Работа о патриархе Тихоне и его подвиге во имя веры православной
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 390.84 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4 г. Навашино»
Епархиальная детско-юношеская просветительская конференция «Сретенские чтения»
Тема реферата:
«В годину гнева Божия» Святитель Тихон, Патриарх
Московский
и всея Руси (1865-1925)
Автор: Бухонин Александр
Класс: 11- 16 лет
Руководитель: Шамшина С.В.
учитель истории и обществознания
Навашино, 2025
Оглавление
1. Введение
2. События 1917 года-расправы и гонения.
3.Брестский мир.
4. Гражданская война и убийство царской семьи.
5. Голод в стране, помощь голодающим.
6. Арест и обновленцы.
7. Уход из жизни патриарха Тихона.
8. Заключение.
9. Список литературы.
Введение
Имя патриарха Тихона известно всей нашей стране. Именно он в самые тяжелые и страшные времена для нашей страны и русской православной церкви , после долгих лет Синодального периода в истории церкви стал патриархом. Он взошел на церковный престол одновременно с началом гонений на Церковь. Он принял на себя первый удар новой власти по церкви и ее служителям. Меня очень интересует история, а она неразделимо связана с религией. Имя Тихона оставило огромный след в истории России. Поэтому моя работа посвящена исследованию его подвига , как иерарха церкви, так и просто, как человека с огромным сердцем, наполненным любовью к своей родной стране, православной вере.
Цель моего проекта: изучить жизненный путь патриарха Тихона с 1917 по 1925 гг.
Задачи проекта
1.Изучить деятельность Патриарха Тихона в годы гонений на церковь.
2.Познакомиться со взглядами патриарха на происходящее в стране.
События 1917 года-расправы и гонения.
Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской губернии Ивана Белавина. В миру носил имя Василий.
Патриарх Тихон занял патриарший престол спустя всего две недели после Октябрьского переворота 1917 года.
Патриарха Тихона жребием выбирают на Поместном Соборе. 7 ноября он отбывает в Лавру, проводит несколько дней в безмолвии. 21 ноября состоялась его интронизация.
В стране наступили страшные времена. Идут расстрелы священников. Сорок священников заживо закопаны на Смоленском кладбище. Расстрелы крестного хода в Шацке и Туле. Ежедневно происходят аресты духовенства.
25 января зверски убит митрополит Владимир Киевский.
Принят закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Церковные общества лишились права собственности и права юридического лица. В ужасающей для страны ситуации Патриарх обращается с воззванием:
«Ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному.
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.»
Принимается ряд положений о том, как действовать священникам в новых условиях, в частность есть пункты о насилиях над духовенством, о захвате церковного имущества.
«Крепко стоять на страже Святой Церкви в тяжкую годину гонений, ободрять, укреплять и объединять верующих… и усилить молитвы о вразумлении заблудших» — призывает Патриарх.
«Не теряйте же времени, собирайте вокруг себя стадо свое, наставляйте его благовременно и безвременно не унывайте от временного неуспеха или даже гонения».
Брестский мир
3 марта 1918 года власти заключают страшный для России Брестский мир, отделяются исконные территории России. Патриарх Тихон выступил с решительным осуждением Брестского мира.
«Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры; мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего Крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской; мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери. А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество…
Мы призываем совестью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества… И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственного моления Господу Богу за прекращение кровопролития, не может теперь иначе, как с глубочайшей скорбью, взирать на эту видимость мира, который не лучше войны».
Гражданская война и убийство царской семьи.
Началась Гражданская война. Брат начал убивать брата.
Тихон не благословлял воевать ни красных ни белых, отпевал и красных, и белых.
Одной из зловещих страниц гражданской войны является красный террор. В июле 1918 года Екатеринбурге расстреляна царская семья. Это известие привело всех в смятение и ужас от содеянного жестокого убийства и дальнейшей расправы над родственниками Николая 2. Патриарх призывает епископов и священников служить панихиды по убиенным.
«Наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он , отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают».
Советская власть следит за каждым словом и патриарха , готовит его арест. Депутация Поместного Собора уговаривает патриарха бежать, он решительно отвергает это предложение. Не боясь ничего, патриарх служит ежедневно в храмах Москвы.
Советская власть признает нежелательным появление Патриарха на церковных службах. Патриарха Тихона заключают под домашний арест. Ежедневно ему устраивают допросы. На него наложена контрибуция размером в сто тысяч рублей. Он лишен продовольственного пайка как «буржуй».
В стране начинается кампания по вскрытию мощей. За полгода вскрыто около 38 гробниц. Мощи подвергались поруганию. Когда один православный воспротивился тому, что на мощи плюют, он престал перед трибуналом, был вынесен смертный приговор, заменен на концлагерь «впредь до победы мирового пролетариата над мировым империализмом».
