В работе авторы знакомят с историей появления и производством бумаги.
Описан способ получения бумаги ручной работы.
Вложение | Размер |
---|---|
vtoraya_zhizn_bumagi._bumaga_ruchnoy_raboty..doc | 116.5 КБ |
Введение
2011 год объявлен Генеральной ассамблеей ООН Международным Годом лесов. В Кемеровской области эта акция пройдет под девизом «Кузбассовец, люби свой край, не засоряй, озеленяй!». Хотелось бы сказать, что лес можно сберечь, не только охраняя его от вырубания, несанкционированных свалок и пожаров, но и экономно используя его ресурсы и перерабатывая использованное сырьё.
Проблема переработки мусора остро стоит во всем мире и периодически обсуждается экологами. Что касается бумажных отходов (макулатуры), то их вторая жизнь позволяет сохранить немалое количество деревьев, а это очень актуально для окружающей нас природной среды, которую чистой и благополучной в данное время назвать нельзя.
Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу, люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды. Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также осознанно и ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил. Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете.
Известно, что 1 тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, сберегает 17 деревьев, 30000 литров воды, 2000 Квт/ч электроэнергии.
Кроме того, из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки, а также бумагу, которая пользуется большим спросом во многих странах.
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления: интерес к ней растет с каждым днем. Такая бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Приступая к созданию декоративной прессованной бумаги, часто бывает достаточно трудно предугадать, каким окажется результат: это всегда импровизация, работа фантазии, ассоциаций.
Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство. И когда ты видишь законченную работу, то понимаешь, что потрудился не зря.
Как же получают бумагу ручной работы? Что для этого необходимо?
Среди учащихся 1–4 классов МОУ «Новокараканская средняя общеобразовательная школа» было проведено социологическое исследование.
Были предложены следующие вопросы:
В результате данного анкетирования было выяснено, что 62% учащихся считают, что бумагу изготавливают только из древесины, а 98% школьников считают, что бумагу в домашних условиях получить невозможно (Приложение1,2).
Очевидно, что существует необходимость в изучении производства бумаги, истории её появления и способа получения бумаги ручной работы.
Это и определило тему проекта.
Тема: Вторая жизнь бумаги. Бумага ручной работы
Гипотеза: используя определенный набор инструментов, приспособлений и материалов, можно получить бумагу ручной работы в домашних условиях.
Цель: получение бумаги ручной работы различной фактуры
Задачи: 1. Используя метод анкетирования, выяснить информированность
учащихся 1-4 классов по теме проекта.
2. Изучить историю появления бумаги.
3. Выяснить способ получения бумаги ручной работы.
4. Получить бумагу ручной работы.
Объект исследования: использованная бумага
Предмет исследования: способ получения бумаги ручной работы.
Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы. В работе имеются 2 рисунка, 3 приложения.
Глава 1. История появления бумаги
Бумага — продукт перетирания лохмотьев и тряпок,
коль скоро сделана и отдана под печатный станок,
превратившись в книгу или газету,
приобретает беспримерное могущество,
становится всемирным владыкой.
Она изменяет наши идеи и нашу религию,
переворачивает наши нравы и законы,
свергает и восстанавливает царства,
решает вопросы войны и мира:
она, можно сказать, управляет миром.
И она получила такое распространение в наши дни,
такую широкую и универсальную область применения,
стала столь характеризующей нашу эпоху,
что наше время можно назвать «бумажной эрой».
А. Сим
Весьма интересен вопрос о происхождении в русском языке самого слова «бумага». Существует множество объяснений. Возможно, что первооснова — греческое слово bambagia (хлопчатая бумага). Хотя, поскольку в Китае бумагу делали из молодых побегов бамбука, то вполне вероятно, что слово происходит от старого названия бамбука. Кстати, в европейских языках название бумаги (фр. и нем. Papier, англ. Paper) явно ведет свое происхождение от гр. papyrus (папирус). Папирус (греч. рЬрхспт) - писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах.
Что же такое бумага?
