История села Колыванское, Павловского района, Алтайского края
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.51 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колыванская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Из истории возникновения села Колыванское …»
Работу выполнила:
Ходунова Ксения,
ученица 7 класса
Руководитель: Бойко Наталья Дмитриевна
с. Колыванское 2024
Из истории возникновения села Колыванское …
Цель: познакомиться с историей возникновения нашего села
Задачи:
- Выяснить когда и как возникло село
- Происхождение названия села
- Узнать первых основателей с. Колыванское
Предмет исследования:
история возникновения и основания села Колыванское
Методы исследования:
-беседа;
-наблюдения;
-опрос;
-поиск и изучение старых фотографий, историко – краеведческих очерков, созданных с использованием архивных данных.
Гипотеза:
Предполагаю:
- проявится интерес к изучению истории села
- обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о возникновении родного села и о его основателях.
Тема моей исследовательской работы «Из истории возникновения моего села …». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна.
Барнаульский ленточный бор – один из четырех ленточных боров в Алтайском крае, на кромке которого выросло наше село. Это самый большой по протяженности ленточный бор. Свое название он получил по названию реки Барнаулки. Он вырос на песчаных отложениях, нанесенных ледником, толщина которых здесь достигает 300-400 м.
На протяжении двух лет (2010-2012 г ) через Барнаульскую боровую ленту прокладывали дорогу, соединяющую наше село и прилегающие села с Топчихой. Во время строительства дорожники обнажили громадные залежи песка, корни сосен, которые скрепляют песок, сдерживая песчаные бури. Мы сфотографировали их, а теперь используем как фактический материал.
История возникновения нашего села тесно связана с богатейшими разработками в России месторождений серебра в Змеиногорске в 18 веке.
На транспортных путях между рудниками и заводами возникали маленькие деревеньки. Одна из них, Демидовский или Барнаульский станец. Поселение располагалось в сосновом бору, в 60 верстах от места впадения реки Барнаулки в реку Обь. Основателем Барнаульского станца был уральский горнопромышленник Акинфий Демидов.
Станец был создан для своих крепостных людей и других поселенцев.
Барнаульский Станец использовался как постоялый двор на пути от Змеиногорского рудника к деревне Касмалинской (Павловский завод). Такие станцы (деревни) возникали на глухих малопроезжих дорогах в 30-40 километрах друг от друга. Конные упряжки из Горной Колывани Курьинского района везли вазы, руду на сереброплавильный завод в Павловск, Барнаул, Сузун (Томская губерния). Станцы служили для отдыха проезжающих, варки пищи, кормления лошадей. Руду перевозили на конях, которые за день могли с грузом преодолеть расстояние в 40 километров. Состояли станцы из 2-3 изб, в которых жили «зимовщики», запасающие хлеб и фураж. Со временем станец стал деревней, а затем – селом Барнаульское, именовался еще Старобарнаульским селом. Деревня Колыванская образовалась как выселок из деревни Барнаульской, дата основания которой обозначена на стеле при въезде в село – 1737 год, но известный алтайский историк Юрий Сергеевич Булыгин считает датой основания села – 1734 год. Но более достоверной дата образования села Колыванского считается 1782 год («Ойконимический словарь Алтая», составитель Л. М. Дмитриева). К этой дате основания села склоняется автор книги «Вот моя деревня …»
И. Я. Горшков.
В "Ойконимическом словаре Алтая" Л.М. Дмитриевой (Барнаул, 2001, с.136-137) указывается, что село основано в 1782г. Здесь же приводится следующая информация о селе: "Хронологические вари-анты названия д.Колыванская, д.Вошкина. Вариант, функционирующий в речи жителей - Колыванск: "Так короче". Прежнее название Вошкино, как говорят информаторы: "Дразнилка была такая". Негатив информации способствовал замене имени в 1914 г. Современное название село по-лучило по гидрониму: "Некогда здесь было оз.Колыванское (вариант Колывань)" Гидроним Колывань является переносом с названия Колывань Курьинского р-на, т.к. с Колыванского завода возили руду (на Павловский завод)."
Выросло наше село среди огромной березовой дубравы, на северо-западной опушке бора, у небольшого безымянного озерка и на берегу такой же безымянной речушки.
,
В 18 веке горное производство развивалось быстрыми темпами:
Все три завода работали на привозной руде Змеиногорского рудника, а древесным углем для плавильных печей заводы снабжались со всей округи в радиусе 80-100 километров. Каменный уголь в то время в плавильном деле еще не использовался.
