В исследовательской работе "Этикет бального платья" проведено исследование выпускных вечеров в Яйской школе №2 на протяжении более 70 лет. Работа с публикациями в литературе, в средствах массовой информации, материалами школьного музея. Опрос и анкетирование школьников, учителей и родителей.
Цель исследования: Попытаться выяснить, есть ли в нашей жизни место для бального платья?
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_nauchno-prakticheskuyu_konferenciyu.doc | 120.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яйская средняя общеобразовательная школа №2»
Этикет бального платья
Работа на XIV Всероссийскую научно-практическую конференцию
«Научное творчество молодежи»
Автор:
Тихонкова Елена
ученица 9 «Б» класса
Руководитель:
Комарницкая Е.Б.
Учитель МХК, технологии
МОУ «Яйская средняя
общеобразовательная школа №2»
Яя
2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1 Глава. История бального платья ……………………………………….4
1.1. Мода и нравы бального платья …………………………………….. 4
1.2. Бальное платье в литературе русских писателей …………………. 7
2 Глава. Исследование балов в нашей школе …………… ……………. 9
2.1. История выпускного платья…………………………………………...9
2.2. Место бального платья в сегодняшней жизни ……………………. 10
Заключение………………………………………………………………...11
Литература…………………………………………………………………12
Приложения………………………………………………………………..13
Введение.
Актуальность проблемы: В этом году я заканчиваю 9 классов, получаю аттестат о среднем образовании, и у меня будет самый настоящий первый выпускной бал. Как достойно выглядеть на этом балу, в чем пойти? Эти вопросы, по-моему, волнуют каждого молодого человека, а особенно выпускницу.
О чём мечтает каждая девушка, если не о настоящем бальном платье. Хочется тоже расколоть орешек для Золушки и стать принцессой в длинном бальном платье. Ну а те, кто в авангарде, могут пойти на бал и в самом коротком бальном платье. Было бы желание. Я просто мечтаю о своём первом выпускном бале.
В женскую природу кем-то свыше заложено стремление к празднику, блеску и жажда быть красивой. Это так же нормально, естественно и непреодолимо, как снег зимой, жара летом и дожди осенью. При любом достатке, общественном положении, социальном статусе, профессии, возрасте, образовании у каждой женщины есть в гардеробе тот самый заветный уголок, где торжественно расположился её «наряд для выхода» - пусть это скромная кофточка или супермодное творение именитого Кутюрье. Золушка всё равно будет неизменно стремиться на бал и соответственно случаю искать себе бальное платье. Последние несколько лет повелось, что на молодёжные вечеринки можно и нужно появляться в драных джинсах, с голым животом и даже во «вьетнамках» на босу ногу. Но ведь это кто-то, а не мы с вами решил, что именно так выглядят элегантные раскрепощенные девушки в свой самый торжественный день. Так почему мы должны следовать за чьими-то «придумками», а не за велением собственного сердца?
Но пришёл XXI век, и мир привычной моды поколеблен взрывом пластичных стилей, дорогими тканями, блёстками, ярким цветом. Все вдруг вспомнили, что самые красивые женщины минувшего века, никогда не стыдились быть красивыми, а их стиль сталь классическим. Чем не образец для подражания?
Я решила обратиться к публикациям в литературе и прессе, проведя небольшое собственное исследование на эту тему и узнать мнение школьников, учителей и родителей. Считаю эту тему интересной и нужной для сегодняшнего дня.
Цель исследования:
Попытаться выяснить, есть ли в нашей жизни место для бального платья?
Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методические, исторические и художественные источники по проблемам костюма для бала.
2. Рассмотреть возможности традиций и закономерностей в бальном наряде.
3. Определить условия сохранения традиций в костюме для бала в условиях современной жизни.
4. Экспериментально проверить отношение к традициям в костюме подрастающего поколения.
Провести опрос (анкетирование) учителей, родителей и школьников.
На основе проведенного анкетирования сделать обобщенные выводы.
Высказать свое мнение по этому вопросу.
