Название социального проекта: «Русский стиль»
Выполнила Спирина Анастасия, ученица 11 класса МОУ СОШ
п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области под руководством Казанцевой Г. Н., учителя технологии.
Аннотация
Обоснование выбранной темы проекта:
привлечь внимание учащихся к изучению традиции русского костюма.
Цели проектной деятельности:
изготовить костюм в русском стиле для кабинета технологии, вызвать интерес других учащихся к русскому народному костюму.
Содержание представляемого материала:
творческий проект состоит из трёх основных этапов:
1) поисково-исследовательский, на котором ученица продумывает выполнение проекта, подбирает материал для его изготовления, описывает историю, цвет и орнаментальный декор, основы кроя русского народного костюма (сарафан, рубаха, понева), изучает рисунки, устанавливает критерии и выбирает модель для изготовления;
2) технологический – выполнение практической части работы – это техническое моделирование выкройки, составление технологической последовательности обработки сарафана и рубахи (блузки) и их пошив;
3) оценочно-результативный, на этом этапе учащаяся анализирует результаты своей работы над социальным проектом и представляет костюм в стихах.
Данный проект предназначен для использования наглядного пособия на уроках технологии при изучении традиций русского костюма в разделах «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Конструирование и моделирование» и «Творческие, проектные работы» и предполагает развития творческих способностей учащихся, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки по пошиву швейных изделий, активизирует учащихся к созданию собственных творческих проектов.
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_proekt_russkiy_stil_dlya_zagruzki.doc | 94 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Социальный проект
«Русский стиль»
Творческий проект
по технологии
ученицы 11 класса
МОУ СОШ п. Алексеевка
Хвалынского района
Саратовской области
Спириной Анастасии
Владимировны
Руководитель: Казанцева
Галина Никитична, учитель технологии
Саратов – 2008
Содержание: стр.
Ι. Поисково–исследовательский этап:
ΙΙ. Технологический этап:
ΙΙΙ. Оценочно-результативный этап:
IV. Список используемой литературы……………………………….……23
I. Поисково-исследовательский этап:
1. Обоснование проекта.
Меня давно интересовала культура России и история русского народного костюма. В течение учебного года у меня появилось желание изготовить костюм в русском стиле, для использования его на уроках технологии при изучении традиций русского костюма. И я решила выполнить творческий проект по технологии.
Цель моего творческого проекта – изготовить костюм в русском стиле для кабинета «Технология».
Задача: изучить историю народного костюма, основы русского кроя, разработать технологическую последовательность изготовления этого костюма.
2. О чём нужно подумать, проектируя и изготавливая русский народный костюм:
К
о
с
т
ю
м
«Р
у
с
с
к
и
й
с
т
и
л
ь»
История народного костюма
Алгоритм
обработки
Отделка
Ткань
Моделирование
Выкройки
Инструменты, оборудование
Швы
3. История русского народного костюма.
Русский народный костюм – неотъемлемая часть народной культуры. Традиционная народная одежда формировалась веками. Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом, шлифовались отдельные его элементы и весь образ в целом.
Народный костюм, в особенности праздничный, обрядовый изготавливался из дорогих материалов. Работа над ним требовала много времени и усилий. Такие костюмы берегли, передавали из поколения в поколение, хранили в специальных сундуках – укладках. Самые дорогие костюмы, головные уборы ритуального характера (например, свадебные) брали из семьи в семью.
Образ женщины, каким его рисует воображение западных художников моды – это образ мягкой, романтической женщины, не принимающей ни спортивной, ни деловой, ни тем более военизированный стиль в одежде.
„Русский стиль” существует в мировой моде как несколько экзотическое, но всё же вполне определённое и динамическое явления, в котором отражается и неослабевающий интерес к русской культуре, и пристальное внимание к тому, что происходит в нашей стране. Мы не удивляемся, когда обнаруживаем в коллекциях знаменитых французских фирм – Нины Риччи, Ив Сен Лорана и других – модели в ярко выраженном „Русском стиле”.
Основные элементы женского народного костюма: сарафан и понева, рубаха, передник, головной убор. Русский костюм максимально закрывает тело.
