Картина в технике холодного батика.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_rublevoy_ekateriny.docx | 49.52 КБ |
Приложения……………………………………………………………….с. 24
Введение.
Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. В наши дни интерес к этому виду творчества растёт. Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма привлекает именно обращением к прекрасному), так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того следует отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.
Меня привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая художественная значимость. Я лично давно и много занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию. Таким образом, работа в технике батика дало мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способность.
Полагаю, что данный реферат может иметь практическую пользу для введения данной техники в программу обучения девочек на уроках технологии.
Из истории батика.
Батик — это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. Само слово Батик (batik) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования — покрытие не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны образовывать контуры рисунка. Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам с первого века н.э.) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу, в Китае, Африке, и Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани. Она считалась священной, употребляясь в качестве оберега.
В дословном переводе с яванского слово «батик» означает рисование горячим воском. В колорите классического Яванского батика мы не увидим большого разнообразия цветов, тем не менее, они отличаются своеобразным сдержанным колоритом: здесь можно найти цвет слоновой кости, оттенки коричневого и наиболее яркую синюю краску — индиго. Каждая семья мастеров имела свои рецепты изготовления красок, которые являлись тайной, и свои рисунки, которые передавались из поколения в поколение. Зачастую рисунки на ткани говорили о кастовой принадлежности своего хозяина, а повторять рисунки царской, королевской одежды было строго запрещено. В приданом каждой девушки обязательно были предметы, выполненные в технике батика — одежда, ткани для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Ткань для батика готовили в несколько этапов: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Процесс изготовления батика был сложным и трудоемким, состоял из следующих друг за другом операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, которые повторялись для каждого цвета. Порой на изготовление одного батика уходил не один день и даже месяц!
С 19 века в Европе батик нашел применение в декоративных тканях. Современный батик отличается огромным многообразием техник исполнения. Применение акриловых красителей вывело искусство декорирования ткани на новую ступень развития.
В России батик появился примерно в 20 годы ХХ века вместе с увлечением стилем "модерн". Мода времён НЭПа обусловила спрос на роскошные шёлковые шали, платья с ассиметричным рисунком. Вскоре батик был обвинён в мещанстве и увлечение им прошло. В 50-е годы появился лозунг: " Каждой женщине по красивому платку!". Потом в технике батик стали декорировать ткани для оформления сцен в театрах, для оформления кафе, концертных залов.
Сейчас батик очень популярен. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты! В технике батик можно привести в соответствие элементы интерьера: настенные панно, сиденья стульев, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы и создать единый стиль, который вы пожелаете. Конечно, всё можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в своём роде.
Идея проекта.
Сфера применения тканей, расписанных ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.
Батик традиционно много используется в элементах одежды. Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны и вне веяний моды престижны, так как каждое такое изделие существует только в одном экземпляре.
Быть ни на кого непохожей – мечта любой женщины, редко кто из представительниц слабого пола откажется иметь в своем гардеробе эксклюзивную вещицу. Например, парео, накидку, юбку, а может быть, и нарядную сумочку или косметичку из ткани, расписанной вручную. Какая модница откажется щегольнуть ярким зонтиком в технике батик!
Шелковые галстуки-батик свидетельствует о хорошем вкусе их счастливого обладателя. Или того, кто презентовал мужчине это поистине царский подарок. Но кто сказал, что в гардеробе мужчины, не может быть другой одежды из ткани, расписанной художником? Нарядные шелковые халаты, яркие летние рубашки и шорты, и даже домашние тапочки – почему бы нет!
Техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи, например, акварели. Поэтому так легки и изящны картины на шелке. Картины-батик прекрасно вписываются в любой дизайн помещений. Техника исполнения, разнообразие сюжетов неисчерпаемо. Есть еще одно преимущество – размеры композиций могут быть самыми различными, а это означает, что их можно использовать в виде различных драпировок.
Батик позволяет дизайнеру интерьера объединить все детали в одной стилистике. Все текстильные элементы декора: панно, обивка мягкой мебели, настенные панели, декоративные подушки, пуфики, скатерти, шторы – все будут подчинены одной идее, единому стилю. Батик прекрасно гармонирует как с естественными, так и с современными ультрамодными материалами, то есть его можно использовать в дизайне помещений от этнического стиля до Hi-Tech.
Горячий батик хорошо “ложится” на хлопковый текстиль, который незаменим в повседневной жизни. Салфетки, скатерти, покрывала, абажуры из батика – это те приятные мелочи, которые наполняют любую комнату уютом и делают ее неповторимой, будь это номер в отеле, зал ресторана, столовая или спальня в наших домах. Как должно быть приятно проснуться в кровати под шелковым балдахином-батик, когда лучи солнца играют разноцветными красками росписи, превращая пробуждение в настоящую сказку.