древесной или тряпичной массы. (Ожегов С. И. Словарь русского языка)
русского языка)
В поисках материла для закрепления мыслей людей в разные времена использовали черепицу, керамические вазы, металлические зеркала, медные, золотые и свинцовые пластинки. Древние египтяне рисовали свои иероглифы на папирусе – тонких листах из спрессованной сердцевины болотного растения – папируса, который специально выращивали. В Европе в средние века пользовались для рукописей пергаментом – особо обработанной телячьей кожей, металлом и воском. В Древней Руси писали письма на бересте – тонко снятой березовой коре. Но все эти носители информации имели свои недостатки: либо были тяжелы, громоздки, трудоемки, плохо хранились.
Изобрели бумагу в Китае. До изобретения бумаги китайцы писали свои письмена на деревянных навощенных дощечках, потом на шелке тушью, но шелк стоил дорого. Зато от шелка оставалось много обрезков, их размачивали и вручную растирали между камнями, полученную кашицу наливали на гладкую поверхность, например, на отшлифованную каменную плиту, и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица высыхала, превращалась в тонкую лепешку.
Привычная нам бумага появилась не сразу и не вдруг.
По археологическим данным, первые листы бумаги были произведены в Кантоне (Китай) в 123 г. н.э. В одном из древних китайских храмов стояло изображение человека с открытым и умным лицом. Множество людей ежегодно воздавало ему всяческие почести. В течение многих веков этого человека почитали как бога, ему поклонялись, приносили жертвы. Этого человека – Цай Луня - считают изобретателем бумаги. В китайских летописях говорится: « Он изобрёл производство бумаги, и слава его живёт до сих пор…»
Следует сказать, что не человек первым начал делать бумагу из древесины — ее «изобретателями» были некоторые виды ос. Они строят свои гнезда так: рабочие осы (неразвитые самки) весною сгрызают молодые зеленые побеги деревьев, пережевывают их и при этом отделяют волокна (клетчатку). В слюне ос есть клей, и таким образом получается клейкая масса, состав которой тот же, что и бумаги: клетчатка древесины или соломы и клей. Из этой клейкой массы осы строят свои гнезда, делают основу, прикрепляющую гнездо к дереву, стене и пр. Прочность осиных гнезд позволяет им существовать много лет, сопротивляясь дождю, снегу и ветрам. А чтобы оторвать такое гнездо от места, куда оно прикреплено, иногда нужно применить большую силу. По своему составу (если не принимать во внимание приносимую ветром в гнезда пыль) осиные гнезда до мелочей схожи с мягкими, шелковистыми сортами бумаги, производимыми в Китае и Японии.
Согласно легенде придворный советник Цай Лунь заметил, как оса зачем–то пережёвывает мелкие кусочки бамбука, смачивает их слюной и скатывает в шарик. Потом он увидел, что оса растаптывает шарик в плоский лист и делает из него новую стенку для гнезда. Цай Лунь поступил почти также: с внутренней коры тутового дерева он отделил тонкие белые волокна, потом размочил их в воде, растолок, получив волокнистую кашеобразную массу. Когда эта масса была готова, начиналось черпание – сам процесс создания и приготовления бумажного листа. Черпальная форма – деревянная рама, на которой натянута сетка, сделанная из тонких бамбуковых прутьев или шелковых ниток. Её погружали в ёмкость, где находилась измельченная масса, а затем быстро вынимали. При встряхивании рамы вода просачивалась сквозь отверстия, а на поверхности оставался тонкий слой переплетённых между собой волокон. Нужно было только спрессовать похожий на войлок слой, уплотнить, разгладить и высушить под солнцем на бамбуковом сите. Получался лист, удобный для письма. Позже в изготовленную по рецепту Цай Луня бумагу стали добавлять крахмал, отчего она становилась ещё белее и эластичнее. Бумагу стали изготавливать разных форматов, цвета, веса и даже пропитывали специальными веществами, которые отпугивали вредным насекомых или ароматно благоухали. Появились и бумажные деньги.
Способ изготовления бумаги китайцы в течение многих веков держали в тайне. Но случилось непредвиденное. В Туркестане не поделили что-то между собой два хана, один из них обратился за помощью к китайскому императору. Этот поступок не понравился арабскому халифу, который послал армию сразу против обоих ханов, и в 751 году на реке Талас, недалеко от Самарканда, произошла битва. Помощь императора не помогла ханам, они были разбиты. Среди пленников, приведенных в Самарканд, оказались и китайские мастера, умевшие делать бумагу из волокон дуба, шелковицы, льна. Так как этого сырья в Самарканде в достаточном количестве не нашлось, то волокно стали извлекать из бывших в употреблении тканей.
