В работе содержится материал как о самых первых, так и о современных конструкторах, о профессии "конструктор", о достижениях отечественных разработчиков-конструкторов в различных областях науки и техники. Материал может быть использован и для классного часа, и для уроков трудового обучения для учащихся 1-4 классов. На конкурсе "Будущее Северо-Запада" в номинации "Совята" в 2011 году автор проекта занял III место.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_konstruktor._chto_takoe._kto_takoy.doc | 879 КБ |
Департамент Образования города Москвы
Северо-Западное управление образования
ГОУ СОШ № 143
Открытый конкурс проектных и исследовательских работ
«Будущее Северо-Запада»
Номинация: «Совята».
Направление: образовательные проекты и исследования.
Секция: «Технология и конструирование».
Тема проекта: «Конструктор. Что такое? Кто такой?»
Автор: Горностаев Артём Игоревич, 1 класс «А»
Руководители работы: Филимонова Любовь Юрьевна,
учитель начальных классов, Горностаева Екатерина Александровна,
учитель начальных классов.
Москва 2011 год.
Содержание.
Страницы | ||
I. Введение. | 2 - 3 | |
II. Основная часть. | ||
| 4 - 9 | |
2. Виды конструкторов. | 10-13 | |
3. Профессия «конструктор». | 13-14 | |
4. Выдающиеся конструкторы прошлого века. | 15-17 | |
5.Анкетирование конструкторов нашего времени. | 17-19 | |
6. Роль конструктора в развитии детей. | 19-21 | |
III. Заключение. | 22-23 | |
Список использованных источников информации. | 24 | |
Приложение. | 25-26 | |
У меня дома много игрушек: машинок, солдатиков, трансформеров и других. Но вот уже 2-й год первое место среди них для меня занимают конструкторы. Вместе с друзьями мы конструируем различную технику: самолёты, танки, машины, а также оружие. После сборки мы начинаем игру. Конечно, бывает, что во | |
время наших игр детали не выдерживают большой нагрузки и отсоединяются, но мы не унываем и строим свои модели заново. Наши родители подолгу не могут оторвать нас от игр, потому что игры всегда новые: каждый раз в голову приходят всё новые и новые идеи конструирования! |
Как-то раз мама задала мне вопрос: если я так увлечён конструкторами, не хотел бы я узнать, как и когда они появились. Я задумался и согласился. Так началось моё «исследование».
Цель моего исследования – изучить самому и ознакомить одноклассников с широким понятием слова «конструктор».
В самом начале исследования у меня возникла следующая гипотеза: я предположил, что, скорее всего, детские увлечения инженеров-конструкторов повлияли на их выбор профессии.
Передо мной стояли следующие задачи:
В ходе исследования я:
Собрав большой материал, я задумался, а как инженеры-конструкторы выбрали себе такую профессию. Вместе с папой, который работает в НИИ точных приборов, мы составили небольшую анкету и попросили папиных коллег по работе – инженеров-конструкторов ответить на предложенные в ней вопросы. Из ответов я узнал, чем эти люди увлекались в детстве, о какой профессии мечтали, почему они выбрали именно эту профессию, чем она им дорога, что они разрабатывали. В этом состоит новизна моей работы.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что созданная к работе презентация может использоваться в качестве наглядного материала к урокам изобразительного искусства и художественного труда.
Чтобы узнать, когда появились конструкторы, не нужно искать ответ в древних рукописях и рассматривать археологические находки. Это один из видов игрушек, который появился в наши времена.
Детские конструкторы сегодня есть в любом магазине игрушек. Из них можно построить дом, пароход, машину, и даже целый город. Конструкторы разноцветны и разнообразны, они предназначены для самых разных возрастов, и различаются по сложности и количеству деталей. Но все они – потомки самого первого конструктора.
