Создание картин с помощью утюга-процесс творческий и непредсказуемый, для этого не надо делать наброски, эскизы-проект создается при помощи восковых мелков и утюга. В работе раскрыта история энкаустики .
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_tanygina_kseniya.doc | 253.5 КБ |
prilozheniya_1.doc | 285 КБ |
Министерство образования и науки республики Бурятия
Муйское районное управление образования
МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»
Творческий проект
«Энкаустика»
Автор: Таныгина Ксения
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МОУ «Таксимовская средняя
общеобразовательная школа №3»,
10 класс,16 лет
Научный руководитель:
Степанова Лариса Иосифовна, учитель технологии
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МОУ « Таксимовская средняя
общеобразовательная школа№3»
2012 год
Оглавление
2.1 История техники «Энкаустика»
2.2 Анализ идей и обоснование выбора
2.3 Характеристика используемых материалов, оборудования.
2.4 Технологическая последовательность изготовления картины
2.5 Правила техники безопасности с электроприборами
2.6 Экономическое обоснование проекта
2.7 Экологическое обоснование проекта
3.1. Самооценка изделия
3.2. Список литературы
IV. Приложения №1- №9
I. Введение
Антон Павлович Чехов сказал: «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»
На сегодняшний день существует много рукодельных искусств. Но есть техники, которые не нуждаются практически ни в чем- не нужно запасаться огромным количеством материалов, только время. К таким можно отнести энкаустику.
А начиналось все несколько месяцев назад. На мою страничку в интернете пришла рассылка «Картины…утюгом». Посмотрев видеоуроки, я просто "заболела" энкаустикой. На следующий день купила восковые мелки в канцтоварах и начались... поиски утюга, так как нужен утюг с ровной подошвой, от таковых давно все избавились. Утюг был найден! Энкаустика, как искусство восковой живописи, известно давно. Главное, что для этой техники совсем не нужно уметь рисовать. Картины в этой технике, очень стойкие, так как воск не окисляется, а в воде он вообще абсолютно нерастворим.
Цели:
Задачи:
II. Основная часть
2.1 Сила восковой живописи огромна. Берет начало она в Древнем Египте около 5000 лет назад. Расцвет живописи приходится на V - Ш века до н.э. в Древнем Риме, Древней Греции, а так же Византии. К ХП веку ее следы исчезли. Согласно Плинию, один из художников - Зевкис, так написал ими виноград, что птицы слетелись клевать его. Живые лошади ржали рядом с картиной коня, написанного энкаустикой Апеллесом. Писатели, поэты называли образы энкаустических картин "одушевленными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими".
Нам известно, что цены на современном арт-рынке просто до смешного низки по сравнению с ценами на «арт-рынке» древнегреческом. За шедевры живописи греки выкладывали суммы, равные состоянию целых городов(!).Император Август Тиберий Цезарь очень высоко и дорого ценил такие работы.
Эти произведения привозил в Рим и Александр Македонский. Войны, разрушения, пожары уничтожали бесценные сокровища. И только спустя сотни лет, при раскопках в окрестностях оазиса Файюм, недалеко от Каира, находящемся в тектонической впадине на глубине 43 м ниже уровня моря, в 1880 году были найдены заупокойные живописные портреты, которые были прибинтованы к ликам мумий. Эти портреты получили название Файюмские, по месту, где они были найдены. Портреты отличались выразительностью и сохранностью. Особенность их в том, что эти портреты писались при жизни, а когда человек умирал, портрет прибинтовывали к лику мумии.
Таким образом, египтяне верили, что душа будет иметь свой лик. И действительно, глядя на портреты из Файюма, мы прикасаемся к чему-то живому и значимому для нас…
В эпоху Возрождения разгадать тайну энкаустической живописи пытался великий Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи также пытался разгадать тайны энкаустической живописи при создании «Тайной вечери», проводил эксперименты с составами краски и грунтом.
Анонимный биограф да Винчи утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Энкаустика – техника, которая даёт богатейшие возможности применения многослойных лессировок, и, вероятно, в древнегреческой восковой живописи тонкость колорита достигалась не за счёт разнообразия цветных пигментов, а за счёт оптического взаимодействия между корпусными, полупрозрачными и прозрачными слоями красок и умелого использования контрастов противоположных цветов. Подход более тонкий и изощрённый. О том, насколько тонкой и сложной может быть «однокрасочная» живопись, можно судить, например, по Джоконде Леонардо да Винчи и многим работам Рембрандта.