Только в Х веке в Европе впервые появилась бумага, сваренная из размолотых старых тряпок. Первой в Европе начала делать бумагу Испания, переняв искусство ее изготовления у своих завоевателей – арабов. Это произошло в середине ХП века. Через несколько десятков лет бумага появилась в Италии, Франции, Венгрии, Германии, России, Голландии, Швеции.
В Россию бумага пришла позже, чем во многие другие европейский страны. Этот товар Россия закупала более 260 лет. Собственное изготовление бумаги началось в царствование Ивана Грозного. Не случайно к этому времени относится и зарождение книгопечатания на Руси.
Большое развитие бумажное дело получило при Петре 1. В 1714 году под Петербургом по указу царя была заложена первая бумажная мельница и через два года царю преподнесли первую российскую бумагу. Появилась также гербовая бумага при Петре 1, который ввел своеобразный налог, так называемый гербовый сбор, через продажу гербовой бумаги. Устанавливались три разряда такой бумаги с изображением большого, среднего и малого орла. Документы на покупку земель, крепостных людей, поместий могли оформляться только на бумаге с большим орлом. Просуществовала гербовая бумага до 1874 года. С этого времени ее место заняла гербовая марка.
Шли годы, росла потребность в бумаге, и сырья для нее не стало хватать. В начале прошлого века шла «великая битва» за тряпье. Разные страны по-своему искали выход из положения. Англия старалась покупать тряпье в соседних странах. Франция, Бельгия, Испания, Голландия и Португалия запретили его вывоз. Существовали даже «черные рынки», на которых за это тряпье платили большие деньги. Предприниматели пускались на разные хитрости. Так, чтобы купить книгу в Нью-Йорке, в одно время недостаточно было заплатить за нее деньги, нужно было сдать определенное количество тряпок. Издатели газет предлагали бесплатную подписку каждому, кто принесет определенное количество тряпья.
Когда повсюду начали выходить газеты, печататься книга, а школьникам понадобились учебники и тетради, тряпья стало не хватать. Требовалось найти материал, который заменил бы тряпье. И тогда начались поиски сырья для изготовления бумаги. Ещё в 1719 году французский физик Реомюр, изобретатель термометра, высказал мысль о том, что таким материалом может быть древесина. Предложение Реомюра было осуществлено только в 1843 году немецким переплетчиком Фридрихом Киллером. Он измельчил древесину, смешал её с тряпичной массой и получил хорошую, плотную бумагу. Так бумагу научились изготовлять из древесины.
Как только в середине прошлого века удалось выделить из древесины ценное вещество – целлюлозу, с кустарным производством бумаги было покончено, началось ее массовое производство. Химия позволила не только выделить целлюлозу, но и облагородить ее. С помощью различных химических реагентов ей придают ту или иную степень белизны, прочности, изготавливая в результате различные виды бумаги.
После удаления воды бумажные листы прессуют, подвергают нагреву и сушат. В результате получается бумага. В современных условиях на целлюлозно-бумажном комбинате бумажная масса поступает в бумагоделательную машину, откуда она уже выходит в виде бумаги в рулонах шириной до нескольких десятков метров. Бумага готова. Остается нарезать эти рулоны на листы нужных размеров и использовать по назначению: печатать книги, газеты, пакеты, картон, веревки и даже шестеренки для машин. У бумаги много «профессий». Полки с книгами, обои на стенах, фотографии в альбомах, скатерти, полотенца, салфетки, часть мебели. Бумага содержится в одежде, обуви, в телевизорах и радиотехнике.
Но потребности человечества в бумаге растут и представьте, сколько деревьев нужно спиливать каждый день в лесах, чтобы обеспечить бумажные фабрики древесиной! Кроме того, в процессе производства бумаги из древесины происходит не только вырубка лесов, но и загрязнение окружающей среды, водоемов, среды обитания человека.
Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже использованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась «усудзумигами» — из-за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим.
Чтобы сделать бумагу для книги, понадобился в 8-10 раз большего размера кусок древесины. А ведь чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.
