Работа выполнена в рамках года учителя и наставника. В ней автор рассказывает о значимости труда педагога - своей прабабушки.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.01 КБ |
![]() | 2.18 МБ |
«Науки юношей питают»
Номинация «Я- исследователь»
«Моя прабабушка - учитель»
Подготовил:
Сайтаков Эльдар Романович
учащийся 4 а класса
МБОУ“Подольская СОШ»
Руководитель: Мартенс Луиза Гайсиевна
учитель начальных классов
МБОУ“Подольская СОШ»
с. Луговск 2023 г
Оглавление
Глава1.1Биография стр.5
Глава 1.2 Её пример- другим наука. стр.6
3. Заключение стр.7
4. Литература стр.8
5. Приложение стр.9-12
Введение
В современном мире каждый год появляются все новые и новые профессии, какие-то из них утрачивают свою значимость, постепенно исчезают. Но живет одна из профессий на Земле, без которой не могло и не может обойтись никогда общество. Это учитель.
«Говорят, что писатель живет в своих книгах, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости, учит быть Человеком.»[1]
Моя работа актуальна потому что, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. Выпускники школ хотят стать «айтишниками», работать менеджерами в крупных компаниях, в нефтяной отрасли, то есть иметь высокую зарплату. Опрос будущих выпускников нашей школы показал, что 2 одиннадцатиклассника мечтают стать ИТ-инженерами, 2-автомеханиками, 2 –юристами, 3- медиками, 2-воспитателями,1 –полицейским, только 1 –педагогом. А ведь учителя можно назвать строителем будущего, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна! Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и роль педагога в обществе! Не зря этот год объявлен «Годом педагога и наставника».
Моя исследовательская работа - дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям.
Тема исследования: «Моя прабабушка-учитель»
Объектом своего исследования я выбрал жизненный путь своей прабабушки.
Хронологические рамки исследования: январь – февраль 2023 года.
Цель моего исследования: рассмотреть и изучить жизнь и трудовую деятельность моей прабабушки Даутовой Массуры Вильдановны.
Задачи исследования:
1. Изучить жизненный путь учителя – ветерана педагогического труда.
2. Собрать материал о педагоге и оформить исследовательскую работу
3. Научиться заниматься исследовательской работой.
В своей работе я использовал методы исследования:
-поиск информации в интернете;
-изучение семейного архива, фотоматериалов;
-опрос родителей, прабабушки, ее бывших учеников.
1.1. Жизнь — самый большой дар.
И то, как мы сумеем им распорядиться, зависит от каждого человека. В селе Юлты живет моя прабабушка Массура Вильдановна Даутова, одна из самых уважаемых людей. Всю свою жизнь она посвятила образованию. Из 40 лет педагогического стажа значительную часть она проработала в школе имени Даута Юлтыя учителем начальных классов.
Родилась моя прабабушка Массура Вильдановна 15 мая 1936 года в Александровском районе Оренбургской обла сти .Отец её погиб в Великую Отечественную войну в 1943 году. Прабабушка вспоминает: «Тяжело жили в военные годы, мы, дети, плакали, ждали маму с работы, она приходила поздно. Есть было нечего, поэтому детвора гурьбой ходили на убранное поле соседнего колхоза за свекольной ботвой, а мама вечером варила из нее суп. Когда закончилась война мне исполнилось 9 лет. Возвращались с войны с мужчины, многие покалеченные, сели за трактора. В колхозе вырастили хороший урожай и, наконец, раздали пшеницу. Смолоть в селе её было негде, поэтому мы, дети, таскали зерно понемногу в соседнее село, мололи там муку…Всегда ходили из деревни в деревню пешком» В те тяжкие времена – главное было – выжить!
В 1950 году её семья перееха ла в село Юлты. После окончания Юлтыевской
семилетней школы поступила учиться в Акбулак ское педагогическое училище и закончила его в 1957 году.
Вышла замуж, прадедушка Рафик был передовиком - комбайнером. Вместе построили красивый деревянный дом, вырастили и воспитали троих детей, помогли поднять семерых внуков. Прабабушка теперь заботится и о правнуках.
1.2. Её пример — другим наука
Свою трудовую деятельность моя прабабушка начала в Ибряевской семилетней школе учителем физкультуры и тру да, её энергии мог позавидовать каждый. В1959 году была переведена в Бабичевскую начальную школу, где стала учить «Алифбе» малышей. Но село Бабичево считалось неперспективным, как и многие поселки в то время, и уже в 1960 году прабабушка перешла работать в Юлтыевскую семилетнюю школу, в которой про работала до самой пенсии.