Самый первый металлический детский конструктор появился более ста лет назад, в самом начале двадцатого века, в 1901-м году. Этот конструктор изобрёл англичанин Фрэнк Хорнби. По одним сведениям, он был бухгалтером, по другим – приказчиком из мясной лавки. Мистер Хорнби рассказывал, что эта замечательная идея о том, что и ребёнок может создавать технические новшества, родилась в его голове, когда он путешествовал на поезде. Выглядел первый конструктор так: балки, уголки, перекрытия, колёсики, скобы и прочие детали, сделанные из металла, лежали в коробке небольшого размера. В деталях были уже заранее проделаны дырочки, и к ним прилагались гайки, болты, и прочие мелкие предметы, необходимые для соединения деталей, в наборе имелись отвёртка и гаечный ключ. Соединяя детали разными путями, можно было построить мосты, строительные краны, тележки, различные модели автомобилей. Традиционных домов, замков и городов в первом конструкторе не предполагалось, это был именно набор для будущих механиков и инженеров. Разумеется, предлагались эти игрушки, прежде всего, мальчикам. Компания, названная именем Хорнби, процветает и в настоящее время, предлагая миру потрясающие модели сборных железных дорог.
Деревянные конструкторы придумал австриец по имени Ехан Корбули. Он был многодетным отцом и торговцем. Любимым занятием его младшего сына было ломать сооружения, которые строили его старшие братья из деревянных кубиков. "Строителей" эта забава совсем не радовала. И тогда мудрый отец конфликтующих детей нашёл решение проблемы: он проделал во всех кубиках дырочки, и их стало можно крепко соединять при помощи деревянных палочек. Это изобретение поступило на прилавки магазинов в 1903 году. Использовалась для конструктора древесина бука. Новая игрушка называлась "Матадор".
Современные конструкторы этой фирмы пользуются большой популярностью.
Первый магнитный конструктор появился относительно недавно. Идея принадлежала итальянскому изобретателю Клаудио Вичентелли. Он рассказывал, что уникальный замысел родился очень просто. Заметив, что игрушек с использованием магнитов практически не существует, Вичентелли поставил перед собой задачу раскрыть возможности магнита в этом направлении. С 1998 года конструкторы «Геомаг» стремительно начали набирать популярность.
Можно поспорить, кто был первым в создании пластмассового конструктора, но хотелось бы сразу перейти к конструкторам Лего. «Лего» означает «играй с удовольствием». Родиной этого конструктора является Дания. В 1932 году Ол Кирк Кристиансен открыл собственное производство разлиных изделий из дерева, в том числе и игрушек. Первые конструкторы Лего производились из дерева. А пластмассовый кубик, способный соединяться с другими, появился лишь в 1947 году. С этого времени завод полностью перешёл на пластмассу, но не потому, что она более удобна в производстве, а из-за пожара в цеху по производству деревянных изделий. Цех было решено не восстанавливать, а перейти на другой материал. Удивительно, что с тех самых пор, то есть уже шестьдесят лет, все элементы Лего при любом варианте крепления совмещаются друг с другом. С 1963 года компания по производству Лего использует безопасную нетоксичную пластмассу, которая со временем практически не теряет цвет. Эти конструкторы предназначены для самых разных возрастных групп детей. Дети всего мира с восторгом оценили изобретение датчан, с удовольствием принявшись строить из ярких деталей Lego не только то, что предлагала инструкция, но и собственные удивительные сооружения.
Скульптор Натана Савайя с одной из своих лего-скульптур. |
Самая высокая башня из кубиков Лего в парке Legoland. Высота башни 30,5 метров. |
Ниже представлены конструкторы прошлого столетия.
Набор 1954 года. | В Великобритании первые наборы Крафтсмен появились в 1901. Это были большие конструкторы, высотой около 1 метра, копии с них делали в России и Германии в 60-70-х годах. В России с ними занимались на уроках труда:
|
Вот Erector 1920 года: После войны появился новый Erector: | Впервые он был изготовлен в 1913 году и производился до 1967 года. Набор состоял из небольших металлических балок, с отверстиями под крепёж, имелась также и полная гамма устройств, таких как шкивы, шестерни и небольшие электродвигатели. |
"Наборы Кэннер" были основаны в 1947 году в Cincinnati. Первый набор: Набор 1958 года (мост, развязка).
Позже появилась даже модель ГЭС с насосами и турбиной: |
Сегодня можно с уверенностью сказать, что конструктор идёт в ногу со временем и может составить достойную конкуренцию компьютеру.
2. Виды конструкторов.
Видов конструкторов превеликое множество. С каждым годом появляются всё новые и новые. Их изготавливают для детей самых разных возрастов, начиная с 3-х летних и заканчивая подростками 12-16 лет. В конструкторы играют и мальчики, и девочки. Однако я выделю лишь несколько, наиболее популярных у детей, видов конструкторов, учитывая их тематику и материалы, из которых они изготовлены.