Внешний вид костюма определяется социальным положением. Так, костюм зажиточных крестьянок и мещанок отличался обилием блеска, роскошью (шитые золотом кокошники, душегреи, парчовые и шёлковые сарафаны, золотые тесьма и бахрома).
По географическому признаку русский костюм подразделяют на две большие группы: северный и южный. Граница севера и юга, применительно к народному костюму, проходит по северной границе Московской области, но московский костюм больше тяготеет к северу.
Северный женский народный костюм конусообразного силуэта. В его состав входят сарафан, рубаха, передник, наплечная верхняя одежда (до талии), пояс, головной убор.
Южный костюм прямого силуэта. Он включает в себя поневу, рубаху, наплечная верхняя одежда (до талии), пояс-кушак, головной убор.
Более древний вариант русского костюма – с поневой, сарафан – более молодой. Но девушки чаше носили сарафаны, а женщины – поневы.
Самый древний сарафан – туникообразный. Более поздний – прямой.
Сарафан – наиболее известная женская народная одежда. Различают 5 видов сарафанов: глухой косоклинный, кое-где называемый шушуном или сукманом; косоклинный распашной или с защитным швом спереди, с проймами или на лямках; прямой сарафан с лямками, он же круглый или московский; прямой отрезной с лифом и лямками и сарафан на кокетке, с вырезными проймами и разрезом до талии спереди, застёгивающийся на пуговицы. Дополняла сарафан плечевая одежда (душегрейка, епанечка).
Понева – древнейший вид женской одежды. Её носили в основном замужние женщины. Понева представляет собой поясную одежду из трёх или более кусков домашнего шерстяного полотна, сшитых друг с другом. Различаются поневы по покрою на глухие и распашные (открытые спереди или сбоку). Со временем глухая понева превратилась в юбку. Понева фиксируется на талии продёрнутым в кулису шнурком. Дополняли поневу – плечевая одежда (навершник, шушпан), нагрудная одежда (занавеска, запон, передник), головной убор (кичка, кокошник), пояс (тканный, плетенный), обувь (лапти), украшение (ожерелье, гайтан).
Рубаха – основа всех женских костюмов. Наиболее древний вид рубахи – туникообразная, в виде холста, перегнутого на плечах, с вырезным воротом и вшитыми, как у мужской рубахи, рукавами и бочками. Очень распространены в народном костюме были рубахи с поликами. Полики – плечевые вставки из ткани другого цвета. Полики бывают прямые или косые.
Цвет в народном костюме.
Красный цвет многие народ наделяли магической, обереговой силой. Красный – цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета.
К распространённым цветам традиционного костюма на русском севере (именно там традиции сохранились в наибольшей степени) также относится чёрный, жёлтый, зелёный, синий, и белый. Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали; чёрный – олицетворением земли, покоя, постоянства, отрешения и скорби. Широко использовались в крестьянском костюме неокрашенные и неотбеленные ткани разнообразных оттенков.
По цвету народной одежды можно было определить возраст её владельцев: самым скромным были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребёнка.
Цвет народного костюма указывал и на место проживания человека. В каждом регионе России крестьянский костюм имел свои особенности. Так, например, Воронежская губерния отличалась строгостью цвета и чёткостью орнамента, графичностью всего костюма, в котором преобладали чёрные и белые цвета; в Рязанской губернии доминировали красные тона и т.д.
Цвет играет важную роль в композиции народного костюма. Он выделял главные части костюма, подчёркивал ярусность формы.
Орнаментальный декор народного костюма.
Наряду с цветами важное место в декоре традиционного костюма занимал орнамент. Орнаментальные изображения наделялись особой силой, в них верили. В то же время орнаменты покоряли своей декоративной красотой. Орнамент русского народного костюма (тканный или вышитый) мог быть геометрическим, растительным, включать зооморфные, антропоморфные молитвы. В одном костюме могли сочетаться все виды орнамента.
Характерные места декора – ворот, разрез по вороту, низ рукавов, низ юбки, рубахи, т. е. края одежды. Или вертикальная центральная полоса (например, в сарафане). Рамочный орнамент в русской символике имел смысл оберега, т. е. защищал уязвимые части тела – шею, руки, ноги.