Открытки-батик, картины-батик, шкатулки, обтянутые тканью-батик, несут в себе эластичность, пластику и тепло текстиля, радуют глаз необычностью, неповторимостью, именно поэтому они могут стать прекрасным подарком. Незабываемым и дорогим.
Я хотела создать вещь для украшения своей комнаты, поэтому я решила создать картину в технике холодного батик. Кроме того у меня уже имелся эскиз будущей картины – декоративный натюрморт, выполненный гуашью. Данный эскиз позволял воплотить все цветовые возможности этой техники.
(См. Приложение 1)
Техника выполнения батика.
Батик — это вид ручной росписи по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Если художник желает в своей работе использовать четкие границы и очертания, то в этом случае применяется специальный закрепитель, который называется резерв (обычно изготавливается на основе каучука).
Всего существует несколько видов батика. Основные - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем, и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.
Горячий батик.
Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Дефекты и эффекты в горячем батике.
Случается, что резерв проливается на ткань или попадает на нее небольшими брызгами. Пятна маскируют, превращая их в элементы рисунка.
Удалить пятно не просто, но можно попробовать соскрести его ножом и прогладить горячим утюгом через бумагу, а затем протереть пиненом («Разбавитель № 4» для художественных масляных красок), уайт-спиритом или спиртом. Мелкие брызги удаляют иглой.
Кстати, такой досадный промах может служить и декоративным эффектом. Брызги не должны быть слишком крупными, поэтому часть состава с кисти надо смахнуть обратно в банку. Ударяют по ручке кисти так, чтобы брызги падали в нужном направлении. Все вокруг лучше прикрыть хотя бы газетой, чтобы спасти от брызг.
На батиках бывает характерный декоративный эффект – кракелюры или кракле. Они образуются при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком резерве.
В традиционном батике кракелюры считались браком, но они очень понравились европейцам, и с тех пор художники часто используют этот прием.
Получают кракле, безжалостно комкая руками ткань с нанесенным резервом. В процессе крашения в заломы обязательно войдет краситель. Внешний вид кракелюр, их яркость, количество и направление зависят от состава резерва, качества ткани и, конечно, от рук, которые мнут ткань.
Размер и рисунок трещин зависит от того, как нанесен воск и сминается ткань. Рассмотрим подробнее технологию создания кракелюра.
Для создания кракелюра понадобятся щетинная кисть № 10-12 и воск, который растапливается на водяной бане.
Ткань натянуть на подрамник. Покрыть ее равномерно воском. Следить за тем, чтобы инструмент, которым будете работать, был горячим. Ткань, хорошо пропитанная резервом, темнеет и становится прозрачной. Расплавленный воск нанесла на нужный участок. Снять ткань с подрамника и смять ее произвольно, хотя делать это можно разными способами. Например, горизонтальными или вертикальными полосками, радиально от центра. В этих случаях в рисунке трещин будет наблюдаться некоторая упорядоченность. Можно сминать ткань произвольно, сильно или не очень. В первом случае рисунок трещин будет мелким, а во втором – крупнее.
Совсем другим получится рисунок трещин, если нанести воск вначале полосами, а затем сверху равномерно покрыть. При сминании воск будет ломаться на границе тонкого и толстого слоев, создавая своеобразную структуру. Другой вариант: сначала забрызгать поверхность ткани воском, а затем покрыть ее полностью.
После того, как ткань смята, нужно расстелить ее на клеенке. Затем приготовить краску. Дело в том, что воск обладает свойством отталкивать влагу, и если покрыть краской подготовленную поверхность, трещины получатся бледными и невыразительными.
Чтобы усилить проникновение краски в ткань, нужно протереть поверхность воска спиртом, а затем покрыла красителем, разведенным в воде. На ткани сразу появляется рисунок из трещин, который получился после проникновения краски. После проглаживания утюгом ткани через слой газет для удаления воск, трещины становятся ярче. Перед тем как удалить воск, протрите поверхность влажной тряпкой, чтобы снять лишнюю краску.
Иногда бывает, что на ткани образуется слишком толстый слой воска и, прежде чем прогладить его, нужно потереть ткань над газетой, как при стирке. Лишний воск осыплется, а затем как обычно нужно прогладить ткань через газеты.
В использовании кракелюра нужно соблюдать меры. Кракелюр может скрыть мелкие погрешности росписи, а может и испортить хорошую работу.
Холодный батик.
Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены
Свободная роспись.
В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.
Сухой батик.
Производится по обработанной солевым раствором поверхности. В роли резерва выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись производится густыми красками. В результате получаем сочетание графических линий контура и свободную роспись в пределах этих линий
Дополнительные способы:
Я попробовала расписывать ткани всеми способами, перечисленными выше, и остановилась на холодном батике. Горячий батик кропотливый и трудоёмкий процесс, а я привыкла видеть результат как можно скорее. Мне нравится свободная роспись с предварительной грунтовкой ткани раствором поваренной соли, иногда прибегаю к узелковой росписи. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы овладеть техникой батика. Произведения искусства, фотографии, собственные творения могут лечь в основу вашей работы. Для этого их нужно скопировать на ткань и раскрасить.
Традиционно для батика используют: шелк, вуаль, шифон, крепдешин, хлопок, лён. Свои первые эксперименты я проводила на шифоне. Любую ткань перед росписью необходимо постирать, чтобы удалить из нового материала пропитку (аппрет), делающую ткань более жёсткой и непроницаемой для краски. Затем погладить с изнанки, когда ткань ещё слегка влажная.
Расписывается ткань в натянутом виде на раму или пяльцы. Ткань должна быть натянута достаточно сильно, чтобы, намокнув от краски, она не провисала. Но не переусердствуйте: если натянуть шёлк слишком сильно, он порвётся вокруг кнопок. Очень важно не перекосить ткань, натягивая её строго по долевой нитке, чтобы рисунок не исказился. Прежде чем накалывать на раму шёлк, заклейте её скотчем, чтобы не испачкать раму краской. Для натяжения ткани в специальных магазинах продаются рамы различных размеров и кнопки - трезубцы, канцелярские кнопки оставляют на ткани дырочки.
Карандашом переведите рисунок на ткань. Лучше всего приобрести карандаш-фантом, при стирке он исчезает. Обыкновенный карандаш тоже можно использовать, но отстирывается он плохо и это нужно учесть при нанесении контура.
Чтобы краски не расплывались по ткани, контур рисунка в карандаше обводится специальными контурами (резервами). Контурный состав наносится специальными стеклянными трубочками или выдавливается из тюбиков с наконечниками.
О работе со стеклянной трубочкой.
Опустите конец трубочки в баночку с контуром и через противоположный конец втяните ртом состав. Заполните трубочку наполовину, затем оботрите её бумажной салфеткой, держа загнутым концом вверх.
Линию контура проводите быстро и уверенно, так как, при отрыве в местах более замедленного движения могут образовываться капли. Контур обязательно должен быть замкнутым, иначе при росписи краска перетечёт на соседний участок. По окончании нанесения контура, трубочку промойте в бензине.
Контур (резерв), нанесённый на ткань, должен сохнуть в течение 1-2 часов, чаще всего я его высушиваю феном.
Теперь можно перейти к самой интересной работе - росписи ткани красками внутри контурных линий. В холодном батике краски наносятся кистью или губкой.
Фрагмент зарезервированного участка внутри замкнутой контурной линии необходимо протереть мокрым ватным тампоном и, пока ткань не высохла, нанести краски. Краски наносятся от центра зарезервированного участка к линии контура. Раскрашивание нужно начинать со светлых тонов. Количество цветов не ограничено, всё зависит от вашей фантазии. Работу проводить аккуратно, не торопясь, переходя от фрагмента к фрагменту. Краски следует хорошо растягивать, чтобы не образовывалось загустков. Краски не должны быть слишком жидкими, иначе они поплывут на следующий участок через контур.
Закончив роспись ткани, необходимо её высушить. Хочу предостеречь от сушки феном готового батика, результат может быть непредсказуем! Уже имея определённый опыт, вы будете знать, какой будет результат при сушке феном той или иной расписанной вами ткани. Затем необходимо зафиксировать рисунок с изнанки утюгом при температуре глажения данной ткани в течение 3-5 минут.
Советую покупать краски, фиксируемые утюгом. По собственному опыту знаю, что фиксировать краски паром в домашних условиях, процедура не из лёгких. При покупке красок для батика обратите внимание на то, чтобы на баночке была инструкции по применению, в частности, в ней должно быть отражено каким образом фиксируется краска на ткани. При пользовании красками чётко следуйте инструкции.
Стирать расписанную ткань в технике батик, можно, как правило, через 48 часов после росписи и фиксации при температуре 40-60 градусов мягкими моющими средствами без отбеливания.
(См.Приложение 2)
Материалы, инструменты, оборудование.
Для выполнения работы вам потребуется:
1. Прежде всего, для росписи ткани необходим деревянный подрамник. Главное требование - он должен обеспечивать тугое натяжение ткани. Существуют специальные батичные рамы различных размеров раздвижных ступенчатых конструкций, которые позволяют скреплять рейки, раздвигая их на определенные интервалы. Недостатком такой рамы является то, что платки с обработанными краями не всегда подходят к ним по размеру. Рамы без ступенчатой раздвижки не имеют этого недостатка, с помощью гаек их можно подогнать под любой размер. Прежде чем натягивать ткань на раму, будет нелишним обмотать ее скотчем, это предохранит от окрашивания не только само дерево, но и ваши последующие работы.
2. Кнопки и булавки с головкой потребуются для натягивания шелка на раму. Кнопки рекомендуются для натягивания шелка с необработанными краями. Для готовых платков и шарфов лучше использовать булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы.
3. Кисти колонковые или беличьи важнейший рабочий инструмент для росписи шелка, качества и свойства которых зачастую сильно влияют результат работы. Номера 4-10 для окрашивания больших площадей и номер 2 для прорисовки деталей.
4. Тонкая стеклянная трубочка, c помощью которой можно легко и аккуратно выполнить линии и контуры.
5. Мягкий карандаш используется для перенесения мотива на ткань.
6. Камешки, бусины, пуговицы, стеклянные шарики различных размеров пригодятся для узелкового батика.
7. Понадобятся также прочные хлопчатобумажные нитки различной толщины.
8. Краски могут быть и анилиновые, акриловые и даже жидко разведенные масляные.
9. Палитра - белая тарелочка.
10. Пипетки облегчают забор краски из флаконов, а также и их смешивание. Вам пригодится несколько обыкновенных пипеток.
11. Ветошь.
12. Пустые емкости небольшого объема (подойдут баночки от витаминов или от детских соков с плотно закрывающимися крышками) для разбавления и смешивания красителей.
13. Фен ускоряет процесс высыхания краски, с его помощью можно добиваться довольно интересных эффектов.
14. Соль мелкого и крупного помола посыпают на влажную ткань. Благодаря свойству соли притягивать краску можно получать весьма необычные результаты. Для этих же целей используют гранулы мочевины и аммиачную селитру.
15. Утюг нужен для закрепления краски на ткани.
16. Газеты пригодятся при проглаживании готовой работы.
17. Трубочки для коктейля.
18. Большая кастрюля. Для закрепления краски на ткани способом запаривания, а также при выполнении работы в узелковой технике.
19. А также ножницы и несколько стаканов.
20. Ткань для батика и росписи по ткани можно брать любую: бязь, шелк, вискозу, шифон, атлас, хлопок, лен, шерсть… Важно помнить, что от сорта ткани во многом зависит способ закрепления рисунка.
(См.Приложение 3)
Правила техники безопасности.
Расчет себестоимости изделия.
Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Начинающие могут использовать самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы.
Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.
№ | Использ. материал | Цена (руб.) | Расход | Затраты (руб.) |
1 | Ткань шифон | 160 руб/м при ширине 150 см | 50см | 80 руб. |
2 | Красители, резерв | 300руб. (набор) | 1\10 часть | 30 руб. |
3 | Рамка | 200руб. | 1 шт. | 200руб. |
4 | Кисти | 130 руб., 60 руб. | 2шт. | 190 руб. |
5 | Кнопки (100 шт.) | 50 руб. | 25 шт. | 12руб.50коп. |
Сп = Мз + Роп, где
Сп - полная себестоимость;
Мз - материальные затраты;
Роп - стоимость самой работы.
Мз = 30+200+190+ 12, 5 = 432 руб. 50 коп.
Сп = 432,5+400 = 832 руб.50коп.
Экологическая экспертиза.
Технология батика не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы.
Технология выполнения батика не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека.
Техника батика не представляет особой сложности в выполнении, но требует внимательности и аккуратности.
Самооценка.
Весь процесс создания картины-батика доставил мне огромное удовольствие. Картина выполнена аккуратно, обладает художественными достоинствами, соответствует эстетическому вкусу, может вписаться в любой интерьер.
Изделие соответствует предъявляемым требованиям: эстетически оформлено; материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен; отсутствуют изъяны.
Данная работа дает возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. В ходе работы над изделием серьезных трудностей не испытывается.
Заключение.
Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой.
Однажды мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём.
Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик.
Батик действительно во многом связан с изобразительным искусством. Тот, кто хочет им заниматься должен учиться рисовать. Необходимо обладать умением графического рисунка (для работы резервом), живописными навыками (для работы красителями). Но самое главное необходимо владеть основами композиции. Без этого не создашь оригинальный эскиз будущего изделия. Всеми этими знаниями, умениями и навыками я владею, так как много лет учусь в изостудии. Сама же технология батика, его приёмы доступны каждому.
Когда начинала работу, мне казалось, что она займет много времени и будет очень кропотлива. Но все трудности в изготовлении были сразу забыты, увидев, что все у меня получилось. Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложена моя любовь и умения.
(См.Приложение 4)
Список использованной литературы.
И тут появился изобретатель
Смекалка против Змея-Горыныча
Выбери путь
Композитор Алексей Рыбников
Басня "Две подруги"