В деревянном конструкторе используются природные материалы. Дерево - это самый экологически безопасный материал, который можно использовать для создания игрушек. Тепло, которое нам дарит дерево, делает игру очень приятной. Деревянных конструкторов много, среди | |
них особое место занимают «Брёвнышки», этот конструктор позволяет возвести дом, коттедж или избушку, не выходя из собственной комнаты! |
Специалисты продумали, чтобы из планок с помощью использования болтов и винтов, колёс и плато можно было собрать роботов, мотоциклы, автомобили, вертолёты многое другое. Обычно в набор входит отвёртка и гаечный ключ, с помощью них собираются изделия – это помогает в игре познакомиться с инструментами, похожими на настоящие. |
Палочки с магнитами – интересный вид конструкторов, который позволяет понять законы физики, а также сконструировать различные цветы, кристаллы и т. д. От того, сколько деталей в наборе, зависит разнообразие построенных моделей. |
Смысл этой игрушки состоит в том, чтобы построить замысловатые горки с многочисленными хитрыми устройствами. А потом устроить соревнование ярких шариков, которые весело катятся с уровня на уровень. Для того чтобы их сложить, понадобится схема и фантазия. |
Электронный конструктор помогает разобраться, как устроен загадочный мир приборов, которые нас окружают. Из электронных конструкторов можно собрать большое количество разных устройств - сигнализации, приёмники, музыкальные приборы, логические схемы и многое другое. А еще - электронный конструктор поможет справиться со сложными заданиями по физике. |
Его детали сделаны из упругого, но гибкого пластика, углы гладкие, соединение прочное. Этот конструктор позволяет собирать и фигуры, и орнаменты, и целые строения! Яркие разноцветные детали будут соединяться и разъединяться руками, издавая при этом забавный звук – «клик!». Именно поэтому игрушка и получила свое название. |
(умная бумага)
Детали этого конструктора пронумерованы, собираются без клея и ножниц. Для удобства они выдавливаются из пластин, в которые потом их можно снова вставить после разборки. Конструктор мягкий и приятный на ощупь, его можно легко согнуть при необходимости вставить детали поглубже друг в друга. Для девочек разработана серия «Мебель», «Гостиная» и другие, для мальчиков «Строительная техника», | |
«Аэровокзал», а для детей старшего возраста и даже для взрослых есть модели из картона: «Собор Спаса на крови», «Водяная мельница» и т.д. |
Самые распространённые конструкторы Лего разработаны для детей разных возрастов, малыши собирают незамысловатые пирамидки и башни, дошкольники играют в тематические конструкторы типа «Пожарная команда», «Полицейский участок» и т.д., а подростки собирают даже радиоуправляемые модели! | |
В набор входят настоящие кирпичи, окна, двери и специальный цемент. С помощью этих деталей можно построить маленькую копию самого настоящего домика, использовать его можно несколько раз, т.к. цемент легко растворяется в воде. |
Каждый вид конструктора отвечает своим целям, однако есть общее, что их всех объединяет – это творчество ребёнка, желание создавать что-то новое и радоваться результатам своего творчества.
Слово «конструктор» происходит от латинского constructor, что означает «строитель, зодчий». Русскому слову «конструктор» около 200 лет, оно пришло к нам из французского языка. |
Идея создания любого прибора, изделия, которым мы пользуемся, зарождается в голове человека, профессия которого конструктор-разработчик. Созданием чертежей этого изделия занимаются инженеры - конструкторы. В обязанности конструктора входит разработка, регулировка, настройка и испытание первого образца и опытных изделий и приборов, которые планируются к производству в дальнейшем.
В зависимости от вида выполняемой деятельности инженер может работать в помещении, в цехе или лаборатории. А если инженер непосредственно участвует в строительстве каких-либо помещений - тогда его рабочим местом будет место создания этих систем – строительная площадка. Раньше конструкторы создавали все чертежи при помощи карандаша, рейсшины и линейки на специальной доске – кульмане. | |
В наше время работе конструктора помогают компьютеры, а также программы, которые облегчают процесс создания проекта и оставляют больше возможностей для творчества. |
Специалист, который выбрал профессию конструктора, должен быть в курсе новейших технологий и стремиться внедрить их в производственный процесс. Конструктор должен суметь не только спроектировать устройство, конструкцию или технологический процесс. Для него важно воплотить проект в жизнь, учитывая все особенности, связанные с изготовлением. Работа конструктора очень ответственна, ведь неправильно произведённые расчёты иногда даже могут стоить жизни.