Методы исследования:
Предмет исследования: бальное платье
Объект исследования: История создания и культура ношения вечернего наряда.
Предмет, объект и проблема исследования позволили сформулировать гипотезу: Есть ли в нашей жизни место для бального платья?
Мода и нравы в бальном платье
Открывается сезон балов – время изысканных танцев, кокетливых взглядов и светских бесед. Если молодые люди едут на танцевальные вечера с практической целью кружить дамам головы в вальсе и уединенных местах, то девушки в первую очередь стремятся произвести фурор своим внешним видом. В частности, конечно же, платьем. Итак, давайте поговорим о наших лучших друзьях – нарядах. Поэтому обратимся к истории и сопоставим «тогдашние» моду и нравы.
Начнем с XV века. Платье Прекрасной Дамы отличалось романтичностью и шиком. Шлейф, длинные рукава, эннен, вуаль – все эти приятные глазу детали женского туалета создавали сентиментальный образ средневековой принцессы. Для такого костюма уместны дорогие и массивные украшения, королевская осанка и чуточку высокомерный взгляд из под ресниц.
XVI век. Эпоха Возрождения создала новую культуру, центром которой стал человек. Законодатели ренессанских вкусов считали, что мода должна быть богатой, поэтому платья шили из дорогих материй: шелка, парчи, бархата, атласа.
Европейский костюм XVII века уже в корне отличается от классического средневекового. Появился стиль барокко, в моде пышность, вычурность и подражание королевскому двору. Во Франции законодателем моды всегда был король и его фаворитки, придворный костюм повторял мягкость форм и линий женской фигуры, плавность движений. Постепенно в моду входили корсеты, сначала короткие и полужесткие, потом длинные изящные и безумно сильно затягивающие талию и приподнимающие грудь. Наиболее распространенные ткани в середине века – атлас, бархат, сукно, для самых роскошных нарядов – шелк и парча, очень модным было кружево. Появились туфельки из парчи, атласа или тончайшей кожи на каблучке с тупым носком, украшенные бантом или розеткой. Костюм дополнялся веером, перчатками, легкими шейными косынками, муфтами. Если вы предпочитаете образ роковой пленяющей женщины, опасной и прекрасной интриганки, платье в стиле барокко подходит вам как нельзя лучше! Именно во Франции родился новый художественный стиль — рококо Фаворитка короля госпожа Де Пампадур стремилась стать «королевой мод», «арбитром элегантности», самой модной женщиной в Европе.
Россия XVIII века. Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов. Влияние французской моды особенно усилилось во время правления Екатерины II. В платье популярным становится Паньё (фр. «корзина») – нижняя юбка, натянутая на китовый ус или на деревянные обручи. В начале 60-х гг. появились фижмы, заменившие панье. Они сильно расширяли фигуру в бедрах, но были эластичными, и их можно было прижать локтями во время танца, а подол платья стал мягче, так что можно было танцевать более быстрые танцы. В конце XVIII века в моду входят платья антик — туникообразные, со струящимися складками, подпоясывавшиеся высоко под грудью, почти без талии.
XIX век - появляется Его величество Ампир или императорский стиль - кротость и добродетель, нежность и женственная красота. Дама в ампире являет собой эталон чистоты и скромности. Каждая девушка из хорошей семьи с детства обучается чтению, живописи, иностранным языкам, музыке и, конечно же, танцам. На балах танцуют изысканные контрдансы, веселые рилы и кадриль. Если вы выбрали эту эпоху, будьте скромны и изысканны, следите за плавностью движений, манерами и речью. Почувствовать себя героиней романов Пушкина и Толстого (Татьяной Лариной или Наташей Ростовой) можно только в платье в стиле ампир! Практичный романтизм: В женской моде полностью изменился силуэт: опять появился корсет, глубокое декольте, сложные прически. Мода эпохи романтизма стала достоянием более широких кругов общества. Конец XIX – смешение стилей: В конце 60-х гг. юбку перестали раздувать на боках и появился турнюр, сначала небольшой, а в 70—80-х гг. довольно объемистый. Сборки драпируют сзади. 3атем юбка начала постепенно сужаться. Интересным примером того как мода иногда отбрасывает все доводы разума, явилась так называемая «хромая юбка», так сильно зауженная в щиколотке, что женщины во время ходьбы прихрамывали. Потом на юбке стали делать большой разрез сбоку.