Для выжигания угля у кромок сосновых боров демидовские приказчики организовали выжигательные ямы (курни), а неподалеку от них селили людей – выжигальщиков-углежогов. Для выжига древесного угля в первую очередь использовался перестоявшийся древостой сосны и лиственные деревья. В основном это была береза. Выжигался уголь зимой и летом в ямах на берегу реки Барнаулки или непосредственно на песчаных боровых полянах.
Строевая древесина соснового бора находилась под строжайшим контролем и отпускалась поштучно только для строительства изб, амбаров, бань.
Поныне в нашем лесу сохранились останки ям-копанцев по берегам реки Барнаулки и на лесных полянах. Многие ямы заросли громадными соснами, но на местах вырубки леса и сильного бурелома они обнажают черные остатки выжженного угля.
Выжиганием угля занимались в основном крестьяне старшего возраста, помощниками были подростки, которые в будущем становились мастерами-углежогами. В работе существовал принцип «не пережечь» и «не дожечь». За плохой уголь виновных наказывали кнутами и штрафом.
С развитием сереброплавильного производства требовалось все больше и больше рабочих рук, хлеба, других продуктов питания, кормов для скота, топлива для работы плавильных печей.
Появляются мастера-самоучки среди жителей деревни Колыванской . Они на расстоянии более 10 километров пережгли на уголь громадную березовую рощу, что росла по левому берегу речки от самого соснового бора (ныне от села Арбузовки) до урочища Отноги (в народе это место именуется Отножкой).
Через 100 лет от березовой рощи по левому берегу речки не осталось и следа. А ведь роща спасала деревню зимой и летом от сильных ветров и буранов. Ее остатки продержались до конца 20 века. Сейчас остаток рощи (дубравы) располагается лишь на центральной усадьбе села, но она стала совсем другой. Много старых берез, подрост вытаптывается частным скотом, территория захламляется мусором. А ведь это уникальный природный и исторический этап в становлении и жизни нашего села. Еще в 70-80-х годах 20 века она была огорожена, ее территория использовалась населением для проведения праздников. Здесь же по выходным устраивались танцы под духовой оркестр.
Сохранились отдельные березки-старушки на улице Труда, возле ветлечебницы в обхвате до 1.5- 2х метров.
В конце 19 века деревня Колыванская, ставшая селом, именовалась и другим именем – село Вошкино. Бытуют разные версии по этому поводу.
Первая версии гласит о том, что первым жителем села был некий Вошкин, но подтверждения оно не нашло. Вошкины здесь никогда не жили. По второй были или небыли староста Барнаульской деревни Иван Комаров при первом посещении новой деревеньки в начале 19 века, увидя, как плотно «уселись» друг против друга избы переселенцев, воскликнул: «Ну, как вошки на гашнике уселись!» Скорее всего, изречение Ивана Ивановича Комарова и приклеило к деревеньке на последующие 100 лет неблагозвучное название, а скорее прозивище – Вошкино. Это звучание бытует и до сих пор среди пожилого населения.
Плотное поселение жителей деревни Колыванской объяснялось трудностями с раскорчевкой вековых деревьев березовой дубравы на берегу речки, которую впоследствии запрудили, а водоем и поныне зовут озером Сибирь.
Современное название село получило в 1914 году. Оно было переименовано в Колыванское: «путь из Колывани через Колыванск». В речи жителей функционирует более короткое название села – Колыванск.
Деревни горного округа были немногочисленными, население прирастало медленно, только малым числом переселенцев по разрешению местных властей. Существуют сведения, что в деревне Колыванской в 1811-1816 годах проживал всего 81 человек. Естественная прибыль – рождаемость в семьях, как правило, была высокой, смертность тоже имела высокий уровень. К концу 19 века в крупных селах, в том числе и в нашем селе, появятся церковные храмы.
В середине 19 века, после отмены крепостного права, Алтайский горный округ был открыт для переселения из европейских губерний. Крестьянам дали возможность получить в далеких сибирских краях дорогую матушку-землю. Сибирь для нищего крестьянина казалась неземным раем. Целыми деревнями хлынули они из Курской, Вологодской, Тамбовской и других губерний в незнакомые им края, осваивать необжитую непаханую черноземную целину, где «морскими волнами» переливался ковыль, перемешиваясь с полынью и типчаком.