Эту профессию можно получить только в высших учебных заведениях.
Для конструктора необходимы следующие качества:
Профессия конструктора очень интересна и многогранна: эти люди проектируют одежду, здания, приборы, бытовую технику и многое другое, необходимое человеку.
4. Выдающиеся конструкторы прошлого века.
В 20-м веке конструкторами нашей страны было создано много аппаратов, построено много интересных зданий, разработано много устройств, благодаря которым наша страна получила большой авторитет у других стран мира. Некоторые из конструкторов стали известны всему миру.
Сергей Павлович Королёв — выдающийся конструктор и учёный, который работал в области ракетно-космической техники. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют большую ценность для развития отечественного ракетного вооружения. Благодаря С. П. Королёву наше государство стало передовой ракетно-космической державой. | |
Сергей Владимирович Ильюшин - известный авиаконструктор. Под его руководством созданы самолёты-штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов. | |
Михаи́л Тимофе́евич Кала́шников - выдающийся конструктор стрелкового оружия в СССР и России, доктор технческих наук, генерал-лейтенант. Оружие Калашникова пользуется широчайшей популярностью во всем мире. | |
Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев — кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов.
| |
Жозе́ф Я́ковлевич Ко́тин — советский конструктор танков и тракторов. Во время войны под руководством Котина были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, После войны разработал плавающий бронетранспортёр БТР-50П.
| |
| Никитин Николай Васильевич - советский учёный в области железобетонных и металлических конструкций. Участвовал в создании уникальных зданий и сооружений: МГУ (в Москве), монумента Родина-мать в Волгограде и проекта Останкинской телебашни в Москве, проекта стальной сетчатой башни высотой 4 километра по заказу японской компании. |
Это лишь немногие представители огромной эпохи, чьи изделия вошли в историю российского конструкторского дела и стали достоянием нашей страны.
5.Анкетирование конструкторов нашего времени.
В ходе изучения темы «Профессия конструктор» у меня возникло несколько вопросов, ответы на которые требовали обратиться за помощью и консультацией к специалистам. Так появилась идея составления анкеты.
Мой папа, Горностаев Игорь Николаевич, работает инженером-технологом в московском Научно-исследовательском институте точных приборов, занимается разработкой методов, приёмов и инструментов, с помощью которых можно изготовить изделие, задуманное инженером-конструктором. Он регулярно общается с конструкторами, работающими в области космической техники. Мы с папой предложили некоторым из них ответить на вопросы анкеты.
Для того чтобы конструкторам была понятна цель анкетирования, я написал в анкете небольшое обращение к ним, в котором рассказал, что учусь в 1 классе, увлекаюсь конструированием, участвую в окружном конкурсе, пишу проектную работу по теме: «Конструктор. Что такое? Кто такой?», поэтому мне необходимо больше знать о профессии конструктора. Анкета состояла из 6 вопросов. Нами было опрошено 15 конструкторов.
