинематографе
Тот факт, что искусство вышивания находит свое отражение в таких видах искусства, как литература и ее жанры, находит свое подтверждение в кинематографии. Приведем примеры:
Если внимательно смотреть, то вышивающий персонаж в фильме можно обнаружить в самый неожиданный момент.
Начнем с традиционного представления. Тихая скромная барышня склонилась над пяльцами, как, например, аристократка Эмма в исполнении Ольги Кабо («Рыцарский замок», Россия-ФРГ, 1990г.) пока мужчины заняты своим разговором.
В мультфильме «Как грибы с горохом воевали» (СССР, 1977г.). принцесса Белянка вышивает Груздя, произнося клятву верности. Желая досадить ей, отец с легкостью эту вышивку распарывает, лишь потянув за кончик нити!
Молодые строительницы коммунизма из фильма «Девчата» (СССР, 1961г.), проживающие примерно в то же время, лишены подобных радостей, им приходится самостоятельно обустраивать весь свой быт. В оригинальной повести Б.Бедного неоднократно упоминается вышивка, из нее же мы узнаем, что Катя — героиня Люсьены Овчинниковой — вышивала кисет в подарок. Любо-дорого на нее смотреть: вышивка запялена, иголки в железной коробочке по правую руку, а клубки с нитками лежат в коробке от яиц, чтобы не падали.
Оригинально преподнесли вышивание создатели костюмированного сериала «Бедная Настя» (Россия, 2003г.). Желая проконтролировать свободное время дочери, княгиня Долгорукая (Ольга Остроумова) намечает «объем работ», но по отличному исполнению и исколотым рукам догадывается, что рукоделием занималась служанка.
Героиня еще одного костюмированного фильма нам хорошо известна — это Шурочка Азарова. В фильме «Гусарская баллада» (СССР, 1962г.) она так преподает жениху урок модных вышивальных тенденций и цветовых сочетаний, что тот бросается вон, зацепившись ногами за вышивальный станок.
Сказочную мастерицу ткать, шить и вышивать Марью-искусницу царь Водокрут забирает к себе явно не для создания семейной ячейки в подводном царстве («Марья-искусница», СССР, 1960г.). Даже под воздействием чар мать искусно вышивает портрет сына на пяльцах неведомых мастеров.
Думаю, вы уже заметили, что эпизоды с вышиванием в кино зачастую настолько коротки, что режиссеры не продумывают детали сцены, и мы не видим рядом с ними ниток и не можем разглядеть, что же вышивают рукодельницы. Однако вышивальщицы и вышивальщики все-таки встречаются в кино. Пусть эпизоды длятся совсем не долго, но они греют душу, вызывают улыбку и заставляются разгадывать задумки режиссеров. Да и увидеть за пяльцами звезд кинематографа всегда очень приятно.
3. Полянская Вера Ивановна – вышивальных дел мастерица
А) Сухие факты биографии
Примеров вышивания можно привести много. Наша Елецкая земля издавна славилась своими мастерицами. В основном по всему миру известно елецкое кружево. Наши кружевницы прославили свой город.
Полянскую Веру Ивановну можно смело назвать хранительницей древней традиции нашего края – вышивания. Этому рукоделию она посвятила всю свою жизнь. В город Елец Вера Ивановна переехала из с. Паниковец Елецкого района в 1975 году, выйдя замуж. Поступила на учебу в ГПТУ №4 слесарем КИПа. Вышивка вошла в ее жизнь не сразу. Все началось с поездки к родственникам. Именно в гостях она увидела, как вышивают ковры. Занятие так увлекло Веру Ивановну, что вернувшись в Елец, она взялась за это рукоделие сама. 1980 год стал началом длинного творческого пути, когда она специальной иглой вручную стала вышивать прекрасные ковры, в то время находившиеся в категории дорогих и труднодоступных «дефицитных» товаров.
«Вышивка ковров – работа трудоемкая и кропотливая» . Как вспоминает сама Вера Ивановна: « Нитки для ковров были дефицитным товаром. Доставали их с большим трудом – ездили в Курск и покупали по 3 рубля. Это были большие деньги по тем временам.»
В 1983 году она начала трудовую деятельность в «Елецких кружевах». Работала вышивальщицей ручной вышивки надомницей. Вышивала постельные комплекты, блузки, женские костюмы.
Вышивать картины и иконы крестом стала после одного случая. Однажды муж Веры Ивановны приехав домой , с большим воодушевлением рассказывал ей о том, что как увидел икону, которую вышивала знакомая. Рассказ мужа так заинтересовал Веру Ивановну, что она поехала посмотреть на рукотворное творение. И…. «заболела» вышивкой.
Работает Вера Ивановна на особом профессиональном станке, которому уже 27 лет. Станок тоже рукотворный – его сделал для мастерицы по специальному заказу сосед – столярных дел мастер.
Самая первая вышитая работа крестом – «Лисята». Над ней она трудилась 25 дней. Внуки пришли в большой восторг от картины своей бабушки. Так начался путь творчества ,в результате которого появились потрясающие картины.