Основатели села Колыванское
Пользуясь материалами историко-краеведческого очерка И. Я. Горшкова «Вот моя деревня …» мы находим, что основателями села Барнаульское , а так же села Колыванское были братья Пылковы. По семейным преданиям мужская ветвь Пылковых уходит во времена покорения Сибири казаком Ермаком. В конце 18 начале 19 веков Пылковы проживали только в селе Колыванское, выехав из деревни Барнаульской в 1782 году. С переездом в село Колыванское им пришлось оставить обязанности обеспечения путешественников и возчиков руды , меди, и серебра местом отдыха, пищей и обогревом. Они стали крестьянами.
Парни Пылковы ( так они стали записываться в росписях у священников), все были выше среднего роста, темноволосые. Мужики и женщины были красивыми ,умными, а девки со своей косинкой а глазах – просто обаятельными. Одна из них, Верочка Пылкова, училась в Колыванской школе в 50 годах прошлого столетия - потомок татарки Айнуры (Анны) в восьмом или даже девятом поколении.
Она же, Вера Ивановна Дудина (Пылкова) 1933 года рождения, всю жизнь прожила в селе Колыванское. В 1 9 55 году она вышла замуж за Дудина Александра Егоровича, вот что нам поведала их дочь о родителях и своих предках.
Дед, Пылков Иван Иванович, 1888 года рождения. Работал в колхозе «Красный охотник». Был разнорабочим, выполнял все работы. Изнурительный, тяжелый труд рано подорвал здоровье , он долго болел, умер в 1953 году.
Бабушка, Пылкова Марфа Ивановна, 1900 года рождения. Была очень трудолюбивой и старательной колхозницей. Пахала, косила, бороновала, используя в качестве тягловой силы свою корову. Умерла в 1976 году.
В семье Ивана Ивановича и Марфы Ивановны Пылковых родись 4 дочери: Прасковья в 1924 году, Зоя – в 1929, Вера – в 1933, Александра в 1941 году. Родовое поместье семьи Пылковых располагалось по улице Малосибирской. Прародители сами построили небольшой, но по тем временам крепкий дом. Девушки подрастали, выходили замуж, покидали отчий дом, но все остались жить в селе Колыванское.
Старшая Прасковья вместе с матерью и со своим мужем Ивачевым Тимофеем Максимовичем остались жить в родительском доме вместе с матерью. Проходили годы, строение ветшало, в семье рождались дети (2 дочери и 2 сына), рядом со старым домом они построили большой, высокий и просторный дом.
В семье Горшковых Зои Ивановны и Владимира Николаевича подрастали сын Сергей и дочь Любовь; у Ульяновых Александры Ивановны и Ивана Михайловича две дочери Елена и Наталья, а у Дудиных Веры Ивановны и Александра Егоровича – дочь Ольга. В семье Пылковых не было сына, поэтому родословная ветвь этой семьи на этом закончилась. Семейные традиции, заложенные родителями, долгое время хранились во всех поколениях рода Пылковых. Ежегодно в пасхальное воскресенье после посещения могилок родных они собиралась с детьми, а затем и внуками, в отчем доме. Эта была дань памяти родителей, которая продолжалась в следующих поколениях. Заготовка сена, копка картошки проходила коллективно, облегчая труд одной семьи.
Вера Ивановна одна из 4х дочерей с 13 лет начала работать на кирпичном заводе: загружала и выгружала печи с кирпичом, пришлось поработать телятницей, ветсанитаром. После выхода на пенсию помогала своему мужу Александру Егоровичу заниматься пчеловодством. Он работал на пасеке в совхозе, а затем в лесхозе. Являлся отличным мастером пчеловодом 1 класса, а она была незаменимой помощницей. Всегда вместе.
Заключение
В результате проведенной работы цель исследования достигнута. В итоге встречи и беседы с внучкой, дочерью семьи Дудиных (Пылкова-мать) Муравлевой Ольгой Александровной, обработки исторических материалов была изучена малая часть истории возникновения и развития села Колыванское.
В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что наше село жило обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей малой родины.
Литература
1. И. Горшков «Вот моя деревня …» Барнаул 2012
2. Олькова, О. А. Ленточный бор, Барнаульский / Барнаул : энцикл. - Барнаул, 2000. - С. 166.
3. Рассыпнов, В. А. Природа Алтая / В. А. Рассыпнов. - Барнаул : АлтГПА, 2009. - 161 с.
4. А.Н. Романов Этим гордится Алтайский край Барнаул 2008 г
Воздух - музыкант
Золотая хохлома
Сочини стихи, Машина
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Круговорот воды в пакете