Исследованиям тайн энкаустики посвятили свои жизни Эрнст Бергер, Ганс Шмидт, Фон Кайлюс, Василий Хвостенко, Аксель. Принято считать, что технология работы с воском пришла в Грецию из Египта. Несомненно, в Египте это была сакральная технология: древние египтяне почитали пчелу, сотворённую из слёз бога солнца Ра, как священное насекомое Маат – богини истины, справедливости, гармонии, чистоты и согласия. Пчелиный воск египтяне посвящали Маат и её отцу Ра. Интересно, что состав священной мази, которую египтяне использовали для совершения важнейших религиозных обрядов, весьма близок к составу античных энкаустических красок. Священную мазь египтяне делали из смеси воска, смолы, масла, кипрского терпентина, ладана (смолы ладанного дерева), мёда, различных ароматов, вина, эссенции лотоса, тонко тёртых драгоценных камней и асфальта (чёрного пигмента, символа жизни, плодородной земли Египта). «Продукты пчеловодства» использовались с глубочайшей древности в сакральных технологиях самых разных народов. Слово «мумия» обозначает тело, натёртое воском. Скончавшегося в Вавилоне Александра Македонского (он прижизненно был объявлен богом) перевозили в гробу, залитом мёдом. Повсеместно (и до сих пор) в магических ритуалах используются восковые фигурки богов, людей и животных.
В состав красок чудотворной иконы Влахернской Божьей Матери (из собрания Третьяковки) входят воск и пепел тел христианских мучеников. В старинном манускрипте монахов-бенедиктинцев есть такой рецепт связующего для миниатюр в священных текстах: «собрать в летние месяцы, после вечерни, пчёл, растолочь их с известковым молоком и потом профильтровать через тряпку». В состав этого связующего входят и воск, и мёд.
Наш соотечественник Василий Вениаминович Хвостенко (1896–1960), будучи не теоретиком, а художником-практиком, предложил свою версию реконструкции техники энкаустики. В.В. Хвостенко у американцев наверняка попал бы в Книгу рекордов Гиннесса, у японцев прижизненно получил бы титул «живого культурного Достояния Японии», в Англии выставлялся бы в собственном музее.
А у нас его уникальные энкаустические вещи нельзя увидеть ни в одной из экспозиций многочисленных музеев России. Единственный каталог работ В.В. Хвостенко и работ его дочери, ученицы и последовательницы Татьяны Васильевны Хвостенко (1928–2005) издан на средства Марии Хвостенко. Между тем опыт Василия Вениаминовича и Татьяны Васильевны представляет огромный интерес для художников, реставраторов и историков искусства (особенно тех учёных, которые занимаются историей античной живописи).
Василий Вениаминович – человек, получивший прекрасное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ученик Коровина, Малютина и Архипова, человек культурный, тонкий, пытливый, несомненно, великолепно прочувствовал возможности восковой живописи. Его версия реконструкции энкаустической техники представляет собой непреходящую, уникальную художественную и историческую ценность. В России (и, насколько мне известно, даже во всём мире) никто пока не разработал более совершенной техники восковой живописи. Внучка Василия Вениаминовича, дочь Татьяны Васильевны Мария Хвостенко любезно согласилась рассказать читателям «Художественного совета» о подвижниках и энтузиастах энкаустики Василии и Татьяне Хвостенко.
Еще древние римляне отмечали защитные свойства энкаустических гидрофобных покрытий на практике. Мореплаватели и путешественники знали, что предметы, покрытые составами с добавлением воска, не боятся ни морской воды, ни ветра, ни холода, ни жары. Они способны сохраняться в течение тысячелетий.
На территории Сибири в Минусинской котловине были найдены ритуальные предметы из кости и камня, покрытые энкаустической защитой.
Обнаружено, что в Древнем Египте эту защиту применяли при строительстве пирамид, огромных скульптур, кораблей.
Архитектурный ансамбль Акрополя в Греции так же обработан энкаустическим составом, что позволило мрамору хорошо сохраниться до наших дней. Энкаустические составы называют информационно-энергетической защитой.
В настоящее время применение этих технологий обширно. Восковая живопись применяется для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.
Можно ликвидировать оползни, производить гидроизоляцию, менять кристаллическую решетку камня и многое другое. Существует метод спасения камня от грибковой коррозии, единственный в мире, автором которого является Татьяна Васильевна Хвостенко. Широко применяется эта защита в промышленности, так как она не боится морской воды, солнечной радиации, воздействия режима кислот, на ней не растет грибок и не образуется плесень, так как составы гидрофобны, стойки к перепадам температур, ложатся на любую поверхность. Антикоррозийными составами покрываются различные скульптуры, сооружения из бетона (дамбы), архитектурные сооружения (церкви и даже целые города, например разрушающиеся здания Венеции и Санкт-Петербурга). Открытия опробованы на практике и успешно внедрены на многих памятниках культуры.