60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево;
Из тонны макулатуры можно изготовить 25 000 тетрадей;
1 тонна макулатуры экономит 200 кубометров воды и 1000 кВт/ч электроэнергии.
Глава 2.1. Виды бумаги
Сегодня в мире выпускается около 90 миллионов тонн бумаги и картона, а число разных видов и сортов превышает 20 тысяч.
Выпускается бумага различного назначения, обладающая соответствующими свойствами:
- для письма (почтовая, писчая, конвертная, тетрадная и др.);
- многокрасочная этикеточная водостойкая и щёлочестойкая;
- декоративная (под бархат, кожу, металлизированная и др.);
- -обойная;
- чертёжно-рисовальная (ватман, калька и др.);
- промышленно-техническая (патронная, наждачная, прокладочная, асбестовая, отделочная, для пряжи);
- светочувствительная (для светокопий, фотографий и др.);
- электроизоляционная (конденсаторная, кабельная);
- обёрточная;
- жиронепроницаемая;
- упаковочная;
- санитарно-гигиеническая;
- фильтровальная;
- для картографической продукции;
- денежных купюр;
- документов;
- киноэкранов.
Бумага, изготавливаемая для различных сфер применения, в зависимости от назначения должна отвечать определённым требованиям, иметь состав, соответствующий заданным техническим характеристикам.
Глава 3. Ручное производство бумаги.
Разработанные технологии и стандарты ручного изготовления бумаги внешне кажутся достаточно простыми, но на самом деле имеют много тонкостей и секретов.
Можно изготовить бумагу ручной работы из древесины (еловых, березовых или других опилок, сохраняющих запах). Есть бумага, сделанная из чистого шелка, из смеси древесины и шелка, в которой сочетаются прочность первой и мягкость второго. Мастера изготовят бумагу даже из фруктовых волокон, например из банана или апельсина, причем такая бумага будет иметь нежно-оранжевый натуральный цвет. Экспериментируют мастера и с волокнами моркови, свеклы и многих других растений.
Самая прочная бумага получается из хлопчатобумажных и льняных тканей. Такая бумага лучше всего поддается окрашиванию. Добавление ваты в хлопчатобумажную основу придает бумаге мягкость, упругость и интересный рельеф.
Бумага, высушенная на сеточке, имеет заметную сетчатую фактуру, и хотя лицевой стороной считается гладкая, многим нравится оборотная сторона, где такая фактура заметна.
Мы изготавливали бумагу из старых газет, журналов, туалетной и офисной бумаги по разным методикам. Наиболее сложным оказался процесс получения бумаги из старых журналов, так как листы в них лощёные и требуют более длительного, по времени, намокания и последующей сушки. Из старых газет бумага получается серой и требует отбеливания. Изделие из туалетной бумаги получается тонким и хрупким, поэтому необходимо больше добавлять клея. Цвет можно получать путем добавления различных красителей. Красители бывают натуральными, полученными из различных растений и ягод, и химическими.
Наиболее приемлемым из всех рассмотренных является следующий порядок изготовления бумаги:
Порядок изготовления бумаги (Приложение 2).
1. Листы бумаги порвать на квадратики примерно 2 на 2 см. Положить их в миску и залить тёплой водой. По желанию можно добавить акварель или другой краситель. Оставить размокать на 2-4 часа.
2. В измельчитель выложить размокшую бумагу, немного добавить воды и измельчить в однородную массу (до требуемого размера кусочков бумаги).
3. Выкладываем массу в миску, добавляем обойный клей или клей ПВА, крахмал и тщательно перемешиваем.
4. На доску кладем побольше слоев газеты, сверху стелим кусок ткани и выкладываем бумажную массу. Разравниваем.
Накрываем сверху вторым куском ткани, сверху кладем еще стопку газет.
Накрываем доской и ставим груз. Оставляем под прессом часов на 6 (или на ночь).
5. Открываем и, немного вдавливая, накладываем на нее блёстки.
Оставляем подсушиться в хорошо проветриваемом месте.
Когда немного подсохнет, пласт надо перевернуть на лист чистой бумаги и снова дать подсохнуть. Потом снова перекладываем на лист бумаги и оставляем высыхать окончательно.
