Иконы строгановской школы- шедевры древнерусской живописи, они удивительно красоты и изящны. Заказчиками икон были Строгановы - купцы-солепромышленники, по имени которых и получила свое название «строгановская школа».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Иконописец Истома Савин
Я бы хотел рассказать о человеке, который стоял у истоков русской культуры, лучшем мастере строгановской школы иконописи Истоме Савине.
Иконы строгановской школы - шедевры древнерусской живописи, они удивительно красоты и изящны. Заказчиками икон были Строгановы - купцы-солепромышленники, по имени которых и получила свое название «строгановская школа».
В жуткое время жили Строгоновы, Савин и все русские люди. Осенью 1601 года начался голод, за три страшных года вымерла «треть царства Московского». Летом 1605 года под звон колоколов в столицу вступил Лжедмитрий I. Москва представляла собой печальное зрелище, от ее великолепия ничего осталось.
Опустели в Кремле Царские мастерские. Многие мастера в поисках заработка разошлись по России. Савин и его сыновья отправились в Сольвычегодск к Строгановым. Купцы Строгоновы возводили в Прикамье и Сибири остроги, городки, многочисленные церкви и монастыри. В Сольвычегодске нашли убежище немало талантливых мастеров таких, как Истома Савин.
Много осад выдержали деревянные стены строгановских городков. В память об одной из них и заказал Н. Строганов икону Истоме Савину. Иконописец написал самую знаменитую икону- «Богоматерь Владимировская».
Начиная с XIV века русские люди объясняли победы, одержанные над врагами, чудодейственной силой иконы «Богоматери Владимирской».
В 1395 году на русскую землю напали полчища Тамерлана. Положение было тяжелым. Великий князь Василий Дмитриевич приказал перенести из Владимира в Москву икону «Богоматери Владимирской». Неожиданно враг повернул обратно. Причина его ухода неизвестна, русские люди верили заступничество «Богоматери Владимирской».
Об этих событиях рассказывают клейма иконы Истомы Савина. При работе над ними иконописец использовал миниатюры «Сказания об иконе Владимирской Богоматери», созданной во времена Ивана Грозного. Из 18 клейм иконы соответствуют миниатюрам лишь четыре, остальные переработаны.
Особенность иконы - черные фоны клейм. Сияние драгоценных камней, золотых и серебряных окладов придают иконе неповторимую прелесть.
Молельные складни и небольшие иконы, созданные Истомой Савиным- подлинные шедевры древне-русской живописи. В среднике иконы «Петр митрополит в житии» написан митрополит Петр в окружении молящихся, а по краям - клейма с эпизодами из жизни святого. Истома каждой сцене придал жанровый характер, он любовно выписал детали.
Второе клеймо в левой части иконы рассказывает о том, как родители отдали Петра учиться. Мальчик держит азбуку - свиток, на котором напечатаны буквы «азъ», «буки», «веди». Учитель жестом обращается к родителям. В ответ отец Петра взволнованно шагнул вперед.
Петр вырос и отдан учиться иконописи. Рассматривая четвертое клеймо можно представить, как работали древнерусские мастера: стол, на нем расставлены плошки- деревянные или глиняные чашечки, в которых растирали краски.
В клеймах преобладают белые, зеленовато-голубые, нежно-розовые тона. Надпись на обороте гласит, что Истома Савин написал икону на доске гроба митрополита Петра. Для Строгановых икона была священной реликвией.
Иконописец Истома Савин создал произведения, в которых воплотил идеал своего времени. Его традиции иконописи были развиты мастерами конца XVII века, а труды последних взрастили светское искусство XVIII столетия.
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Позвольте, я вам помогу
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Фильм "Золушка"
Рисуем весеннюю вербу гуашью