—Сколько себя помню, всегда мечтала стать учительницей, любила читать. А когда мечта исполнилась, на работу ходила, как на праздник. Любовь к делу всегда вдохновляла меня, и любые трудности казались преодолимыми . Ни разу не пожалела о том, что стала сельским учителем, —признаётся моя прабабушка.
Труд сельского учителя всегда был тяжел, работа в школе, после работы домашние заботы. Зарплата учителя начальных классов была очень скромной, поэтому держали коров, баранов. Без большого хозяйства нельзя было прожить в деревне, а поздним вечером - проверка тетрадей, подготовка к урокам. Но прабабушка успевала всё: готовила интересные праздники для своих учеников, учила сразу 2 класса. А объяснять темы приходилось на двух языках: сначала на русском, потом переводила на башкирский. Учить русский язык ребятишкам было трудно, ведь дома в те времена говорили только на родном языке. Благодарны были детишки Массуре Вильдановне за ее понимание и терпение, любили за теплый взгляд и доброту. Работа моей прабабушки многократно была отмечена и государственными наградами.
В 1970 году Указом президиума Верховного совета СССР Массура Вильдановна была удостоена медали «За доблестный труд», через пять лет - она награждена значком «Победитель социалистического соревнования» Оренбургской области, на её счету и Почетные грамоты Красногвардейского района. А в 1989 году прабабушке дали медаль «Ветеран труда».
Моя прабабушка уже давно на заслуженном отдыхе, но и сегодня не теряет связи со школой: её приглашают на торжественные мероприятия, школьные юбилеи, первые и последние школьные звонки. Она гордится успехами своих учеников и уверяет, что её подопечные были разными по характеру и способностям, но не было среди них плохих. Все они получили разные профессии: трактористы и доярки, инженеры и строители, даже подполковник . Но ни о ком не сокрушается прабабушка, все выросли достойными людьми.
Заключение
Я добился поставленной цели исследования: вместе с папой, бабушкой Ранией Рафиковной мы составили биографию прабабушки, изучили документы, уточнили и выяснили, каких наград она была удостоена. Исследовательская работа помогла понять и по достоинству оценить труд учителя. Настоящий учитель.… Какой он? Эрудированный, умный, требовательный, справедливый и, конечно, доброжелательный и понимающий…
Я пришел к выводам:
1. Жизнь и трудовая деятельность педагога-ветерана по-своему интересна и значима.
2. Педагог вложил свой посильный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения в селе.
3. Педагогический труд заслуживает уважения учеников, родителей, общественности.
Практическое значение данного исследования в том, что его можно использовать на классном часе.
Я горжусь своей прабабушкой. В этом году ей исполнится 87 лет. В таком почтенном возрасте она не теряет жизнелюбия, бодрости духа. Её гостеприимный дом всегда открыт. Мы просто обожаем ездить к ней в гости на чаепитие и слушать её жизненные истории.
Источники информации:
1. https://pandia.org/text/79/473/48516.php
2. Документы, фотографии из семейного архива Даутовой М.В.
3. Воспоминания Даутовой М.В., ученика педагога Тукташева И.Г.
Слайд 1
«Моя прабабушка - учитель» Подготовил: Сайтаков Эльдар Романович учащийся 4 а класса МБОУ“Подольская СОШ» Руководитель: Мартенс Луиза Гайсиевна учитель начальных классов МБОУ“Подольская СОШ»Слайд 2
Тема исследования: « Моя прабабушка-учитель» Цель исследования : рассмотреть и изучить жизнь и трудовую деятельность моей прабабушки Даутовой Массуры Вильдановны . Задачи исследования: 1. Изучить жизненный путь учителя – ветерана педагогического труда. 2. Собрать материал о педагоге и оформить исследовательскую работу 3. Научиться заниматься исследовательской работой.
Слайд 3
М етоды исследования - поиск информации в интернете ; -изучение семейного архива, фотоматериалов ; -опрос родителей, прабабушки , ее бывших учеников.
Слайд 4
Глава1.1. Биография Дата рождения-15 мая 1936г. 1957г.- начало трудовой деятельности
Слайд 5
Глава 1.2 Её пример- другим наука. Праздник букваря
Слайд 6
Глава 1.2 Её пример- другим наука.
Слайд 7
Глава 1.2 Её пример- другим наука.
Слайд 8
Глава 1.2 Её пример- другим наука.
Слайд 9
Глава 1.2 Её пример- другим наука.
Слайд 10
Заключение Жизнь и трудовая деятельность педагога-ветерана по-своему интересна и значима. 2 . Педагог вложил свой посильный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения в селе. 3 . Педагогический труд заслуживает уважения учеников, родителей, общественности.
Яблоко
Н. Гумилёв. Жираф
Рисуют дети водопад
Золотая хохлома
О путнике