Среди них:
Собор Василия Блаженного, Грановитая палата, Красное крыльцо, дворец графа Шереметьева в Останкино; театр оперы и балета (г. Баку, Азербайджан), замок принцессы Ольденбургской, памятник Кольцову (г. Воронеж), реставрация здания Советского посольства в Греции, реставрация ключевых памятников в центре Афин: Русская церковь, памятники Афине, Константину Канарису, декоративный памятник на площади Виктория.
Таким образом, маленькая труженица - медоносная пчела, живущая на планете более 50 млн. лет, создает вещество - пчелиный воск, изучение которого позволило человеку научиться применять его в самых различных областях своей жизни
В спальне
Картины
ГДЕ?
В холле
Панно
ЧТО?
2.2 Анализ идеи.В комнате
Гости
КОГДА?
КТО?
Украшение
Семья
постоянно
ПОЧЕМУ?
Друзья
Красивая
Дешевая
Долговечная
2.3 Характеристика используемых материалов, оборудования.
Утюг для энкаустики подходит самый простой, главное - без отпаривателя, с гладкой поверхностью. Регулятор нужно поставить на самую низкую температуру.
Картон я использую формата А3 или А4, он должен быть глянцевым, невпитывающим.
Фирмы ООО "Школьные товары" вполне подходит, остальные обладают более впитывающей поверхностью, что не хорошо для энкаустики. Покупается в обычных канцтоварах.
Восковые мелки это самое приятное и сложное, так как большинство из них имеют свойство превращаться в жидкость даже при самой низкой температуре утюга.
Я остановилась на детских восковых мелках двух фирм: российского химического завода "Луч" и мелках Laurentien фирмы "Sanford" (Мексика). Восковые мелки завода "Луч" имеют яркие цвета и более тугоплавкие, можно работать при более высокой температуре утюга. Восковые мелки "Laurentien" имеют более сложные и темные оттенки, больше цветов в наборе.
Бумажными салфетками необходимо протирать поверхность утюга всякий раз при смене цвета, иначе на картоне (и картине) получается грязь. (Приложение 1)
2.4. Технологическая карта изготовления картины
№ | Операции | Иллюстрации | Инструменты |
1 | Подготовить рабочее место | Приложение 2 | |
2 | Разглаживание. Представляет собой элементарное гладящее движение утюгом. Утюгом проглаживаем картон от одного края к другому. | Приложение 3 | Утюг |
3 | Оттиском создаются прожилки. Утюг прикладываем к картону, а потом резко приподнимаем утюг. | Приложение 4 | Утюг |
4 | Работа боковой стороной утюга. Таким образом получаются необходимые белые линии. Утюг ставим ребром на уже нанесенный основным приемом фон. Так получаются вертикальные и горизонтальные линии. Например, трава разной длины, кусты, тонкие деревья. | Приложение 5 | Утюг |
5 | Рисование кончиком утюга. Носиком утюга подцепляем немного воска и им рисуем. Таким приемом можно получить мелкие детали (цветы, птиц и небольших животных). | Приложение 6 | Утюг |
6 | Мягкой салфеткой натирать слегка картину до блеска | Приложение 7 | Салфетка |
7 | Оформить работу в рамку | Рамка | |
8 | Оценка качества работы |
2.5 Правила техники безопасности (Приложение 8)
2.6. Экономическое обоснование.
Наименование материала | Условная цена за единицу измерения, руб. | Расход материала на изделие | Затраты на материал, руб. | |
1 | Картон | 1 | 7 | 7 |
2 | Восковые карандаши | 50 | 1 | 50 |
Итого | 57 |
2.7. Экологическая оценка
Созданное мною изделие - экологически чистый продукт, потому что картины, выполненные в технике «Энкаустика» не влекут за собой загрязнение окружающей среды.
III. Заключение
3.1. Самооценка
Получающиеся картины так и хочется назвать пейзажами сновидений... Освобождение от тирании внешних форм перекликается со спонтанностью внутреннего опыта и удивляет результатом. Пейзажи, в которых иногда отсутствует логическая связь между отдельными частями, они как фантастическая картина, намекающая на иную реальность... Работа по созданию картин в технике «Энкаустика» никогда не сможет прекратиться потому, как каждое произведение неповторимо, с каждой картиной растет мастерство, аналитически работает мысль автора на создание новых и более совершенных произведений. А этому и способствует быстрая техника рисования …утюгом. В дальнейшем, это может и перерасти в профессионализм!
(Приложение 9)
3.2. Использованные ресурсы:
Приложение1
Приложение 2
Приложение3
Приложение4
Приложение 5
Приложение6
Приложение7
Приложение 8
Правила безопасности при работе электрическим утюгом.
Приложение9
Рисуем белые грибы пастелью
Заповеди детства и юности
Зимний лес в вашем доме
Хитрый коврик
Ёжикина Радость