Проектно – исследовательская работа «Маска, я тебя знаю!...», автором которой является ученица 4 класса «А» ГБОУ СОШ № 728 Филатова Валерия, направлена на рассмотрение вопроса о значении маски в разное время. Целью её работы было познакомиться с историей развития маски в России, изучить приёмы изготовления масок, а также создать собственную маску.
Она самостоятельно нашла всю необходимую информацию на сайтах в Интернете, прочитала энциклопедии. Во время изучения этой темы, Валерия рассмотрела все виды масок, которые существовали в разные эпохи и существуют до сегодняшнего дня. Она разобрала терминологию, которая используется в этом искусстве, познакомилась с разнообразными приёмами изготовления масок, остановившись на способе папье-маше. В данной работе Филатова Валерия изучила историю возникновения масочного искусства в России, начиная с обрядовой и заканчивая театральной и маскарадной масками. Результатом работы стало изготовление собственной маски Бабы Яги или Лесной Колдуньи
Проектно – исследовательская работа представлена в виде компьютерной презентации, постера и буклета. Данная работа поможет учащимся заглянуть в таинственный мир маски и понять её функции. Считаю, что работа выполнена отлично.
Вложение | Размер |
---|---|
lerin_doklad-2_2.doc | 50.5 КБ |
izgotovlenie_maski.pptx | 470.65 КБ |
«Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос - все подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле; каждый обманывается и никто не узнает себя» Ф. Гойя. |
Часто семьей мы посещаем театральные постановки в Москве и обратили внимание, что рядом с названиями театров можно увидеть изображение улыбающихся и грустящих масок. Я задумалась, почему именно маска является символом театра? Какое значение имела маска в разных странах и в разное время? И действительно, почему и зачем из века в век человек пытается скрыть себя от окружающего мира?
Перед собой я поставила следующие задачи:
По определению энциклопедий маска – это накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа.
История маски уходит в глубокую древность, в язычество, когда маски использовали в ритуалах, например, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху, задобрить богов, а также в различных культовых обрядах и игрищах языческих племен.
Изготавливали маски из разных материалов: кусков дерева, лыко, шкур животных, тканей и бумаги, металла. Украшали перьями, камушками (иногда даже драгоценными камнями), разрисовывали природными красками. Сейчас используют легкие материалы – пластик, папье-маше, ткань. Было выяснено, что разновидностей масок на самом деле множество. Существовали, и существуют сейчас следующие виды масок:
- ритуальные и обрядовые;
- театральные и маскарадные;
- погребальные и посмертные;
- специальные (медицинские, защитные, фехтовальные, хоккейные и др.)
Из них меня заинтересовали маски, с которыми мы все сталкиваемся с раннего детства, а, именно, театрально-маскарадные.
Чаще всего маску неразрывно рассматривают совместно с неким театральным действием, и это правильно, так как с помощью маски можно:
- скрыть лицо;
- выразить чувства, внутренний мир;
- донести смысл, когда не знаешь языка;
- объяснить тонкости политической игры и отношения общества к власти.
Интересно то, что «маска» это не только что-то надеваемое на лицо, это и возможность скрыть лицо с помощью художественного грима и костюма, который дополняет и уточняет представляемый образ.
О масках, ее роли в театрах античного мира и до наших дней написано много прекрасных работ, поэтому я решила обратиться к истории возникновения и развития маски в России. Путь маски у нас был сложен. Вначале это были чисто обрядово-ритуальные маски. Маскарадные потехи были известны на Руси с глубокой древности и связаны были с праздниками зимнего и летнего солнцестояния, Петровом днем, Масленицей.
В Древней Руси маска стала принадлежностью скоморохов, которые с помощью притч и сказок высмеивали жадность, зло, зависть; высказывали уважение к трудолюбию, честности, добру, преданности. В двенадцатом – тринадцатом веках, когда страна находилась под сильным влиянием церкви и религия управляла государством и умами людей, маска проникла в церковную драму. С помощью маски изображали дьявола или черта, которые всегда смешили зрителей своими ужимками и устрашающим видом и, как ни странно, становились любимцами публики.
Маски в России именовались «харями» или «рожами».
Зимой, когда все вокруг замирает – в мир приходят Новый год, Рождество и Масленица. Рождественские святки никогда не обходились без «ряженных». Игра «ряженных» – это древняя русская скоморошья забава. Запрещаемая церковью и властью, она стала неделимой частью народных праздников. Костюмы и «хари» готовились заранее. Участники наряжались в различных животных, в стариков, цыган, солдат, девушки в мужчин, а юноши – в девушек, они кувыркались, дурачились, орали и разыгрывали представления.
Кстати, каждая маска несла в себе смысл, например:
Во времена правления Петра Первого святочные игрища очень поощрялись и должны были поддерживаться знатными вельможами. До наших дней сохранился любимый Петром I маскарадный костюм голландского шкипера, который он надевал во время костюмированных шествий.
Красивые маскарады, балы, которые проходили в Европе, не обходили стороною и Россию: императрицы Елизавета, Екатерина II, император Николай I. все были любителями повеселиться. Постепенно маска, предмет скоморошества и лицедейства, стала серьезно использоваться для развлечений знатными людьми.
Царицей Анной Иоанновной была выписана из Италии театральная группа «комедии дель арте». И с 1731 года в России начинает существовать постоянно действующий профессиональный западноевропейский театр.
Первый публичный маскарад в Москве состоялся в 1744 году. В 1850 г. в Москве в честь 25-летия царствования Николая I был дан роскошный костюмированный бал, участники которого нарядились в костюмы населяющих Россию народностей. В 1903 г. в Зимнем дворце состоялся грандиозный исторический бал, все участники которого оделись в русские придворные костюмы XVII в. Это был, пожалуй, один из последних маскарадов старой эпохи.
Как можно увидеть, обрядовая маска стала использоваться и в маскарадных шествиях, и в театрализованных представлениях на улицах и на театральных подмостках, не потеряла и своей роли на народных праздниках и гуляниях.
Сейчас мы встречаем различные маски : веселые, грустные, добрые ,злые, но всегда можно заметить, что самые отталкивающие и пугающие маски связаны с образами ведьм, чертей, колдунов и другой нечисти. Возможно, это и есть наша связь с языческими предками, которые таким образом пытались защитить свои семьи. Традиция ряжения, изготовлений хари создавали эффект устрашения и отпугивания нечистой силы. Русский театр также использовал это для своего развития, подчиняясь правилам, установленным церковью. Маску использовали по-своему – только для самых отрицательных персонажей, когда нужно было создать максимально яркое, и чаще всего, отталкивающее впечатление.
Познакомившись с разными техниками создания маски, я решила попробовать технику папье-маше и сделать собственную маску бабы-яги или лесной колдуньи, чтобы как и наши предки почувствовать силу защиты такого оберега от озлобленности и грубости окружающего мира.
Итак, благодаря маске, позволяющей скрывать свою личность, и дающую определённую свободу поведения, мы заглянули в мир, который создали люди для маски, а маска, в свою очередь, для людей. Маска выполняла различные задачи: передавала меняющееся настроение актёров, помогала работе пантомима, разгоняла злые силы, веселила народ, участвовала в церковных драмах. В России маска не только изгоняла злых бесов в ритуальных празднествах, но и помогала россиянам публично общаться между собой.
Жива ли маска сегодня? Да, жива. Нужна ли она сегодня? Я думаю, что нужна…и даже необходима.
Как нарисовать небо акварелью
Снежная книга
Галка в чужих перьях
Груз обид
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"