Данная работа была подготовлена для участия в городском семинаре "Ломоносовские чтения" , который проводился в честь 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова. Здесь предлагается краткий вариант реферата и презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_kak_velichayshiy_hudozhnik.pptx | 1.23 МБ |
lomonosov_.doc | 45 КБ |
Слайд 1
Ломоносов как великий художник МОЗАИКА в наследии М.В.ЛомоносоваСлайд 2
Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художествен-ные дарования.
Слайд 3
Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов
Слайд 4
Мастерская М.В.Ломоносова Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть секрет получения смальт.
Слайд 5
ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБАРАТОРИЯ ЦВЕТНОГО СТЕКЛА
Слайд 6
Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику.
Слайд 7
«Нерукотворный Спас» -пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753г.
Слайд 8
Петр Первый. Мозаика работы М. В. Ломоносова.
Слайд 9
«Нерукотворный Спас»
Слайд 10
Бог-отец. Мозаика Ломоносова 1757г
Слайд 11
Александр Невский
Слайд 12
Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны
Слайд 13
М озаичный портрет Екатерины Великой
Слайд 14
Мозаичный портрет П. И. Шувалова . Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж
Слайд 15
М озаичный портрет Великого князя Петра Федоровича
Слайд 17
Апостол Петр - одна из последних работ мастерской Ломоносова
Слайд 18
«Полтавская баталия»
Слайд 19
"МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ" - этот единственный мозаичный портрет был выполнен только в XXI веке эмальером –мозаичистом Андреем Манджосом .
Ломоносов как великий художник
Гений Михаила Васильевича Ломоносова вторгся во все области человеческого знания: он и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, и поэт — но он был, вместе с тем, большим и смелым художником.(презентация Ломоносов как величайший художник.pptx)
Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам были предписаны занятия рисованием. После двух лет обучения у Ломоносова была прочная основа для дальнейшего развития в изобразительном искусстве. А его подлинный талант художника раскрылся в мозаичном искусстве.
Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так вечны, должны были быть и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков специально сваренного глушенного стекла-смальты.
В 1745 году канцлер Воронцов привез из Рима мозаичные произведения. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров. Он решил возродить это древнее искусство в нашей стране и снабдить его новым, совершенным материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Естественнонаучные и художественные дарования Ломоносова слились воедино.
Ломоносов увлечен своей работой и не щадит себя. В августе 1750 года он отправляет Шувалову на дачу стихотворное послание, в котором воспевает «прекрасны летни дни». А о себе он пишет:
Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;
Отрада вся, когда о лете я пишу;
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
И радости в одном мечтании ищу...
Стихи эти верно характеризуют обстановку, в которой работал Ломоносов. В маленькой, тесной лаборатории ему негде было повернуться. Закопченные низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили.
Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, открывает способ получения смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета».
Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям, чем итальянские.
ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
Первая, пробная мозаика Ломоносова "Нерукотворный Спас" очень декоративна и неловка. Но затем мозаики становятся более красочные и богатые. Увеличение палитры дало Ломоносову возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления превосходили даже живопись.
Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены, которую он позже преподносит Елизавете Петровне.
Затем Ломоносов приступил к работе над мозаичным портретом Петра Великого. Она складывалась из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. И, по мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра. В настоящее время картина хранится в Государственном Эрмитаже.
мозаичные портреты
Основным жанром созданных Ломоносовым мозаик был портрет. Портретная мозаика Ломоносова и его учеников не имела себе равных в Европе. Декоративная яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочетались с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого.
самые известные работы Ломоносова:
В 1757 г Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. В феврале 1758 г, императрица одобрила его предложение.
Ломоносов разработал проект грандиозной мозаичной картины в честь Петра I, "Полтавскую баталию», в которой были отражены различные этапы его жизни и деятельности. Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Картина поражает своей красотой и размерами: длина — 6,4 м, высота — 4,8 м, а на ее изготовление пошло около 900 тыс. кусков стекла. В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Санкт-Петербурге.
После завершения этой работы Ломоносов начал немногим меньшую картину для мозаичного панно «Покорение Азова в 1696 году», но его кончина в следующем году прервала работу.
заключение
Всего в мастерских Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных неизвестна.
За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук в 1764 г. избрала Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», — писал секретарь Академии Цанотти.
"МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ" - этот единственный мозаичный портрет М.В.Ломоносова был выполнен только в XXI веке эмальером – мозаичистом Андреем Манджосом.
Три орешка для Золушки
Акварельные гвоздики
Знакомимся с плотностью жидкостей
Как нарисовать портрет?
Осенняя паутина