Творческий проект. Технологическая карта на изготовление изделия-одеяла в технике лоскутного шитья.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект "Спи моя радость, усни". | 669.28 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение -
«Основная общеобразовательная школа №6»
Пояснительная записка проекта
«Спи моя, радость, усни»
Проект выполнила
ученица 7а класса
Сорокина Екатерина
Руководитель проекта
учитель технологии
Стрельцова Наталья
Николаевна
Балаково 2011
Оглавление
1 Введение
1.1 Анализ идей……………………………………………………………………3
1.2 Обоснование выбора (или сетка принятия решений)………………………3-4
1.3 Техническое задание………………………………………………………….4
1.4 График выполнения проекта………………………………………………….4-5
1.5 Выбор материалов и инструментов…………………………………………...5
1.6«История возникновения лоскутной техники»………………………………..5-7
2 Основная часть
2.1 Конструкторская документация…………………………………………………8
2.1.1 Описание и рисунок изделия
2.1.2 Чертёж изделия…………………………………………………………………9
2.2 Технологическая документация
2.2.1 Технологическая карта на изготовление лебедей…………………………10-12
3. Исследовательский раздел
3.1 Экологические исследования…………………………………………………13-14
4 Экономический раздел
4.1 Расчёт затрат……………………………………………………………………….15
4.2 Расчёт себестоимости изделия……………………………………………………15
4.2 Сравнительный анализ стоимости изделия……………………………………....15
4.3 Реклама изделия……………………………………………………………………15
5 Заключительная статья
5.1 Анализ проделанной работы..................................................................................16
5.1.1 Самооценка результатов труда………………………………………………...16
5.2 Защита проекта…………………………………………………………………16-17
6 Библиографический список использованной литературы…………………..18
1 Введение
1.1 Анализ идей
Альтернативные идеи | Критерии оценки | |||
Достаточность знаний и умений | Наличие оборудования и инструментов | Наличие материалов | Наличие спроса | |
Вышивка крестом | + | + | + | + |
Оригами | + | - | + | + |
Комплект кухонных прихваток | - | - | + | + |
Лоскутная техника (одеяльце для новорожденного) | + | + | +- | + |
Вывод: для проектирования выбираю лоскутная техника (одеяльце для новорожденного)
1.2 Обоснование выбора темы проекта
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).
1.3 Техническое задание
1. Разработать конструкцию одеяла
2 .Описать технологию его изготовления
3 .Изготовить одеяло в технике лоскутного шитья
4 .Провести экологическое исследование
1.4 График выполнения проекта
№ п/п | Наименование разделов проекта | Дата по графику | Дата факт. | Оценка |
1 | Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы проекта. | 12.11.10 | 12.11.10 | 5 |
2 | Сбор, изучение, исследование необходимой информации. Обоснование выбора темы проекта. График работы | 12.11.10 | 12.11.10 | 5 |
3 | Вступительная статья | 19.11.10 | 19.11.10 | 5 |
4 | Конструкторская документация | 03.12.10 | 03.12.10 | 5 |
5 | Технологическая документация | 03.12.10 | 03.12.10 | 5 |
6 | Изготовление изделия | 10.12.10 | 10.12.10 | 5 |
7 | Исследовательский раздел | 17.12.10 | 17.12.10 | 5 |
8 | Экономический раздел | 24.12.10 | 24.12.10 | 5 |
9 | Сдача пояснительной записки. | 11.01.11 | 11.01.11 | 5 |
10 | Защита проекта | 14.01.11 | 14.01.11 | 5 |
Разработчики проекта: Сорокина Екатерина
Руководитель проекта: Стрельцова Наталья Николаевна
Руководитель проекта _______________/________________
Разработчик проекта ______________/________________/
1.5 Выбор материалов и инструментов
Материалы | Назначение | Оборудование инструменты | Назначение |
Иглы средних размеров | |||
Две пары ножниц | Для раскроя и подрезания ниток | ||
Сантиметровую ленту или измерительную линейку | Для определения точного размера изделия и для определения точного размера изделия и для и изготовления шаблонов | Утюг | Для утюжильных работ |
Картон или плотная бумага | Для шаблонов деталей | ||
Нитки по цвету ткани | Эстетическое оформление изделия | ||
Ткань (ситец, сатин, бязь, хлопок, синтепон) | Основа изделия | Швейная машина | Для машинных работ |
1.6 «История возникновения лоскутной техники»
Если оглянуться на несколько десятилетий назад, можно заметить, что в большинстве домов, особенно в сельской местности, непременным атрибутом было лоскутное одеяло. Нередким украшением быта служили и другие изделия лоскутного шитья: настенные коврики, занавески, наволочки. Большинство из этих вещей было изготовлено руками самой хозяйки. Причем, скорее из чувства бережливости: чтобы зря не пропадал ни один лоскуток.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?
Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
2 Основная часть
2.1 Конструкторская документация
2.1.1 Описание и фотография изделия одеяла в технике лоскутного шитья
В настоящее время, когда можно заранее продумать изделие до мелочей и без труда найти все необходимое, мы гораздо реже видим яркие лоскутные изделия. Но если кто облюбовал для себя этот вид рукоделия, то созданные им вещи скорее можно отнести к предметам искусства, а не быта.
2.1.2 Чертёж изделия
2.2 Технологическая документация
2.2.1 Технологическая карта на изготовления одеяла в технике лоскутного шитья.
Наименование операций и последовательность выполнения работ | Рисунок | Самоконтроль |
| ||
Сложи соседние детали узора лицевыми сторонами внутрь; совместив срезы, сметай по вымеченной линии. | Срезы совмещены, строчка смёточных стежков ровная и располагается на расстоянии 1 см от среза ткани. | |
Стачай детали по намеченной линии, удали нитки временного назначения. | Шов стачивания прямой, ширина припуска 1 см, закрепки выполнены. | |
Разутюжить припуски шва. Таким же образом соедини элементы всех рядов изделия, следуя схеме. | На ткани нет заминов, шов прямой. | |
Сложи две соседние лицевыми сторонами внутрь, сметай. | Детали совмещены соответственно «рисунку», строчкаодной полосы является продолжением строчки другой, строчка смётывания проложена на расстоянии 1 см от среза ткани. | |
Стачай полосы, удали нити смётывания. | Шов стачивания прямой, выполнены закрепки ширина шва 1 см. | |
Разутюжить припуски. | Шов прямой, заминов на ткани нет. | |
Таким способом, как описано в пунктах 4-6, собери рисунок одеяла. | «Рисунок» должен состоять из квадратов правильной формы, размер верхней детали одеяла 50*50см. | |
Собранный «рисунок» приутюжить. | Поверхность «рисунка» не имеет заминов. | |
| ||
На изнаночную сторону подкладки наложить прокладку и «рисунок», совместив срезы, сметай. | Срезы совмещены. | |
Притачай полосу А для окантовки изделия к верхнему срезу одеяла «лицом к лицу» шириной шва 1 см. | Строчка ровная, одинаково удалена от среза по всей длине, нет смещений ткани. | |
Отчерти окантовочную полосу А на лицевую сторону, обернув при этом срез одеяла, подогнув полосу А в сторону изнанки так, чтобы подогнутый край перекрывал строчку притачивания на 0,2-0,3 см. | Окантовочная полоса по всей ширине одинаковая; Смёточные стежки захватывают все слои ткани. | |
Проложи машинную строчку в шов притачивания. | Строчка ровная, захватывает все слои ткани. | |
Выполни окантовку нижнего среза одеяла. | ||
Притачай окантовочную полосу Б левому срезу прихватки лицевыми стонами внутрь (ширина припуска 1 см.), концы окантовочной полосы выступают снизу и сверху на 1 см. | Строчка ровная, одинаково удалена от среза по всей длине, нет сдвигов ткани. | |
Отверни выступающие на 1 см концы окантовочной полосы в сторону изнанки, затем повтори действие. | Окантовочная полоса по всей ширине одинакова, смёточные стежки захватывают все слои ткани. | |
Проложи машинную строчку в шов притачивания. | Строчка ровная, захватывает все слои ткани. | |
Выполни окантовку правого среза прихватки, смотри пункты ранее, удали все нитки смётывания. | Одеяло должно иметь вид готового изделия. |
1.Для раскроя потребуется:
Наименование деталей кроя | Количество деталей | Размеры кроя |
Квадраты цвета А | 20 | 8*8 |
Квадраты цвета Б | 20 | 8*8 |
Подкладка | 1 | 50*50 |
Прокладочный материал (ватин) | 1 | 50*50 |
3 Исследовательский раздел
3.1 Экологическое исследование
Исследования, проведенные кандидатом технических наук И. М. Иванниковой в ЦНИИЛВ по изучению гигиенически важных свойств льняных и хлопчатобумажных тканей, показали, что льняные беленые ткани той же структуры, изготовленные из пряжи одинаковой линейной плотности, вследствие своей гладкости и компактности, тоньше хлопчатобумажных. По ее данным, если льняная ткань имеет толщину 0,4 мм, то хлопчатобумажная – 0,51, в другом случае соответственно 0,34 и 0,45 мм.
Льняные ткани после погружения в воду и стекания высыхают при температуре 20 градусов и влажности воздуха 50–55% интенсивнее. Из рисунка видно, что в период постоянной скорости сушки влажность обеих тканей колеблется около одной величины, но продолжительность этого периода у льняных тканей существенно короче – 75 мин, а у хлопчатобумажных – 125 мин; общая продолжительность сушки соответственно для льна – 140, а для хлопка – 175 мин. При сушке тканей на солнце продолжительность соответственно 23 и 37 мин.
Мягкая хлопчатобумажная ткань сильнее прилипает к влажной поверхности (потному телу). Эта сила для льна 75–78 г, а у хлопка – 105–110 г на ту же поверхность.
Обобщенные исследования указывают на то, что лен является хорошим проводником тепла. Теплопроводность его составляет 0,072 ккал/ч*м*С, в то время как для хлопковых тканей она на 20% ниже и соответствует 0,061, а у шерсти 0,032, т. е. в 2 раза меньше. Эти же исследования показали, что лен, с одной стороны, содержит очень высокоорганизованную целлюлозу, которая обеспечивает высокую прочность, малые удлинения, стойкость к кислотному гидролизу и теплостойкость, с другой стороны, повышенное содержание спутников целлюлозы (до 27%) увеличивает антисептические, противогнилостные, светостойкие свойства (за счет лигнина), обеспечивает мягкость волокна (за счет воскообразных веществ), а присутствие в золе кремния, железа, меди, алюминия и других металлов снижает электрическое сопротивление.
Возможность кипятить льняные ткани и гладить их горячим утюгом позволяет получить высокую степень стерилизации, в то время как отсутствие такой возможности оставляет после стирки до 30% микрофлоры от ее исходного количества.
Широко стали применяться льняные ткани для обивки стен, изготовления штор, декоративных покрытий на кровати и столы. Специфические свойства льняного волокна создают в помещениях микроклимат повышенной комфортности, снижают напряженность статического электричества. Проведенные ЦНИИЛКА совместно с Арктическим институтом испытания льняных тканей, включая простыни, в Антарктиде, где очень велики электрические заряды, показали, что применение данного материала в два раза снизило величину заряда, эффективно отразилось на самочувствии работающих там людей. Сейчас льняное белье носят космонавты, подводники, все, чья работа связана с большими перегрузками.
Исследования Министерства здравоохранения, проведенные показали, что льняное белье, пеленки, простыни, летняя одежда из льна очень полезны маленьким детям.