XX век - Новое искусство: Слово «модерн» переводится с французского как «новейший», «современный». В 1920-е гг. Коко Шанель выдвинула идею одежды, которая вне моды и становится классической благодаря красоте формы, практичности и функциональности. Резкое укорочение длины юбки, освобождение от корсета и каркаса и возвращение к ее нормальной ширине происходит в Первую мировую войну. Во второй половине ХХ века Кристиан Диор стал родоначальником стиля «нью лук» («новый взгляд»), возрожда-ющего элегантность. Он предложил удлинить юбки, сделать их пышными, как чашечка цветка. «Песочные часы» - так называли стиль бального платья. «Космический стиль» отражали короткие юбки из синтетических серебристых материалов. Это время рождения мини-юбки. Жаклин Кеннеди, главная икона стиля 60-х, появилась на публике в откровенном мини. После этого New York Times вынесла свой вердикт: "Будущее мини обеспечено!"
Новая тенденция касалась даже таких особ, которым на моду не положено обращать никакого внимания. Так в 1966 году мир с удивлением заметил, что длина юбок британской королевы Елизаветы II тоже подверглись укорачиванию. Благодаря мини на свет появился и абсолютно новый тип красоты, один из самих экстравагантных в XX веке. Пик моды на мини пришелся на 1967 год. Модельеры, укоротили и без того короткую мини-юбку до формата ультрамини. В отличие от всех остальных открытий, только мини удалось из просто модной одежды превратиться в общественно важную вещь, добавив в наш мир красоту и новые краски, которые не поблекли до сих пор. XXI век – внёс огромное разнообразие стилей: Ретро-стиль (взгляд в прошлое) - это стиль с элементами одежды прошлых десятилетий. Бельевой стиль - это прежде всего цельнокроеные платья на бретельках, напоминающие изящное нижнее белье. Фантази это стиль с неординарным решением деталей, наличием драпировки, буфов, воланов. Диско - это одежда для дискотек, танцев и музыкальных молодежных вечеров. Мой выбор – стиль Рокайль – производное от стиля рок и платья для коктейля с элементами романтического стиля.
Сегодня модельеры в поисках новых форм для бального платья все чаще и чаще обращаются к историческому костюму. И на показах преуспевающих кутюрье мелькают и силуэты 20-х гг., и вычурные громоздкие формы барокко и рококо, и элементы традиционного народного костюма. У нас есть уникальная возможность мысленно оказаться в любой эпохе и в любой стране, всего лишь примерив тот или иной наряд. Каждая может выбрать платье, соответствующее всем ее вкусам и пожеланиям. Здесь вкратце даны только основные разновидности, на описание костюмов всех стран и эпох у меня ушла бы целая жизнь. Ищите платье своей мечты, и каждая из вас будет чувствовать себя королевой на любом балу. Будь это Бал – презентация, Бал – маскарад, Президентский бал, Благотворительный бал или Выпускной бал.
Бальное платье в литературе русских писателей
Наташа Ростова – ждала танец польский – приготовлялись идти в польский. Вальс и весёлый котильон. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и поэтому все должны быть счастливы. 17 глава. «Война и мир». Л.Н.Толстой.
«Балы я б до сих пор любил…И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд». А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. Осваивалось танцевальное искусство медленно.
Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".
Участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.