Поверхность ткани костюма часто служила фоном для нанесения декора: вышивания и нашивания (лент, тесьмы, полос ткани, кружев, блёсток, пуговиц, бисера).
В декоре народного костюма отражены мироощущение, эстетические вкусы людей на протяжении многих веков.
4. Основы русского кроя
Крой традиционного русского костюма – безлекальный. Объём одежды создаётся не выточками или вырезами, а складками или сборками. Отсюда детали русского кроя имеют прямоугольную, квадратную и треугольную формы с минимальными отходами (выпадами). Размеры деталей, а точнее их ширина, определялись шириной полотна, сходящего с ткацкого станка, т.е. 36-42 см. этот размер являлся модулем, на основе которого строился русский крой.
5. Рисунки и описание народных костюмов
Рис. 1
Тульский народный костюм для молодых женщин включает в себя поневу из шерстяной ткани прямого силуэта, рубаху из льняной ткани туникообразного вида с рукавами рубашечного покроя, наплечную верхнюю одежду (до талии), отделанную тесьмой и пояс-кушак.
Рис. 1.
Рис. 2
Орловский народный костюм для замужней женщины включает в себя длинную рубаху из льняной ткани с поликами – вставки из ткани другого цвета, плечевую одежду (навершник, шушпан) из шерстяной ткани, нагрудной одежды – запона (передник, занавеска), отделанного вышивкой и на груди украшение – гайтан.
Рис. 3
Уральский народный костюм для молодой девушки включает в себя туникообразную рубаху из хлопчатобумажной ткани с вырезным воротом и вшитыми рукавами рубашечного покроя, низ собран на манжету, по рукавам и вороту отделка – вышивка, и сарафан из шерстяной ткани косоклинный с зашитым швом спереди, с вырезанными проймами и горловиной «каре» конусообразного (трапециевидного) силуэта, отделка – нашивная тесьма.
Рис. 4
Саратовский народный костюм для молодой девушки включает в себя юбку из шерстяной ткани, отделанную тесьмой, рубаху из хлопчатобумажной ткани с втачными широкими рукавами, собранных внизу на резинку, и наплечную верхнюю одежду (до талии), отделанную тесьмой.
6. Критерии, которым должен соответствовать русский народный костюм.
1. Соответствие направлению русского стиля.
2. Качественный.
3. Сочетание цветов.
4. Красивый.
5. Удобный в демонстрации на уроках технологии.
7. Выбор модели.
Изучив четыре модели народных костюмов, мне больше понравился уральский народный костюм, который больше напоминает традиции русского костюма, и я взяла его за основу при изготовлении своего творческого проекта. Для сарафана я подобрала ткань „Мадонна” смесовых волокон: шерсть с лавсаном, а для блузки оставила хлопчатобумажную ткань. Чтобы удобно было моё изделие хранить в кабинете и демонстрировать на уроках технологии, я буду выполнять костюм «Русский стиль» в М 1:2. Для своей модели мне пришлось изготовить манекен тоже в М 1:2, из отходов швейного производства.
II. Технологический этап:
1. Выбор выкройки.
В кабинете технологии на манекен в М 1:2 есть готовые выкройки: основа плечевого изделия платья и основа ночной сорочки с цельнокроеным рукавом. По этим основам я смоделирую свои лекала на блузку и сарафан.
2. Моделирование русского народного костюма.
Техническое моделирование – это перевод всех фасонных линий с рисунка на чертёж.
Для закрепления знаний по техническому моделированию, я сначала моделировала в М 1:4, с учётом особенностей русского кроя, а затем самостоятельно смогла выполнить моделирование на данную модель. На рисунках 5 – 8 (стр. 13 – 16) показан весь процесс моделирования сарафана и блузки.
После моделирования выкройки я изготовила лекала в М 1:2. Готовые выкройки стр. 17.
3. Подготовка ткани и выкройки к раскрою
Как подготовить ткань и выкройку к раскрою я знала из курса технологии, и мне это не было трудно. Перед раскроем ткани я декатировала, чтобы она дала усадку, а на выкройках отметила все припуски и направление долевых нитей.