Недавно Вера Ивановна закончила сложнейшую работу – вышивание картины «Лебеди» на канве Лугана 25. Это самая сложная вышивка, поскольку каждый квадратный сантиметр такой канвы содержит 100 крестов. Всего же картина размером 30х40 сантиметров содержит почти 122 тысячи крестов. Вышивание этой картины продолжалось 1 год и 3 месяца, при этом Вера Ивановна проводила за работой не менее 6-7 часов ежедневно, выполняя каждый крестик под увеличительным стеклом. Это, поистине, титанический труд, и его результат превзошел все ожидания.
Самое интересное, что к «Лебедям» Вера Ивановна приступила практически сразу после завершения другой сложнейшей работы – вышивание картины «Виноградница» на канве Линда 27.
При работе с этой канвой приходится выполнять 100 крестов на каждые 10 погонных сантиметров. Вышивка «Виноградницы» выполнялась смешанной техникой с использованием крупного и мелкого креста.
Вера Ивановна глубоко верующий человек, и важнейшим направлением ее творчества является вышивка крестом и бисером икон.
Прежде чем приступить к вышиванию бисером Вера Ивановна долго искала икону, которую можно было бы вышить и крестом и бисером. Такая икона была найдена. Через пять дней взорам семьи предстала икона Казанской Божией Матери.
Работа над иконой уже подходила к концу, когда Вера Ивановна вспомнила: « Для того, чтобы начать работать над ликом святых, необходимо получить благословение батюшки» Она незамедлительно отправилась в церковь. Когда Вера Ивановна поведала свою историю батюшке, тот спросил у нее не путались ли нитки при работе. Вера Ивановна ответила, что вышивала она Лик Божией Матери с легким сердцем и работа у нее спорилась. Батюшка ответил, что « Господь благословил Вас на благое дело». С тех пор работу над иконами мастерица осуществляет после благословления батюшки, готовые иконы освящаются в Вознесенском соборе или Знаменском монастыре нашего города.
Каждая икона Веры Ивановны Полянской обладает настоящей духовной силой. В них она вкладывает свою душу и поэтому они светлые и дарят верующим сой благословенный свет.
Еще одной изюминкой работ Веры Ивановна являются оклады, в которые она помещает свои работы. Они выглядят как оклады, которые каждый верующий может видеть в храме. Эти оклады для своих работ Вера Ивановна вот уже много лет заказывает только у одного человека, человека верующего и талантливого. Каждая икона Веры Ивановны Полянской обладает настоящей духовной силой. В них она вкладывает свою душу и поэтому они светлые и дарят верующим сой благословенный свет.
Самая трудоемкая работа – это вышивка икон люрексом. Но и такая техника выполнения подвластна искусным рукам Веры Ивановны.
Одна из последних работ Веры Ивановны – икона
« Святая Блаженная Матрона Московская».Икону еще не уложили в оклад, но от нее уже идет неповторимый свет. Секрет нам открыла сама рукодельница. Она прошила сердцевину иконы золотыми нитками, а внутрь каждого квадрата положила бисер. От этого икона заблистала своим неповторимым светом и от нее невозможно отвести взгляд.
Наверное, не зря при рождении Вера Ивановна получила свое имя. ЕЕ Вера и сила ее имени находит отражение в ее работах – поистине произведениях искусства.
Свои работы Вера Ивановна выставляла в 2004 году в краеведческом музее г. Ельца. Вторая и третья выставки проходили в стенах музея ремесел.
Однако выставки, которая бы дала возможность ельчанам и гостям города насладиться красотой всех работ Полянской Веры Ивановны еще не было.
Своим энтузиазмом, своей любовью к прекрасному, своим трудолюбием Вера Ивановна сумела увлечь многих. Ее знакомые, близкие и родные люди тоже стали заниматься этим рукоделием с легкой руки мастера.
Дома у Веры Ивановны целая библиотека всевозможных схем. Есть уже набранные нитки для картин. Самое главное, чтобы Бог давал здоровья для дальнейшей работы.
4. Заключение.
В заключении нашей работы я - Изотова Анна – ученица 9-а класса МОУ СОШ №3 города Ельца и мой научный руководитель, учитель истории МОУ СОШ №3 – Изотова Елена Владимировна – искренне желаем, чтобы к таким талантливым людям, как Полянская Вера Ивановна, приходила настоящая известность. Такие люди прославят наш город своим творчеством и своими талантами. Хотелось бы искренне верить, что наш труд не пропадет даром и информация, собранная нами о нашей землячке, и та презентация, которую мы создали пригодится педагогам города для работы по краеведению.
5. Используемые источники и литература:
*рассказ Полянской Веры Ивановны
*Фотографии картин и икон использованы в презентации с разрешения автора исполнителя - Полянской В.И. (авторские права защищены)
*материалысайтов:
*http://images.yandex.ru,
http://www.kresyom.ru/history/
* http://памятники-елец.рф/a8454-vyshivanie.html
6. Приложение.
Картины, вышитые Полянской В.И. Вы можете посмотреть в цветном варианте в презентации.
Каргопольская игрушка
Ёжикина Радость
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Две снежинки
Снежная книга