4 Экономический раздел
4.1 Расчёт материальных затрат
№ п/п | Наименование материалов, инструментов | Цена единицы измерения | Необходимое количество | Фактическая стоимость |
1 | ткань | 1м., 40 руб. | 2м. | 80 руб. |
2 | синтепон | 1м., 35 руб. | 1м. | 35 руб. |
3 | нитки | 1катушка,7,50 руб. | 1катушка | 2,50 руб. |
4 | картон | 1лист, А4, 20руб. | 1лист, А4, | 2,50 руб. |
Итого: 120рублей.
4.2 Себестоимость изделия
Оз=См+Сз/п+Спр, где
См-стоимость материалов
Сз/п-заработаная плата Сз/п=0,5 См;
Спр-прочие затраты (эл. энергия, транспорт…) Спр=0,3 См
Оз=См+0,5См+0,3См=120+0,5*120+0,3*120=216 рублей
Себестоимость изделия составила-216 рублей.
4.3 Сравнительный анализ стоимости изделия
Работы из подручного материала и ручные работы имеют большой спрос у общества. Подобные работы в магазинах я думаю, будут стоить в два раза дороже, но из расчёта себестоимости изделия работы, выполненные своими руками бесценны и дешевле, чем в магазине.
4.4Реклама изделия
Спать пора! Шалил ты много,
Поцелуй еще меня,
И с тобой заснет тревога
Угасающего дня.
Все заснут. Твоя лошадка
Деревянная заснет…
В спальне светится лампадка;
В спальне бабушка нас ждет.
Ты устал. Семья родная
Будет сон твой сторожить,
Будет бабушка седая
Внуку сказку говорить.
А когда с лучом рассвета
Прибежишь ко мне ты вновь,
Лепет детского привета
Встретит ласку и любовь
5 Заключительная часть
5.1 Анализ проделанной работы
Положительные моменты работы над проектом | Отрицательные моменты работы над проектом |
|
|
5.1.1 Самооценка результатов труда
На мой взгляд, работа получилась на аккуратная, эстетически оформленная и законченная, а это видно по готовому изделию. Смело можем поставить себе за работу оценку «5».
5.2 Защита проекта
5.2.1 Формулировка проблемы
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Моё одеяло будет подарком для моей племянницы.
5.2.2 Рассказ об изделии
Выбор материалов и инструментов
Материалы | Назначение | Оборудование инструменты | Назначение |
Иглы средних размеров | |||
Две пары ножниц | Для раскроя и подрезания ниток | ||
Сантиметровую ленту или измерительную линейку | Для определения точного размера изделия и для определения точного размера изделия и для и изготовления шаблонов | Утюг | Для утюжильных работ |
Картон или плотная бумага | Для шаблонов деталей | ||
Нитки по цвету ткани | Эстетическое оформление изделия | ||
Ткань (ситец, сатин, бязь, хлопок, синтепон) | Основа изделия | Швейная машина | Для машинных работ |
5.2.3 Экономический аспект
Материальные затраты составили 120 рублей, а себестоимость изделия 216 рублей.
На мой взгляд, работа получилась на аккуратная, эстетически оформленная и законченная, а это видно по готовому изделию. Смело можем поставить себе за работу оценку «5».
В ходе работы хочу отметить:
Положительные моменты работы над проектом | Отрицательные моменты работы над проектом |
|
|
Реклама изделия
Спать пора! Шалил ты много,
Поцелуй еще меня,
И с тобой заснет тревога
Угасающего дня.
Все заснут. Твоя лошадка
Деревянная заснет…
В спальне светится лампадка;
В спальне бабушка нас ждет.
Ты устал. Семья родная
Будет сон твой сторожить,
Будет бабушка седая
Внуку сказку говорить.
А когда с лучом рассвета
Прибежишь ко мне ты вновь,
Лепет детского привета
Встретит ласку и любовь
6 Библиографический список использованной литературы
Загадка Бабы-Яги
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Рыжие листья
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Огонь фламенко