Патриарх обращается к В. Ленину : «Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отчески вещать народ: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Затем обращается к народу с призывом не мстить гонителям:
«Умоляем вас не отходить от единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения…»
В 1920 году советская власть лишает священников гражданских прав: «как имеющие нетрудовой заработок и занимающиеся непроизводительным трудом».
Патриарха вызывают на многочисленные допросы.
Патриарх обращается к властям в связи с увозом мощей преподобного Сергия из Лавры.
Идет гражданская война, нет сообщения между епархией и Центром. Патриарх Тихон дает епархиальным архиереям полную самостоятельность принятия решений в случае невозможности связаться с Москвой.
Голод в стране, помощь голодающим
Начинается страшный голод. Люди едят трупы, много зарегистрированных случаев людоедства.
Создается церковный комитет помощи голодающим. Патриарх обращается с воззванием к народам мира и православным людям с просьбой помочь голодающему русскому народу и другим народам России.
По просьбе Патриарха в Россию поступает:
И еще много помощи.
Церковный комитет помощи голодающим запрещен, деньги , собранные патриархом изъяты. Начинается кампания по изъятию церковных ценностей, чтобы навязать мысль, что Церковь вдали от народного горя.
Согласно 73-му апостольскому правилу, такие действия являлись святотатством, и патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих. Послание Патриарха было расценено как саботаж.
Арест и обновленцы
В марте 1922 года было принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) об аресте членов Синода и самого патриарха Тихона как участников контрреволюционного заговора. В начале мая Тихона поместили под арест в Донской монастырь и начали готовить процесс над ним. В советской прессе организовали публикацию «писем граждан», клеймивших деятельность патриарха и требовавших для него сурового наказания.
В связи с чем он находился в заключении с апреля 1922 года по июнь 1923 года.
Особенно много послужил Русской Православной Церкви Святейший Тихон в мучительную для Церкви пору так называемого "обновленческого раскола". Обновленцы проводят «лжесобор», лишают Патриарха Тихона монашеского достоинства и Первосвятительского сана. Половина архиереев принимает обновленчество.
Не смотря ни на что, Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов "тихоновцами".
"Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия", - твердо и авторитетно говорил Патриарх.
Будучи добрым пастырем, отдавшим всего себя делу Церкви, он к тому же призывал и духовенство: "Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову. И Бог мира и любви будет со всеми вами!" Крайне больно было переживать все церковные беды любящему, отзывчивому сердцу Патриарха.
Уход из жизни патриарха Тихона
Внешние и внутренние церковные потрясения, "обновленческий раскол", непрестанные первосвятительские труды и заботы по устроению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи и тяжелые думы, более чем годичное заключение, злобная, гнусная травля со стороны врагов, глухое непонимание и неуемная критика со стороны подчас и православной среды подточили его когда-то крепкий организм.
Начиная с 1924 года Святейший Патриарх стал сильно недомогать. В воскресенье, 5 апреля 1925 года он служил последнюю литургию. Через два дня Святейший Патриарх Тихон умер. В свои последние мгновения своей жизни он обратился к Богу и с тихой молитвой благодарности и славословия, крестясь, произнес: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе..." - в третий раз перекреститься он не успел. Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек, хотя всех прощавшихся в продолжение каких-нибудь ста часов не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы, где до погребения находилось тело усопшего Патриарха.
Заключение
На ответственном посту Первосвятителя Русской Церкви Святейший Тихон пробыл семь с половиной лет. Трудно представить Русскую Православную Церковь без Патриарха Тихона в эти годы. Так неизмеримо много сделал он и для Церкви, и для укрепления самой веры в тяжелые годы испытаний, выпавших на долю верующих. Не найти и не подобрать всех тех слов в адрес этого слуги своему Богу и Отечеству.
9 октября 1989 г. Патриарх Тихон был канонизирован Собором Русской
Православной Церкви.
Дни памяти святителя Тихона – 9 февраля, 7 апреля, 9 октября, 18 ноября.
Список литературы
1. Послания святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: Сборник трудов патриарха Тихона. М.: Фонд славянской письменности и культуры, 1990.
2. Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви: 1917–1997 // История Русской Церкви. В 9 т. Т. 9. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997.
3. Современники о Патриархе Тихоне. В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
4. Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в воспоминаниях современников. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: Общество любителей церковной истории, 2000.
5. Вострышев М. И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1997.
6. Лобанов В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925). М.: Русская панорама, 2008.
7. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Проповеди и поучения. М.: Сретенский мон-рь: Фонд патриарха Тихона, 1995.
8. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1994.
9. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
Горячо - холодно
Кто грамотней?
Паук
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
"Портрет". Н.В. Гоголь