Ткань удобнее заменить салфеткой из соломы. Она легко сворачивается и с неё удобно снимать готовое изделие. Можно использовать сетку. Бумага, высушенная на сеточке, имеет заметную сетчатую фактуру, и хотя лицевой стороной считается гладкая, многим нравится оборотная сторона, где такая фактура заметна.
Полученную бумагу можно использовать для поздравительных открыток, как самостоятельный элемент интерьера, или как подложку для фотографии или понравившейся картинки.
Мне захотелось разместить на бумаге картинку. Для этого её надо только приклеить.
Можно также сделать ароматизированную бумагу, добавив немного духов или натуральных ароматических масел (например, лаванды, или мяты.)
Полученную бумагу можно использовать на уроках технологии для выполнения аппликаций и мозаики.
Предметы, для изготовления которых подходит ручная бумага: блокноты, записные и памятные книжки, поздравительные открытки, пакетики для подарков, приглашения, папье-маше, материал для рисования акварелью или акриловый краской, салфетки, обои, альбомы для наклеивания вырезок и многое другое — полет фантазии не ограничен...
Глава 4. В мире интересного
С бумагой связано много интересного. Сколько можно вдвое сложить лист бумаги? Многие мои одноклассники отвечали, что можно сложить 10 раз, 12 и даже 15 раз. Но оказывается, что даже очень большой сухой лист бумаги нельзя сложить вдвое больше семи раз, делая каждый из сгибов перпендикулярно предыдущему.
На обычном офисном листе закон подтвердился, тогда исследователи проверили закон на огромном листе бумаги. Лист размером с футбольное поле (51,8×67,1 м) им удалось сложить 8 раз без специальных средств (11 раз с применением катка и погрузчика). По утверждению поклонников телепередачи, калька от упаковки офсетной печатной формы формата 520×380 мм при достаточно небрежном складывании без усилий складывается восемь раз, с усилиями — девять.
В 2001 году американка Бритни Гэлливан (англ. Britney Gallivan), тогда школьница, вывела математическую модель складывания бумаги. Ей же удалось сложить лист 12 раз, правда достаточно тонкой и гибкой золотой фольги.
24 января 2007 года в 72-м выпуске телепередачи «Разрушители легенд» команда исследователей попыталась опровергнуть закон. Они сформулировали его более точно: даже очень большой сухой лист бумаги нельзя сложить вдвое больше семи раз, делая каждый из сгибов перпендикулярно предыдущему
На базарах Древнего Востока стоила бумага очень дорого – за лист бумаги брали полбарана.
Для изготовления высших сортов бумаги, на которой печатают деньги и документы, и сейчас пользуются измельчёнными обрезками текстиля.
В Швеции одна мебельная фирма делает из бумаги столы, стулья, шкафы.
Во франции из бумаги построили…мост, предназначенный для пешеходов
Заключение
В результате проведенного исследования мы узнали историю возникновения бумаги, её производство и виды. Научились сами получать бумагу различной структуры.
Главным результатом работы является изготовленная бумага ручной работы, которую можно использовать на уроках технологии для ознакомления и для работы. Бумага ручной работы универсальна, декоративна. На ней можно воплотить в жизнь многие творческие идеи.
Созданный нами альбом «Классификация бумаги» будет доступен для использования, и храниться в библиотеке школы.
Литература
1. Богданов В.В, С.Н. Попова. Истории обыкновенных вещей. Изд. «Педагогика-Пресс», М., 1992, с. 70-76
2. Большая Российская энциклопедия
3. Даль В. И «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
4. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»
5. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.
7. Технология бумаги, М., 1992 г.
8. Что такое. Кто такой. Т.1. – М.: Педагогика,1990.
9. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка
10. Ресурсы Интернет
http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8947&iid=372
http://turist.rbc.ru/news/02/08/2007/64387
Приложение 1
Из чего изготавливают бумагу?
Приложение 1.2
Можно ли получить бумагу в домашних условиях?
Приложение 2
Порядок изготовления бумаги ручной работы
Приложение 3
Использование бумаги ручной работы
Новогодние гирлянды
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Как нарисовать портрет?
Красочные картины Джастина Геффри
Упрямый зяблик