По итогам опроса мною была создана сводная таблица:
Вопросы | Ответы | Кол-во |
1.Где Вы работаете? | - ОАО "Научно-исследовательский институт точных приборов" (ОАО "НИИ ТП") - ФГУП «Научно производственное объединение им. С. А. Лавочкина» - ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" - ФГУП НПЦ автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина (НПЦ АП) - ОАО "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем" (ОАО "Российские космические системы") - ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени В.Хруничева" - ОАО "Ижевский радиозавод" - Институт медико-биологических проблем | 4 чел. 1 чел. 1 чел. 2 чел. 3 чел. 1 чел. 1 чел. 2 чел. |
2. Чем Вы увлекались в детстве? | авиамоделизмом моделированием фотографией прыжками в воду с высоты собиранием схем для радиоприёмников созданием моделей из наборов конструкторов | 2 чел. 5 чел. 1 чел. 1 чел. 2 чел. 4 чел. |
3. О какой профессии мечтали? | Спортсмена Лётчика-космонавта Конструктора Инженера | 1 чел. 3 чел. 2 чел. 9 чел. |
4. Почему Вы выбрали именно эту профессию? | Понравилась Интересная Необычная | 4 чел. 7 чел. 4 чел. |
5. Что Вы разрабатывали? | спутники : БИОН-М, ФОБОС-ГРУНТ, ГОНЕЦ-М1, МОЛНИЯ, КАРАТ, ГАЛС-Р, систему стыковки: КУРС, беспилотные летающие аппараты, метеоспутник «БЕЛ-КА», Электро-Л, проект МАРС-500, КОСПАС-САРСАТ, РЕСУРС-ДК, ГЛОБАЛСТАР, КОМПАРУС, модуль ТРИТОН, космический аппарат ФОТОН-М3, навигационную систему ГЛОНАСС. | |
6. Чем дорога Вам эта профессия? | Тем, что свои задумки можно воплотить в изделие и увидеть нужность этого изделия. | 15 чел. |
Ответы конструкторов меня очень удивили и заинтересовали. Оказывается, эти люди выбирали профессию осмысленно, дорожат ею, она им очень интересна. Я узнал, что примерно 50 лет назад у моих сверстников были совсем другие увлечения, нежели сейчас. Оказывается, тогда существовали интересные кружки и секции, занятия в которых позволили этим людям в будущем выбрать такую необычную творческую профессию, и стать настоящими профессионалами своего дела.
Таким образом, наши современные конструкторы занимаются очень интересными разработками, которые имеют практическую значимость. Например, я папа рассказал мне о том, как коллектив конструкторов Института Медико-биологических проблем под руководством Иванова Сергея Александровича разработал биологический спутник Бион-М. Этот спутник был создан для имитации полётов на Марс. На его борту находилась «команда» из 12 монгольских песчанок. Спутник был выведен на орбиту в 2005 году, находился на орбите в течение 12 суток и успешно вернулся на землю с «экипажем» на борту. Мой папа участвовал в изготовлении этого спутника: был главным технологом этого изделия, продумывал возможность его изготовления, отслеживал его сборку и испытание. Этот полёт дал возможность возобновить работу с биологическими объектами, которые прекратили запускать в космос около 15 лет назад. А ведь именно эти спутники более 50 лет назад открыли «дорогу» в космос человеку.
Монгольская песчанка | Часть биологического спутника, внутри которого монтировалась клетка с песчанками. |
Главный конструктор и главный технолог спутника Бион-М.
6. Роль конструктора в развитии детей.
Учёные считают, что из всех существующих игрушек конструкторы – это лучшие игрушки для развития детей, потому что они развивают творческие способности и самостоятельность ребёнка. Конструирование – это построение моделей, сборка отдельных элементов, частей, деталей. Такая деятельность не только интересна и увлекательна для ребёнка, но и полезна. При сборке той или иной модели - машинки, дома, самолёта и других конструкций - ребёнок старается подстроить свою руку к строительным кубикам, кирпичикам, планкам, болтам и винтикам, а это развивает у него ловкость рук и мелкую моторику. Для того чтобы что-то сконструировать, ребёнок должен прежде мысленно представить себе предмет, разбить его на части - все эти действия развивают творческое воображение и образное мышление. А самое главное – конструирование дает возможность ребёнку видеть суть явлений и предметов.
Конструкторов сейчас выпускают великое множество, казалось бы, все они должны приносить пользу детям. Однако всё не совсем так. Бывает, что материалы, из которых изготовлены конструкторы, их цвет, набор деталей не помогают, а наоборот, наносят вред детям. Вот несколько правил, которых следует придерживаться при выборе конструктора:
1. Детали конструктора не должны травмировать пальцы ребёнка.
2. Материал, из которого сделан конструктор, не должен вызывать у ребёнка аллергию.
3. Чем больше вариантов сборки у конструктора - тем лучше. Таким образом, развивается мышление, ребенок учится проектировать, а затем сам воплощает свои идеи.
Только при условии соблюдения этих простых правил конструктор будет играть развивающую роль в жизни ребёнка.