Михаил Михайлович Давыдкин «Бальное платье»:
«...Да-да, вот и сейчас я как наяву вижу перед собой тот эпизод ее жизни, который положил начало тому, что сейчас принято называть отсчетом "ее времени": вот она, всего лишь 16-летняя, стоит в достаточно дорогом магазине рядом со своей матерью и примеряет пышное темно-синее бальное платье. Платье очень красивое, объемное и, несмотря на свой современный вид, оно кружевами и иногда чуть показной вычурностью некоторых деталей почему-то вызывает ассоциации с какими-то королевскими балами 18 века и потому смотрится еще пикантнее и оригинальнее, особенно в этих утрасовременных стенах магазина. Однако саму девушку платье не особенно впечатляет: она уныло смотрит в зеркало, нервно теребит край юбки, а во взгляде читается направленная матери мольба побыстрее отсюда уйти, чтобы она смогла снова влезть в
уютные разношенные джинсы и не думать о том, как она будет выглядеть на школьном выпускном балу.
- Мам, ну это действительно так важно? - говорит она жалобно. - У меня же есть платья, ну я их бы и одела... Зачем нужно это-то покупать? Ты мне эти деньги лучше бы просто так выдала - пользы больше было бы... Ну, мам!
- Послушай меня внимательно. Тебе, наверное, не очень интересно то, что я тебе говорю - у тебя сейчас такой возраст - но ты все равно послушай. Когда я сама оканчивала школу, у меня все было совсем не так, как у тебя. Это сейчас в нашем городке можно купить практически то же самое, что и в Москве, а тогда такого не было. Свое я себе сшила сама. И можешь представить, что это было такое, особенно по сравнению с тем, которое сейчас на тебе! Вот так-то, дорогая. И поэтому каждая - каждая! – девочка очень хотела иметь себе настоящее бальное платье. Такое же, какое одевали дамы где-нибудь 200 лет назад. Ведь - оглянись вокруг! - мир наш стал совершенно черствым и прозаическим. Какая- то сумасшедшая когда-то сказала, что женщины ничем не отличаются от мужчин и должны быть такими же, как они. Какой-то гомосексуалист придумал моду юнисекс. И что же теперь? Женщина потеряла свое основное качество, свое основное свойство - женственность. Ее заменил высокий заработок, короткая стрижка и джинсы в обтяжку. - Мать усмехнулась. - Это все тоже хорошо и красиво, но - увы! - совершенно не женственно. А теперь посмотри. - Она подвела дочь к зеркалу. - Пусть это и покажется банальным, но вот такая, в общем-то, небольшая деталь как платье может дать возможность женщине почувствовать себя женщиной. Пусть это будет всего лишь один момент, пусть даже он никогда больше не повторится, но ты все равно его запомнишь навсегда и - поверь - без него твоя жизнь была бы намного скучнее, серее, обыкновеннее, чем с ним. - Они отошли о зеркала. Дочь не говорила ни слова и молча опустилась на скамейку, а в ее глазах сквозило понимание правильности произносимых ее матерью слов. - На моей свадьбе у меня было красивое бальное платье, вот только не свое, а, - мать усмехнулась, - взятое напрокат. Знаешь, что это такое: за два дня привыкнуть к белоснежному великолепию на твоем теле, а потом просто взять и отдать его обратно тем, у кого взяла? Но все равно - эти два дня я была счастлива. - Она снова подошла к зеркалу, криво улыбнулась своему отражению, а потом, снова горько усмехнувшись, закончила свою речь. - В жизни, моя девочка, есть только два момента, когда женщина может надеть настоящее бальное платье - на выпускной вечер и на свадьбу.
Исследование балов в нашей школе
Исследования выпускных балов в нашей школе рассказали много нового и интересного из жизни моих земляков. Исследование данной проблемы я провела по следующему плану:
История выпускного платья
Из воспоминаний выпускницы 1941 г. Дураковой Л.А.: «За отличную учебу меня наградили отрезом светлой ткани на выпускное платье, но так и не вручили, потому, что мы были репресированной семьей и меня не приняли в комсомол. Комсорг не разрешил… В знак солидарности две мои подруги пошили такое же как у меня темно - синее репсовое платье»
В конце 1950-х годов шили платья из светлой ткани, легкие, с юбками колокол или солнце. Старались следовать моде любимых героинь кинофильмов.