Количество деталей кроя после раскроя изделий у меня получится:
Блузка:
Сарафан:
1. перед – 1 дет.
2.спинка – 1 дет.
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
4. Алгоритм обработки блузки.Соединение рукава с лифом
Подготовка деталей кроя к обработке
Обработка плечевых швов
Обработка горловины
Обработка боковых швов
Обработка низа изделия
Отделка
ВТО
Вышивка
Раскрой
Обработка среднего шва переда
Обработка низа рукава
5. Алгоритм обработки сарафана.
Обработка проймы
Подготовка деталей кроя к обработке
Обработка плечевых швов
Обработка горловины
Обработка боковых швов
Обработка низа изделия
Отделка
ВТО
Раскрой
6. Швы, применяемые при обработке изделий.
Ручные швы – смёточный, потайной подшивочный; вышивка гладью.
Машинные швы – стачной, окантовочный, обтачной, настрочной, швы вподгибку.
7. Оборудование и инструменты.
III. Оценочно – результативный этап:
1. Анализ результатов выполнения темы проекта.
Вот и закончился мой творческий проект, и окончательным результатом выполнения проекта „Русский стиль” я довольна. Костюм, который я сшила, мне понравился, а сама технология изготовления показалась мне не такой уж сложной, потому что мы почти всё изучали на уроках технологии. При изучении истории русского костюма, я много узнала нового, и мне было очень интересно: какой был русский костюм, из каких элементов он состоял, как они назывались, особенности русского кроя, цвет и орнаментальный декор народного костюма. И на все эти вопросы я получила ответ при выполнении проекта. Так же я больше узнала о моделировании, конструировании и технологии обработки швейных изделий.
Моя модель будет использоваться при изучении традиций русских костюмов на уроках технологии.
Цель и задачи своего социального проекта я выполнила.
Предоставляются услуги по пошиву русских народных костюмов
с разнообразной отделкой.
Обращаться по телефону: 2-31-64,
по адресу: АСШ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района
Саратовской области.
Кабинет «Технология».
2. Реклама.
3. Представление творческого проекта.
Я, Спирина Анастасия, представляю социальный проект: «Русский стиль». Моим руководителем является учитель технологии Казанцева Галина Никитична.
Цель моего творческого проекта – изготовить костюм в русском стиле для кабинета технологии.
Задача: изучить историю развития народного костюма, основы русского кроя, разработать технологическую последовательность изготовления этого костюма.
При создании социального проекта я больше узнала об историческом развитии народного костюма, закрепила навыки по пошиву швейных изделий, конструированию и моделированию, научилась составлять технологическую последовательность обработки.
Костюм получился красивый, качественный, хорошо вписывающийся в интерьер кабинета, удобный при демонстрации на уроках технологии.
Пока я выполняла творческий проект, сочинила для его защиты вот такие стихи:
Перед вами ансамбль из шерсти и бязи,
Не носили такие царицы и князи!
Вошёл в моду костюм в 19 веке
И красиво смотрелся на любом человеке!
Сарафан шерстяной с блузкой бязевой ткани,
Не затмить красоту его даже шелками.
Золотая отделка его обрамляет,
И простое изделье любой вкус одобряет.
Чтоб приятней смотрелся наряд на девице,
Заплетём алый бант ей в густые косицы,
Оттенит красоту её белая блузка,
Как прекрасна девица в изделии русском!
Вы на русский костюм, сшитый мной, посмотрите,
Он представлен пред вами в уменьшенном виде
Словно лебедь плывёт в нём красавица наша –
Нет наряда на свете милее и краше!
Мы русские люди! И пусть традиции русского стиля никогда не уходят из нашего быта, а передаются из поколения к поколению. Цель моего социального проекта достигнута и, возможно, глядя на мою модель, современные школьники не будут забывать традиций своего народа.
IV. Список используемой литературы:
Щелкунчик
Четыре художника. Осень
"Морская болезнь" у космонавтов
Вода может клеить?
Астрономический календарь. Апрель, 2019