Конструкторы настолько разнообразны, что играя в разные их виды, можно познавать разные стороны жизни. Например, конструкторы – лабиринты, с которых после сборки запускают шарики и кубики, предусматривают построение трубочек, горок, водоворотов, мельниц, извилистых дорожек, трамплинов и даже "мертвой петли", это помогает понять законы физики, например, силы притяжения, силы трения.
Конструктор серии «Знаток» придуман исключительно для изучения физики уже в младшем возрасте. Дети собирают электрические цепи и на простых приборах понимают, как действует электричество: горит ли лампочка, работает ли радио, вентилятор и т. д.
Наборы Лего включают в себя не только детали для конструирования, но и фигурки человечков, животных, растений, буквы английского алфавита и цифры. Это позволяет ребенку построить различные тематические сооружения; разыгрывать разнообразные истории; знакомиться с такими основными понятиями логики и математики как «больше – меньше», «последовательность», «часть и целое», «отнять – прибавить», «симметрия» и т.д. Конструкторы Лего содержат в себе детали, оси, болты, колёса, балки, рычаги и шестерёнки, это позволяет ребёнку собирать технику различной тематики и уровня сложности, даёт возможность поближе познакомиться с принципами работы простейших, основных механизмов.
Интерес к конструкторам практически не ослабевает: ведь всякий раз, собирая конструктор, ребёнок создаёт новую игрушку, видоизменяет её, придумывает для неё всё новые и новые возможности. Дети получают огромное удовлетворение и приобретают чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками. Исследования учёных показывают, что дети, которые играют в конструкторы, вырастают более творческими и имеют богатое воображение.
В ходе работы я многое узнал о конструкторах. Оказывается, «конструктор» – это не только набор для сборки и игры, это ещё и профессия человека. Первые наборы конструкторов появились больше 100 лет назад и сразу вызвали интерес у детей и взрослых. Эти конструкторы были непохожи на современные и создавались сначала только для мальчиков, чтобы помочь им стать инженерами и механиками. Некоторые фирмы-производители первых конструкторов до сих пор выпускают наборы увлекательных моделей.
В ходе своего исследования я попытался распределить все свои наборы конструкторов на группы, а потом прочитал о том, какие ещё виды конструкторов существуют. По интернету я узнал, что каждый вид конструктора обязательно так или иначе развивает ребёнка, даёт ему возможность раскрыть свои творческие способности, и даже помогает овладевать процессом письма.
Из энциклопедии и статей интернета я узнал о том, как сложно получить профессию конструктора, так как помимо большого количества знаний нужно ещё обладать определёнными качествами характера. Мой папа рассказал мне о выдающихся инженерах-конструкторах прошлого столетия, и я прочитал об их интересных разработках, которые до сих пор использует человечество.
С помощью анкеты я «пообщался» со своими современниками, инженерами-конструкторами, узнал об их детских увлечениях, мечтах, современных разработках. Я понял для себя, какие это интересные люди, как они дорожат своей профессией и даже влюблены в неё. Они разработали целую серию аппаратов и систем, с помощью которых современные ракеты запускаются в космос. Благодаря этому, я пришёл к выводу, что моя гипотеза о том, что именно детские увлечения конструкторов повлияли на их выбор профессии, частично подтвердилась, так как многое из того, чем конструкторы увлекались в детстве, было связано с решением каких-то технических задач (что и помогло этим людям выбрать такую профессию).
Благодаря своему исследованию я убедился, что детские конструкторы – это одно из лучших изобретений человека, а профессия «конструктор» - одна из самых интересных и заманчивых. Возможно, и я когда-нибудь выберу её для себя.
Список использованных источников информации.
1. «Что такое. Кто такой» Москва, 1997 г., «Педагогика-Пресс».
2. zhenskiyblog.ru/novie_zametki…konstruktora.html
3. nanya.ru/articles/print10251.html
4. lego2.ru/legomania/how-lego-appeared.html
5. cube-online.ru/Events/kto
6. jili-bili.ru/announcements/?id=5
7. articles.excelion.ru/science/history/teh/
8. memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora
Приложение.
Мои модели.
Виды конструкторов: деревянные конструкторы «Брёвнышки» и «Танк», пластмассовые конструкторы «Кликс» и «Брикс».
Пластмассовый конструктор «Кроха».
Рисуем подснежники гуашью
Философские стихи Кристины Россетти
Рисуем зимние домики
Снежная книга
Два плуга