Творческая работа воспитанницы Тришкиной Е. - «Ткачество - традиционное занятие наших земляков». для участия в областной краеведческой конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabotatkachestvo.doc | 54 КБ |
Тема нашей творческой работы: «Ткачество - традиционное занятие наших земляков».
Тришкина Е.
Посмотрите вокруг: все мы одеты в разную одежду - костюмы, блузки, платья. Все ткани, из которых изготовлена наша одежда - сотканы.
«Что такое «ткачество»? Как появились ткани? Когда они появились? Как менялись?» - все это стало предметом изучения учебной группы городской станции туристов города Ногинска. История одежды неразрывно связана с историей человечества в целом, и в частности - с историей развития моего родного края -Богородского уезда, ныне - Ногинского района.
В младших классах ребята изучают рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла» и понимают: каким кропотливым и долгим был процесс обработки льна. Позже, изучая легенды и мифы Древней Греции, узнают о соревновании богини Афины с юной ткачихой Арахной, которую за победу над богиней та превратила в паука. Он до сих пор носит это имя - паучок арахна.
В «Повести временных лет» на уроке истории учащиеся обращают внимание на то, как князь Олег велел шить паруса для руссов «обыкновенные, холщовые, ибо ветер не знает, что дорого, но что крепко».
На станции юных туристов несколько лет занимаемся изучением ткацкого промысла, который когда-то кормил весь Богородский уезд. Даже само название села «Рогожи» - с которого начинается история нашего края, говорит о том, что жители села занимались плетением рогож и ткачеством холстин.
Изучая родной край, все воспоминания моих бабушек, дедушек, родных, педагогов постоянно сводились к рассказам о том, какой знаменитой когда-то была Богородско-Глуховская мануфактура фабрикантов Морозовых, позднее - Глуховский хлопчатобумажный комбинат; какой популярностью и спросом пользовались наши ткани.
В течение многих лет воспитанники учебной группы «Народное ткачество» совершали походы и экспедиций по Ногинскому району, побывли в деревнях и селах: Стояново, Боровково, Заречье, Молзино, Ямкино, Воскресенское - слушали и записывали рассказы старожилов именно о ткацком промысле. Узнали, что такое светелка. «Светелка» - это большая комната в избе, где устанавливалось несколько ткацких станов. Что такое кросно. «Кросно» - это ткацкий станок для тканья половиков, на которые шла ветошь или отходы ткачества. Мы узнали - что такое кудель, пенька, самопрялка, что означает слово «домотканый». Таким образом, мы составили «Этимологический словарик». Им пользуются все ребята, кто
хочет узнать секреты традиционного промысла земляков — ткачества. Например:
«веретено» - приспособление для прядения,
«домотканый» - вытканный домашним способом,
^«конопля» - травянистое, растение, из стеблей которого изготовляют пеньку, а из семян - масло,
«лен» - травянистое растение из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян - масло,
«кудель» - волокнистая часть льна,
«пенька» - волокно, сделанное из стеблей конопли,
«трепало» - устройство для трепания и очистки волокна (льна, конопли),
«бердо» - деталь ткацкого стана, в которую продевался уток.
И так далее.
Во время этнографической экспедиции в Кострому ребят заинтересовали узоры, которые украшают все предметы быта и труда. Они узнали, что в древности славяне -язычники верили, что кругом в природе рассеяно зло, поэтому веретено, прялку, гребень, ткацкий станок покрывали магическими охранительными узорами. Ткань, изготовленная на таких орудиях труда, считалась непроницаемой для злых духов.
Из поездки в Кострому привезли сведения об обработке льна, который выращивался в Костромской области и секреты его долголетия: «Готовый холст морозили на морозе, расстилали на снегу. Весной льняное полотно расстилали по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Таким образом, холст из серого превращался в белый. Но когда приходилось изменять цвет льняного полотна, пользовались растительными красителями. Корой дуба или ольхи красили в коричневый цвет. Листьями березы - в зеленый. Черный цвет получали при окрашивании полотна листьями ольхи и дикой розы».
Можно представить, сколько времени, сил и труда уходило на то, чтобы сшить простую домотканую рубашку.
Летом 2009 года группа ребят художественного отдела побывала в этнографической экспедиции в селе Шекшово Ярославской области.
Целью этой экспедиции было, как и прежде: знакомство с бытом и укладом жителей Ярославской области, традиционными- занятиями, встречи с народными умельцами и мастерами. Занятия старожилов села Шекшово, оказались, похожи на занятия жителей деревень Владимирских, Ивановских, Нижегородских областей, а также жителей нашего Богородского уезда Московской губернии.
В селе Шекшово мы познакомились с Куликовой Анной Петровной, которая показала нам свое ремесло - ткачество половиков. Рассказала нам о своем любимом деле, показала ткацкий станок, разрешила нам поработать на нём.
Приспособлением для домашнего ткачества служила простая
деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. На раму
параллельно одной из ее сторон натягивались нити - основа будущей
ткани. Ткач или ткачиха протаскивали или пробирали вручную сквозь
нити основы поперечную скрепляющую нить - уток. Уток подбирался под
первую нить основы поверх второй, под третью - поверх четвертой, и так
далее.
Из этнографических исследований Богородского края мы узнали, что почти в каждом доме нашего уезда был ткацкий станок, на котором вырабатывались самые разнообразные ткани: бархат, плюш, муслин, бязь и многие другие. Большой популярностью пользовались, да и сейчас вновь появился интерес - к домотканным половикам. Именно простое ткачество на рамке привлекло нас больше всего.
Во-первых, это почти забытый вид рукоделия, изделия которого которое можно, пофантазировав применять и в быту, и в одежде. Например, из узко тканых полосок мы делаем чехлы для мобильных телефонов, косметички, а также оригинальные сумочки, детали одежды в этническом стиле.
Во-вторых, использовать для ткачества можно шнурки, ленты и даже старые вещи, которые предварительно разрезаются на полоски. И если при шитье используется один тип ткани, в плетении и ткачестве можно комбинировать их как угодно.
В-третьих, - это интересное и с историко-энтографической точки, т.к. история древнего промысла, связана и с историей моды, одежды и главное, с историей нашего края, моей малой Родины.
Процесс тканья половиков можно показать на простом приспособлении - рамке, тем более, что мы используем тот же материал, что и пользовались всегда - это нарезанные ленты хлопчатобумажных тканей. Отличие рамки от станка в том, что зев раскрывается с помощью нажима на педаль. Такое усовершенствование придумали в Англии более 300-х сот лет и именно такие станы, тогда деревянные, стояли в каждой крестьянской избе.
. К труду в крестьянских семьях приобщались с раннего детства. Об этом нам рассказала Валентина Григорьевна Киселева - жительница села Воскресенское: «Если парень не умел плести лапти, его называли -«безлапотник». А если девочка к 15-ти годам не умела установить кросно -деревянный ткацкий станок, ее дразнили - «беспоставочница».
Летом мы побывали в экспедиции в деревне Молзино Богородского уезда и встретились с Волковой Анастасией Ивановной.
Ребята подробно узнали о том, что прежде, чем ткать, сначала надо спрясть. Вот её рассказ: «В. старые времена, когда я была еще маленькой девочкой, мать меня учила, как нужно прясть. Тогда прядение было одним из привычных русских рукоделий, к которому начинали приучать самых маленьких девочек 4-5 лет. В деревнях особенно много пряли зимой, когда не надо было работать в поле. Вечерами девочки и женщины собирались вместе, зажигали лучину, пряли и при этом пели песни или беседовали. Чтобы нить при прядении получалась ровная и прочная, люди придумали приспособление - веретено. Если привязать готовую нитку к веретену и запустить веретено как волчок, нить сильно скручивается и становится еще прочнее и ровнее. Для того, чтобы веретено хорошо крутилось, на него надевали пряслице - каменное или глиняное колечко. Именно их часто находят при раскопках. Позже люди придумали привязывать ещё" непряденые волокна (кудель) к специальной подставке прялки, и садились на её донце, чтобы прясть стало её удобнее.
Порой интересные открытия можно совершить совершенно не подозревая об этом. Многие ребята из моего класса живут на улице Александра Васильевича Белякова, знаменитого летчика, который с В.П. Чкаловым и Г.Ф.Байдуковым в июне 1937 года впервые совершили беспосадочный перелет из Москвы в Северную Америку. Мы стали искать книги об этом летчике, и к счастью, нашли две. В одной из них под названием «В полет сквозь годы» прочитали: «Я родился в селе Беззубово Богородского уезда в 1896 году. Сосед наш Абрамыч работает на небольшой фабричонке Баранова, расположенной недалеко от школы, - выпускает женские платки с красивой бахромой. Бахрому обвязывают вручную женщины из семьи Абрамыча, и я люблю смотреть, как под их руками вырисовываются узоры.
Земля в нашем крае не могла прокормить крестьянскую семью. Нужен был какой- то дополнительный промысел, поэтому и было распространено в деревнях Богородского уезда надомное ткачество. В одной деревне работали на ручных станках платки, в другой - ленты, в третьей - атлас, в четвертой - сарпинку, в пятой - плюша, в шестой - бархат. Для изготовления этой продукции требовалась хлопковая и шелковая нить - пряжа. Подобное производство было распространено во Франции, в. городе Леоне и его округе, поэтому Богородский уезд нередко называли «русским Леоном».
Как правило несколько крестьян совместно строили небольшой рубленый дом с окнами, почти во всех стенах - так называемую светелку. Одним из совладельцев светелки был старшим и называли его заглодой. Ткачество в русских деревнях не было простым ремесленничеством, «оно требовало умения, мастерства, души».
Из этих сведений, а также из рассказов старожилов разных мест, мы сделали вывод, что для надомного ткачества - лен, шелк, ситец, а позже хлопок, был привозным, уже спряденными и обработанными. Ткачам оставалось лишь заправить стан и в отдельных случаях перематывать с бабин на челноки.
Во время экспедиции4 в с. Боровково мы узнали о том, что там, в семье крестьян Ивана и Надежды Гараниных родилась дочь Марфа, о судьбе которой, схожей с судьбами подобных ей безвинно оклеветанных и репрессированных, написана книга «Цветочница Марфа». И в ней мы тоже нашли подтверждение версии о «русском Леоне»: «Как в Киржачском, так и в обширном Богородском уезде, крестьяне испокон веку занимались не только сельскими работами, но и ткачеством на дому, выполняя заказы местного фабриканта или подрядчика. Чуть ли не в каждой избе стоял ткацкий стан, чуть ли не в каждой деревне имелась одна или даже несколько светелок - деревянных одноэтажных строений с большими окнами и рядом деревянных же станков, на которых (в основном, в осенне- зимнее время) производили плюш или шелк»
В некоторых старых деревенских домах и сейчас ещё можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне издавна украшали стены, «красный угол», иконы, портреты. Ткаными узорами оформляли одежду: сарафаны, передники, юбки, рукава. Узорными полотенцами в старину невеста одаривала жениха к свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб - соль почетным гостям. Нарядными были скатерти, которыми покрывали праздничный стол. Все эти вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Об этом поведала нам Анастасия Ивановна, подарила полотенце.
Во время экспедиций многие жители дарили нам детали от ткацких станов - бердо, трепало, колеса от самопрялок, которые впоследствии стали экспонатами музея «Русская изба» на станции юных туристов.
Помимо истории ткачества мы заинтересовались ассортиментом тканей, в результате чего была составлена «Энциклопедия тканей», выпускаемых Богородско-Глуховской мануфактурой и позднее Глуховским хлопчатобумажным комбинатом. Мы познакомились с дессинатором Новоткацкой фабрики города Ногинска - Машковой Ольгой Ивановной. Она рассказала нам о своей редкой профессии. Дессинатор -это проектировщик структуры ткани, который придумывает способы переплетения и заправки нитей на ткацких станках, для получения определенного узора тканей. Результатом нашего исследования является работа «История ремизного ткачества» (работа прилагается).
Изучая подробно ткацкое производство нашего уезда, мы определяли для себя три основных направления:
V
-изучение истории ткачества, и в частности, ткацкого промысла Богородского узда;
-работа в простейшей традиции плетения и ткачества - на рамке с использованием современных материалов и текстильных отходов;
-разработка творческих моделей*выставочных образцов ткачества.
Я считаю, что настоящая любовь к Родине это когда ты не только изучаешь свою историю .своего края, но пропускаешь через свои руки и через свое сердце все, что когда-то сотни лет назад знал и умел делать мой ровесник.
Список литературы, использованной в работе:
7. Киселевская С, «Купавинская фабрика» (Записки историко-бытового
отдела гос. русского музея), Ленинград, 1932г.
Привередница
Пчёлки на разведках
Смекалка против Змея-Горыныча
За чашкой чая
Как я избавился от обидчивости