Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа. <?xml:namespace prefix = o /??>
Вложение | Размер |
---|---|
radost_zhizni_na_zemle-tezisy.docx | 26.4 КБ |
Всероссийский детский конкурс
«Первые шаги в науке»
Всероссийский заочный конкурс
Секция: Культурное наследие, народные ремесла, искусствоведение.
Тема: «Радость жизни на Земле»
Автор работы: Долженко Кристина Игоревна.
Место выполнения работы: 10 лет, Ростовская область, г. Батайск, улица Пушкина, дом- 84.
Научный руководитель: Кулешова Светлана Пантелеевна.
2009 г.
2) Любимые игрушки из солёного теста – своими руками:
Список литературы:
Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.
В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.
Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художественно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь.
Игрушки на столе — и куда девались серые стены, низкий потолок, запыленные оконца. Повеселело сразу в доме, засверкало, словно солнце заглянуло. Сказочный мир на столе.
Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики, изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов Российской Федерации, их развития и размещения на ее территории.
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.
Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.
Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов.
Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая, друг друга. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба. Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач.
Человек и природа в народном искусстве слиты воедино, как понятия добра и красоты. Поэтому так устойчивы в русском народном искусстве темы цветения, «поющих трав», изображения животных. «Пресветлая красота» - так называли люди на Руси узоры, которыми украшали одежду, предметы быта, игрушки. Всё это создавало вокруг человека пространство особой, незабываемой «пресветлой красоты». Творения народных мастеров – наше национальное достояние. Счастливая обязанность каждого гражданина нашей Родины – забота о сохранении и развитии народного искусства.
Глиняная игрушка существует на земле много веков. Это искусство народ сохранил и пронёс через века. Сегодня игрушки создают мастера в разных регионах России. Народные мастера абашевской, каргопольской, филимоновской, дымковской игрушки выражают свои представления о мире, природе и людях. Сохраняются ими и старинные образцы: Полкан, птица Сирин. Как в сказке, так и в народной игрушке мастера очеловечиваю многих своих героев. И звери, и птицы могут играть на музыкальных инструментах, заботиться о своих детях, как люди. Фигурка медведя предстаёт перед нами «хозяином леса», коровушка – доброй кормилицей, конь – верным помощником человека. Само назначение игрушки позволяет мастеру усиливать и видоизменять реальные черты.
Соленое тесто - это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие малыши. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов - пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расческа, ткань - любой предмет, рельеф которого вам интересен. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Соленое тесто - изумительный по своей доступности и пластичности материал. Забавные композиции, сделанные своими руками, украсят ваш дом или станут прекрасными подарками.
Соленое тесто обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается; безопасно для детей; можно сушить как в духовке так и просто на воздухе; для раскраски подходит любая краска; очень экономичное, если покрыть лаком, то изделие прослужит долгое время. В общем, соленое тесто намного лучше и интереснее пластилина.
Я хочу рассказать, как рождается игрушка?
Предлагаю несколько рецептов приготовления соленого теста:
1. Соль, пшеничная мука, растительное масло, вода, стакан и столовая ложка. Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее.
2. 2 части пшеничной муки ,1 часть мелкой соли ,1 часть воды. Смешать все ингредиенты.
3. 1 часть соли — 2 части муки — 1-2 столовые ложки сухого обойного клея (можно добавить еще столовую ложку растительного масла) перемешать и понемногу добавлять воду, чтобы тесто было крутое, не липло к рукам и не крошилось.
Полезные советы из личного опыта:
Прежде чем начать что-либо сложное, лучше научиться создавать шарики, колбаски, лепешки и т. д. Учтите, чтобы тесто не прилипало скалка и доска должны быть смазаны растительным маслом.
На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т. д. Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей, например, гипюра. Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту.
С помощью ножа на тесте отпечатывают прямые линии и отмечают пальчики на ногах, руках и лапах. Остро заточенным карандашом отпечатывают глаза, а косо приложенным колпачком от ручки — улыбку. Улыбку можно сделать и при помощи чайной ложки. Красивые пуговицы, а также бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки, лоскутки и кружева можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в тесто. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не пластмассовым, а нитки — не синтетическими, иначе вам не удастся обжечь ваше изделие в духовке.
Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже обожженному изделию. Кстати, таким же образом можно починить разбившиеся изделия.
Сушка, раскраска изделия:
Сушить изделия из теста можно в духовке при самой низкой температуре и с открытой дверцей, чтобы оно не потрескалось. Время обжига, в зависимости от толщины изделия,— 30—60 минут.
Если у вас нет возможности обжечь ваше изделие в духовке, запаситесь терпением. На батарее или на солнце изделия (особенно крупные) высохнут не раньше, чем через неделю.
После обжига или сушки изделия из теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки используйте акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов.
Удачных творческих начинаний!
Панно из солёного теста.
Работы из солёного теста собраны на фанерных листах из отдельных деталей с помощью клея ПВА. Роспись выполнена художественной гуашью. Готовое изделие покрыто лаком.
Браво, Феликс!
Как нарисовать лимон акварелью
Зимняя сказка
Сторож
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)