Учитель английского языка Севостьянова Л.П.: «Самым выпускным в 1965 году считался белый цвет. Появилась новая ткань – кримплен. Это был расцвет мини и платья-футляр. Почти все платья кроились по одному лекалу и поэтому в основном все шили платья себе сами».
Из воспоминаний Выпускницы 1975 г., Комарницкой Е.Б. «Когда я сама оканчивала школу, только единицы могли позволить себе хорошее «магазинное» платье, а всем остальным приходилось как-то выкручиваться. Заказывать в ателье или у знакомых. Свое я себе сшила сама».
На уроке литературы мы всем классом ходили в кинотеатр «Планета» на кинофильм «Война и мир». Были в восторге от первого бала Наташи Ростовой». И поэтому каждая - каждая! – девочка очень хотела иметь себе настоящее бальное платье. Такое же, какое носили дамы где-нибудь 200 лет назад. (Из интервью с Киселевой Еленой, выпускницей 1980 г.)
Выпускница 1984 года Елена Пром рассказала: «Фасоны от Кристиан Диора (песочные часы) продуманы и разработаны в школьной мастерской под руководством Томиловой З.К.»
В непростые 90-е ткань на платье доставали с большим трудом через знакомых, живущих по-крайней мере в областном городе, рынок наводнили китайские «костюмчики».
Место бального платья в сегодняшней жизни
Но пришёл XXI век, и мир привычной моды поколеблен взрывом пластичных стилей, дорогими тканями, блёстками, ярким цветом. Все вдруг вспомнили, что самые красивые женщины минувшего века, никогда не стыдились быть красивыми, а их стиль сталь классическим. Чем не образец для подражания?
Анализируя фотографии выпускников 2000-го и последующих лет ярко выражено стремление выглядеть «как Золушка на балу».
Даже маленькие девочки хотят почувствовать себя принцессами, и на свой выпускной надевают красивые бальные платья.
Первостепенное значение в моде приобретают материалы и их оформление, за внешней простотой скрывающие тонкий вкус и неувядающее обаяние.
Ведь в сегодняшней жизни достаточно много предложений побывать на балу:
Балы-презентации, балы-маскарады, благотворительные и президентские балы. Многие мои одноклассники побывали на губернаторском балу.
Для практической части своего исследования я разработала анкеты:
Результаты исследований по опросу учителей, родителей и старшего поколения показали интересные данные:
Результаты исследований по опросу молодежи и будущих выпускников:
Заключение
Выдвинутая гипотеза: Есть ли в нашей жизни место для бального (вечернего) платья? – нашла свое подтверждение.
И сегодня на выпускных балах в нашей школе мелькают и силуэты двадцатых годов, и вычурные громоздкие формы барокко и рококо, и элементы традиционного народного костюма.
В моей работе даны только основные разновидности бального платья, на описание костюмов всех стран и эпох у меня ушла бы целая жизнь.
Ищите платье своей мечты, и каждая из вас будет чувствовать себя королевой на любом балу.
В первую очередь в поисках платья своей мечты стоит определиться с собственным образом, характером и финансовым положением, поэтому:
Нужно постараться совместить нестареющую классику с тенденциями современной моды;
Постараться изготовить своё бальное платье собственными руками.
В ходе исследования и анализа научно-методических источников по проблемам возрождения эстетического восприятия бального платья установлено, что на современном этапе вместе с социально-гуманитарным образованием, эстетическое технологическое образование призвано способствовать формированию нового эстетического сознания, помогать в усвоении культурных ценностей и наследия богатого исторического прошлого, которые содействовали бы формированию нравственности, эстетичности и культуры ношения одежды.
Предмет, объект и проблема исследования позволили сформулировать гипотезу: в нашей жизни есть место для бального платья, если
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.
(Ф.Кони)
Литература
Приложение 1
Анкета № 1
(Для родителей, учителей и выпускников школы)
Как вы относитесь к бальному (вечернему) платью?
--------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 2
Анкета № 2
(Для подростков и будущих выпускников школы)
Как вы относитесь к бальному (вечернему) платью?
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
Кто грамотней?
Девчата
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Кто чем богат, тот тем и делится!
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики